Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Знай, умей, здоровей!» 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья: соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья развитие основных физических качеств, организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю (66 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znay_umey_zdorovey_1_klass_2018.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»
Тобольского района Тюменской области
Рабочая программа
(модифицированная)
курса внеурочной деятельности
начального общего образования
спортивно - оздоровительного направления
«Знай, умей, здоровей!»
Составил: Бронникова Ольга Эдуардовна
учитель высшей квалификационной категории
2018 год
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Знай, умей, здоровей» обучающиеся
научатся:
- знать основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Смогут научиться:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира; развитие основных физических качеств, организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Знай, умей, здоровей» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Знай, умей, здоровей» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю: 1 класс — 66 часов в год, 2-4 классы - 68 часа в год.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Знай, умей, здоровей» состоит из 7 разделов:
- «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
- «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
- «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
- «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
- «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
- «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
- «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Знай, умей, здоровей», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Знай, умей, здоровей» состоит из четырёх частей:
- 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
- 2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
- 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
- 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Знай, умей, здоровей» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Таблица № 1.
формы проведения занятия и виды деятельности | тематика |
игры | Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим “Я б в спасатели пошел” «Остров здоровья» «Состояние экологии и её влияние на организм человека» |
беседы | Полезные и вредные продукты Гигиена правильной осанки «Доброречие» Мой внешний вид – залог здоровья Как питались в стародавние времена и питание нашего времени Мода и школьные будни Как защититься от простуды и гриппа |
тесты и анкетирование | Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?» Чему мы научились и чего достигли «Что мы знаем о здоровье» «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» «Мои отношения к одноклассникам» «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» |
круглые столы | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений |
школьные конференции | В мире интересного. |
просмотр тематических видеофильмов | «Как сохранить и укрепить зрение» «Быстрое развитие памяти» «Человек» «Мышление и мы» Клещевой энцефалит Вредные и полезные растения. |
экскурсии | «Сезонные изменения и как их принимает человек» «Природа – источник здоровья» «У природы нет плохой погоды» |
дни здоровья, спортивные мероприятия | «Дальше, быстрее, выше» «Хочу остаться здоровым» «За здоровый образ жизни» |
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок | В здоровом теле здоровый дух «Моё настроение» Вредные и полезные растения. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка» «Продукты для здоровья» «Мы за здоровый образ жизни» «Нет курению!» Выпуск плакатов «Продукты для здоровья» |
решение ситуационных задач | Культура питания. Этикет. Лесная аптека на службе человека Вредные привычки |
театрализованные представления, кукольный театр | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» Спектакль С. Преображенский «Капризка» Спектакль «Спеши делать добро» |
участие в сельских, районных конкурсах «Разговор о правильном питании» | «Разговор о правильном питании» «Вкусные и полезные вкусности» «Хлеб всему голова» «Что даёт нам море» |
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Знай, умей, здоровей» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Знай, умей, здоровей» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Таблица № 2.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
предмет | содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Знай, умей, здоровей» |
Литературное чтение | Чтение произведений Ю.Тувима, русских народных сказок, сказка «Колобок». Устное народное творчество. | Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок. |
Окружающий мир | Сезонные изменения в природе. Организм человека. Опора тела и движение. Наше питание. | Экскурсия «У природы нет плохой погоды». Осанка – это красиво. Умеем ли мы питаться. |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции. | Изготовление овощей и фруктов из солёного теста. |
Изобразительное искусство | Мир фантазии. | Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка». |
Физическая культура | Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий. | Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше». |
Музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций : Бетховина, Шопен, Штрауса, Глинки и т.д. |
«Знай, умей, здоровей» 1 класс «Первые шаги к здоровью» 2 часа в неделю (66 часов)
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими; развитие основных физических качеств, организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях
№ п/п | Модули | № п/п | Наименование разделов и дисциплин | Кол-во часов |
«Вот мы и в школе». | I | Введение «Вот мы и в школе». | 8 | |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 8 | ||
«По стране «Здоровейка» | II | Питание и здоровье | 10 | |
«Чтоб забыть про докторов» | III | Моё здоровье в моих руках | 14 | |
«В здоровом теле – здоровый дух» | IV | Я в школе и дома | 12 | |
V | Чтоб забыть про докторов | 8 | ||
VI | Я и моё ближайшее окружение | 6 |
.
3 . Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | № п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
I | Введение. «Вот мы и в школе». | 1, 2 | Дорога к доброму здоровью. Подвижные игры. | 2 |
3, 4 | Здоровье в порядке - спасибо зарядке. «Светофорик приглашает». Комплекс утренней зарядки. | 2 | ||
5, 6 | В гостях у Мойдодыра. Кукольный спектакль. К. Чуковский «Мойдодыр». Подвижные игры. | 2 | ||
7, 8 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр». Эстафета «Хочу остаться здоровым». | 2 | ||
Всего: 8 | ||||
II | Питание и здоровье | 9, 10 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | 2 |
11, 12 | Культура питания. Приглашаем к чаю | 2 | ||
13, 14 | Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться). Эстафета «Урожай собирай и на зиму запасай» | 2 | ||
15, 16 | Как и чем мы питаемся. Подвижные игры. | 2 | ||
17, 18 | Красный, жёлтый, зелёный. Эстафета «Дальше, быстрее, выше». | 2 | ||
Всего:10 | ||||
III | Моё здоровье в моих руках | 19, 20 | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Подвижные игры. | 2 |
21, 22 | Полезные и вредные продукты. Выпуск плакатов «Продукты для здоровья» | 2 | ||
23, 24 | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк». Подвижные игры. | 2 | ||
25, 26 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек». Игры на свежем воздухе. | 2 | ||
27, 28 | Как обезопасить свою жизнь. Конкурс «Чтобы избежать неприятности». | 2 | ||
29, 30 | День здоровья. «Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим». Эстафета. | 2 | ||
31, 32 | В здоровом теле здоровый дух. Конкурсная программа «За здоровый образ жизни» | 2 | ||
Всего: 14 | ||||
IV | Я в школе и дома | 33, 34 | Мой внешний вид – залог здоровья. Конкурс «Салон красоты» | 2 |
35, 36 | Зрение – это сила. Комплекс упражнений на профилактику зрения. | 2 | ||
37, 38 | Осанка – это красиво. Комплекс упражнений на коррекцию осанки. | 2 | ||
39, 40 | Весёлые переменки. Весёлые физминутки. | 2 | ||
41, 42 | Здоровье и домашние задания. Эстафета «Дальше, быстрее, выше». | 2 | ||
43, 44 | «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим». Экскурсия «У природы нет плохой погоды». | 2 | ||
Всего: 12 | ||||
V | Чтоб забыть про докторов | 45, 46 | “Хочу остаться здоровым”. Подвижные игры. | 2 |
47, 48 | Вкусные и полезные вкусности. Приглашаем к чаю. | 2 | ||
49, 50 | День здоровья. «Как хорошо здоровым быть». Эстафета. | 2 | ||
51, 52 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье». Игровая программа «Остров здоровья». | 2 | ||
Всего: 8 | ||||
VI | Я и моё ближайшее окружение | 53, 54 | Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение». | 2 |
55, 56 | Вредные и полезные привычки. Выпуск листовок «Нет курению!». | 2 | ||
57, 58 | “Я б в спасатели пошел”. Эстафета «Спеши делать добро». | 2 | ||
Всего: 6 | ||||
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 59, 60 | Опасности летом (просмотр видео фильма). Подвижные игры. | 2 |
61, 62 | Первая доврачебная помощь. Практическая работа «Первая помощь». | 2 | ||
63, 64 | Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка». Игра «Вредно – полезно» | 2 | ||
65, 66 | Чему мы научились за год «Здоровым жить здорово!». Спартакиада «За здоровый образ жизни». | 2 | ||
Всего: 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Модно быть здоровым.»
В контексте социального творчества дети должны научиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а не ненависть. Ребенок долже...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 класса на 2021-2022 учебный год (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 классана 2021-2022 учебный год(в соответствии с ФГОС образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры» 1 класc
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Оздоровительные результаты курса внеурочной деятельности Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов дея...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Шахматы"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Шахматы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Подвижные игры»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Подвижные игры" предназначена для учащихся 4 классов....