Конспект внеурочного занятия «Я – гражданин. Я - ученик»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Кузнецова Надежда Павловна

Внеурочное занятие позволяет · познакомить ребят с правовыми документами,сформировать положительное отношение к законам и обязательность их выполнения;способствует  формированию правовой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_grazhdanin_ya_uchenik.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальноеобщеобразовательное бюджетное учреждение

«Магдагачинская средняя общеобразовательная школа № 2 »

п.Магдагачи Амурской области

Конспект внеурочного занятия «Я – гражданин. Я  - ученик»

Составила: Кузнецова Н.П,

 учитель начальных классов

МОБУ МСОШ №2

п.Магдагачи

2014 год

Тема: Я – гражданин. Я – ученик»

Цель:  создание условий для совершенствования гражданского самосознания обучающихся.

Задачи:

  • Познакомить ребят с правовыми документами.
  • Формировать положительное отношение к законам и обязательность их выполнения;
  • Способствовать формированию правовой культуры.
  • Развивать коммуникативные компетенции, творческие способности обучающихся.

Оборудование: правовые документы, раздаточный материал, ИКТ, толковый словарь С.И.Ожегова

Ход занятия

  1. Оргмомент

Учитель:Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!  Я предлагаю поздороваться всем тем,

- кто родился зимой, летом, весной, осенью,

-кто пришел с хорошим настроением.

        Учитель: Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня для серьезного разговора.


II. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи

Ученик 1.

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Ученик 

Я имею права на то, чтоб любить и на то, чтоб быть любимым,

Я имею права на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы Мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Учитель:

-Как вы думаете, ребята, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

-Сегодня мы поговорим с вами о правах ребенка. Слайд 1.

  1. Анализ ситуаций. Вспоминаем, то что знаем. Слайд 2

Мы часто встаём перед выбором: как поступить?

  • Помочь маме или пойти погулять?
  • Делать уроки или смотреть телевизор?
  • Нагрубить товарищу или решить спор по-дружески?
  • Сказать правду или промолчать?

Легко ли принять решение? От чего зависит ваш выбор?

Вывод: принимать решения не просто, но надо поступать по совести.

  1. Игра «Да – нет» Слайд 3

Учитель. Вам необходимо подставить слово «ДА» к тому качеству, которое позволяет человеку, на ваш взгляд, поступить по совести, в других случаях – «НЕТ».

Вспыльчивость

Торопливость

Осмотрительность

Аккуратность

Честность

Лживость

Уважение к людям

Уважение к себе

Безразличие

Справедливость

Учитель. Что такое справедливость? А несправедливость?

Из словаря С.И.Ожегова: «Справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине». Приведите примеры справедливости и несправедливости. (Ребята приводят примеры из своей жизни).

Вывод: есть моральные и правовые отношения: в моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых – законами, деловым этикетом.

Учитель. Что значит быть справедливым, например, к одноклассникам? (Это значит проявлять свои достоинства. Не мешая, не препятствуя окружающим проявлять свои достоинства).

После обсуждения ребята выводят правило.

Правило: не мешайте другим и не давайте другим без надобности мешать себе; быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки. Слайд 4.

III.Определяем основной вопрос урока. Знакомство с правовыми документами. Слайд 5

  Работа в паре.

Учитель. Прочитайте стихотворение и обсудите в паре, как вы поняли смысл этих строк:

                

Мама учит не прятать у сердца обид,

Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?

Если слово ты дал - это слово навеки, гранит,

Если в гору идёшь, поднимайся, других не толкая.

                                                (С.Островой)

Высказывания ребят по парам.

Вывод: быть справедливым – значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.

IV. Решаем проблему. Сравниваем свой вывод с авторским. Слайд 6

     Работа в паре. Выберите название документа , где записаны права ребёнка.  Объясните , что такое право?

         Учитель. Посмотрите друг на друга. Все вы разные, у вас разные вкусы, интересы, черты характера, но все вы вместе – часть общества, в котором живёте, поэтому у вас одинаковые … (права).

Как называется документ, в котором записаны права ребёнка?

Учитель.  « Конвенция о правах ребёнка» - это документ, который провозглашает защиту прав каждого ребёнка в любой стране. Слайд 7

В каждой стране эти права закрепляются основным законом.

Это правовые документы. Почему их так называют?

Выводы: Право – это правило, по которому живут люди. Эти правила охраняются государством. Они определяют отношения людей в обществе.

         Законы – это правила, которые устанавливает государство.

V .Ознакомление с основными правами Конвенции. Слайд 8 -19

На основании 54 статьи Конвенции каждый ребёнок имеет:

  1. Право на жизнь.
  2. Право на имя при рождении.
  3. Право на медицинскую помощь
  4. Право на образование
  5. Право на отдых и досуг, культурную и творческую жизнь.
  6. Право на заботу и воспитание родителями.
  7. Право на защиту от оскорблений, грубого обращения.

Учитель. Вы пользуетесь этими правами?  (После обсуждения ребята делают вывод)

Вывод: никто не имеет права обижать другого человека, унижать его, жестоко наказывать, мешать учиться, отдыхать, получать медицинскую помощь.

