Сценарий деловой игры "Взгляд в себя"
классный час (3 класс) по теме

Максименко Елена Вячеславовна

Данный материал  рекомендован для проведения деловой игры в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_delovoy_igry_vglyad_v_sebya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

Деловая игра

 «Взгляд в себя»

для учащихся младшего школьного возраста

Разработал:

школьный уполномоченный по правам ребенка

МБОУ ООШ №3 г. Гуково

Максименко Елена Вячеславовна

        Дата проведения:

                                                                                   18.03.2013 г.

Деловая игра «Взгляд в себя»

для учащихся младшего школьного возраста

Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся о гражданско – правовых нормах и правовых  терминах, проверить у детей уровень знания своих прав и свобод, формировать умение прогнозировать последствия своих поступков, воспитывать уважение к законам, культуру  поведения и умение соблюдать элементарные правила безопасности.

Материалы и оборудование: фрагменты из м\ф «Золушка», «Дюймовочка», фрагменты из популярных детских песен, карточки с семейными обязанностями, коллаж для рефлексии.

Предварительная работа: тематические часы общения в классных коллективах, подготовка инсценировки.

Ведущий – школьный уполномоченный по правам ребенка.

Эксперты  –  педагог обществознания, педагог-психолог, администрация, родительская общественность, Совет старшеклассников.

Ход игры.

Вед.    Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас в нашем уютном зале и искренне надеемся, что игра, которую нам предстоит сегодня сыграть, тоже будет уютной, теплой и очень доброй, т.к. она посвящена правам ребенка. Ну, а называется она – «Взгляд в себя».

      Очень часто в нашей жизни срабатывает пословица: «В чужом глазу соринку разгляжу, а в своем бревна не вижу». Сегодня мы не то что попытаемся ее опровергнуть, нет. Мы постараемся рассмотреть: что же находится внутри нас. В каком обществе мы живем, какие имеем права и обязанности.

       Ну а сейчас, давайте перейдем к процессу формирования команд. Я попрошу встать всех, кто себя уважает.

         Встают все, кто себя уважает.

Вед. Теперь, из тех, кто встал, я прошу сесть тех, кто бывает в себе неуверен.

         Садятся те, кто бывает в себе неуверен.

Вед. Их тех, кто остался, я попрошу поднять правую руку интересных людей.

        Правую руку поднимают интересные люди.

Вед. Ну, а сейчас, я попрошу зааплодировать тех, кто считает себя лидером.

         Два человека, которые зааплодировали себе первыми, выходят на сцену.

Вед.  Прошу любить и жаловать наших лидеров, именно они и станут капитанами команд, которые нам предстоит сформировать (каждая команда должна состоять из четного числа участников). Сейчас, каждый из лидеров по очереди назовет имя человека, с которым ему хотелось бы играть в одной команде. Те, чьи имена прозвучат, должны будут быстро подняться на сцену и встать рядом с выбравшим их лидером. После чего этим ребятам также предстоит назвать имя того, с кем они хотят играть в одной команде. И так до тех пор, пока группы не будут сформированы.

Вед. Группы сформированы. А, значит, настало время представить экспертов, которые будут помогать вам выбрать правильное решение или разрешить конфликтную ситуацию, если она возникнет.

            Представление экспертов.

Вед. Уважаемые представители групп, наверно, вы полагаете, что у Вас уже есть команды. Нет. Команда у Вас появится только тогда, когда Вы станете сплоченным коллективом, сможете придумать название своей команды и дать ему обоснование. На все это у вас 3 минуты.

    Ну, а пока команды готовятся, у меня есть несколько вопросов к болельщикам. Раз уж сегодня речь пойдет о правах и обязанностях, скажите, пожалуйста, что такое «права» и что такое «обязанности»?         На сцену для ответа приглашаются 2 человека.

Вед. Спасибо болельщикам, давайте узнаем, к какому же решению пришли наши команды.

«Визитка команды»

Вед. Одним из основных документов, защищающих наши права, как вы уже знаете, является «Всеобщая декларация прав человека» Следующий конкурс, который предлагается командам, определит знание командами ее основных статей.

Викторина «Права литературных героев»

    Вед. Командам предлагаются видеофрагменты из м/ф «Золушка» и «Дюймовочка». Участники должны ответить, какие права  героев были нарушены. ( «Золушка» -право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня, «Дюймовочка» - право на личную неприкосновенность, воспользовалась правом на искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований).

       Вед. А сейчас давай те вспомним сказки, м\ф, в которых были нарушены права героев.  

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?  («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», «Заюшкина избушка»)
  3. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка – путешественница», старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»
  4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или приключения Буратино»
  5. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»)
  6. Какие сказочные герои реализуют право пользоваться научно-техническими достижениями? (Барон Мюнхаузен, Алиса – девочка из будущего)

   Вед.   С понятием права мы сталкиваемся не только в литературных, но и в музыкальных произведениях. Сейчас для команд прозвучат музыкальные фрагменты из популярных детских песен. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

  1. Песня бременских музыкантов - «Ничего на свете лучше нету» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)
  2. «Чему учат в школе»  (Право на образование)
  3. «До чего дошел прогресс» из к/ф «Приключения Электроника». (Право на пользование благами научно-технического прогресса.)
  4. «На крутом бережку» из м\ф «Приключения кота Леопольда»   (Право на отдых.)

    Вед.  А пока жюри подводит итоги конкурса «Права литературных героев», я предлагаю болельщикам и командам посмотреть сценку «Я не лев» (предварительная подготовка обучающихся 4 класса)

Место действия: Джунгли…не очень спокойные.

Рассказчик: Все звери в джунглях были ужасно взволнованы. Весть о рождении белого львенка разносилась повсюду. Это был особый львенок, стало ясно сразу всем. Но он не подчинялся правилам и  поссорил всю семью.

Львенок Карли: Я – львенок Карли. Мне бы хотелось, чтобы Принц помог нам все убрать.

Львенок Чарли: Мне бы тоже хотелось, чтобы у него были такие же обязанности, как и у нас.   И еще, чтобы он вымыл за собой посуду перед тем, как идти гулять.

Белый принц: Да, я - принц. Перестаньте придираться ко мне. Я же не виноват, что я лучше вас (Гладит себя по спине). Правила были созданы для обыкновенных львят, а не для меня.

Львенок Карли: Ты - подлый!

Львенок Чарли: Ты – самый, самый подлый!

Король Лев: Перестаньте дразнить Принца. Разве вы не видите, что он не такой как все.

Оставьте его в покое. ( В это время принц корчит рожицы, показывает язык.)

Львица: Мне, как маме, хочется сказать вам всем. Ваш отец прав. Он всегда прав. Вы должны  оставить Принца в покое. Он такой особенный, ему необязательно следовать всем  правилам.

Рассказчик: День за днем Принц развлекался, пока все трудились, им приходилось жить по Правилам, чтобы выжить в этом мире.

Карли: Так дальше нельзя. Мы должны что-то сделать!

Чарли: Я придумал! Нам надо вымазаться белой краской, и тогда мы будем такими же, как Принц.

Карли: Отличная идея! Пойду, достану краску.

Рассказчик: Чарли и Карли нашли ведро с краской. Им хотелось. Им хотелось Принцем стать,  чтобы больше не работать, а все время отдыхать.

Львица: Ой (визг)! Что вы сделали? Это не по правилам. Смойте всю эту краску и  отправляйтесь спать.

Чарли: Ну, мама!

Львица: Никаких «Ну, мама», делайте то, что я вам говорю.

Чарли: Как мне все это надоело!

Карли: Знаешь, я придумал еще кое-что. Давайте переоденемся в Жирафов и Носорогов. Они подумают, что мы из другой семьи, и нам больше не придется подчиняться этим глупым правилам.

Рассказчик: Чарли и Карли добыли костюмы, чтобы никто их не узнал, чтоб маму с папой провести, и обойтись без правил.

Львица: Чарли, Карли… Зачем вы так вырядились? Неужели вы думаете, что я не узнаю    

своих детей?

Львенок Карли: Мама, мы устали. Почему мы должны соблюдать все правила, а Принц – нет?

Король Лев: Мы уже много раз вам говорили, что принц не такой, как все. Почему он должен соблюдать все правила, как будто он – обыкновенный львенок. Вы же понимаете,          

что он -  не-о-бык-но-вен-ный.

Чарли: Все! С меня хватит! Я ухожу!

Карли: Я тоже.

Рассказчик: Львята уложили свои вещи и ушли из дома в лес. В поисках другой семьи и

 правил, одинаковых для всех. Львица Лили поняла, как была не права. Папа с мамой были не правы. В семье все должны быть равны.

Король Лев: Лили, я так скучаю по Карли и Чарли. Мне кажется, они были правы.

Львица Лили: Я тоже ужасно скучаю по львятам. И мне тоже кажется, что они были правы. Правила должны быть справедливыми и одинаковыми для всех.

Рассказчик: Карли и Чарли вернулись домой. Все были рады, даже Принц. Все по правилам живут, обид и ссор нет больше тут.

Карли: Мама, можно я пойду погуляю?

Львица: А ты убрал в своей пещере?

Чарли: Папа, мне можно посмотреть телевизор?

Король: А ты сделал уроки?

Принц: Мама, можно мне пойти в кино?

Львица: А ты все уже убрал?

Король: Похоже, теперь в нашей семье все живут по правилам.

    Вед. Ребята, как вы думаете, какая основная мысль этой сцены? (Правила должны быть справедливыми и одинаковыми для всех.)

Вед. А теперь игра со зрителями.

Игра  с залом «Птицы».

     Если в тексте я говорю слово, которое не относится к птицам, то зрители топают ногами. В остальных случаях надо хлопать в ладоши. Будьте внимательны

            Прилетели птицы: голуби, синицы,

            Мухи и стрижи, голуби, синицы,

            Аисты вороны, галки, макароны,

            Голуби, куницы, голуби, синицы,

            Чибисы, чижи, галки и стрижи,

            Комары, кукушки, голуби, синицы,

            Галки и стрижи, чибисы, чижи,

            Аисты, кукушки. Даже совы-сплюшки,

            Лебеди и утки и спасибо шутке!      

         

Жюри сообщает результаты конкурсов.

Конкурс  «Наши качества»

  Вед.  Ребята, что на ваш взгляд, больше всего мешает в людях (ваших товарищах) и что помогает нормальным взаимоотношениям в классе. Из предложенных качеств первая команда выберет качества, которые помогают, а вторая команда – те качества, которые мешают нормальным взаимоотношениям людей. (Дети получают листы бумаги, на которых написаны качества людей)

  • болтливость,  - вспыльчивость, - выдержка, - вежливость, - жадность, - грубость,
  • вежливость, - воля, - занудливость, - жесткость, - мужество, - щедрость, - лень,
  • хитрость, - эгоизм, - стыдливость, - трудолюбие.

Вед.  В Статье 12  Конвенции о правах ребенка закреплено Право на проживание в семье.

Каждый ребенок имеет право жить в семье с родителями, которые заботятся о нем. Но кроме прав, каждый член семьи имеет свои обязанности.

Давайте сегодня попробуем заглянуть в будущее. Попробуем представить себя, ну хотя бы на месте своих родителей. Для этого мы с вами проведем небольшую игру. Нам необходимо по два человека от команды. Сейчас эти ребята условно попробуют создать семью. Они должны будут выбрать себе роли (мамы, папы, дочки и сына). И, чтобы это была действительно семья, они должны будут выполнить определенные обязанности (в соответствии со своей ролью).

    (Для этого на столе лежат карточки с обязанностями, учащиеся подходят к столу,  садятся на стулья, и начинают выбирать себе роли)

Пока участники выбирают обязанности, звучит спокойная музыка.

ПАПА       –   работать, обеспечивать семью;

  • если что-то испортилось в квартире, производить ремонт;
  • охранять порядок и покой в доме;
  • если есть сын, я учу его разбираться в технике.

МАМА      -   должна создавать семейный уют (шить, убирать, стирать, готовить);

  • воспитывать детей;
  • кроме домашних хлопот, я хожу на работу;
  • Если есть дочь, учить ее быть хорошей хозяйкой (заниматься с дочерью)

ДЕТИ        -   ходить в школу (дома учить уроки, а из школы приносить хорошие отметки);

-  помощь родителям (уборка комнаты, вынос мусора, мытье посуды и т.д.)

  • слушаться и уважать своих родителей.    

     Обязанности, выбранные учащимися, прикрепляются к доске. Отмечается, что у членов семьи есть и совместные  обязанности.            

Вед. Пока жюри подводит итоги игры, я предлагаю командам и залу  поиграть в игру «Можно – нельзя»

На утвердительный ответ все должны хлопать в ладоши, на отрицательный – топать ногами

-         уважать; - воровать; - обманывать; - помогать; - сочувствовать; - вредничать;

  • драться; - слушать учителя; - соблюдать школьные правила; - мешать на уроках;
  • кричать; - не допускать оскорблений; - беречь школьное имущество; -не делать плохого другим.

Подведение итогов, награждение победителей медалями.

Вед. Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, вы многое узнали о правах и законах.

                          Мы знаем о законе мало, не больше всех иных,

                          Мы знаем, делать нужно то, что благо для других.

                          Не нужно думать и гадать, пытаться описать закон

                          Его лишь нужно соблюдать, не наносить урон.

Рефлексия (вход в зал оформлен листом ватмана, на котором нарисован коллаж: дети, радуга, поляна с цветами). После окончания мероприятия всем присутствовавшим предлагается при выходе из зала отразить свое мнение о нем. В случае, если мероприятие понравилось, дети прикалывают на коллаж  солнышко, а если нет – тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры "Земля-наш общий дом"

Мероприятие посвящено Дню Толерантности, в нём принимают участие ученики 4 класса....

Сценарий праздника: " Поверь в себя".

Сценарий праздника знаний, умений, которые получили дети за время учебного года....

Сценарий деловой игры с участием родителей по теме «Наши права»

Цель мероприятия: обобщить знания обучающихся по разделу " Современная Россия" (программа А.А. Плешакова "Окружающий мир" , 4 класс)....

Сценарий деловой игры "Выборы президента леса"

Сформировать начальные и элементарные представления о предвыборной кампании и проведениивыборов; способствовать формированию активной жизненной позиции....

Сценарий урока., русский язык, 2 класс. Закрепление пройденного, безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные. Деловая игра " Редакция.

Урок представлен в виде деловой игры " Редакция".  Цель нестандартности урока -  создать положительную мотивацию к урокам русского языка.  Используется групповая форма р...

Сценарий занятия "Деловая игра семейный бюджет"

В начальной школе прошла  деловая игра "Семейный бюдет".Цель мероприятия: повторить экономические понятия, формировать целостность взглядов на семью. ее роль в обществе, формировать уме...