"Развитие инженерного мышления обучающихся младших классов через проектно-исследовательскую деятельность"
статья
Предварительный просмотр:
Развитие инженерного мышления обучающихся младших классов через проектно-исследовательскую деятельность
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является инженерное образование. Возродить интерес школьников к техническим специальностям – важная задача подготовки инженерных кадров.
Особое место в развитии основ инженерного мышления занимает проектно-исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы учащийся мог выступить в роли первооткрывателя. Именно такое знание, добытое в ходе собственного исследования, является наиболее ценным.
Уже на этапе выбора темы исследовательской работы ученик может проявить интерес к той или иной области знаний. Темы инженерно-технической направленности довольно распространены среди моих учеников. Приведу примеры некоторых из них:
«Мосты: из прошлого в будущее»
«Колесо обозрения»
«Небоскребы: фантастическая реальность»
«Движение вверх» (лифты)
«Оптические иллюзии или обман зрения»
«Удивительная многомерность. Правильные многогранники»
«Головоломки – изысканное интеллектуальное удовольствие»
и другие.
Работа над проектами инженерно-технической направленности направлены на развитие
- умения анализировать устройство и принцип работы технических объектов;
- конструктивного мышления;
- исследовательского мышления –умения аргументировать свои
действия, полученные результаты и делать выводы;
– умения анализировать качество процесса и результата деятельности.
Данные проекты имели практическую и прикладную направленность.
Продукты проектов были представлены в форме :
- макетов,
- моделей,
- планов,
- схем ,
- чертежей,
- мультимедийного продукта,
- постановка и анализа опытов.
Работа над проектом строится по следующему плану:
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Первичное знакомство с темой (изучение литературы, знакомство с теоретическим материалом)
Жизненный опыт детей младшего школьного возраста невелик. А темы проектов, как правило, не пересекаются с учебной программой. Поэтому на этапе выбора темы дети зачастую только в общих чертах представляют о чем будет работа. Для того, чтобы понять какой именно аспект темы мы хотим раскрыть, нам надо ознакомиться с материалом. Мы читаем книги, изучаем материал в сети Интернет, смотрим документальные фильмы, посещаем тематические музеи .
Накапливая знания по данному вопросу, мы можем сформулировать тему более узко и перейти к следующему этапу.
- ПОИСКОВЫЙ:
уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
Любую тему можно рассматривать с разных точек зрения. Например, третьеклассницей была предложена тема «Мосты». Тема дает простор для исследования. Можно говорить об их внешнем виде и функциональности. Мосты Санкт-Петербурга – отдельная тема для исследования . Любой конкретный мост может стать темой исследования. Приступив к изучению литературы, мы поняли, что конструкции и внешний вид мостов отвечают требованиям исторической эпохи. Мы решили выяснить, как изменялись мосты в истории человечества и проиллюстрировать историю мостостроения с помощью моделей из бумаги. Поэтому тема стала звучать так : «Мосты: из прошлого в будущее»
- АНАЛИТИЧЕСКИЙ:
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- анализ ресурсов. Написание теоретической части в соответствии с поставленной целью, подтверждающей или опровергающей гипотезу.
При написании работы мы пользуемся как источниками, проверенными временем, так и современными.
Например, журнал «Юный техник» и приложения к ним «Левша» и «ЮТ для умелых рук» выходит с 1956 года. Издание в доступном школьникам виде доносит информацию о достижениях в отечественной и зарубежной науке, технике, производстве. На страницах этого журнала можно найти схему модели воздушного шара или подробную иллюстрированную инструкцию по изготовлению переплетного аппарата.
А на сайте Stroitelstvo-new.ru можно найти схемы самодвижущихся игрушек из бумаги для Чудесного городка.
- ПРАКТИЧЕСКИЙ:
- выполнение запланированных технологических операций;
Реализация практической работы (постановка физического эксперимента, изготовление модели, макета и т.п.)
Рассмотрим этапы работы над практической частью работы: макетом колеса обозрения
1. Рисование эскиза колеса обозрения
2. Построение чертежа
3. Выбор материалов и инструментов, необходимых для изготовления модели
3. Конструирование и сборка модели согласно чертежу
4. Подсоединение механизма вращения и испытание модели.
Для изготовления моделей мы используем самые простые инструменты и материалы: небоскреб из втулок от бумажных полотенец, многогранники и головоломки из картона, на изготовление фермы моста понадобилось 50 листов бумаги, свернутых в трубочку, лифт из деталей ЛЕГО, колесо обозрения из палочек для суши.
- внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
5. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ:
Результаты своих исследований, как промежуточные, так и окончательные, учащиеся представляют перед своими сверстниками . Демонстрационные опыты, мастер-классы ученики показывают как в своем классе, так и в других. При этом нарабатывается опыт публичных выступлений, исчезает страх перед аудиторией. Осознавая интерес сверстников к своей работе, ребята обретают уверенность в себе.
Ребята вместе с автором проекта конструировали многогранники. Проводили опыты. Испытывали на прочность конструкцию моста и т.д.
- КОНТРОЛЬНЫЙ: анализ результатов выполнения проекта;
оценка качества выполнения проекта.
Таким образом, работа над проектами дает возможность ребенку почувствовать себя успешным в деле, развить и проявить свою креативность, научиться оформлять и представлять работу и как следствие, почувствовать свою личную состоятельность. Проектная и исследовательская деятельность на всех ступенях образования направлена на формирование коммуникативной компетенции: работа в коллективе (в паре, группе), овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в области инженерно-технического образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности как средство обогащения речи и развития логического мышления у младших школьников»
Описание педагогического опыта учителя начальных классов....
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ
Проектное обучение является наиболее эффективным подходом для формирования инженерного мышления обучающихся. Обобщение опыта по данной теме....
Робототехника как средство развития инженерного мышления у учащихся начальной школы
Образовательная робототехника- это процесс технического творчества, самостоятельного создания инноваций....
«Сюжетные-ролевые игры в ГПД как средство развития инженерного мышления».
Методическая разработка по теме самообразования :«Сюжетные-ролевые игры в ГПД как средство развития инженерного мышления»....
Формирование инженерного мышления в рамках реализации программы внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"
Статья для выступления на областном вебинаре "Современные подходы к образованию"...
"Развитие инженерного мышления учащихся в дополнительном образовании"
В статье описывается как развивать инженерное мышление в творческом объединении любой направленности....