VI. Применяем новые знания. Развиваем умения. Работа над созданием проекта «Кодекс класса» в группах. Слайд 20

 (Каждая группа получает карточки с заданием, картинки, разрезной материал и лист А-3, куда наклеивают свои ответы )

1 группа. В виде аппликаций, рисунков создаёт знаки – памятки о правах ребёнка.

2 группа. Работает над обязанностями школьника, из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника.

  • добросовестно учиться
  • беречь только своё имущество
  • соблюдать этику поведения
  • соблюдать школьный режим
  • беречь школьное имущество
  • беречь своё здоровье и здоровье окружающих
  • соблюдать правила поведения
  • соблюдать чистоту и порядок
  • соблюдать технику безопасности
  • беречь своё здоровье

3 ГРУППА. Выделите те предложения, которые приемлемы для нашего класса.

  • каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать другого.
  • В классе должна существовать дружба только между  мальчиками и девочками в отдельности.
  • Все в классе равны, независимо от национальности, пола, убеждений.
  • В классе должен быть «вожак», которому все должны подчиняться и который будет руководить жизнью класса.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
  • Наш класс – дружный коллектив , поэтому у нас всё общее. Можно взять любую вещь, которая тебе понравилась.
  • Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
  • Нужно всегда говорить только то, то что говорит учитель. Нельзя высказывать своё мнение.
  • Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
  • Веди себя прилично на уроках, после уроков можешь шалить, баловаться.
  • Содержать в чистоте рабочее место, кабинет, установить график дежурства.
  • Следить за порядком и чистотой только своего рабочего места, остальное уберёт дежурный.

Отчёт по группам.

Творческое задание группам.

1 группа

В мире есть закон, что знает________________________________,

Все его Конвенцией _______________________________________.

Охраняет жизнь, здоровье __________________________________,

Их права на отдых и на _____________________________________.

Нам с тобою тот закон ______________________________________,

В жизни нам поможет очень _________________________________.

(Слова для справок: каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан)

2 группа

Без устава школе быть _____________________________________,

Это знают даже ___________________________________________  .

«Надо» и Могу» в нём___________________________________,

Только изучить ты _______________________________________.

По «Уставу» будешь жить __________________________________,

И проблем не будет  _______________________________________.

(Слова для справок: едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали)

3 группа

Будет очень дружным _________________________________________,

Всё получится у _______________________________________________.

Если будем точно _____________________________________________

И, конечно, ____________________________________________________

Правила, что класс _____________________________________________

И «Кодексом» их _______________________________________________.

(Слова для справок: у нас, класс, назвал, знать, создал, выполнять.)

VII. Рефлексия. Слайд 21

 Учитель: Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Поскольку «Конвенция о правах ребенка » – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Продолжите такую фразу: «Для меня самое главное право – это …»

- право на жизнь;

- право на ФИО;

- право на воспитание в семье;

- право свободно выражать свое мнение, свои взгляды по всем вопросам;

- право на гражданство;

- право на образование;

- право на жилище;

- право на имущество;

- право на отдых и досуг;

- право на охрану здоровья и т.д.

Учитель.

Какой вывод мы сможем сделать?

Вывод: Несоблюдение законов приводит к беспорядку, трагедии, угрозе жизни, здоровью. Важно помнить, что законы есть не только в документах разных уровней, но и в любом из нас.

Главный закон жизни – поступать по совести. Жить по законам правды, добра, чести нужно учиться с детства. Права и свободы человека возможны только при осуществлении каждым своих обязанностей.

Я – человек. Живу среди людей,

Тех, у которых множество идей,

И все должны мы понимать друг друга,

Ведь в этом состоит общественного жития наука.

Я – человек. И ты. И он ведь человек.

Давайте в мире пониманья жить вовек.

Литература:

  1. Изучаем свои права.1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е.А. Гальцова.– Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е. Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. С.О. Домбек, Н.В. Лебедевой. Вып. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой, Е.В. Володиной, Е.Н. Степанова. Вып. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5.  Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  6. Классные часы в 1-4 классах / авт.- сост. И.В. Персидская и др.- Волгоград: Учитель, 2006.
  7. Серия «Уроки мастерства» Мастер – класс для начальной школы. выпуск  2.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

конспект внеурочного занятия "Я - гражданин России"

Тема: " Я - гражданин России"Направление внеурочное деятельности: духовно - нравственноеФорма занятия:  познавательная беседаЦель занятия: познакомить обучающихся с символикой России, у...

Внеурочная занятие " Я-гражданин России"

Тема " Люблю тебя, моя Россия"- музыкальный час....

Конспект внеурочного занятия на тему "Я-Ученик" (2 класс)

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеФорма работы: урокТема занятия: Я-ученикЦель занятия: формирование нового социального статуса и социальной роли «Я - ученик»; форми...

Конспект внеурочного занятия "Я ученик. Что уже знаю и умею" ("Мир деятельности", 3 класс)

Цель внеурочного занятия: формирование умения применять простейшие приёмы успешного выступления и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона....