Личностно - ориентированный классный час
статья (4 класс)
В статье рассматриваются теоретические аспекты личностно-ориентированного обучения младших школьников.
Приводится характеристика структуры личностно-ориентированного классного часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личностно - ориентированный классный час | 48.5 КБ |
lichnostno-orietirovannyy_klassnyy_chas.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный классный час: особенности
содержания и организации
В последние годы многие педагоги считают личностно-ориентированный подход одним из наиболее современных в педагогической деятельности.
Такая популярность данного метода обусловлена рядом факторов. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся мире. Во-вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, закрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, подталкивает применение педагогами более новых и действенных методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации, отношений детей и взрослых. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.
Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась учёными: Е.Н. Степановым, А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерманом, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Это признание ученика главной фигурой всего образовательного процесса.
Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка. Характерными чертами такого часа являются принципы: принцип самоактуализации, принцип индивидуальности, принцип субъективности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно осуществление следующих педагогических целей: содействие формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозированию последствия своих действий; побуждение школьников к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства; выявление склонности детей к различным видам человеческой деятельности; содействие формированию способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности.
При подготовке и проведении личностно-ориентированного классного часа важно решение следующих задач: составление совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год., уточнение темы классного часа и сборка идей по его подготовке и проведению, определение цели, содержания, выбор формы, даты и места проведения классного часа, составление совместно с другими организаторами плана классного часа, проведение классного часа, анализ деятельности по подготовке и проведению классного часа, оценка результативности.
Форма и место проведения классного часа определяется в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и деятельности. Не всегда местом проведения может быть учебный кабинет. Берег реки , школьный двор, памятник могут внести свой вклад в достижение поставленных целей и задач.
В своей работе стараюсь использовать технологии личностно-ориентированного обучения. Делю детей на группы, учитывая при этом характер ребёнка, уровень умственных способностей, межличностные взаимоотношения, назначаю старшего, который руководит работой, помогает ребятам и контролирует выполнение заданий. По истечении времени группа отчитывается о проделанной работе в устной и письменной форме: даёт ответ на поставленный вопрос и сдаёт отчёт своих наблюдений Дети учатся размышлять, решать проблемы, задавать вопросы. Ученики постоянно находятся в поиске. Новый материал не подношу в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию. Стараюсь соблюдать структуру классного часа:
1 этап. Целевой. Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка.
2 этап. Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы активно участвуют учащиеся.
3 этап. Организационно- деятельностный. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог создает
ситуацию выбора и успеха
4 этап. Оценочно- аналитический. При анализе учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, развитие творческих способностей, активность участия.
Согласно технологии личностно-ориентированного обучения я разработала классный час «В час великих испытаний», посвящённый великим победам русского народа. Цель: воспитать чувства патриотизма, гордости, любви к свой Родине; подвиги русских героев, их самоотверженное служение Родине не должно быть забыто.
Для большей активизации работы в классе во время приготовления к данному мероприятию, ученики были разделены на различные группы по временным рамкам. Каждая группа собирала иллюстрационный материал, цитаты русских полководцев, музыкальное сопровождение.
В процессе подготовки к выступлению ученики сталкивались с определенным рядом вопросов: как русский народ устоял в борьбе с монго-татарскими захватчиками, почему французские войска не смогли захватить нашу страну, каким образом советские войска одержали победу над фашистскими захватчиками. Каждый ученик высказывал свою точку зрению, основываясь на найденный материал. На этом удавалось создавать обсуждение с детьми того или иного этапа в истории России.
Для более яркого представления героизма русского народа, были собраны различные видеоматериалы. Также детьми была проделана организаторская работа в плане полного погружения в определенную эпоху, используя аудиоматериалы. Важным моментом классного часа были выступления с фотоматериалом учеников. В своих выступлениях дети рассказывали о своих родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне. На личных примерах своих прадедов и прабабушек ученики чувствовали особую любовь к своей Родине. Была создана презентация из шести слайдов.
Проведение таких классных часов требует серьёзной подготовки, всё зависит от учителя: его желания, педагогической культуры, личностных качеств.
Литература
- Классному руководителю о классном часе/Под ред. Е.Н.Степанова.-М.,2003.
- Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования/Под ред.Е.Н.Степанова.-М., 2003.
- Рожков М.И.,Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.-М.,2000.
- Титова Е.В. Если знать,как действовать: Разговор о методике воспитания.-М., 1993.
- Щуркова Н.Е., Финданцевич Н.С. Классный час и его организация.-М., 1981
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный классный час: особенности
содержания и организации
В последние годы многие педагоги считают личностно-ориентированный подход одним из наиболее современных в педагогической деятельности.
Такая популярность данного метода обусловлена рядом факторов. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся мире. Во-вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, закрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, подталкивает применение педагогами более новых и действенных методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации, отношений детей и взрослых. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.
Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась учёными: Е.Н. Степановым, А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерманом, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Это признание ученика главной фигурой всего образовательного процесса.
Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка. Характерными чертами такого часа являются принципы: принцип самоактуализации, принцип индивидуальности, принцип субъективности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно осуществление следующих педагогических целей: содействие формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозированию последствия своих действий; побуждение школьников к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства; выявление склонности детей к различным видам человеческой деятельности; содействие формированию способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности.
При подготовке и проведении личностно-ориентированного классного часа важно решение следующих задач: составление совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год., уточнение темы классного часа и сборка идей по его подготовке и проведению, определение цели, содержания, выбор формы, даты и места проведения классного часа, составление совместно с другими организаторами плана классного часа, проведение классного часа, анализ деятельности по подготовке и проведению классного часа, оценка результативности.
Форма и место проведения классного часа определяется в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и деятельности. Не всегда местом проведения может быть учебный кабинет. Берег реки , школьный двор, памятник могут внести свой вклад в достижение поставленных целей и задач.
В своей работе стараюсь использовать технологии личностно-ориентированного обучения. Делю детей на группы, учитывая при этом характер ребёнка, уровень умственных способностей, межличностные взаимоотношения, назначаю старшего, который руководит работой, помогает ребятам и контролирует выполнение заданий. По истечении времени группа отчитывается о проделанной работе в устной и письменной форме: даёт ответ на поставленный вопрос и сдаёт отчёт своих наблюдений Дети учатся размышлять, решать проблемы, задавать вопросы. Ученики постоянно находятся в поиске. Новый материал не подношу в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию. Стараюсь соблюдать структуру классного часа:
1 этап. Целевой. Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка.
2 этап. Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы активно участвуют учащиеся.
3 этап. Организационно- деятельностный. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог создает
ситуацию выбора и успеха
4 этап. Оценочно- аналитический. При анализе учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, развитие творческих способностей, активность участия.
Согласно технологии личностно-ориентированного обучения я разработала классный час «В час великих испытаний», посвящённый великим победам русского народа. Цель: воспитать чувства патриотизма, гордости, любви к свой Родине; подвиги русских героев, их самоотверженное служение Родине не должно быть забыто.
Для большей активизации работы в классе во время приготовления к данному мероприятию, ученики были разделены на различные группы по временным рамкам. Каждая группа собирала иллюстрационный материал, цитаты русских полководцев, музыкальное сопровождение.
В процессе подготовки к выступлению ученики сталкивались с определенным рядом вопросов: как русский народ устоял в борьбе с монго-татарскими захватчиками, почему французские войска не смогли захватить нашу страну, каким образом советские войска одержали победу над фашистскими захватчиками. Каждый ученик высказывал свою точку зрению, основываясь на найденный материал. На этом удавалось создавать обсуждение с детьми того или иного этапа в истории России.
Для более яркого представления героизма русского народа, были собраны различные видеоматериалы. Также детьми была проделана организаторская работа в плане полного погружения в определенную эпоху, используя аудиоматериалы. Важным моментом классного часа были выступления с фотоматериалом учеников. В своих выступлениях дети рассказывали о своих родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне. На личных примерах своих прадедов и прабабушек ученики чувствовали особую любовь к своей Родине. Была создана презентация из шести слайдов.
Проведение таких классных часов требует серьёзной подготовки, всё зависит от учителя: его желания, педагогической культуры, личностных качеств.
Литература
- Классному руководителю о классном часе/Под ред. Е.Н.Степанова.-М.,2003.
- Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования/Под ред.Е.Н.Степанова.-М., 2003.
- Рожков М.И.,Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.-М.,2000.
- Титова Е.В. Если знать,как действовать: Разговор о методике воспитания.-М., 1993.
- Щуркова Н.Е., Финданцевич Н.С. Классный час и его организация.-М., 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный классный час в 4 классе по теме: "Конфликты"
Успешность реализации замысла классных часов в современной начальной школе во многом зависит от того, насколько мы, учителя, сможем оказать профессионально-компетентную помощь младшим школьникам в фор...
Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальной школы "Кто мы есть?"
Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальных классов "Кто мы есть?"Цели классного часа: • формировать у учащихся представление о характере; •...
Личностно – ориентированный классный час: особенности организации и содержания
Выступление на ГМО учетелей начальных классов по реализации ФГОС НОО...
Разработка личностно - ориентированного классного часа для учащихся начальных классов «Кто мы есть?»
Цели классного часа:формировать у учащихся представление о характере;побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию;способствовать осознанию детьми черт своего хар...
Формы работы с классом. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" дети вправе рассчитывать на то, что их способности найдут понимание и поддержку учителя в поисках наилучшего использования их возможн...
Личностно-ориентированный классный час Тема: «Что такое счастье?»
Личностно-ориентированный классный часТема: «Что такое счастье?» Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь учащимся понять, когда же и почему человек б...
Технология и методика проведения личностно-ориентированного классного часа.
Технология и методика проведения личностно-ориентированного классного часа....