Сценарий деловой игры с участием родителей по теме «Наши права»
методическая разработка (4 класс)

Швец Виктория Викторовна

Цель мероприятия: обобщить знания обучающихся по разделу " Современная Россия" (программа А.А. Плешакова "Окружающий мир" , 4 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деловая игра "Наши права"28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий деловой игры с участием родителей по теме «Наши права».

Цель мероприятия: обобщить знания обучающихся по разделу «Современная Россия» (программа А. А. Плешакова «Окружающий мир» для 4 класса).

  1. Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. Она включает в себя все достижения юридической теории и практики. Основное достижение нашего государства – Конституция Российской Федерации. Государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры каждого гражданина, способствующей укреплению правопорядка в обществе, к разрешению различного рода конфликтов в общественной и частной жизни цивилизованным путем.
  2. Цель взаимодействия с родителями в рамках разработанного мероприятия: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; формирование готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся:

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  2. формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  3. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  6. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения общества;
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
  1. Содержание мероприятия:
  1. Подготовительный этап.
  • Проведение классного часа и родительского собрания «Закон страны – закон жизни».
  • Приглашение на мероприятие всех родителей.
  • Определение состава семейных команд, инструктаж по вопросу организации мероприятия (формируются 3 команды (возможно больше), в состав которых входит ребёнок и его родитель; капитаны команд – дети, родители организовывают дополнительное изучение доступной возрасту информации по теме мероприятия; формируется жюри).
  • Оборудование: флаг, герб, воздушные шары, символизирующие цвета флага России для блиц – опроса (порядок ответов соответствует цветам флага), загадочные сундучки (чёрные ящики), личные вещи родителей для загадочного сундучка, тексты писем – жалоб сказочных героев, благодарственные письма.
  1. Основной этап.
  • Приветствие и представление участников деловой игры.
  • Самоопределение к деятельности.

- Все мы граждане России (3 хлопка, 3притопа)

Мы все вместе – это сила (3 хлопка, 3притопа)

Конституцию страны (3 хлопка, 3притопа)

Знать все граждане должны (3 хлопка, 3притопа)

Долг, права, свободы граждан (3 хлопка, 3притопа)

Изучаем – это важно (3 хлопка, 3притопа)

Деловая игра «Наши права» посвящена Основному закону нашей страны – Конституции.

  • Актуализация вопроса, рассматриваемого на мероприятии.

- Многие столетия и даже тысячелетия в мире существовал беспорядок в отношениях между людьми. Конфликты разрешались при помощи драк, войн. Существовало неравенство между людьми с разным  цветом кожи. Обращались в рабов люди другой национальности… Однако, пришло и осознание, что так жить нельзя! Нужны законы, правила жизни. В каждой стране есть Конституция, в которой описаны права, свободы и обязанности граждан. Есть закон, который называется Всеобщая декларация прав человека. У каждой страны есть своя конституция. Но все Конституции  разных стран созвучны друг другу, потому что граждане каждой страны должны поддерживать порядок в мире.

  • Постановка задач мероприятия.

- Наше государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры каждого гражданина. Почему? (ответы детей и родителей)

- Правильно! Это помогает укреплению правопорядка в обществе, разрешению конфликтов цивилизованным путем. Граждане должны быть готовы самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. О чём же говорится в нашей Конституции? Некоторые права, свободы и обязанности граждан мы вспомним.

  • Организация взаимодействия учителя с обучающимися  и родителями.
  1. Блиц – опрос.  Семейные команды представляют дети – капитаны и их родители.

Задача: поднять шарик на порядок правильного ответа (3 шара символизируют цвета флага России). Правильные ответы выделены. Правильный ответ – 1 балл.

Тренировка внимания:

Меня зовут

  • Виктория Владимировна
  • Виктория Викторовна
  • Виктория Валентиновна.
  1. Мы живём в стране, которая называется
  • Покачи
  • ХМАО –Югра
  • Россия
  1. Наши гражданские права защищаются
  • Конституцией
  • Правилами дорожного движения
  • Правилами поведения в школе
  1. Действующая Конституция была принята в
  • 1918 г.
  • 1993г.
  • 1939г.
  1. «Конституция» в переводе с латинского означает
  • Закон
  • Устройство
  • Правила
  1. Главой нашего государства  является
  • Мэр
  • Губернатор
  • Президент
  1. В соответствии с Конституцией ребёнком признаётся человек  до
  • 18 лет
  • 14 лет
  • 16 лет
  1. Когда человек становится гражданином нашей страны?
  • С момента рождения
  • С 18 лет
  • С 14 лет
  1. На 1 странице Конституции размещён текст главной песни нашего государства. Это
  • Марш
  • «Барыня»
  • Гимн
  1.  Куда идут граждане России, достигшие 18 лет, чтоб осуществить своё право на участие в управлении государством
  • На работу
  • На выборы
  • На приём к президенту
  1.  День Конституции в нашей стране отмечается
  • 12 декабря
  • 1 июня
  • 12 июня
  1. Загадочный сундук (чёрный ящик).

- Подтверждения того, что государство обеспечивает выполнение гражданских прав и обязанностей ваших родителей, находятся в сундучках. Каждая семейная команда приготовила соперникам свой загадочный сундучок.

Задача: рассмотреть предоставленные предметы и определить права и обязанности, гарантируемые Конституцией. Отвечают капитаны команд. Правильный ответ – 1 балл.

Вещи, которые могут быть в сундучках:

  1. Паспорт – право на гражданство.
  2. Ключ от квартиры – право на жилище и его неприкосновенность.
  3. Страховой полис (Таблетки)– право на медицинское обслуживание.
  4. Билет - право на отдых, свободное передвижение.
  5. Мел (каска, колба с нефтью) - право на труд.
  6. Свеча - право на свободу совести, свобода вероисповеданий.
  7. Военный билет (форменный ремень) - обязанность защищать Родину.
  8. Текст Конституции – обязанность соблюдать закон.
  9. Бутылка воды – обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Вопросы болельщикам:

- Что такое «права» гражданина? (то, что государство гарантирует дать своим гражданам).

- Что такое «обязанности» гражданина? (то, что гражданин гарантирует дать своему государству).

  1. «Помогите разобраться!» (первой отвечает команда,  показавшая  свою готовность быстрее всех – знак «готов в паре ребёнок - взрослый»).

Задача: выслушать отрывки из писем - жалоб сказочных героев, определить героя и нарушенное право.  Правильный ответ – 1 балл.

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

 (Царевна, «Сказка о царе Салтане…», право на жизнь)

2)

-Я попросила: «Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал?». А они ответили: Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать королевском дворце? (Золушка, право на отдых)

3)

Пришёл волк и как зарычит:

- Сейчас же отопри дверь, а не то я ее выломаю!

-Дом поросенка – это крепость - сказал я своим братьям. И мы приготовились защищаться.

(Наф-наф, «Три  поросёнка», неприкосновенность жилища)

4) 

 - Я несмело спросила:

-Госпожи утки что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.

 И утки окружили меня. По – моему сначала у них явно появилось желание меня съесть ее, но почему –то утки отказались от этой затеи. (Лягушка, «Лягушка – путешественница»,  право на свободу передвижения)

5)

Папа Карло купил мне Азбуку с красивыми цветными картинками и отправил меня в школу. Но в школу я не попал… (Буратино, «Приключения Буратино», право на образование)

  1. Подведение итогов игры жюри. Награждение всех команд благодарственными письмами.
  2. Рефлексия деятельности.

- Знание Конституции помогает  укреплению правопорядка в обществе, разрешению конфликтов цивилизованным путем. Мы, граждане должны быть готовы соблюдать закон, правильно действовать и отвечать за свои поступки. Давайте проверим вашу готовность! Я зачитываю предложение. Если его содержание соответствует Конституции, вы все вместе говорите «Да!», если это противоречит закону, говорите «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Человек имеет право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

Список источников

  1. А. А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
  2. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Просвещение», 2010.
  3. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.уни.изд-во, 2007.
  4. Н.И. Делеклеева. Справочник классного руководителя: 1-4 классы/Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007.
  5. Сайт детских электронных презентаций viki.rdf.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра в 4 классе на тему "Единицы измерений"

Данный материал можно использовать при повторении темы по математике "Единицы измерений"....

Сценарий деловой игры "Взгляд в себя"

Данный материал  рекомендован для проведения деловой игры в начальной школе...

Сценарий деловой игры "Земля-наш общий дом"

Мероприятие посвящено Дню Толерантности, в нём принимают участие ученики 4 класса....

Спортивная игра с участием родителей

Игра посвящена Дню пап, проводится в спортивном зале. Команда мальчиков "Волки", команда отцов "Зайцы". Девочки задействованы в массовке и художественной самодеятельности. В составе жюри мамы....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «В СТРАНЕ ХОРОШИХ ПРИВЫЧЕК»

Мероприятие направлено на формирование у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни и навыки ответственного поведения; снятие психологического напряжения;  привлечение родителей в...

Сценарий деловой игры "Выборы президента леса"

Сформировать начальные и элементарные представления о предвыборной кампании и проведениивыборов; способствовать формированию активной жизненной позиции....

Деловая игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности начальной школы и основного общего образования»

Начальная школа и среднее звено – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в...