Статья " Роль портфолио в планировании воспитательной работы в группе продленного дня"
статья

В данной статье раскрывается роль портфолио для повышения самооценки учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Роль портфолио в планировании воспитательной работы в группе продленного дня

Автор:  Медзаковская Марина Владимировна,

                                                                                воспитатель ГПД,

                                                   ГБОУ СОШ №661 Приморского района Санкт-Петербурга

Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому взрослые должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. В этом может помочь портфолио.  

    Портфолио ученика начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей. Поэтому в портфолио есть много разделов. Одни отражают учебные успехи ребёнка, другие раскрывают его интересы во внеурочной деятельности. Но иногда портфолио позволяет и учителю выбрать направление работы. В учебной деятельности всё ясно – есть учебный план, по которому учащиеся проходят программу. А вот во внеклассной работе хочется помочь детям развиться в той области, которая интересна именно им.

    В портфолио учеников нашей школы есть раздел «Я хочу узнать». Проанализировав этот раздел, мы поняли, что можно составить рейтинг интересов ребят и помочь им в реализации своих целей. Так, например, мы выяснили, что многие ребята 4-ых классов интересуются историческими личностями, жившими в разное время и оставившими свой след в истории. Поэтому мы решили сделать цикл классных часов, посвящённых разным историческим личностям. По итогам этих бесед ребята оценивали свои знания и заполняли раздел « Я узнал…» Многие так увлеклись, что сами начали узнавать интересные факты из жизни знаменитых людей, потом делились с товарищами. Это позволило им подняться в своём развитии на новую ступень. В будущем мы с ребятами договорились устраивать тематические классные часы, вместе выбирая наиболее интересные темы для обсуждения. Также вместе с детьми мы составили балльную шкалу оценивания работы на занятии для составления рейтинга учащихся. На основе этих баллов в конце года ребята получают сертификаты, такие как: «Знаток истории России», «Лучший в изучении подводного мира» и т.п., которые вкладываются в портфолио. Приводим пример такой шкалы:

  1. Активное участие – 1 балл
  2. Тест выполнен верно на 100% - 3 балла
  3. Тест выполнен верно от 99% до 75% - 1 балл
  4. Самостоятельная исследовательская работа (доклад на занятии, презентация…) – 5 баллов
  5. Дисциплина и внимательность – 1 балл

Итого: max 10 баллов за занятие.

В дальнейшем эти 10 баллов также можно обменять на «пятёрку» по предмету

( например, беседа «Александр Невский» из области предмета «окружающий мир»)

    Приводим  пример классного часа из цикла «Личности в истории».

Классный час в 4 классе по теме: Александр Невский

Цель: - показать, что всегда в лихолетье на русской земле появляется человек, который может собрать вокруг себя народ и повести его на врага; в XIII веке им был А. Невский.

Метапредметные УУД:

 умение работать с разными источниками информации;

 выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;

-умение слушать других и высказывать свою точку зрения;

-умение оценивать свою работу;

-расширение кругозора.

Ход занятия.

На доске запись: Александр Невский

- Что можете сказать об этом человеке? ( составляем кластер – ответы выносятся на доску, например: князь, победитель,…)

-Его настоящее имя Александр Ярославич. Родился он 13 мая 1220(или 1221 – точно не известно) в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Ожидала его слава и память в веках.

-Давайте подумаем, случайно ли стал он знаменитым?

-Давайте поработаем в группах и выясним факты из биографии Александра Ярославича, которые могли бы нам помочь ответить на этот вопрос.

1 группа: - Что означает имя Александр?

2 группа: - Детство Александра

3 группа: - Начало правления

(Дети пользуются  дополнительной литературой, словарями, интернет-ресурсами)

Выводы: Имя означает «Защитник людей»

                 В 4 года посвящён в воины: посадили на боевого коня, опоясали мечом, в руки дали лук со стрелами, что означало обязанность защищать родную землю.

                Обучался ратному делу, науке командования дружиной, письменности и арифметике, читал Библию и древнерусские летописи. Отец учил любить Родину, защищать её, беречь веру православную. В 15 лет принял участие в победоносном походе отца против рыцарей-крестоносцев.

        Княжить стал в Великом Новгороде в 16 лет. Горожане полюбили его за ум, добрый нрав, рассудительность в правлении, воинскую отвагу.

Такой человек должен был стать знаменитым в силу своего характера и воспитания.

- Почему же в историю он вошёл под именем Александр Невский?

(просмотр  презентации «Невская битва»)

-Но вскоре новая беда обрушилась на Русь. Теперь в поход на Псков и Новгород пошли немецкие рыцари-крестоносцы. 5 апреля 1242 года Александр решил сам отправиться навстречу врагу. Он вывел свою рать к Чудскому озеру. Битву назвали Ледовым побоищем. Почему?

-назовите синонимы слова «побоище». Почему нельзя было сказать по-другому, по вашему мнению?

(просмотр отрывка фильма «Ледовое побоище»)

         Александр Невский недолго прожил (умер в 1263г), но успел сделать много добра своему народу. Поэтому и память о нём живёт. Православная церковь объявила его Святым и почитает как защитника земли русской от врагов. Похоронен Александр был во Владимире, но потом его останки были перевезены в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга. Именем  великого князя названы многие храмы. У нас в Коломягах есть часовня Александра Невского из красного кирпича при храме Святого великомученика Дмитрия Солунского (иллюстрация).

       Был учреждён орден Александра Невского   (иллюстрации: орден времён Екатерины I и времён Вов). Награждали им за личную отвагу и одержанные победы.

       Об Александре Невском сняты фильмы, написаны книги. Композиторы и художники тоже обращались к его личности. (показ иллюстраций)

-В 2008 году в России проводился конкурс «Имя России». Александр Невский стал победителем. Как вы думаете, заслуженно ли?

Предлагаю вам написать синквейн: Александр Невский

Тест:

  1. Кем был Александр Невский?

А) царь

Б) великий князь

В) император

  1. Отчество Александра

А) Всеволодович

Б) Ярославич

В) Владимирович

  1. Перед какой битвой князь приказал воинам снять доспехи?

А) Невская битва

Б) на Волге

В) Ледовое побоище

  1. Где состоялось Ледовое побоище?

А) Ладожское озеро

Б) озеро Ильмень

В) Чудское озеро

  1. За какие заслуги Александра прозвали Невским?

А) одержанная победа на Неве

Б) постройка города на Неве

В) он родился и жил на берегах Невы

-А теперь подумайте, принесла ли наша беседа  вам пользу? Узнали ли вы что-то новое?   Сложно ли вам давалась информация? Хотелось бы дополнить свои знания ещё какими-то фактами? Справитесь сами или кого-то позовёте в помощники?

Использованная литература:

  1. Крутогоров, Ю. Александр Невский: повесть / Ю. Крутогоров; ил. А. Чаузова. –

М: Белый город, 2004. - 48 с. - (История России).

  1. Воскобойников, В. Александр Невский: книга для чтения в школе и дома / Валерий Воскобойников; худож. Ю. Черепанов. – М.: РОСМЭН, 2005. – 47 с. – (Душа России).
  2. ru.wikipedia.orgАлександр Ярославич Невский
  3. pravmir.ruАлександр Невский
  4. chelib.ruindex.php/tema-goda/26-2012/17-
  5. planeta-imen.narod.ruИмен

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня

Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода...

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня

Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня

Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...

Календарно- тематическое планирование воспитательной работы в группе продленного дня в 3 классе

Аннотация:Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в группе продленного дня в коррекционной школе VII вида. Каждая неделя чередуется тематикой в соответствии с ФГОС.Понедельник ...

Статья " Планирование воспитательной работы в группе продленного дня"

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня на основе выбора приоритетных направлений воспитательной работы....

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня.

Планирование воспитательной работы -значимое звено в общей системе деятельности педагога.  Планирование -это организация  учебного процесса, в котором главное место отводится активной и...

Статья "Планирование воспитательной работы в группе продленного дня"

ГПД по-прежнему занимает большую роль в организации воспитательной работы школы. Главная цель ГПД  - создание условий для полноценного развития личности школьника: развитие эмоций. творческих спо...