Конспект внеурочного занятия «Я – гражданин. Я - ученик»
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Внеурочное занятие позволяет · познакомить ребят с правовыми документами,сформировать положительное отношение к законам и обязательность их выполнения;способствует формированию правовой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_ya_uchenik.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальноеобщеобразовательное бюджетное учреждение
«Магдагачинская средняя общеобразовательная школа № 2 »
п.Магдагачи Амурской области
Конспект внеурочного занятия «Я – гражданин. Я - ученик»
Составила: Кузнецова Н.П,
учитель начальных классов
МОБУ МСОШ №2
п.Магдагачи
2014 год
Тема: Я – гражданин. Я – ученик»
Цель: создание условий для совершенствования гражданского самосознания обучающихся.
Задачи:
- Познакомить ребят с правовыми документами.
- Формировать положительное отношение к законам и обязательность их выполнения;
- Способствовать формированию правовой культуры.
- Развивать коммуникативные компетенции, творческие способности обучающихся.
Оборудование: правовые документы, раздаточный материал, ИКТ, толковый словарь С.И.Ожегова
Ход занятия
- Оргмомент
Учитель:Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Я предлагаю поздороваться всем тем,
- кто родился зимой, летом, весной, осенью,
-кто пришел с хорошим настроением.
Учитель: Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня для серьезного разговора.
II. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи
Ученик 1.
Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Ученик
Я имею права на то, чтоб любить и на то, чтоб быть любимым,
Я имею права на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы Мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Учитель:
-Как вы думаете, ребята, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
-Сегодня мы поговорим с вами о правах ребенка. Слайд 1.
- Анализ ситуаций. Вспоминаем, то что знаем. Слайд 2
Мы часто встаём перед выбором: как поступить?
- Помочь маме или пойти погулять?
- Делать уроки или смотреть телевизор?
- Нагрубить товарищу или решить спор по-дружески?
- Сказать правду или промолчать?
Легко ли принять решение? От чего зависит ваш выбор?
Вывод: принимать решения не просто, но надо поступать по совести.
- Игра «Да – нет» Слайд 3
Учитель. Вам необходимо подставить слово «ДА» к тому качеству, которое позволяет человеку, на ваш взгляд, поступить по совести, в других случаях – «НЕТ».
Вспыльчивость
Торопливость
Осмотрительность
Аккуратность
Честность
Лживость
Уважение к людям
Уважение к себе
Безразличие
Справедливость
Учитель. Что такое справедливость? А несправедливость?
Из словаря С.И.Ожегова: «Справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине». Приведите примеры справедливости и несправедливости. (Ребята приводят примеры из своей жизни).
Вывод: есть моральные и правовые отношения: в моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых – законами, деловым этикетом.
Учитель. Что значит быть справедливым, например, к одноклассникам? (Это значит проявлять свои достоинства. Не мешая, не препятствуя окружающим проявлять свои достоинства).
После обсуждения ребята выводят правило.
Правило: не мешайте другим и не давайте другим без надобности мешать себе; быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки. Слайд 4.
III.Определяем основной вопрос урока. Знакомство с правовыми документами. Слайд 5
Работа в паре.
Учитель. Прочитайте стихотворение и обсудите в паре, как вы поняли смысл этих строк:
Мама учит не прятать у сердца обид,
Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?
Если слово ты дал - это слово навеки, гранит,
Если в гору идёшь, поднимайся, других не толкая.
(С.Островой)
Высказывания ребят по парам.
Вывод: быть справедливым – значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.
IV. Решаем проблему. Сравниваем свой вывод с авторским. Слайд 6
Работа в паре. Выберите название документа , где записаны права ребёнка. Объясните , что такое право?
Учитель. Посмотрите друг на друга. Все вы разные, у вас разные вкусы, интересы, черты характера, но все вы вместе – часть общества, в котором живёте, поэтому у вас одинаковые … (права).
Как называется документ, в котором записаны права ребёнка?
Учитель. « Конвенция о правах ребёнка» - это документ, который провозглашает защиту прав каждого ребёнка в любой стране. Слайд 7
В каждой стране эти права закрепляются основным законом.
Это правовые документы. Почему их так называют?
Выводы: Право – это правило, по которому живут люди. Эти правила охраняются государством. Они определяют отношения людей в обществе.
Законы – это правила, которые устанавливает государство.
V .Ознакомление с основными правами Конвенции. Слайд 8 -19
На основании 54 статьи Конвенции каждый ребёнок имеет:
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг, культурную и творческую жизнь.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на защиту от оскорблений, грубого обращения.
Учитель. Вы пользуетесь этими правами? (После обсуждения ребята делают вывод)
Вывод: никто не имеет права обижать другого человека, унижать его, жестоко наказывать, мешать учиться, отдыхать, получать медицинскую помощь.
VI. Применяем новые знания. Развиваем умения. Работа над созданием проекта «Кодекс класса» в группах. Слайд 20
(Каждая группа получает карточки с заданием, картинки, разрезной материал и лист А-3, куда наклеивают свои ответы )
1 группа. В виде аппликаций, рисунков создаёт знаки – памятки о правах ребёнка.
2 группа. Работает над обязанностями школьника, из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника.
- добросовестно учиться
- беречь только своё имущество
- соблюдать этику поведения
- соблюдать школьный режим
- беречь школьное имущество
- беречь своё здоровье и здоровье окружающих
- соблюдать правила поведения
- соблюдать чистоту и порядок
- соблюдать технику безопасности
- беречь своё здоровье
3 ГРУППА. Выделите те предложения, которые приемлемы для нашего класса.
- каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать другого.
- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
- Все в классе равны, независимо от национальности, пола, убеждений.
- В классе должен быть «вожак», которому все должны подчиняться и который будет руководить жизнью класса.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
- Наш класс – дружный коллектив , поэтому у нас всё общее. Можно взять любую вещь, которая тебе понравилась.
- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, то что говорит учитель. Нельзя высказывать своё мнение.
- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
- Веди себя прилично на уроках, после уроков можешь шалить, баловаться.
- Содержать в чистоте рабочее место, кабинет, установить график дежурства.
- Следить за порядком и чистотой только своего рабочего места, остальное уберёт дежурный.
Отчёт по группам.
Творческое задание группам.
1 группа
В мире есть закон, что знает________________________________,
Все его Конвенцией _______________________________________.
Охраняет жизнь, здоровье __________________________________,
Их права на отдых и на _____________________________________.
Нам с тобою тот закон ______________________________________,
В жизни нам поможет очень _________________________________.
(Слова для справок: каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан)
2 группа
Без устава школе быть _____________________________________,
Это знают даже ___________________________________________ .
«Надо» и Могу» в нём___________________________________,
Только изучить ты _______________________________________.
По «Уставу» будешь жить __________________________________,
И проблем не будет _______________________________________.
(Слова для справок: едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали)
3 группа
Будет очень дружным _________________________________________,
Всё получится у _______________________________________________.
Если будем точно _____________________________________________
И, конечно, ____________________________________________________
Правила, что класс _____________________________________________
И «Кодексом» их _______________________________________________.
(Слова для справок: у нас, класс, назвал, знать, создал, выполнять.)
VII. Рефлексия. Слайд 21
Учитель: Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Поскольку «Конвенция о правах ребенка » – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Продолжите такую фразу: «Для меня самое главное право – это …»
- право на жизнь;
- право на ФИО;
- право на воспитание в семье;
- право свободно выражать свое мнение, свои взгляды по всем вопросам;
- право на гражданство;
- право на образование;
- право на жилище;
- право на имущество;
- право на отдых и досуг;
- право на охрану здоровья и т.д.
Учитель.
Какой вывод мы сможем сделать?
Вывод: Несоблюдение законов приводит к беспорядку, трагедии, угрозе жизни, здоровью. Важно помнить, что законы есть не только в документах разных уровней, но и в любом из нас.
Главный закон жизни – поступать по совести. Жить по законам правды, добра, чести нужно учиться с детства. Права и свободы человека возможны только при осуществлении каждым своих обязанностей.
Я – человек. Живу среди людей,
Тех, у которых множество идей,
И все должны мы понимать друг друга,
Ведь в этом состоит общественного жития наука.
Я – человек. И ты. И он ведь человек.
Давайте в мире пониманья жить вовек.
Литература:
- Изучаем свои права.1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е.А. Гальцова.– Волгоград: Учитель, 2007.
- Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е. Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. С.О. Домбек, Н.В. Лебедевой. Вып. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой, Е.В. Володиной, Е.Н. Степанова. Вып. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Классные часы в 1-4 классах / авт.- сост. И.В. Персидская и др.- Волгоград: Учитель, 2006.
- Серия «Уроки мастерства» Мастер – класс для начальной школы. выпуск 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».
На данном занятии рассмотриваем состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем лучший стиральный порошок из наиболее популярны...
Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...
Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...
конспект внеурочного занятия "Я - гражданин России"
Тема: " Я - гражданин России"Направление внеурочное деятельности: духовно - нравственноеФорма занятия: познавательная беседаЦель занятия: познакомить обучающихся с символикой России, у...
Внеурочная занятие " Я-гражданин России"
Тема " Люблю тебя, моя Россия"- музыкальный час....
Конспект внеурочного занятия на тему "Я-Ученик" (2 класс)
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеФорма работы: урокТема занятия: Я-ученикЦель занятия: формирование нового социального статуса и социальной роли «Я - ученик»; форми...
Конспект внеурочного занятия "Я ученик. Что уже знаю и умею" ("Мир деятельности", 3 класс)
Цель внеурочного занятия: формирование умения применять простейшие приёмы успешного выступления и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона....