Деловая игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности начальной школы и основного общего образования»
материал

Долгаева Татьяна Анатольевна

Начальная школа и среднее звено – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в начальных классах, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Переход четвероклассника в 5 –й класс – это переход в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий учителей начальной школы и среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Что? Где? Когда?»  по теме:

«Основные ориентиры в осуществлении преемственности начальной школы и основного общего образования»

Категория участников: учителя начальных классов и среднего звена педагог- психолог, учителя предметники.

Цель: обозначить проблемы преемственности начального образования и основного общего образования и пути их решения.

Ход игры:

Ведущий: - Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать вас! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» по теме: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности начального образования и основного общего образованияна современном этапе образования»

(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?".)

Ведущий: - Начальная школа и среднее звено – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в начальных классах, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Переход четвероклассника в 5 –й класс – это переход в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий учителей начальной школы и среднего звена.

(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?".)

Ведущий: - Сегодня мы начинаем прямую трансляцию весенней игры «Что? Где? Когда?», и я хочу представить команды знатоков:

• Команда знатоков «Начальная школа»

1

2

3

4

5

• капитан команды (…);

• Команда знатоков «Основная общая школа» 

1

2

3

4

5

• капитан команды (…);

- и мы, ваши  ведущие: заместитель директора по УВР …. и руководитель МО учителей начальных классов ….

(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?")

- Итак, команды готовы?

Блиц вопрос:

Задание знатокам обеих команд: - Что вы понимаете под понятием преемственность между начальной школой и основной общей школой?

Внимание на экран! На экране даны несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выберите для себя наиболее правильное и зачитайте. Минута пошла.

• Преемственность – это принцип, лежащий в основе системы непрерывного образования.

• Преемственность, как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию»

• Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.

• В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

• Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

Внимание, правильный ответ:

- Под преемственностью между начальным и основным общим образованием подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка.

- Да тогда, когда работа в начальной школе будет направлена на такое развитие детей, которое бы отвечало требованиям, предъявляемым к этим же детям на последующей ступени, а учителя предметники в 5-6 классах будут опираться и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и тот опыт, который ими приобретён на предыдущей ступени их жизни, - только при этих условиях будет достигнута преемственность в работе начальной школы и основного общего образования.

(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?".)

Правила игры:

Перед вами игровое поле и волчок, который вы раскручиваете и выбираете вопрос. Сначала отвечает одна команда,если она ответила правильно ей очко, если нет, то ноль. Следующий вопрос отвечает другая команда, если она ответила правильно ей очко.

(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь» из передачи "Что? Где? Когда?".)

Ведущий:  - Уважаемые знатоки, предлагаю вашему вниманию вопрос от педагога –психолога к команде «Начальная школа»:

• Перечислите компоненты психологической готовности детей к школе.

Правильный ответ: интеллектуальная, социально-личностная, эмоционально-волевая.

Следующий раунд:

(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь"из передачи "Что? Где? Когда?".)

Ведущий: - Итак, против знатоков «Основная общая школа» играет школьный фельдшер … 

Фельдшер: - Уважаемые знатоки, известно, что забота о здоровье обучающихся - главная задача взрослых. Вопрос: раскройте важность физической готовности ребенка к обучению в школе.

(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)

Ведущий: - Внимание! Правильный ответ.

Фельдшер: - Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки. Нередко именно из-за недостаточного физического развития некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость, силу. Выносливость тесно связана с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные ученики даже при наличии у них высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому необходимо укреплять здоровье ребенка задолго до поступления в школу.

Следующий раунд:

(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»из передачи «Что? Где? Когда?».)

Ведущий: - Внимание! «Черный ящик». Отвечает команда знатоков «Начальная школа»

(Звучит музыка "Черный ящик" из передачи "Что? Где? Когда?".Ассистент Федотова Е.А. вносит черный ящик.)

Ведущий: - Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки. Он прошел стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются все взрослые и дети.

(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)

Ведущий: - Внимание! Правильный ответ: карандаш.

Следующий раунд:

(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»из передачи «Что? Где? Когда?».)

Ведущий: - Итак, против знатоков команды «Основная общая школа» играет мама школьника. Внимание на экран (звучит видеовопрос).

Родитель: - Здравствуйте, уважаемые знатоки, я многодетная мать, моя младшая дочь ученица 4 класса. Я заметила, что при переходе детей в 5 класс успеваемость значительно снижается в сравнении с 4 классом. Внимание вопрос: Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учёбе при переходе из начальной школы в 5 класс?

(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)

Видео мама ученицы благодарит знатоков.

(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»из передачи «Что? Где? Когда?».)

«Музыкальная пауза» - Флешмоб со знатоками.

Следующий раунд:

(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»

из передачи «Что? Где? Когда?».)

Ведущий: - Итак, против команда знатоков «Начальная школа» играет ученик 4  класса (звучит видеовопрос). Внимание на экран.

Знатоки слушают запись интервью с ребенком:

• Хочется ли тебе перейти в 5 класс?

• Хочешь ли ты  изменить что-нибудь в себе?

• Как ты думаешь возникнут ли у тебя трудности при переходе в 5 класс?

Ведущий:  - Вы услышали высказывания ребёнка. Внимание вопрос каким образом снять тревожность будущих пятиклассников?

(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)

Ведущий: - Внимание! Правильный ответ.

Со стороны учителей начальной школы важен положительный эмоциональный настрой детей, со стороны учителей среднего звена оказание педагогической поддержки.

Следующий раунд

(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь» из передачи «Что? Где? Когда.

Ведущий: - Внимание вопрос к команде «Основная общая школа» от педагога психолога

Какие метапредметные умения должны быть сформированы у детей для успешного обучения в 5-ом классе?

(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь"из передачи "Что? Где? Когда?".)

 Учителя среднего звена рассказывают, какие метапредметные умения должны быть сформированы у детей для успешного обучения в 5-ом классе.

Ведущий: - Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности начального и основного общего образования ни у кого не вызывает сомнений. И мы благодарим знатоков за содержательные ответы и профессиональные советы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Преемственность между начальной школой и основной

Переход детей из начальной школы в среднюю предусматривает множество проблем, как для детей,так и для классных руководителей.Основные из них изложены в этой статье....

Доклад на тему:"Преемственность результатов освоения основной общеобразовательной программы ДОУ и начальной школы".

В докладе на тему: "Преемственность результатов совоения основной общеобразовательной программы ДОУ и начальной школы" содержится план работы по преемственности начальной школы и детского сада. Я дума...

Преемственность между начальной школой и основной

О преемственности между учащимися  начальной школы и основной...

преемственность в образовании (начальная школа и основная)

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы,...

«Преемственность начального школьного и основного образования»

Программа предназначена для учителей начальной и основной школы, психологов....