Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Живая планета" ( Растительный мир Кубани)
методическая разработка на тему

Дудка Людмила Борисовна

Предлагаемая программа направлена на формирование и усвоение детьми системы знаний о жизни растений. К сожалению, в школьном курсе ботаники практически нет места познанию флористического богатства родного края, знакомству с редкими и необычными растениями. По этой причине наряду с теоретическими разделами программой предусмотрено проведение практических и экспериментальных работ с растениями, а также изучение флористического богатства родного края в ходе экскурсий. Предлагаемая программа ни в коей мере не повторяет курс естествознания или природоведения для начальной школы, а дает дополнительные знания, расширяет кругозор учащихся в данной области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

     

Принята на заседании                                                                                 Утверждаю:

педагогического совета                                                       Директор МКОУ ДО ДДТ

 от «_____»___________2017г.                                                        МО Ейский район

Протокол №                                                                            ___________ И.А. Дикая

                                                                                               «_____»___________                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

« ЖИВАЯ ПЛАНЕТА (Растительный  мир Кубани) »

Уровень программы:                       базовый

Срок реализации программы:   1 год (204 часа)

                                                         (общее количество часов)

Возрастная категория: от 7 до 15лет

Вид программы:             модифицированная

                               

                        Автор-составитель:

                                Педагог дополнительного         образования  Дудка Л.Б.

ст. Камышеватская

 2017 г.

РАЗДЕЛ 1«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ»

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  «Живая планета» разработана для образовательных учреждений и  относится к естественнонаучной направленности. 

Предлагаемая программа направлена на формирование и усвоение детьми системы знаний о жизни растений. Данная программа ориентирует желающих детей,  на профессию цветовода, овощевода.

В процессе обучения происходит:

- изучение основных групп комнатных, культурных и декоративных растений;

- приемов ухода за растениями, выращивания,  в особенностях размножения и акклиматизации;

- обучение учащихся практическим умениям по возделыванию и уходу за растениями.

 К сожалению, в школьном курсе ботаники из-за недостатка времени теоретический материал не удается проиллюстрировать практическими и лабораторными работами. Кроме того, в школьной программе практически нет места познанию флористического богатства родного края, знакомству с редкими и необычными растениями, изучению их ритма развития и наблюдению за ними в природе. По этой причине наряду с теоретическими разделами программой предусмотрено проведение практических и экспериментальных работ с растениями, а также изучение флористического богатства родного края в ходе экскурсий.

Это делает занятия увлекательными и прививает навыки работы с растениями, развивает наблюдательность.

            Новизна программы «Живая планета» заключается в том, что она основывается на фенологических наблюдениях за природой своей местности и своего края. Занятия в объединении «Живая планета» помогают ребятам сознательно применять на практике полученные знания о растениях, умения наблюдать и экспериментировать. Предлагаемая программа ни в коей мере не повторяет курс естествознания или природоведения для начальной школы, а даёт дополнительные знания, расширяет кругозор школьников в данной области.

Актуальность изучаемой программы обусловлена интересом детей к изучению разнообразия видов растений , призвана удовлетворить потребности в приобретении новых знаний и способностей их получении путем самообразования.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в том, что предусмотренный теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что она включает в себя связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, ботаника, экология, для разного возрастного состава.

         В отличие от других  программ естественнонаучной  направленности данная программа, позволяет прививать любовь и бережное отношение к растениям, их сохранение и приумножение. В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности.

         Адресат программы.

         Программа ориентирована на учащихся, которые увлекаются изучением растений, интересуются их видами, размножением. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдением, сбором растений для гербария, изучением растений своей местности. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-15 лет.

         Уровень программы, объем и сроки реализации.

         Дополнительная образовательная программа «Живая планета», является базовой, что способствует  открытию широких возможностей для всестороннего биологического и экологического образования обучающихся.

 Программа состоит из 6 разделов.

Раздел 1. Фенология, как наука.

Раздел 2. Удивительный мир растений.

Раздел 3. Грибы самостоятельное царство живых организмов.

Раздел 4. Комнатные растения.

Раздел 5. Аптека под ногами.

Раздел 6. Флора Кубани.

Программа рассчитана на один год обучения. На освоение программы отводится 204учебных часа.

         Формы обучения.

         Форма обучения очная.

         Режим занятий.      

         Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 учебных  часа. Продолжительность одного учебного часа составляет 40минут. Перерыв между занятиями – 10 минут.

         Особенности организации образовательного процесса.

         Основной объем теоретических и практических занятий проводится в кабинете, где учащиеся изучают виды растений по литературным источникам. В экскурсиях и походах ребята наглядно знакомятся с местной флорой. Каждое занятие носит познавательный,  развивающий и исследовательский характер и сопровождается практической работой. Занятия строятся с учетом психолого-педагогических особенностей детей школьного возраста.  

В перечень основных теоретических тем входят морфология вегетативных и репродуктивных органов, знакомство с основными группами высших растений. Большое внимание уделяется также экологии растений и связи растений с животным миром.

          Практические работы представляют собой изучение конкретных объектов, иллюстрирующих данный теоретический раздел. В ходе большинства  практических работ обучающиеся сами готовят материал для изучения, собирают растения для гербария, ухаживают за комнатными растениями в учреждении. Кроме того, программа предусматривает проведение экскурсий по территории местного парка.

Занятия открывают широкие возможности для всестороннего биологического и экологического образования обучающихся. Изучение теоретических вопросов в тесной связи с практическими знаниями и навыками, знаниями экологии растений формируют бережное и ответственное отношение к природе – то, что следует называть экологической культурой личности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель - создание условий способствующих расширению  и закреплению знаний, практических умений и навыков, необходимых для дальнейшего овладения желаемыми профессиями растениевода, овощевода и пр.

Задачи:

Образовательные:

  • приобретение знаний, о науке фенология, о сезонных изменениях в природе, о группах растений;
  • приобретение  умений давать описание растениям по их внешним признакам, собирать и распознавать флористический материал;
  • практических умений и навыков в работе с декоративными и комнатными растениями;
  • развитие познавательного интереса к растительному миру своего населенного пункта и края;

Личностные:

  • сформировать у ребят навыки самостоятельного наблюдения за растениями в природе;
  • формировать навыки работы с учебной и научной литературой;
  • приобщить детей к художественной литературе.

Метапредметные:

  • развитие мотивации к практической и творческой деятельности;
  • развитие познавательной деятельности, способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • воспитывать трудолюбие,  чувство коллективизма и взаимопомощи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный План (УП)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

прак

тика

1

Вводное занятие.

3

2

1

беседа

2

Раздел 1. Фенология, как наука.

9

4

5

тест

3

Раздел 2. Удивительный мир растений.

63

17

46

викторина

4

 Раздел 3. Грибы самостоятельное царство живых организмов.

24

5

19

выставка

5

Раздел 4. Комнатные растения.

48

14

10

тест

6

Раздел 5. Аптека под ногами.

30

14

16

тест

7

Раздел 6. Флора Кубани.

24

20

      28

тест

8

Итоговое занятие.

3

3

викторина

Итого

204

53

151

Содержание учебного плана

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.(3ч)

Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности. Обязанности кружковца.  

Практическая работа: Организация рабочего места. ТБ при работе с режущими, колющими предметами. Рисование эмблемы кружка.  Конкурс на лучший девиз кружка.

Раздел 1. ФЕНОЛОГИЯ – КАК НАУКА.( 9ч)

Теория: Фенология наука о растениях. Видеофильм «История происхождения растений». Времена года и их роль в жизни растений. Что я знаю об осени? Признаки осени. Золотая осень. Признаки золотой осени. Листопад. Викторина: «Чей лист» (определение листьев березы, клена, ясеня, дуба, осины, рябины, ивы, шиповника, боярышника, барбариса, снежноягодника, черноплодной рябины).

Практическая работа: Экологическая викторина «Осень». Аппликации из сухих листьев. Выставка творческих работ: «Секрет разноцветных листьев».

Раздел 2.  УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РАСТЕНИЙ. (63ч)

Теория: Видеофильм « Основные группы растений. Высшие растения». Как устроено дерево (корень, ствол, крона, цветок). Презентация: «Садовые косточковые культуры». Растения – хищники. Растения – жертвы. Зачем в природе нужны хищники?. Рассказ «старичка-лесовичка».  Голосеменные, покрытосеменные их биологическая особенность, характеристика, виды. Презентация:  «Жизненные формы растений их сходство и различие». Видеоурок: «Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека». Презентация : «Биологические особенности однолетних и многолетних растений». Декоративные деревья и кустарники. Видеофильм: «Водные растения и их особенности». Презентация «Эти разные цветы». Обобщающая игра-занятие «В гостях у лесного царя Берендея».

Практическая работа: Интеллектуальная игра: «С чего начинается дерево». Изготовление буклета-гербария косточковых культур. Творческая мастерская (поделки из семян косточковых). «Операция Ель» - изготовление листовок. Видеофильм «Виды размножения растений».  Изготовление карточек по видам растений. Игра «Угадай по картинке». Проведение викторины «Этот забавный мир цветов». Работа с открытками и книгами по цветоводству. Развлекательная игра «Мир растений». Экскурсия на местный водоем. Рисунок водных растений. Проект «Зеленые растения под снегом».

Раздел 3. ГРИБЫ - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЦАРСТВО ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. (24ч)

Теория: Значение грибов в природе и жизни человека. Презентация «Путешествие в грибное царство, разнообразие грибов». Презентация «Съедобные и несъедобные грибы». Первая помощь при отравлении грибов. 

Практическая работа: Аппликация из пластилина съедобных грибов. Лепка грибов из соленого теста. Изображение несъедобных грибов: аппликация пластилином. Загадки про грибы. Изготовление муляжей грибов.

 Раздел 4. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ.(48ч)

Теория: Презентация: «Биологические особенности комнатных растений».  Презентация: « Жизненные формы растений - Лианы». Презентация: « Жизненные формы растений - Ампельные». Презентация: « Жизненные формы растений - Суккуленты». Суеверия, связанные с комнатными растениями. Сказки. Загадки. Легенды. Стихи. Презентация: « Жизненные формы растений - Луковичные». Презентация: « Жизненные формы растений - Травянистые».  Презентация: « Жизненные формы растений - Древесные».. Видеофильм: «Размещение и аранжировка комнатных растений». Видеофильм : « В каком направлении растет корешок?». Беседа : «Экзотические  растения».  Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими.  Первая помощь комнатным растениям.

Практическая работа: Уход за растениями учреждения.  Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений. Клуб почемучек  «Почему бывают колючие цветы?». Видеофильм: «Насекомые, повреждающие комнатные растения». Опыт №1. «Где вверх, где низ?».  Опыт № 2.  «Как цветы пью?». Опыт № 3. «Определяем цветы по запаху». Развлекательная игра: «Называются одинаково, а выглядят по- разному». Опыт № 4. «Наблюдаем за ростом растения (фасоль в банке)». Экскурсия по учреждению «Фотографируем комнатные растения». Развивающая игра «Трава». Составление памятки для любителей комнатных джунглей.. Аппликация  из сухоцветов на свободную тему. Опыт  № 5. « Какой, цветок быстрее распустится?». Игра «Угадай, чей листочек?»Опыт  № 6. «Влияние солнечного света на рост и развитие комнатных растений». Составление словаря с названиями комнатных растений, альбома с рисунками комнатных растений.

         

Раздел 5. АПТЕКА ПОД НОГАМИ.(30ч)

Теория: История использования лекарственных растений в медицине, в быту. Формы  и группы лекарственных растений: дикорастущие, культурные.  Презентация «Жизненные формы лекарственных растений: травянистые, полукустарниковые, кустарники, деревья». Презентация : «Лекарственные растения нашей местности». Лекарственные растения леса ( береза, дуб, черемуха, ландыш майский, медуница, кипрей и т.д).  Лекарственные растения луга ( тысячелистник обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, одуванчик лекарственный, пижма, мать – и мачеха, череда, душица обыкновенная, шалфей, чабрец). Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры (морковь, капуста белокочанная, свекла столовая, редька черная, картофель, чеснок, укроп, репа); плодовые культуры (черная смородина, шиповник, малина, облепиха, крыжовник); полевые культуры (овес, кукуруза, ячмень). Цветочно – декоративные растения (алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ, календула, пион и другие,). Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях. Правила сбора почек, побегов, корней, коры. Правила сбора листиков, соцветий, стеблей.  Правила сушки,  условия и сроки хранения сырья.

Практическая работа: Экскурсия в парк, сбор растений для гербария. Рисунок  лесных растений. Экскурсия на пустырь, для выявления лекарственных растений. Рисунок овощных растений. Рисунок  плодовых и полевых растений. Правила  приготовления свежего сока– средство от кашля.  Изучение способов хранения лекарственного сырья, работа со справочной литературой. Определение сроков годности лекарственного сырья на промышленных упаковках. Составление компьютерных мини – проектов. Защита проектов.

 

Раздел 6. ФЛОРА КУБАНИ.(24ч)

Теория: Презентация «Растения, в парках нашего города». Плодово-ягодные культуры в сквере! Презентация «Растения Кубани занесенные в Красную книгу». Видеофильм : «Декоративные кустарниковые и древесные культуры». Видеофильм: «Растения Кубани, занесенные в Красную Книгу».  Видеофильм «История одного цветка». Исчезающие виды растений. Охрана растений. Хвойные и лиственные деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.  

Практическая работа:  Рисунок «Цветы в моем парке». Изготовление открыток «Растения Кубани». Сочинение-загадка о любом интересном растении. Развлекательная игра «Цветик –семицветик». Разработка памятки, исчезающие виды растений Кубани.  Экскурсия в парк около школы. Зарисовка веточек различных деревьев.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (3ч).

 Игра-викторина «Растительный мир».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

Должны знать:

  • что изучает  фенология, какое значение имеет эта наука;
  • сезонные изменения в природе;  
  • группы растений: деревья, кустарники, травы – дикорастущие и культурные.

Должны уметь:

  • давать словесные описания растений, называть их внешние признаки;
  • проводить простейшие исследования и фиксировать свои наблюдения;
  • собирать и распознавать  флористический материал.

Личностные результаты

  • сформировать интеллектуальные умения: доказывать, строить рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • сформировать эстетическое отношение к живым объектам;
  • сформировать познавательный интерес, направленный на изучение живой природы;
  • сформировать коммуникативную  компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

  • умение работать с разными источниками информации;
  • умение организовать свою учебную деятельность, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, защищать свои идеи;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, отстаивать свою позицию;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»

КАЛЕНДАРНЫЙ  УЧЕБНЫЙ  ГРАФИК

          Составная часть образовательной программы

          Продолжительность одного учебного года составляет 34 недели. Согласно учебного плана предусматривается итоговая ( май) аттестация.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

          Материально- техническое оснащение – характеристика помещений для занятий по программе

  Для занятий необходимы:

-кабинет, отвечающий санитарно- гигиеническим нормам, согласно СанПин;

-стол для педагога;

 - 5 парт;        

- 12 стульев;

2 тумбочки для хранения инструментов и материалов.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы

          Для реализации программы используется.

          Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • ноутбук.

Материалы: бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная,     гофрированная, тетрадная; открытки, проволока, природный материал, пластилин, клей «ПВА», обойный клей.

Картон: цветной, тонкий, упаковочный.  

Нитки: катушечные, капроновые.

         Инструменты: увеличительные стекла, микроскоп, ножницы, пластилин,

клей ПВА, пинцеты, краски акварельные, альбомы для рисования,  карандаши простые.

         Информационное обеспечение –аудио,-фото,интернет-источников

Мультимедийные презентации:

  1. Презентация  «Садовые косточковые культуры».
  2. Презентация  «Жизненные формы растений их сходство и различие».
  3. Презентация  «Биологические особенности однолетних и многолетних растений».
  4. Презентация «Эти разные цветы».
  5. Презентация  «Путешествие в грибное царство».
  6. Презентация  «Съедобные и несъедобные грибы».
  7. Презентация  «Цветы для сквера! Многолетние цветы их классификация и особенности».
  8. Презентация  «Цветы для сквера! Однолетние цветы их классификация и особенности».
  9. Презентация  «Лекарственные растения нашей местности».
  10. Презентация  «Лекарственные растения леса».
  11. Презентация  « Лекарственные растения луга».
  12. Презентация: «Биологические особенности комнатных растений».
  13. Презентация: « Жизненные формы растений - Лианы».
  14. Презентация: « Жизненные формы растений - Ампельные».
  15. Презентация: « Жизненные формы растений - Суккуленты».
  16. Презентация: « Жизненные формы растений - Луковичные».
  17. Презентация: « Жизненные формы растений - Травянистые».
  18. Презентация: « Жизненные формы растений - Древесные».
  19. Презентация: «Сказки. Загадки. Легенды. Стихи о растениях».

Видеофильмы:

  1. Видеофильм : « Основные группы растений. Высшие растения».
  2. Видеоурок: «Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека».
  3. Видеофильм: «Водные растения и их особенности».
  4. Видеофильм «Виды размножения растений».  
  5. Видеофильм : «Декоративные кустарниковые и древесные культуры (ель, кедр, серебристый тополь, бузина и др.)».
  6. Видеофильм: «Растения Кубани, занесенные в Красную Книгу».
  7. Видеофильм: «Размещение и аранжировка комнатных растений».
  8. Видеофильм : « В каком направлении растет корешок?».
  9. Видеофильм: «Насекомые, повреждающие комнатные растения».

      Кадровое обеспечение.

Для реализации программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Предварительный контроль — собеседование со вновь поступившими детьми.

Промежуточный контроль по каждой теме программы: ⋅ контрольные вопросы (тесты, карточки) по каждой изученной теме.

Итоговый контроль: викторина.

Методы отслеживания результатов:

∙ Наблюдение (контроль);

∙ Тестирование;

∙ Участие в муниципальных, краевых, всероссийских  конкурсах;

∙ Защита проектов.

 Итоговое занятие проходит в форме ответов на вопросы (Викторина).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

       Описание методов обучения.

       На занятиях используются различные методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

     Описание технологий, в том числе информационных.

        Работа по программе происходит в виде лекции, беседы, практических занятий - доведение до учащихся основных знаний по программе:

-в форме беседы, с использованием видео фильмов и презентаций;

-экскурсии (сезонные) с выходом на лиман, парк  для знакомства с местной флорой;

-участие в конкурсах, местных, районных, Всероссийских;

-участие в акциях эколого- биологической направленности;

- игры на свежем воздухе;

-работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

-практические занятия:

 1)составление гербария,

2)проведение опытов на растениях.

Одна из самых наиболее эффективных форм организации в образовательном процессе    – использование мультимедийных технологий. Проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Демонстрация презентаций  используется:

 -Как алгоритм выполнения изделия;

 -Как элемент воспитательной работы;

 -Как разновидность валеологической паузы на занятии (физкультминутка, музыкотерапия, динамические картинки).

Видеофильмы   помогают раскрыть  тему занятия.

В своей работе использую следующие виды проектов: познавательный, информационный.

В результате использования метода проекта, у воспитанников развиваются познавательные способности, коммуникативные навыки, творческое мышление. 

В образовательном процессе использую здоровье сберегающие технологии, задача которых охрана жизни и укрепления здоровья детей, их физическое развитие. Здоровье сберегающие технологии особенно актуальны на современном уровне развития нашего общества, когда абсолютно здоровых детей становится меньше. 

          Формы организации учебного занятия.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный коллектив, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества. Все занятия взаимосвязаны как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности. В условиях различной подготовленности детей программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня сложности, выполняемых обучающимися практических и творческих заданий.

Индивидуальная самостоятельная работа, позволяющая осуществлять индивидуальных подход к ребенку на занятиях и консультациях.

  Групповая - занятия, праздники.

  Коллективная, которая учит сотворчеству, позволяет развивать чувство ответственности, сопереживания, подчинение своих интересов общей цели, помогает повысить их самооценку (совместная деятельность на занятиях, праздниках).

  Работа в парах, предполагающая совместное сотворчество обучающегося и педагога, обучающийся-обучающийся.

 Экскурсии помогают настраивать на восприятие прекрасного, формировать у обучающихся эстетический вкус и эстетические суждения.

Основной формой работы детского объединения является учебное занятие. Для повышения интереса обучающихся, могут быть использованы занятие – игра. занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей («Посиделки»), занятия – праздники и т.д. Отчѐт о работе творческого объединения может проходить в форме открытых занятий, праздников.

 Тематика и формы методических материалов по программе.

  • Мультимедийный проектор,
  • Ноутбук,
  • Литература.

           Дидактические материалы.

При организации работы кружка используется дидактический материал.

Он включает в себя:

  • образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися,
  • рисунки,
  • открытки и эскизы,
  • специальную и дополнительную литературу,
  • разработку отдельных тематических занятий,  
  •  тесты,
  •  инструкционные и технологические карты,
  •  познавательные кроссворды.

           Алгоритм учебного занятия.

1.Тема занятия.

2. Задачи.

3.Ход занятия.

  • Организационный момент.
  • Приветствие, тема и задачи занятия.
  • Знакомство с материалом.
  • Беседа, лекция, викторина ( в зависимости от вида занятия.)
  • Практическая работа.
  • В зависимости от вида занятия.( рисование, аппликация, изготовление гербария, сбор растений)
  • Закрепление материала.
  • Ответы на вопросы данной темы (письменно, устно).

        

           Алгоритм учебного занятия – экскурсия.

1.Тема занятия.

2. Задачи.

3.Ход занятия.

  • Организационный момент.
  • Приветствие, тема и задачи занятия.
  • Техника безопасности и правила поведения во время экскурсии.
  • Задание.
  • Заключительная беседа.
  • Подведение итогов урока-экскурсии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

             Список литературы для педагога.

  • Биологические экскурсии: Кн. Для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М., 1983. – 224 с.
  • Вахрушев, А.А., Бурский, О.В., Раутиан, А.С. Мир и человек. Мир глазами человека. Книга для учителя. 1 класс. [Текст]:/авт. – сост. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. – М.: «Дрофа», 2000. – 94 с.
  • Корабельников, В. А. Краски природы. Книга для учащихся начальных классов. [Текст]:/авт. – сост. В.А. Корабельников. – М.:Просвещение. 1989. – 158 с.
  • Куртьер Дж. Энциклопедия комнатного цветоводства / Пер. с нем. – М: Мой Мир ГмбХ Ко. КГ. 2006.-192 с: ил.
  • Полянский И.И. Сезонные явления в природе. – Л., 1956. – 296 с.
  • Полукарова, Н. В., Шитова И.В. Кружок «Мир растений». Методические рекомендации. В помощь преподавателю начальной школы. - [Текст]:/авт. – сост. Н.В. Полукарова, И.В. Шитова. – Шадринск: издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008.–84 с.
  • Шнелле Ф. Фенология растений / пер. с нем. – Л., 1961.

      Список литературы для обучающихся

  • Каленникова, Т.Г. Природа и ты. Вопросы и задания по экологии. Книга для учащихся. [Текст]:/авт. – сост. Т.Г. Каленникова. – Минск: «Народная Асвета». 1989. – 126 с.
  • Корабельников, В. А. Краски природы. Книга для учащихся начальных классов. [Текст]:/авт. – сост. В.А. Корабельников. – М.: Просвещение. 1989. – 158 с.
  • Плешаков, А. А. Атлас – определитель «От земли до неба» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2005
  1.            Интернет – ресурсы:
  • Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (Окружающий мир: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа:
  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
  • Поурочные планы: методическая  копилка, информационные технологии в школе. Режим доступа: www.uroki.ru
  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». Режим доступа: www.km.ru/ed


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЦветоЭкоГрад»

Программа «ЦветоЭкоГрад» естественнонаучной направленности  закладывает основы экологических знаний у младших школьников и базу для  формирования у них начал экологической культу...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»

Пояснительная запискаСамое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкив...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»

Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным ...