Статья " Роль портфолио в планировании воспитательной работы в группе продленного дня"
статья
В данной статье раскрывается роль портфолио для повышения самооценки учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль портфолио в планировании воспитательной работы в группе продленного дня
Автор: Медзаковская Марина Владимировна,
воспитатель ГПД,
ГБОУ СОШ №661 Приморского района Санкт-Петербурга
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому взрослые должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. В этом может помочь портфолио.
Портфолио ученика начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей. Поэтому в портфолио есть много разделов. Одни отражают учебные успехи ребёнка, другие раскрывают его интересы во внеурочной деятельности. Но иногда портфолио позволяет и учителю выбрать направление работы. В учебной деятельности всё ясно – есть учебный план, по которому учащиеся проходят программу. А вот во внеклассной работе хочется помочь детям развиться в той области, которая интересна именно им.
В портфолио учеников нашей школы есть раздел «Я хочу узнать». Проанализировав этот раздел, мы поняли, что можно составить рейтинг интересов ребят и помочь им в реализации своих целей. Так, например, мы выяснили, что многие ребята 4-ых классов интересуются историческими личностями, жившими в разное время и оставившими свой след в истории. Поэтому мы решили сделать цикл классных часов, посвящённых разным историческим личностям. По итогам этих бесед ребята оценивали свои знания и заполняли раздел « Я узнал…» Многие так увлеклись, что сами начали узнавать интересные факты из жизни знаменитых людей, потом делились с товарищами. Это позволило им подняться в своём развитии на новую ступень. В будущем мы с ребятами договорились устраивать тематические классные часы, вместе выбирая наиболее интересные темы для обсуждения. Также вместе с детьми мы составили балльную шкалу оценивания работы на занятии для составления рейтинга учащихся. На основе этих баллов в конце года ребята получают сертификаты, такие как: «Знаток истории России», «Лучший в изучении подводного мира» и т.п., которые вкладываются в портфолио. Приводим пример такой шкалы:
- Активное участие – 1 балл
- Тест выполнен верно на 100% - 3 балла
- Тест выполнен верно от 99% до 75% - 1 балл
- Самостоятельная исследовательская работа (доклад на занятии, презентация…) – 5 баллов
- Дисциплина и внимательность – 1 балл
Итого: max 10 баллов за занятие.
В дальнейшем эти 10 баллов также можно обменять на «пятёрку» по предмету
( например, беседа «Александр Невский» из области предмета «окружающий мир»)
Приводим пример классного часа из цикла «Личности в истории».
Классный час в 4 классе по теме: Александр Невский
Цель: - показать, что всегда в лихолетье на русской земле появляется человек, который может собрать вокруг себя народ и повести его на врага; в XIII веке им был А. Невский.
Метапредметные УУД:
− умение работать с разными источниками информации;
− выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
-умение слушать других и высказывать свою точку зрения;
-умение оценивать свою работу;
-расширение кругозора.
Ход занятия.
На доске запись: Александр Невский
- Что можете сказать об этом человеке? ( составляем кластер – ответы выносятся на доску, например: князь, победитель,…)
-Его настоящее имя Александр Ярославич. Родился он 13 мая 1220(или 1221 – точно не известно) в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Ожидала его слава и память в веках.
-Давайте подумаем, случайно ли стал он знаменитым?
-Давайте поработаем в группах и выясним факты из биографии Александра Ярославича, которые могли бы нам помочь ответить на этот вопрос.
1 группа: - Что означает имя Александр?
2 группа: - Детство Александра
3 группа: - Начало правления
(Дети пользуются дополнительной литературой, словарями, интернет-ресурсами)
Выводы: Имя означает «Защитник людей»
В 4 года посвящён в воины: посадили на боевого коня, опоясали мечом, в руки дали лук со стрелами, что означало обязанность защищать родную землю.
Обучался ратному делу, науке командования дружиной, письменности и арифметике, читал Библию и древнерусские летописи. Отец учил любить Родину, защищать её, беречь веру православную. В 15 лет принял участие в победоносном походе отца против рыцарей-крестоносцев.
Княжить стал в Великом Новгороде в 16 лет. Горожане полюбили его за ум, добрый нрав, рассудительность в правлении, воинскую отвагу.
Такой человек должен был стать знаменитым в силу своего характера и воспитания.
- Почему же в историю он вошёл под именем Александр Невский?
(просмотр презентации «Невская битва»)
-Но вскоре новая беда обрушилась на Русь. Теперь в поход на Псков и Новгород пошли немецкие рыцари-крестоносцы. 5 апреля 1242 года Александр решил сам отправиться навстречу врагу. Он вывел свою рать к Чудскому озеру. Битву назвали Ледовым побоищем. Почему?
-назовите синонимы слова «побоище». Почему нельзя было сказать по-другому, по вашему мнению?
(просмотр отрывка фильма «Ледовое побоище»)
Александр Невский недолго прожил (умер в 1263г), но успел сделать много добра своему народу. Поэтому и память о нём живёт. Православная церковь объявила его Святым и почитает как защитника земли русской от врагов. Похоронен Александр был во Владимире, но потом его останки были перевезены в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга. Именем великого князя названы многие храмы. У нас в Коломягах есть часовня Александра Невского из красного кирпича при храме Святого великомученика Дмитрия Солунского (иллюстрация).
Был учреждён орден Александра Невского (иллюстрации: орден времён Екатерины I и времён Вов). Награждали им за личную отвагу и одержанные победы.
Об Александре Невском сняты фильмы, написаны книги. Композиторы и художники тоже обращались к его личности. (показ иллюстраций)
-В 2008 году в России проводился конкурс «Имя России». Александр Невский стал победителем. Как вы думаете, заслуженно ли?
Предлагаю вам написать синквейн: Александр Невский
Тест:
- Кем был Александр Невский?
А) царь
Б) великий князь
В) император
- Отчество Александра
А) Всеволодович
Б) Ярославич
В) Владимирович
- Перед какой битвой князь приказал воинам снять доспехи?
А) Невская битва
Б) на Волге
В) Ледовое побоище
- Где состоялось Ледовое побоище?
А) Ладожское озеро
Б) озеро Ильмень
В) Чудское озеро
- За какие заслуги Александра прозвали Невским?
А) одержанная победа на Неве
Б) постройка города на Неве
В) он родился и жил на берегах Невы
-А теперь подумайте, принесла ли наша беседа вам пользу? Узнали ли вы что-то новое? Сложно ли вам давалась информация? Хотелось бы дополнить свои знания ещё какими-то фактами? Справитесь сами или кого-то позовёте в помощники?
Использованная литература:
- Крутогоров, Ю. Александр Невский: повесть / Ю. Крутогоров; ил. А. Чаузова. –
М: Белый город, 2004. - 48 с. - (История России).
- Воскобойников, В. Александр Невский: книга для чтения в школе и дома / Валерий Воскобойников; худож. Ю. Черепанов. – М.: РОСМЭН, 2005. – 47 с. – (Душа России).
- ru.wikipedia.org›Александр Ярославич Невский
- pravmir.ru›Александр Невский
- chelib.ru›index.php/tema-goda/26-2012/17-
- planeta-imen.narod.ru›Имен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня
Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода...
Планирование воспитательной работы в группе продленного дня
Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...
Планирование воспитательной работы в группе продленного дня
Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...
Календарно- тематическое планирование воспитательной работы в группе продленного дня в 3 классе
Аннотация:Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в группе продленного дня в коррекционной школе VII вида. Каждая неделя чередуется тематикой в соответствии с ФГОС.Понедельник ...
Статья " Планирование воспитательной работы в группе продленного дня"
Планирование воспитательной работы в группе продленного дня на основе выбора приоритетных направлений воспитательной работы....
Планирование воспитательной работы в группе продленного дня.
Планирование воспитательной работы -значимое звено в общей системе деятельности педагога. Планирование -это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и...
Статья "Планирование воспитательной работы в группе продленного дня"
ГПД по-прежнему занимает большую роль в организации воспитательной работы школы. Главная цель ГПД - создание условий для полноценного развития личности школьника: развитие эмоций. творческих спо...