Личностно-ориентированный классный час в 4 классе по теме: "Конфликты"
классный час (4 класс) по теме

Ихсанова Мадина Гарифовна

Успешность реализации замысла классных часов в современной начальной школе во многом зависит от того, насколько мы, учителя, сможем оказать профессионально-компетентную помощь младшим школьникам в формировании основных компонентов учебной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей. 

Именно мы должны позаботиться об овладении учащимися элементарными умениями и навыками неконфликтного диалогового стиля общения и отношений, освоении азбуки рефлексии и творчества, развитиии способности совершать осознанный и нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юлдузская средняя общеобразовательная школа»

  Конфликты

        Личностно - ориентированный классный час в 4 классе

Ихсанова Мадина Гарифовна,                  учитель начальных классов  высшей                                        квалификационной категории.                                                                                                

                                                      Юлдуз

Личностно-ориентированный  классный час

  «Конфликты»

( составлен и проведен  учителем начальных классов  М. Г.   Ихсановой

с учащимися  4 класса)

Цель: 1.Способствовать формированию  у  учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.

        2. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.

Оборудование

  1. Демонстрационные плакаты: а) Тема: «Конфликты»;

 Б) определение конфликта;

                         В) причины возникновения конфликтов;

                         Г) положительное и отрицательное разрешение конфликтов;

                         Д) способы поведения в конфликтной ситуации;

                         Е) правила доброты, вежливости, честности.

        2. Карточки с описанием конфликтных ситуаций.

        3. Рисунок солнца, тучи, молнии.

        4. Воздушные шары на каждого ребенка.

        5.Компьютер, экран.

                                Ход классного часа

  1. Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.

- Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе.                                                                                                                              Давайте встанем в круг и скажем: «Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).

Скажем:  «Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).

        Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.

- Молодцы, ребята! Еще радостнее становится оттого, что вы повзрослели еще на целых полгода, и с вами уже можно вести совершенно серьезные разговоры на любые темы. Сейчас давайте хором скажем девиз наших классных часов:

          «Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,                                                                                                                                                                             То и буду выбирать.                                                                                                           А потом и выполнять!»

     - Ребята,  скажите, пожалуйста, чему же полезному вы  научились на классных часах        ?  (Ответы детей).

II. Целевая установка и определение темы.

- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего  классного часа, я хочу рассказать вам об одном случае, который наблюдала в нашей школе.

Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».

«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.

        Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.

-  Что же произошло между мальчиками?

             (Спор,  ссора, драка, конфликт).

-  Правильно, произошел конфликт.  

   Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей)

                 (На экране выставляется тема  «Конфликты»).

-  А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?

        (Ответы детей)

-  Найдите и прочитайте, что же говорится об этом в толковом словаре.

     (Дети находят в словаре определение слова «конфликт» и читают его вслух.

 Выставляется запись:  «Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон».

- Ребята, а как вы думаете,  часто ли  происходят конфликты между людьми? (Ответы детей).

- Значит, чему же мы будем учиться сегодня на классном часе? (Ответы детей).

- Правильно,  мы узнаем, почему  происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей  задачей урока.

III. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.

        1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.          

  -  Для этого вернемся к случаю  о мальчиках и ответим на вопросы:

А)  Какую цель преследовал каждый из мальчиков?

Б)  Из-за чего возник конфликт?

В)  Почему же все-таки возник конфликт?

Г)  Главное,  чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).

(На экране выставляется запись  «Причины возникновения конфликтов:

а) неумение договориться)

  1. Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам.

Детям предлагается разделиться на группы, прочитать задания по карточкам, проанализировать конфликтные ситуации,, определить причины их возникновения. После этого,  представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить  результаты своей работы.

А)  Карточка № 1 для 1 группы.                                                                                                                                      – Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

  • Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

- Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками? (Ответы детей)

Б) Карточка № 2 для 2 группы.                                                                                                                                   На соревнованиях  мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

- Как вы считаете, почему возник конфликт?  В чем  причина? (Ответы детей).

         3. Вывод.                                                                                                                                      После совместного разбора  ситуаций  учащимися    определяются основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать,
  • непонимание;
  • неумение договориться;
  • несдержанность.

Данный перечень причин   выставляется на экране. Учащимся сообщается, что это лишь некоторые  причины возникновения конфликтов. Предлагается подумать и  назвать другие.

Тренинговое упражнение «Шалтай - Болтай».

Цель: Снятие  напряжения, утомляемости,  речевых и мышечных зажимов.

  • Ребята, прежде чем продолжить наш разговор, давайте отдохнем.
  • Встаньте в круг и покажите-ка мне, как вы крутились и вертелись на перемене.  (Дети крутятся, вертятся и шумят). Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажите еще раз, еще раз болтаем руками, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай сидел на стене,                                 Шалтай-Болтай свалился во сне.

                                                                               (С.Я. Маршак).

        Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы, затем наклоняют туловище вниз.

        - Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали еще раз ладошками.  Молодцы!

  • Скажите, пожалуйста, изменилось ли ваше настроение после этой игры?

(Ответы детей).

  1. Поиск способов разрешения конфликтов. Работа в группах.

- Ребята, повторите, пожалуйста,  почему же происходят конфликты между людьми. (Ответы детей).

-  А сейчас мы с вами попытаемся узнать, можно ли разрешать конфликты и как это  делается?

  • Для этого посмотрите на доску и скажите, что изображено на рисунке? (Вывешивается плакат с рисунком тучи).
  • Как вы думаете, что может предвещать эта  туча? (Ответы детей).  

      Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. (Выставляется рисунок молнии в виде стрелы и солнышка).

       - Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.

        Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, то, наверное, сможете назвать и способы их разрешения.         

        Для этого я предлагаю вам разделиться на две группы, обозначить на плакате знаком  «+»  слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов, а знаком  « - »  -  отрицательные. Затем представитель каждой группы должен прокомментировать свой выбор.                                                                                                                            (На доске прикрепляется   плакат со словами: (Уступать, разгневаться, промолчать, договориться,  ударить,  упрямиться, понять).

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

        - Ребята, как вы думаете, есть ли еще другие способы поведения, положительно разрешающие конфликтную ситуацию? (Ответы детей)

  1. «Я – задание».  Индивидуальная работа.
  • Ребята,  цель нашего занятия   анализировать познавать причины поступков  не только окружающих нас людей, но и самих себя. Сейчас эту работу продолжим. Я  предлагаю вам заполнить карточку «Я в конфликте», в которой вы должны перечислить привычные для вас способы поведения в конфликтной ситуации.

(Учащиеся перечисляют  способы поведения, которыми они пользуются в конфликтных ситуациях).

  • А сейчас сравните свои карточки со словами, отмеченными на доске, и подумайте, хотелось бы вам изменить что-либо в своем поведении или нет? (Ответы детей).

7. Анализ конфликтных ситуаций из жизненной практики. Коллективная      работа.

  • Ребята, а теперь поднимите руки, кому из вас лично приходилось  наблюдать какие-либо конфликты? (Поднимают руки).
  •  Припомните один из них, посовещайтесь и договоритесь между собой, чей  случай хотели бы вы сейчас разобрать.

Выслушивается, анализируется и делается вывод по одной конфликтной ситуации из жизни детей.

  • Ребята, скажите, пожалуйста, а можно ли прожить жизнь без конфликтов? (Ответы детей).
  • Да, конфликты, к сожалению, существовали и, будут существовать. Но       почему же все-таки они возникают, как вы думаете?  (Все люди разные, разные характеры, чувства, интересы, мнения).
  •  Правильно, ребята.  А как вы считаете, почему  не всегда  положительно разрешаются конфликты между людьми?  От чего это еще зависит?  (Ответы детей). (Главное - от неумения общаться).

  •  Конечно же, последствия конфликтов зависят от  поведения каждого из нас, от нашего умения общаться друг с другом. А что значит - уметь общаться?  (Это, значит, соблюдать правила доброты, честности и вежливости).      

-    Припомните, пожалуйста, эти правила, и назовите. (Называют). Молодцы!

        (Приложение 1)

8. Итог классного часа.

  • Итак, ребята, теперь повторим еще раз девиз наших классных часов.  (Повторяют хором).                                                                                                                              - Так  что же  нового и полезного для жизни вы  сегодня  узнали и  выбрали для себя?  

            (Ответы детей.  Если затруднятся ответить, задать следующие вопросы:                                                                                                                              - Что такое конфликты?  

          - Почему возникают конфликты?

        - Перечислите,  какими положительными способами разрешения конфликтных ситуаций, если будет нужно,  вы будете пользоваться в жизни?

  • Ребята, а  что хотели бы вы пожелать друг другу, себе по нашей теме?  (Пожелания детей).  

-  А  я желаю всем вам и  себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А  если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны? (Да.)

Спасибо за активное сотрудничество,  умение серьезно думать, рассуждать        и доказывать.

Ребята, а дома напишите, пожалуйста,  сочинение – рассуждение на  тему: «Я в конфликте», т.е. хотелось бы вам  изменить что-либо в своем поведении или нет?».

                                                                        Приложение 1.

Правила вежливости:

  • Будь всегда приветлив;
  • Здоровайся при встрече:
  • Уходя, прощайся;
  • Благодари за помощь;
  • Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и когда вернешься;
  • Не капризничай, не ворчи, твой каприз может испортить настроение другим;
  • Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Правила доброты:

  • Помогать всегда слабым, больным, маленьким, старым, попавшим в беду;
  • Прощать ошибки других;
  • Не жадничать;
  • Не завидовать;
  • Жалеть других.

Правила честности:

  • Сказал – сделай;
  • Не уверен – не обещай;
  • Ошибся – признавайся;
  • Забыл – попроси прощения;
  • Говори то, что думаешь;
  • Не можешь сказать правду – объясни,  почему;
  • Не выдавай чужую тайну.

                                   Приложение 2.

Отзывы по проведенному личностно-ориентированному классному часу в 4б классе по теме: «Конфликты».

          1.  «Спасибо, Мадина Гарифовна, за прекрасно проведенный классный час, на    

               котором совершенно отсутствует тревожность, натянутость, отрицательная

              энергетика. Все проходит спокойно, в рабочем ритме. Продумано все до

              мелочей».        

                                                               ЗДВР МОУ «СОШ №13» города Чистополя.

  1.  «Мадина Гарифовна классный час вела непринужденно, спокойно, что и

     требуется для учащихся младших классов. Детки очень активные,    

    рассудительные, грамотные, воспитанные. Уже видны свои звездочки

    (Лейсан, Арслан). Это мое мнение, возможно, я ошибаюсь. Молодцы!

     Так держать!»

                 (Гатауллина В.Ш., методист Управления Образования).

  1. «Это меня удивило и поразило. Очень понравилось, как дети, 4 класса,

     могут выражать свои мысли и чувства в речи».

                                                 Никитина Л. Ю., ЗДВР МОУ «Больше - Толкишская СОШ».

  1.  «Каждый ребенок – личность, педагог – личность, а личность воспитывает,    конечно же, личностей! Спасибо!».

                                            Гилязова О.А., ЗДВР МОУ «СОШ  № 16» города Чистополя.

  1. «Особенно хочется отметить классный час в 4б классе на тему: «Конфликты», где классный руководитель Ихсанова Мадина Гарифовна умело подвела учащихся к определению «конфликты». Мы пронаблюдали, как  учащиеся 4 класса умеют думать, делать выводы, обобщают, раскрывают причины и следствия конфликтов. Дети свободно выступают, ответы полные, очень хорошая эмоциональная обстановка. Каждый учащийся высказывает свое собственное мнение. Видно, что работа ведется системно».

                                                  (Софья Михайловна, ЗДВР МОУ «СОШ № 17» города Чистополя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальной школы "Кто мы есть?"

Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальных классов "Кто мы есть?"Цели  классного часа: •    формировать у учащихся представление о характере; •...

Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...

Методическая разработка по теме: «Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов».

Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности....

Разработка личностно - ориентированного классного часа для учащихся начальных классов «Кто мы есть?»

Цели  классного часа:формировать у учащихся представление о характере;побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию;способствовать осознанию детьми черт своего хар...

Формы работы с классом. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" дети вправе рассчитывать на то, что их способности найдут понимание и поддержку  учителя в поисках наилучшего  использования их возможн...

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....