Формирование знаний у обучающихся младших классов о микроорганизмах в проектно-исследовательской деятельности
проект (4 класс)
Проект кружковой работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект организации кружковой работы:
Формирование знаний у обучающихся младших классов о микроорганизмах в проектно-исследовательской деятельности
Омск, 2019
Оглавление
III. Технологическое описание способа решения проблемы 7
III. Тематически план организации воспитательных мероприятий 16
IV. Проект организации некоторых воспитательных мероприятий, заявленных в программе 26
Приложения…………………………………………………………………… 39
Введение
Актуальность исследования формирования знаний у обучающихся младших классов о микроорганизмах в проектно-исследовательской деятельности обусловлена тем, что в природоведческой подготовке учащихся понятие об одноклеточных организмах занимает существенную роль. Требованиями ФГОС закреплена необходимость формирования знаний о микроорганизмах у младших школьников, так как полученные знания и умения являются первой ступенью в изучении всего царства живого. В связи с этим, возникает необходимость в правильно организованной учебной деятельности, направленной на более точное запоминание всей необходимой информации. Именно поэтому, используется проектно-исследовательская деятельность, как наиболее эффективный метод для изучения микроорганизмов, как части природоведческой подготовки учащихся.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Каждый младший школьник по своей натуре – исследователь. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, которые требуют немедленного разрешения:
– между необходимостью формирования знаний о микроорганизмах в проектно-исследовательской деятельности;
– между недостаточным числом соответствующих методических рекомендаций для учителей.
Изучение микроорганизмов на основе проектно-исследовательской деятельности, методических подходов и посредством системы практических упражнений способствует эффективному формированию у младших школьников умений: распознавать, различать, называть микроорганизмы, изучаемые в начальной школе; выделять существенные признаки, функции микроорганизмов; выделять среду обитания микроорганизмов и распознавать микроорганизмы среди других организмов.
Таким образом, тема проекта: «Формирование знаний у обучающихся младших классов о микроорганизмах в проектно-исследовательской деятельности».
II. Концепция проекта
Целью проекта является теоретическое обоснование и разработка программы по формированию знаний о микроорганизмах в проектно-исследовательской деятельности.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
– раскрыть теоретические основы формирования знаний у обучающихся младших классов о микроорганизмах в проектно-исследовательской деятельности;
– разработать программу, способствующую формированию знаний у обучающихся младших классов о микроорганизмах в проектно-исследовательской деятельности.
– подробно описать воспитательные мероприятия, направленные на формирование знаний у обучающихся младших классов о микроорганизмах в проектно-исследовательской деятельности.
В условиях внедрения стандарта начального общего образования второго поколения приоритетным направлением педагогического процесса в начальной школе является внеурочная деятельность. В начальной школе хоть и предусмотрено формирование экологической культуры, но уделяется недостаточное внимание изучению микроорганизмов.
Исследователи Д.В. Григорьев, П.В. Степанов определяют внеурочную деятельность как виды деятельности младших школьников (кроме учебной), в которых осуществляется решение задач их воспитания и социализации. По мнению данных авторов, она способствует освоению ребенком необходимого социального опыта и формирование системы общественно значимых ценностей. Внеурочная деятельность в начальной школе также содействует развитию интересов, потребностей и способностей детей, формированию у них социальной активности, умений сотрудничества, развитию творческих способностей [2].
В своих идеях В.А. Сухомлинский говорил о том, что природа является благодатным источником патриотического и нравственного воспитания детей в начальной школе. Известный педагог считал, что в процессе воспитания младших школьников необходимо включать воспитанников в постоянное, ежедневное взаимодействие с природой, формировать у них потребность и умений воспринимать и творить красоту в природе. Наиболее тесное общение воспитанников с природой может осуществляться только в непосредственном контакте их с природой [6]. Реализация экологического направления через изучение микроорганизмов в комплексе с проектно-исследовательской деятельностью во внеурочной деятельности позволит представить в сознании детей целостный мир природы. Активное познание воспитанниками богатства и многообразия микроорганизмов будет способствовать развитию у них экологических знаний, положительного, бережного и ответственного отношения к природе.
III. Технологическое описание способа решения проблемы
3.1 Пояснительная записка
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится экологическое воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции экологического воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания младших школьников.
Программа природоведческого кружка «МикроМир» разработана для обучающихся 4 класса, рассчитана на 32 часа в год, с проведением занятий 1 раз в неделю, составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В содержании раскрываются основные аспекты внеурочной деятельности нравственного, художественного, экологического направлений в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель программы: воспитание интереса к природе и формирование научного мировоззрения и культуры интеллектуального труда у младшего школьника.
Задачи программы:
– воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
– сформировать у обучающихся теоретические знания и практические навыки из раздела микробиологии;
– сформировать систему экологических знаний;
– обучить методам и приемам проектно-исследовательской работы;
– показать важность изучения микроорганизмов в начальных классах сотрудникам школы;
– сформировать у родителей компетенции для воспитания у детей интереса к природе.
Педагогические задачи:
– воспитать у обучающихся чувство любови к природе;
– способствовать формированию у обучающихся чувства ответственности за будущее микроорганизмов и всего живого;
– способствовать формированию ценностного отношения в научный вклад прошлого и настоящего времени;
– сформировать экологическое отношение (положительного, бережного, ответственного) к природе.
Программа направлена на реализацию межпредметных связей с другими дисциплинами: математика, окружающий мир, литература, русский язык, музыка, изобразительное искусство, технология.
Контроль внеурочной деятельности обучающихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным развитием обучающегося в ходе краеведческой деятельности.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется посредством: вербальной, содержательной, прогностической оценки, оценки по конечному результату, рецензирования, проблемной ситуации, самооценки, взаимооценки, создания определенного общественного мнения, самоконтроля, взаимоконтроля. С помощью «Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.
Программа основывается на следующих педагогических принципах:
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема предлагаемого материала с уровнем развития, и подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Сознательность и активность. Этот принцип предполагает осуществление сознательного усвоения знаний у младших школьников в процессе их активной деятельности.
- Культуросообразность. Данный принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.
Для реализации программы используются следующие методы экологического воспитания:
– моделирование;
– проектирование;
– исследование;
– чтение природоведческой литературы.
Формы работы:
– лабораторный практикум;
– практические работы с элементами научной деятельности;
– проектно-исследовательская деятельность;
– беседы на экологические темы;
– дидактические игры, игры-путешествия;
– викторины;
– экскурсии;
– конкурсы;
– экологические акции;
– круглые столы;
– дискуссии.
3.2 Диагностический блок
Методика 1: «Интенсивность субъективного отношения к природе» (Методика Л.И. Макаровой)
Задание: ответьте на вопросы. При ответе «да» на бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+», при ответе «Нет» - «–», «не знаю» - «н».
1. Вам нравится, когда тигр в цирке прыгает сквозь горящий обруч?
2. Верно ли, что находясь в гостях и увидев там полки с книгами, Вы ищите книги, связанные с природой!
3. Вы отказались бы ухаживать за животными кого-то из членов Вашей семьи?
4. Если бы увидели животное в капкане, Вы бы стали освобождать его?
5. Правда ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают хвою?
6. Комнатные растения доставляют Вам радость?
7. Увидев в лесу неизвестное Вам растение, Вы после возвращения постараетесь узнать, какое название оно имеет?
8. Вы приносите домой комнатные растения, чтобы затем ухаживать за ними?
9. Действительно ли, что Вы скорее всего, на помешаете члену Вашей семьи сорвать в поле букет редких цветов?
10.Вы считаете, алое относится к кактусам?
11.Считаете ли Вы, что мох на деревьях портит их внешний облик.
12.Листая книгу и встретив в ней изображение неизвестного растения, Вы станете читать его характеристику?
13.Если кто-то из членов Вашей семьи принес комнатное растение, то будете ли Вы участвовать в его посадке?
14.Правда ли, что если Вы сильно торопитесь и на Вашей дороге оказалась поляна ландышей, то Вы, не станете её обходить?
15.Правда ли, что семена ели созревают осенью.
16.Как Вы считаете, Вы сможете испытать жалость к раздавленному таракану?
17.Вам приходилось общаться с биологами или задавать вопросы редакциям научно-популярных журналов?
18.Вы тратите время и деньги на увлечения, связанные с природой?
19.Вы можете сказать, что благодаря Вашим усилиям у кого-то отношение к природе изменилось в лучшую сторону.
20.Как Вы думаете, является ли окунь хищной рыбой?
21.Кажутся ли Вам крысы неприятными?
22.Если идет передача или фильм про животных, то Вы, скорее всего, выберете на телевизоре другой канал.
23.Если Вам на день рождения подарят хомячка, черепашку или других животных, то Вы удивитесь и растеряетесь такому подарку?
24.Вам случалось оказывать помощь животным в трудное для них время?
25.Вы считаете, паук – это насекомое?
26.В зоопарке вас заинтересовали бы ядовитые змеи?
27.Вы сможете выстоять длинную очередь, чтобы купить билеты на выставку пауков, рыбок, черепах, птиц, собак или других животных?
28.Вам приходилось получать потомство от живущих в Вашем доме животных?
29.Вам приходилось по собственной инициативе писать статьи о животных для стенгазеты или школьной газеты?
30.Как Вы считаете, спаниель – это служебная собака?
31.Вы думаете крапива вредное растение?
32.Вам интересно слушать рассказы знатоков природы об их наблюдениях?
33.Вы сможете потратить своё время на то, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать и хранить природные материалы для композиций?
34.Действительно ли, Вы не отзоветесь на объявление в газете о поездке в выходной день убирать мусор в лесу?
35.Вы думаете, бамбук – это трава?
36.Вы утверждаете, что серьезный человек не станет без какой-либо конкретной цели гулять в лесу?
37.Вы испытываете необходимость в получении новых знаний о природе?
38.Вы смогли бы по просьбе музея подготовить ботаническую или зоологическую коллекцию Вашей местности?
39.Вы хотели бы раскрывать людям красоту, тайны природы?
40.Как Вы думаете, биология – это наука об изучении всей природы?
41.Вы будете считать неадекватным человека, которому приятно кваканье лягушек на болоте?
42.Просматривая научно-популярные журналы, Вам будут интересны публикации о природе?
43.Вы готовы часами проводить время с человеком, который мог бы обучить Вас, как проводить наблюдения за природой?
44.Вы принимаете участие в работе экологических групп, движении «зеленых» и т.п.?
45.Как Вы думаете, в пустыне можно замерзнуть или простудиться?
46.Вам неприятны бездомные собаки и кошки?
47.Вы бы поехали в другой город с целью посещения зоологической выставки или музея природы?
48.Вы будете испытывать трудности по обустройству аквариума для рыбок или клетки для птичек?
49.Вам могли бы вступить в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или занимают более высокое положение, если бы они могли наносили урон природе?
50.Как вы считаете белый медведь будет охотиться на пингвинов?
Методика 2: «Экологический светофор» (основана на методике Л.А. Коноплёвой)
Цель: формирование представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой, расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Задание: все участники получают по три кружка: красный, желтый, зеленый. В таблице указаны обозначения цветов.
Ученикам зачитывается описание поступка человека на природе, демонстрируется соответствующий рисунок. Ученики должны оценить этот поступок, один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал светофора.
1. Рисование картин природы.
2. Промышленные стоки в водоёме.
3. Выхлопные газы машин.
4. Вырубка деревьев.
5. Уход за растениями.
6. Лечение домашних животных.
7. Устранение пожара в природе.
8. Помощь нуждающимся животным
9. Посадка цветов, кустарников, деревьев.
10. Сброс отходов в речку.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (8-10 баллов): ребенок знает и придерживается норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы. Ребёнок даёт верные ответы на все вопросы.
Средний уровень (5-7 баллов): дети имеют недостаточные знания о природе и не всегда придерживаются установленных правил поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень (1-4 баллов): Дети не умеют осуществлять контроль за своим поведением, поступками в природе. Экологические знания и культура находятся на низком уровне.
Методика 3: «Экологическая деятельность» (основана на методике Е.Н. Жидаревой)
Цель методики: определение экологической деятельности младших школьников.
Выберите уровень выраженности качества по 6-балльной шкале, когда: 0-1 – отсутствие качества (0 - полное отсутствие, 1 - слабая степень выраженности), 2-3 – средняя степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 – среднее значение), 4-5 – высокая степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво высокая).
Задание 1: расположите в порядке убывания значимости для Вас следующие дела:
– участие в экологических митингах;
– работа на участке;
– тур.походы;
– уход за животными;
– подготовка газеты на экологическую тему;
– оформление стенда о защите природы;
– создание скворечника для зимующих птиц;
– участие в конкурсе «Природа и фантазия»;
– экскурсии на природу, экологические тропы;
– чтение книг о природе.
Задание 2: расставьте по степени значимости для себя характеристики, отражающие интерес к природе:
– сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
– получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
– безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний;
– купание, загорание;
– рисование природы;
– помощь природе в ее охране;
– пение на природе;
– игры на природе;
– исследовательская деятельность в природе.
Оценка результатов деятельности:
Низкий уровень (0 - 20 баллов): пассивность личности и неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам.
Средний уровень (40 - 60 баллов): характеризуется активным участием в экологических мероприятиях, основанном на активной позиции личности в соответствии с экологическими убеждениями, ценностями, установками.
Высокий уровень (80 - 100 баллов): предполагает высокую активность личности не только в участии, но и в разработке и проведении экологических мероприятий.
III. Тематически план организации воспитательных мероприятий
п/п | Направление воспитательной работы | Формы воспитательной работы, их тематика | Планируемые результаты |
1 | Этическое воспитание | Беседа «Какой путь прошла наука от микроскопа до микробиологии» | - знает историю возникновения науки микробиологии; - развивает научное мировоззрение; - вступает в обсуждение, высказывает своё мнение. |
2 | Художественно-эстетическое воспитание; Экологическое воспитание | Изготовление брошюры «Устройство светового и цифрового микроскопов и правила работы с ним» | - знает правила работы со световым и цифровым микроскопом; - развивает практические навыки работы со световым и цифровым микроскопом; - проявляет интерес к экспериментальной биологии; - применяет полученные знания на практике; - вступает в обсуждение, высказывает своё мнение. |
3 | Экологическое воспитание | Приготовление микропрепаратов «Кожица лука» | -развивает исследовательские умения; - понимает связь теории с практикой; - понимает важность сохранения природы; - проявляет интерес в изучении природы; - вступает в обсуждение, высказывает своё мнение. |
4 | Экологическое воспитание | Практическая работа «Микромир аквариума» | - расширяет знания о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий; - записывает ход и результаты эксперимента; - проявляет интерес к изучению природы; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
5 | Экологическое воспитание | Экскурсия в микробиологическую лабораторию | - умеет различать разные виды микроорганизмов; - знает краткую характеристику микроорганизмов; - проявляет интерес к изучению микроорганизмов. |
6 | Художественно-эстетическое воспитание; Экологическое воспитание | Создание стенгазеты «Условия жизни бактерий» | -проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - умеет представлять полученные знания в творческой форме; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
7 | Экологическое воспитание | Игра «Заповеди юных микробиологов» | -проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - знает краткую характеристику микроорганизмов; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
8 | Экологическое воспитание | Дискуссионные качели «Роль бактерий в биосфере» | - развивает научное мировоззрение; - вступает в обсуждение, высказывает своё мнение; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
9 | Экологическое воспитание | Беседа «Значение бактерий в жизни человека» | - проявляет интерес к изучению микроорганизмов; -осознает роль микроорганизмов в природе и для человека; - умеет представлять полученные знания в устной; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
10 | Экологическое воспитание | Практическая работа «Посев и наблюдение за ростом бактерий» | - расширяет знания о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий; - записывает ход и результаты эксперимента; - проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
11 | Экологическое воспитание | Родительское собрание «Воспитание у детей интереса к природе через изучение микроорганизмов» | |
12 | Экологическое воспитание | Дебаты «Методы борьбы с бактериями» | - проявляет интерес к изучению микроорганизмов; -осознает роль микроорганизмов в природе и для человека; - умеет представлять полученные знания в устной; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
13 | Экологическое воспитание | Практическая работа «Бактерии зубного налёта» | - расширяет знания о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий; - записывает ход и результаты эксперимента; - проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
14 | Экологическое воспитание | Практическая работа «Бактерии картофельной палочки» | - расширяет знания о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий; - записывает ход и результаты эксперимента; - проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
15 | Художественно-эстетическое воспитание; Экологическое воспитание | Создание газеты «Грибы - представители особого царства живой природы» | -проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - умеет представлять полученные знания в творческой форме; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
16 | Экологическое воспитание | Викторина «Значение плесневых грибов» | - проявляет интерес к изучению микроорганизмов; -осознает роль микроорганизмов в природе и для человека; - умеет представлять полученные знания в устной; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
17 | Экологическое воспитание | Практическая работа «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов» | - расширяет знания о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий; - записывает ход и результаты эксперимента; - проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
18 | Экологическое воспитание | Круглый стол «Строение и роль дрожжей в жизни человека» | - проявляет интерес к изучению микроорганизмов; -осознает роль микроорганизмов в природе и для человека; - умеет представлять полученные знания в устной; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
19 | Экологическое воспитание | Создание мини-проекта «Микроскопические водоросли – группа низших растений» | -развивает исследовательские умения; - понимает связь теории с практикой; - понимает важность сохранения природы; - проявляет интерес в изучении природы; - вступает в обсуждение, высказывает своё мнение. |
20 | Экологическое воспитание | Презентация мини-проектов «Микроскопические водоросли – группа низших растений» | -развивает исследовательские умения; - понимает связь теории с практикой; - понимает важность сохранения природы; - проявляет интерес в изучении природы; - вступает в обсуждение, высказывает своё мнение. |
21 | Экологическое воспитание | Практическая работа «Водоросли – обитатели аквариума» | - расширяет знания о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий; - записывает ход и результаты эксперимента; - проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
22 | Художественно-эстетическое воспитание; Экологическое воспитание | Конкурс плакатов «Значение и роль лишайников в природе» | -проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - умеет представлять полученные знания в творческой форме; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
23 | Экологическое воспитание | Тренинг «Простейшие одноклеточные животные – возбудители заболеваний человека и животных» | - проявляет интерес к изучению микроорганизмов; -осознает роль микроорганизмов в природе и для человека; - умеет представлять полученные знания в устной; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
24 | Экологическое воспитание | Педагогический совет по вопросам воспитания у детей интереса к природе через изучение микроорганизмов | |
25 | Художественно-эстетическое воспитание; Экологическое воспитание | Создание стенгазеты «Зоопланктон и фитопланктон аквариума» | -проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - умеет представлять полученные знания в творческой форме; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
26 | Художественно-эстетическое воспитание; Экологическое воспитание | Сочиняем экологические сказки «Если бы не было животных» | -проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - умеет представлять полученные знания в творческой форме; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
27 | Художественно-эстетическое воспитание; Экологическое воспитание | Творческий конкурс рисунков «Микроскопические домашние клещи. Значение этих организмов для жизни человека» | -проявляет интерес к изучению микроорганизмов; - умеет представлять полученные знания в творческой форме; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
28 | Экологическое воспитание | Игра-лото «Меры борьбы с вредителями и защита растений» | - знает животных Омской области; - умеет пользоваться своими знаниями; - понимает важность охраны животных; - проявляет интерес к изучению животных родного края; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
29 | Экологическое воспитание | Дискуссия «Защита одноклеточных организмов: за или против» | - умеет различать животных и растения; - знает краткую характеристику животных и растений; - понимает важность сохранения природы; - вступает в обсуждение, высказывает своё мнение. |
30 | Художественно-эстетическое воспитание; экологическое воспитание | Создание газеты «Экскурсия в микробиологическую лабораторию» | - проявляет интерес к изучению микроорганизмов; -осознает роль микроорганизмов в природе и для человека; - умеет представлять полученные знания в устной; - умеет работать в команде для достижения общих целей. |
31 | Экологическое воспитание | Подготовка к исследовательскому проекту «МикроМир» | -развивает исследовательские умения; - понимает связь теории с практикой; - понимает важность сохранения природы; - проявляет интерес в изучении природы; |
32 | Экологическое воспитание | Защита исследовательских проектов «МикроМир» | -развивает исследовательские умения; - понимает связь теории с практикой; - понимает важность сохранения природы; - проявляет интерес в изучении природы; - вступает в обсуждение, высказывает своё мнение. |
Планируемые результаты реализации программы
В результате прохождения программы «Формирование знаний у обучающихся младших классов о микроорганизмах в проектно-исследовательской деятельности» обучающиеся должны показать следующие результаты:
Предметные:
– проявляет стойкий интерес к биологии, биологическому эксперименту;
– знает основные виды одноклеточных организмов и их отличительные признаки;
– владеет навыками написания письменных работ: сообщений, докладов, исследовательских работ;
– эстетически, эмоционально-нравственно относит к природе;
– умеет применять на практике полученные знания, умения, навыки;
– умеет работать со световым микроскопом и цифровым лабораторным оборудованием.
Метапредметные:
– умеет планировать свою деятельность;
– умеет работать в команде для достижения общих целей;
– осуществляет поиск информации через практическую и исследовательскую деятельность;
– осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные:
– осознаёт роль микроорганизмов в природе;
– бережно относится к окружающей среде;
– проявляет познавательный интерес к природе;
– понимает ответственность за свои поступки;
– чувствует радость от участия в экологической деятельности;
– проявляет инициативу в проведении экологических мероприятий;
– осознаёт, что человек несёт ответственность за сохранение природной сферы.
IV. Проект организации некоторых воспитательных мероприятий, заявленных в программе
Проект «МикроМир»
Участники: младшие школьники.
Возраст: 4 класс (9-10 лет).
Количество детей: 16.
Цель: обобщить знания микроорганизмах с помощью проектно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимает роль микроорганизмов в окружающей среде и для человека;
- знает виды микроорганизмов и их отличительные признаки;
- проводит наблюдения через микроскоп и лабораторные оборудования.
Личностные:
- осознаёт роль некоторых видов микроорганизмов в природе;
- осознаёт необходимость бережного отношения к природе;
- развитая мотивация к учебной деятельности, заинтересованность в приобретении знаний.
Метапредметные:
- осуществляет поиск необходимой информации через исследовательскую деятельность, поиск информации в учебной литературе;
- осуществляет анализ видового разнообразия микроорганизмов с выделением существенных и несущественных признаков;
- умеет сотрудничать с одноклассниками;
- допускает возможность существовать у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Педагогические задачи: обобщить полученные знания о микроорганизмах; формировать умение поиска информации через практическую и исследовательскую деятельность; формировать бережное отношение к микроорганизмам в природе; формировать умение написания исследовательских работ; формировать умение сотрудничать с одноклассниками, учитывать различные точки зрения.
Оборудование: микроскоп и лабораторные оборудования; протоколы наблюдений с практических занятий кружка.
Организация взаимодействия:
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Предпроектный этап | 1 день: - Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, с какими микроорганизмами мы познакомились? - Сейчас я вам буду говорить признаки, а вы должны будите мне дать название микроорганизмов. -Нет ядра, ДНК в виде кольца, нет внутренних мембран, нет кислородного дыхания. -Своеобразная группа организмов, которые состоят из гриба и водоросли -Это разнообразная группа организмов, их относят к царству растения -Молодцы, мы немного повторили признаки каждого вида микроорганизмов. Скажите, с помощью чего мы вывялили эти признаки? -Если у нас возникали какие-то затруднения, куда мы с вами обращались? - Как вы считаете, как бы могли с вами обобщить все знания? -А как это лучше всего сделать? -Если мы будем создавать книгу, то каждый индивидуально или все вместе? -Хорошо. Давайте тогда сразу разберемся, что будет из себя представлять ваша книга? -Давайте мы разделимся на группы, где каждый будет отвечать за свои страницы в книге. -Так как вы будите выполнять всю работу сами, давайте вспомним, что и в какой последовательности вы будите делать? Давайте вспомним этапы проекта? -Чтобы у нас была одна книга, мы должны оформить её одинаково. Как вы считаете, что мы должны прописывать в первую очередь? -Хорошо. Что напишите дальше? -Какую еще важную составляющую мы забыли добавить? - Хорошо, я вам раздаю план работы и памятку, где подробно описаны ваши шаги (приложение 1), чтобы вы не забыли все то, о чем мы сегодня говорили. На обобщение и сбор информации вам дается 1 неделя. Можете приступать к работе. | Бактерии, грибы, водоросли, лишайники, одноклеточные животные |
Бактерии Лишайники Водоросли С помощью лабораторного оборудования м микроскопа В энциклопедии и учебную литературу Мы могли бы собрать всю информацию в одно целое Лучше сделать это всем вместе, так как у нас получилось большое количество информации, а одному человеку будет сложно это все оформить В нашей книге мы соберем все виды микроорганизмов, с которыми познакомились, начиная с самого простого и заканчивая более сложным. Каждого представителя мы подкрепим картинкой Делятся на группы, исходя из своих наработок исследований и работы в кружке 1.Постановка целей и задач проекта 2.Планирование деятельности; 3.Создание проекта 4.Представление проекта 5.Контроль и анализ результатов. Название вида и название Микроорганизма Местообитание (где обитает), строение тела (можно добавить рисунок) Значение для окружающей среды и человека, и меры охраны, которые осуществляются (что делается для того чтобы сохранить этот микроорганизм). Изготовление проектов учащимися при контроле и незначительной помощи учителя. | ||
2.Индивидуальный сбор информации и коллективная подготовка | Учитель проверяет и контролирует каждого ребенка. После сбора всей информации идет изготовление совместной книги. –Как мы назовем нашу книгу? –Давайте теперь с вами решим, что разместить на обложке? –Вы решили, как оформите нашу книгу? -Давайте приступим к созданию нашей книги. | Активная подготовка материала для проведения проекта. Активное взаимодействие детей между собой, детей и педагога Давайте назовем книгу «МикроМир» Название и общий коллаж наших видов микроорганизмов Да, мы начнем с простых видов микроорганизмов и далее будут располагаться более сложные. На каждом развороте будет название вида и картинка Оформляют книгу |
3.Коллективное подведение итогов (конференция) | -Посмотрите, какая красивая получилась у нас книга. Ребята, понравилась ли вам эта работа? -Что интересного и нового вы узнали? –Какие впечатления вы испытали, когда делали свою газету? -Хотите ли вы еще выпускать книгу? Является ли для Вас это увлекательным? –Какие трудности у вас возникли при выполнении проекта? Организация и стимуляция обсуждения. Во вступительной беседе формирование критериев анализа. В заключении обобщение всего сказанного участниками. | Да, очень Мы очень много узнали о микроорганизмах: какие бывают виды, как они называются. Какое имеют значение для человека. Объединили все полученные знания в книгу. Нам было очень волнительно, какой получится книга, так как мы искали информацию индивидуально, но книга была общей. Но нам было очень приятно и радостно. Да, нам очень понравилось! Мы бы могли дополнить нашу книгу еще большей информацией про микроорганизмы. Было сложно красиво и правильно оформить книгу, все остальное было очень интересно. |
Родительское собрание «Воспитание у детей интереса к природе через изучение микроорганизмов»
Участники: родители учащихся 4 класса.
Цель: показать родителям способы воспитания у детей интереса к природе через изучение микроорганизмов.
Задачи:
- показать важность изучения микроорганизмов в начальной школе;
- поспособствовать осознанию родителями необходимости включения их в процесс воспитания;
- порекомендовать методы воспитания интереса к природе.
Этапы: | Деятельность учителя | Деятельность родителей |
1.Организационный этап | - Здравствуйте, дорогие родители! Наше родительское собрание я хотела бы начать с притчи-сказки (приложение 2). | Приветствуют учителя, слушают притчу |
2.Основной этап | –Как вы уже смогли понять, тема нашего родительского собрания: «Воспитание у детей интереса к природе через изучение микроорганизмов». – Сейчас я попрошу вас разделиться на 3 группы. Пусть каждая группа подумает, нужно ли знакомить детей с микроорганизмами, и пусть каждая группа приведёт по 2 тезиса в пользу своего тезиса. Обсуждение ответов. –Хорошо, мы с вами определили, почему же все-таки существует необходимость изучения детьми микроорганизмов. –Теперь в группах подумайте, как вы можете помочь детям в изучении микроорганизмов. –Что же вы смогли придумать? –Хорошо, очень интересное предложение. На самом деле, чтобы проявить интерес у детей к изучению микроорганизмов, можно проводить дома небольшие и легкие опыты. Некоторые из них я выписала специально для вас (приложение 3). | Слушают учителя, задают уточняющие вопросы Распределяются по группам. Готовят по 2 тезиса. - Детей нужно знакомить с микроорганизмами для того, чтобы дети знали, что микроорганизмы создают питательные вещества для растений. Превращают перегной в различные минеральные вещества, которые потом могут быть поглощены из почвы корнями растений. Чтобы дети могли различать, что существуют и опасные микроорганизмы, которые могут вызывать тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, гонорею и др.), животных и растений и т.д. Обсуждают Можно предложить детям поиграть в игру. Мы называем микроорганизм, если он является полезным, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если опасным, то замереть и т.д. Слушают учителя |
3.Заключительный этап | - На самом деле, существует еще больше экспериментов, которые мы можете провести в домашних условиях. Вы можете использовать загадки, интересные притчи для ознакомления детей с микроорганизмами. Спасибо большое, что посетили родительское собрание, я надеюсь, что вы для себя усвоили что-то новое! | Анализирует памятки. Задают уточняющие вопросы. Прощаются с учителем |
Педагогический совет по вопросам воспитания у детей интереса к природе через изучение микроорганизмов
Участники: учителя начальных классов.
Цель: показать способы изучения микроорганизмов.
Задачи:
- показать важность изучения микроорганизмов на всех уроках не зависимо от темы;
- поспособствовать осознанию учителями необходимости углублённого изучения микроорганизмов;
- порекомендовать способы изучения микроорганизмов на различных уроках.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учителей |
1.Организационный этап | –Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада всех видеть на нашем педагогическом совете. Я бы хотела начать наше заседание с небольшого стихотворения: Микробы страшные живут, И терпеливо днём и ночью, Они детей не мытых ждут. С не мытых рук пролезет в рот Противный, маленький микроб. Пролезет тихо, как шпион, И натворит такого он!… …Но только не надо бояться, Надо сопротивляться! Ведь эта страшная сила Боится простого….МЫЛА! –Скажите, о чем говорится в этом стихотворении? –На самом деле, мы с вами знаем, что существуют микроорганизмы, которые имеют и полезные свойства. Но, зачастую, если мы спросим у ребенка, что такое микроорганизм, он нам ответит, что это «Вредитель». Именно поэтому, мы с вами должны расширять знания детей о микроорганизмах, чтобы дети понимали всю значимость данных существ на Земле. | Приветствуют учителя В этом стихотворении говорится о микробах, что они приносят вред Слушают учителя, высказывают своё мнение |
2.Основной этап | – Я вам предлагаю сейчас разделиться на три группы. В группах обсудите, и запишите, какие формы и методы вы можете использовать для расширения знаний детей о микроорганизмах. – На самом деле, методов и форм очень много. –Проектно-исследовательская деятельность; –Эксперименты; – Наблюдение за микроорганизмами под микроскопом; – Рассматривание картин, мультимедийные занятия, видеолектории; – Игры; – Познавательная беседа, чтение, ситуативный разговор; – Экологические кружки; – Викторины, марафоны; – Экологические акции; – Дни экологического творчества; – Экологические праздники, развлечения; – Экологические сказки; – Инсценировки, театрализации на экологические темы. – Это только часть того, что можно сделать и это всё, чем не пользуются учителя при изучении тем, связанных с микроорганизмами. Но изучение микроорганизмов может проходить не только на уроках окружающего мира. Сейчас я вам попрошу подумать, как мы можем формировать знания о микроорганизмах на других предметах. | Записывают и обсуждают Мы можем на математике использовать задачи, где есть какие-либо вычисления, связанные с микроорганизмами. На литературном чтении мы можем использовать экологические сказки, стихи, загадки на эту тему. На технологии проекты, подделки, плакаты. На русском языке тексты познавательные о микроорганизмах. |
3.Заключительный этап | Мне бы хотелось раздать вам памятки, на которых приведены примеры заданий, способные закрепить у детей знания о микроорганизмах (приложение 4). Спасибо большое за внимание, надеюсь, что наш педагогический совет был полезным для вас! | Слушают учителя, анализируют памятки. Прощаются |
Заключение
Изучение видового разнообразия микроорганизмов остается актуальным вопросов в настоящее время. Простейшие имеют огромное значение как для человека, так и для природы. Они принимают участие в цепи питания различных животных, если эта цепь оборвется, обуславливаясь вымиранием одного из вида одноклеточных, то произойдет исчезновение и остальных животных, которые питались ими. Очищая водоемы, простейшие помогают справиться с одной из самых страшных проблем, существующей в мире –проблемой загрязнения водных ресурсов. Именно поэтому, изучение микроорганизмов должно начинаться с начальной школы.
Реализация программы позволит:
- Формировать экологическую культуру младших школьников.
- Формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к микроорганизмам как самому простому организму нашей планеты.
- Усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде.
- Обучить учащихся методам познания окружающего мира.
- Воспитать эстетическое и нравственное отношение к окружающей природе.
Экологическое воспитание у младших школьников сформировать возможно, если учитель будет заниматься этим целенаправленно, постепенно и системно, затрагивая разные аспекты охраны природы.
Список литературы
Гайворонская, Н.И. Краеведение в начальной школе / Н.И. Гайворонская // Начальная школа плюс до и после. – 2010 №7. - С.1-3.
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России [Текст] /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
4. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.
5. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2016. – 346с.
6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2016. – 320с.
7. Тимофеева, В.П. Исследовательская работа в начальной школе. [Текст] / В.П. Тимофеева // Начальная школа. – 2008. – №2. – 78-81с.
8. Шумакова, Н.Б., Авдеева, Н.И., Климанова, Е.В. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. №373 – URL: http://минобрнауки.рф/документы, свободный (дата обращения 20.02.2018)
Приложение 1
План работы над проектом:
В информации о микроорганизме необходимо выделить (подчеркнуть):
- Название Микроорганизма.
- Вид Микроорганизма.
- Местообитание (где обитает)
- Строение тела (можно добавить рисунок)
- Значение для окружающей среды и человека.
- Меры охраны, которые осуществляются (что делается для того чтобы сохранить этот микроорганизм).
Приложение 2
Сказка про микробов
Государство? Что это такое? Итак, слушайте
меня, ибо теперь я скажу вам свое слово о смерти
народов. Государством называется самое холодное
из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта
ложь ползет из уст его: "Я, государство, есмь народ".
Так говорил Заратустра.
Ф. Ницше.
Давным-давно, в глубокой древности, в тридевятом царстве, тридесятом государстве, жили-были Микробы. То, что их окружало, они называли Организмом; они не задумывались - есть ли что-либо за его пределами; "они были осторожными, как будто переходили по тающему льду; это были те, которые, соблюдая спокойствие, умели грязное сделать чистым. Это были те, которые своим умением сделать долговечное движение спокойным, содействовали жизни. Они не желали многого, ограничиваясь тем, что существует, и не создавали нового"*.
Организм обеспечивал их всем необходимым и, возможно, даже не подозревал об их существовании. Микробы были наблюдательны и знали, что организм - живой; ведь на каждое их воздействие он чутко реагировал. Они же, зная его язык и законы сосуществования, попросту выполняли своё предназначение. Они считали, что будут существовать до тех пор, пока существует этот мир - Организм; они жили в симбиозе с Организмом, сознавая себя его частью. Одним словом, Микробы находились в состоянии любви и счастья - как ещё можно назвать состояние полного удовлетворения их небольших потребностей, их осознание своей абсолютной безопасности и включённости в общий процесс эволюции, знание истинно верного принципа сосуществования: не причини вреда ближнему, и, самое главное - Организму.
У них просто не существовало альтернативы и таких глупых понятий как добро и зло. Поэтому они не тратили времени на бесполезные споры и глупые философские рассуждения. Они просто любили и радовались жизни...
...сейчас уже никто не помнит, когда это произошло, и что это было - то ли занесённый откуда-то извне вирус, то ли какой то инородный разум достигший пределов Организма, и самовольно подселившийся к сознанию микробов, сместив их собственный разум в подсознание; то ли это был замысел, изначально заложенный в сам принцип эволюции...
Но, случилось непредвиденное - в некоторых Микробах зародилось Эго. Они были тщеславны и смешны. Поэтому вначале над ними только посмеивались и не принимали всерьёз. Древние Микробы были настолько непоколебимо уверены в незыблемость законов сосуществования, что оказались совершенно беспомощными и неприспособленными к какой либо борьбе.
Новые Микробы отвергли разумность Организма. Назвав себя Сверхмикробами, высшей расой, они любовались только собой. Они презирали посмеивающихся над ними древних Микробов и, пользуясь вседозволенностью, начали активную разрушительную деятельность. Не признавая законов эволюции, они подчинялись только своим желаниям и инстинктам. Они решили возвеличиться и подчинить себе древних Микробов. Для этого они объявили, что общаются с Богом и создали учение, согласно которому, все остальные должны им поклоняться. Они объединялись в племена, постоянно спорили между собой и придумывали множество правил, законов (не признающих законов эволюции Организма), казавшихся глупыми терминов и понятий. Например: "добро" - это то, что для меня хорошо; "зло" - это то, что для меня плохо. На самом же деле это было величайшим изобретением новых микробов. С их помощью возникла возможность разделять и стравливать микробов, а значит - управлять ими. Их энтузиазм и фантазия в этом деле были неистощимы. Они договорились между собой, что определённый металл необходимо признать как высшую ценность, а важность Микроба определять количеством имеющегося у него металла. Каждый, конечно, хотел быть важнее и, постепенно, мирные ссоры стали перерастать в вооруженные конфликты, а затем и в войны. Микробы, чтобы быть сильнее, объединялись в стаи, селились рядом, огораживаясь крепостными стенами. Из этих поселений в последующих веках возникли города, а большие стаи стали называться странами. И уже между ними шли непрерывные войны. Когда одна великая страна-стая одерживала множество военных побед, и у неё скапливались огромные богатства, другие страны-стаи договаривались между собой, объединялись, нападали на неё и грабили награбленное. И этот процесс заговоров и интриг длился бесконечно.
Ослеплённые блеском металла, Микробы не замечали, что размеры Организма ограничены, и новым богатствам взяться неоткуда, и что они просто непрерывно переходят из одной страны в другую и обратно, по кругу. Это как мяч в игре в футбол. Те, у кого нет мяча - пытаются им завладеть. Но, в отличие от футбола, владение мячом-богатством приносило боль и разрушение его обладателям; в отличие от футбола, в этой игре непрерывно гибло огромное количество простых Микробов. Микробов, считавших, что они выполняют священный долг в борьбе со злом. Вся траги-комичность этой ситуации заключалась в том, что у стран-стай, пользующихся одними моральными нормами (но "национальные интересы" которых пересекались), понятия "добра" и "зла" оказывались диаметрально противоположны! То, что "хорошо" для одних - было плохо для их противников, и наоборот. Микробы - правители, стремящиеся к неограниченной власти и господству, тщательно поработали над историей, лишив потомков Древних Микробов памяти о "Золотом Веке". Сожжённые библиотеки, уничтоженная письменность, миллионы жизней не признающих ничьей власти Древних Микробов; жизней Тех, кого можно убить, но нельзя победить...
Уже никто не помнил о Древних Микробах, которые ни при каких условиях не могли воевать - уничтожать себе подобных. Они скорее погибли бы сами, но не причинили боли ничему сущему. Ведь всё сущее составляло Организм. Тот чистый, ухоженный Организм, который они так любили, что называли его "Сияющий". Уже никто не помнил состояния любви. "Непонятное" слово стали употреблять, обозначая привязанность к своим животным инстинктам, например - "Я люблю котлеты", "Я люблю крепкие сигары" и т.п.. Не зная состояния любви, они поделили любовь на плотскую и духовную, святую и нечестивую, и т.д. и т.п. Интуитивно ощущая свою неполноценность (вне этого состояния), они ищут "что-то", что может сделать их счастливыми. Кто-то находит "счастье" в его суррогатных заменителях - чувственных удовольствиях, кто-то в вине, в наркотиках или в религии; кто-то во власти, политике, патриотизме, славе, деньгах, сексе, работе, игре, семье и т.д. Но чем сильнее и больше привычек и желаний заполняло внутреннюю пустоту, тем труднее становилось пробиться ростку истины.
Возомнив себя царями Природы, Микробы стали пускать вспять реки и производить свои, Микробьи, ядерные испытания. Сознавая своё великое предназначение в процессе исторического развития Организма, они важно раздували щёки, рассуждая: "Микроб - звучит гордо! Микроб - венец творения! Микробы не должны ждать милостей от Организма. Задача Микробов - взять их у него". Они изрядно потрудились, пытаясь подчинить себе окружающий их Организм. Истерзанный и отравленный, превращённый в зловонную клоаку, Он оказался не в состоянии давать микробам здорового питания, порождая эпидемии всё новых и новых болезней.
Озабоченные неотложными делами, они не задумываются о том, что уничтожают свой общий дом - Организм. Они великие оптимисты. "Зачем думать негативно?" - говорят Микробы, - "Давайте строить светлый, чистый образ, и мы станем счастливыми!". И их железной логике может позавидовать даже страус, от страха прячущий в песок свою голову. Они непрерывно твердят о высокой любви к детям, внукам, ближним, и, в следующую секунду могут накинуться на них с упрёками, осуждением, а то и с чем-нибудь потяжелее.
Как безумные, карабкаются они к вершинам общества, залезая друг на друга, возвышаясь над себе подобными. И не могут остановиться - ведь если ты остановишься и поможешь ближнему, пропустив его вперёд, то он займёт твоё место, а ты останешься "на дне" этого жестокого общества. Ведь нельзя всем усесться на трон!
Смысл их существования сводится к удовлетворению своих страстей и поиску новых видов наслаждений. Своих детей Микробы воспитывают по своему образу и подобию, обучают тому, как достичь вершин общества, или хотя бы приблизиться к ним...
- "Разве такое возможно?" - удивится пытливый читатель.
- "В такой печальной сказке возможно всё" - грустно ответит автор...
Рассуждая о том, что нужно возлюбить ближнего, они сознаются в том, что не любят.
Призывая стремиться к Свету, сознаются в том, что находятся во Тьме. Ведь если ты действительно видишь свет, то ты уже не находишься в темноте!
Микробы часто собираются в кучки и философствуют на тему "А разумен ли Организм? И, если разумен, то настолько ли его разум совершенен как наш?".
Увлечённые собой, Микробы не хотят видеть катастрофических последствий своей деятельности...
У этой сказки есть три варианта продолжения.
Первый, пессимистичный: Микробы продолжают свой шабаш, доводят разрушение Организма до необратимых патологических процессов и погибают вместе с ним.
Второй, реалистичный: Организм обнаружит в себе Микробов, включится иммунитет или он попросту примет "касторку", и Микробов смоет очередным "всемирным потопом".
Третий, оптимистичный: Организм знает о существовании Микробов и любит их как своих детей; надеется на то, что они, ослеплённые блеском своего ничего не стоящего металла, когда-нибудь заметят и Его; увидят те неразрывные узы, которые связывают их в одно Целое. И до тех пор, пока на это есть хотя бы маленькая надежда, будет, корчась от нестерпимой боли, оттягивать тот момент, когда он будет вынужден подчиниться Закону Самосохранения и включить аварийные Силы самозащиты...
Мнение автора (субъективное): Микробы не станут счастливы до тех пор, пока не обретут целостности. Оторванные от реального мира, мира "Сияющего", они живут в искусственно созданном ими, мире разрушения. Не чувствуя своей неразрывной связи с Организмом, они запутались в созданных ими самими же понятиях добра и зла вытекающими из противопоставления собственного "Я" Организму и друг другу. Не в состоянии отличить одно от другого, их сознание находится в непрерывном поиске компромисса, они постоянно стоят перед альтернативой. "Раздвоение личности" не даёт покоя их разуму и поглощает все силы.
Но они могут обрести счастье, если осознают эгоистичность всех своих поступков; поймут свою взаимосвязь с организмом, и, на основании этого понимания, откажутся от ложной морали, образа мышления и разрушительных действий. И приложат все свои силы на очищение и восстановление организма.
* - выдержка из книги "Дао дэ Цзин"; Лао-Цзы.
Приложение 3
1. Смоченной медицинским спиртом ваткой мы протрите ладони рук и рассмотрите ватку. Если ватка окажется грязной, значит на вашей ладони большое количество микроорганизмов. Затем помой руки с мылом и повторите наш опыт. Посмотрите, ватка стала намного чище. Иногда глядя на руки, они кажутся нам чистыми, а на самом деле на руках находится огромное количество микробов, которые скапливаются на них вместе с частицами земли и пыли.
2. Возьмите кусочек хлеба и поместите его в мешочек. А через несколько дней вы увидите на нем огромное количество плесени. Плесень страшна, даже если мы ее не видим, то можно почувствовать запах. Есть такой хлеб нельзя. Опыт показал, что микробы вызывают порчу продуктов.
3. Возьмите смыв со своей ладони и ладоней друзей, помажьте им дно специальной чашки Петри. Закройте ее и поместили в специальную камеру. И через сутки вы увидите, что в чашке появились маленькие точки. Через несколько дней этих точек стало больше, и они увеличатся. Появился запах плесени.
Приложение 4
Математика
Известно: в банку попал 1 микроб, и через 35 минут банка была наполнена микробами, причем известно, что количество микробов ежеминутно удваивалось. Вопрос: За сколько минут банка была наполнена микробами на половину?
Литературное чтение и русский язык
Сказка про бактерии
Мама принесла из сада корзину яблок. Одно из яблок выпало из корзины и покатилось по столу.
-Революция! Свобода! Независимость! - тут же закричали бактерии и вирусы и принялись прыгать и скакать от радости.
-Глупые, чему вы радуетесь! - попыталась урезонить их бактерия Спирохета. Ей было уже пять миллиардов лет и она не любила новшеств - все равно ни к чему хорошему они не приводят. - Жили мы себе поживали на яблоне, солнышко нас пригревало, дождик мыл, никто не жаловался. А что теперь будет - неизвестно!
-Ну, ну, пусть молодежь развлечется, - снисходительно сказала подруга Спирохеты, бактерия Палочка. - Мы-то знаем, нет ничего нового под Луной.
-Наше яблоко теперь заживет по-новому. Долой старый строй! - вещал тем временем вирус Гепатит. - Чтобы наше яблоко не поверглось в хаос, предлагаю выбрать новую власть.
-Да, давайте устроим выборы! Выберем президента! - воодушевились бактерии и вирусы.
-А что такое президент? - пискнула маленькая бактерия Хламидия, но она была такой маленькой, что никто ее не услышал.
-Что тут выбирать? - важно сказала Оспа. - Наше яблоко должен возглавить самый сильный, тот, кто способен объединить вокруг себя общество.
-Это ты на себя, что ли, намекаешь? - возмутилась бактерия Дифтерия. - Да тебя вообще медицина уже победила!
Оспа так разозлилась, что почернела от ярости.
-Ну а тебя, - закричала она Дифтерии, - Лечат с помощью обычных антибиотиков! Раз, и нет тебя! А меня так просто не возьмешь!
-Да, да! - поддержал Столбняк. - Нужны честные выборы!
-Ах, так! - закричала Дифтерия. Она поднатужилась и размножилась в сорок раз.
-Ну-ка, посмотрим, что вы на это скажете! - хором пропищали сорок бактерий Дифтерий.
Столбняк и Оспа возмутились и тоже стали было в позу, чтобы размножиться, как вдруг в кухню вошел мальчик Вова. Он был невоспитанным мальчиком и не знал, что перед едой яблоки нужно мыть. Поэтому он схватил яблоко со стола и потащил в рот.
-Караул! Погибаем! Конец света! - в ужасе закричали бактерии. - Прощайте, друзья!
И только одна старая Спирохета, которая многое повидала и знала, что жизнь на этом не кончается, не испугалась.
-Увидимся на том свете! - крикнула она, улетая в желудок.
Технология
На листе картона с помощью пластилина отобразите строение инфузории туфельки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогической деятельности по формированию познавательной активности у слабоуспевающих обучающихся младших классов.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, познавательный интерес. Освоение основной общеоб...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной акти...
"Развитие инженерного мышления обучающихся младших классов через проектно-исследовательскую деятельность"
Из опыта работы....
Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»
В этом эссе я написала свое мнение о роли учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов. А так же подобрала различные способы для развития ком...
Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов».
Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»....
"Формирование у обучающихся младших классов предметных и метапредметных компетенций в условиях проектной деятельности"
quot;Формирование у обучающихся младших классов предметных и метапредметных компетенций в условиях проектной деятельности"...