"Развитие инженерного мышления обучающихся младших классов через проектно-исследовательскую деятельность"
статья
Предварительный просмотр:
Развитие инженерного мышления обучающихся младших классов через проектно-исследовательскую деятельность
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является инженерное образование. Возродить интерес школьников к техническим специальностям – важная задача подготовки инженерных кадров.
Особое место в развитии основ инженерного мышления занимает проектно-исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы учащийся мог выступить в роли первооткрывателя. Именно такое знание, добытое в ходе собственного исследования, является наиболее ценным.
Уже на этапе выбора темы исследовательской работы ученик может проявить интерес к той или иной области знаний. Темы инженерно-технической направленности довольно распространены среди моих учеников. Приведу примеры некоторых из них:
«Мосты: из прошлого в будущее»
«Колесо обозрения»
«Небоскребы: фантастическая реальность»
«Движение вверх» (лифты)
«Оптические иллюзии или обман зрения»
«Удивительная многомерность. Правильные многогранники»
«Головоломки – изысканное интеллектуальное удовольствие»
и другие.
Работа над проектами инженерно-технической направленности направлены на развитие
- умения анализировать устройство и принцип работы технических объектов;
- конструктивного мышления;
- исследовательского мышления –умения аргументировать свои
действия, полученные результаты и делать выводы;
– умения анализировать качество процесса и результата деятельности.
Данные проекты имели практическую и прикладную направленность.
Продукты проектов были представлены в форме :
- макетов,
- моделей,
- планов,
- схем ,
- чертежей,
- мультимедийного продукта,
- постановка и анализа опытов.
Работа над проектом строится по следующему плану:
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Первичное знакомство с темой (изучение литературы, знакомство с теоретическим материалом)
Жизненный опыт детей младшего школьного возраста невелик. А темы проектов, как правило, не пересекаются с учебной программой. Поэтому на этапе выбора темы дети зачастую только в общих чертах представляют о чем будет работа. Для того, чтобы понять какой именно аспект темы мы хотим раскрыть, нам надо ознакомиться с материалом. Мы читаем книги, изучаем материал в сети Интернет, смотрим документальные фильмы, посещаем тематические музеи .
Накапливая знания по данному вопросу, мы можем сформулировать тему более узко и перейти к следующему этапу.
- ПОИСКОВЫЙ:
уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
Любую тему можно рассматривать с разных точек зрения. Например, третьеклассницей была предложена тема «Мосты». Тема дает простор для исследования. Можно говорить об их внешнем виде и функциональности. Мосты Санкт-Петербурга – отдельная тема для исследования . Любой конкретный мост может стать темой исследования. Приступив к изучению литературы, мы поняли, что конструкции и внешний вид мостов отвечают требованиям исторической эпохи. Мы решили выяснить, как изменялись мосты в истории человечества и проиллюстрировать историю мостостроения с помощью моделей из бумаги. Поэтому тема стала звучать так : «Мосты: из прошлого в будущее»
- АНАЛИТИЧЕСКИЙ:
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- анализ ресурсов. Написание теоретической части в соответствии с поставленной целью, подтверждающей или опровергающей гипотезу.
При написании работы мы пользуемся как источниками, проверенными временем, так и современными.
Например, журнал «Юный техник» и приложения к ним «Левша» и «ЮТ для умелых рук» выходит с 1956 года. Издание в доступном школьникам виде доносит информацию о достижениях в отечественной и зарубежной науке, технике, производстве. На страницах этого журнала можно найти схему модели воздушного шара или подробную иллюстрированную инструкцию по изготовлению переплетного аппарата.
А на сайте Stroitelstvo-new.ru можно найти схемы самодвижущихся игрушек из бумаги для Чудесного городка.
- ПРАКТИЧЕСКИЙ:
- выполнение запланированных технологических операций;
Реализация практической работы (постановка физического эксперимента, изготовление модели, макета и т.п.)
Рассмотрим этапы работы над практической частью работы: макетом колеса обозрения
1. Рисование эскиза колеса обозрения
2. Построение чертежа
3. Выбор материалов и инструментов, необходимых для изготовления модели
3. Конструирование и сборка модели согласно чертежу
4. Подсоединение механизма вращения и испытание модели.
Для изготовления моделей мы используем самые простые инструменты и материалы: небоскреб из втулок от бумажных полотенец, многогранники и головоломки из картона, на изготовление фермы моста понадобилось 50 листов бумаги, свернутых в трубочку, лифт из деталей ЛЕГО, колесо обозрения из палочек для суши.
- внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
5. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ:
Результаты своих исследований, как промежуточные, так и окончательные, учащиеся представляют перед своими сверстниками . Демонстрационные опыты, мастер-классы ученики показывают как в своем классе, так и в других. При этом нарабатывается опыт публичных выступлений, исчезает страх перед аудиторией. Осознавая интерес сверстников к своей работе, ребята обретают уверенность в себе.
Ребята вместе с автором проекта конструировали многогранники. Проводили опыты. Испытывали на прочность конструкцию моста и т.д.
- КОНТРОЛЬНЫЙ: анализ результатов выполнения проекта;
оценка качества выполнения проекта.
Таким образом, работа над проектами дает возможность ребенку почувствовать себя успешным в деле, развить и проявить свою креативность, научиться оформлять и представлять работу и как следствие, почувствовать свою личную состоятельность. Проектная и исследовательская деятельность на всех ступенях образования направлена на формирование коммуникативной компетенции: работа в коллективе (в паре, группе), овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в области инженерно-технического образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881851-1485100498.jpg)
«Применение пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности как средство обогащения речи и развития логического мышления у младших школьников»
Описание педагогического опыта учителя начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/07/picture-1055135-1536334176.jpg)
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ
Проектное обучение является наиболее эффективным подходом для формирования инженерного мышления обучающихся. Обобщение опыта по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/07/picture-1055135-1536334176.jpg)
Робототехника как средство развития инженерного мышления у учащихся начальной школы
Образовательная робототехника- это процесс технического творчества, самостоятельного создания инноваций....
«Сюжетные-ролевые игры в ГПД как средство развития инженерного мышления».
Методическая разработка по теме самообразования :«Сюжетные-ролевые игры в ГПД как средство развития инженерного мышления»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/20/picture-257780-1440088425.jpg)
Формирование инженерного мышления в рамках реализации программы внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"
Статья для выступления на областном вебинаре "Современные подходы к образованию"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/09/picture-765921-1457523779.jpg)
"Развитие инженерного мышления учащихся в дополнительном образовании"
В статье описывается как развивать инженерное мышление в творческом объединении любой направленности....