Личностно-ориентированный классный час Тема: «Что такое счастье?»
классный час (4 класс) на тему

Реуцкая Елена Борисовна

Личностно-ориентированный классный час

Тема: «Что такое счастье?»

 

Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»;  помочь учащимся понять, когда же и почему человек бывает, счастлив, по ходу занятия определить от чего же дети могут быть счастливы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situatsionnyy_klassnyy_chas_-_schaste.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный классный час

Тема: «Что такое счастье?»

Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»;  помочь учащимся понять, когда же и почему человек бывает, счастлив, по ходу занятия определить от чего же дети могут быть счастливы.

Задачи:

  1. Осмысление ключевого понятия темы и его содержательное наполнение;
  2. Уточнение ценностных ориентаций школьников;
  3. Выстраивание каждым школьником жизненной модели счастливого бытия.
  4. Формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
  5. Содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся.

 

Форма проведения: диалог с элементами имитационной игры.

поможет вам преодолеть стеснение и скованность, а также настроиться на общение и взаимопонимание.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Структура классного часа

Вступительная часть:

• Цель:

• мобилизация внимания,

• проблематизация, определение значения (места) обсуждаемого вопроса в жизни человека,

• эмоциональный настрой на обсуждаемую ему, предстоящий разговор, совместную работу

Заключительная часть 

• Цель:

• Подведение итогов разговора, работы.

• Создание чувства удовлетворения состоявшимся разговором.

• Побуждение желания внести изменения в свое поведение, в жизнь класса.

Форма проведения: диалог с элементами имитационной игры, который формирует у учащихся умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий Трудно представить личностно-ориентированный классный час без построения ситуаций выбора для учащихся.

Данный классный час выявляет   следующие критерии:

1) личностная значимость для учащихся;

2) комфортность, благоприятный психологический климат;

3) возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников;

4) обогащенность жизненного опыта учащихся;

5) духовно-нравственная ценность;

6) вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа;

Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, рефлексия, интерактивный (групповое интонирование, проблемная дискуссия), творческая интерпретация содержания, «проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной).

Применяемые технологии: 

  • коммуникативно-диалоговые технологии;
  • технология творческого развития;
  • технология развития критического мышления;

Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Актуальность тематики: в современных условиях трудно сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежат доброта, великодушие, благородство, которые не приносят признания в среде сверстников. Мероприятия подобного типа позволяют  создавать такие ситуации, где ребенок может проявить себя именно с положительной стороны, научится взаимодействовать с окружающими, получит позитивный эмоциональный настрой.

Категория и количество участников:    10 -11лет, до 12 человек.

Обоснование выбора формы и метода мероприятия: данное мероприятие способствует пробуждению у детей таких положительных чувств и качеств, как коллективизм, сопереживание, доброта, любовь к родному дому, формирует умение понимать друг друга и правильно выражать свои чувства и эмоции.

Социальная значимость: возможность проведения данного мероприятия  в школе.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Вся воспитательная работа направлена на создание условий и «мягкое» управление процессом самопознания и саморазвития личности каждого ребёнка. Результатом всей работы школы должен стать молодой человек, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на творчество, на самопознание и самовоспитание, на вечные духовные  ценности, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.  

                                                 IV.  Выводы.

 Все поставленные задачи  были в целом  решены. Дети были активными участниками дела.

          Мне удалось  организовать  совместную  деятельность   детей, создать  партнерские  отношения  с семьей каждого воспитанника, продолжая   изучать  индивидуальные  особенности детей, развивать  их  способности,  формировать  ценностные жизненные ориентиры, предупреждая  негативные поступки моих учеников.

         Вместе с тем не все участники воспитательного мероприятия проявили свою активность в полной мере.  что несколько снизило эмоциональный эффект от совместной деятельности детей и взрослых.

        Данный недочет достаточно легко исправить, так как в моей  программе воспитательной работы представлены разнообразные формы деятельности моих учеников и их родителей.

Психолого-педагогический анализ и самоанализ    мероприятия:

     

        Внеклассное мероприятие  достигло  цели, так как все поставленные задачи  были решены    с учетом особенностей класса. В ходе подготовки и на самом   мероприятии были использованы различные формы воспитательной  работы с классом: просмотр кинофильмов, чтение и обсуждение художественных книг. Перед учащимися на каждом этапе подготовки и проведения дела  ставилась конкретная задача. Дети старались выполнить задания максимально точно и творчески, работая.  

       В ходе мероприятия я обращала внимание на развитие речи, культуры общения детей и взрослых.

     Этапы подготовки и проведения дела были взаимосвязаны и являлись продолжением друг друга.

         Я считаю, что  классный час получился запоминающимся, так как в нем были задействованы все участники учебно-образовательного процесса.  Каждый пытался внести свой посильный вклад в проведенное дело.    

       Это подтвердила диагностика, проводимая в конце классного часа.

 

                                     Классный руководитель: Реуцкая Е. Б.

         

Ситуационный классный час

Тема: «Что такое счастье?»

Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»;  помочь учащимся понять, когда же и почему, человек бывает, счастлив, по ходу занятия определить от чего же дети могут быть счастливы.

Задачи:

  1. Осмысление ключевого понятия темы и его содержательное наполнение;
  2. Уточнение ценностных ориентаций школьников;
  3. Выстраивание каждым школьником жизненной модели счастливого бытия.

Форма проведения: диалог с элементами имитационной игры.

Оборудование: DVD-проектор, желтые ладошки, солнце, маркеры, листы с названием счастье талисман, лист (родители, учителя, друзья), морская раковина, красивый камушек, ветка дерева, цветок, книжка, игрушка, солнце с лучиками, воздушные шары,  сердечки от меня, карандаши.

Ход занятия.

Эпиграф.

Поверь мне - счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.

М. Ю. Лермонтов 

 1.  Создание психологической комфортности.

Сегодня наш классный час мы начнем с игры, которая называется «Миксер»:

•   Встаньте все в круг.

•   Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай.

•   Поменяйтесь местами те, у кого есть в одежде зеленый цвет.  

•   Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные.

•   Соберитесь вместе те, кто примерно одного роста.

•   Соберитесь вместе те, у кого на лице появилась улыбка.

- Молодцы!  Я вижу, что эта игра помогла вам преодолеть в себе скованность чувств и реакции. А теперь, я приглашаю вас занять свои места.

  У каждого из вас сейчас свое настроение: кто-то возбужден, кто-то может быть огорчен, у кого-то чудесное настроение.  Давайте отвлечемся, оставим все проблемы в стороне.   Мы с вами   друзья, а с другом вы можете посекретничать, высказать свое личное, услышать другого. Мне очень важно узнать мнение каждого из вас.

 Давайте хором скажем наш  девиз:  (Слайд 1)
«Я умею думать, я умею рассуждать, 
Что полезно мне для жизни,

То и буду выбирать.

А потом и выполнять

2. Определение детьми темы классного часа  

4. Коробка счастья.  Что может быть в коробках?

Тему нашего классного часа, я думаю, нам подскажут карандаши. Возьмите  их  и   раскрасьте альбомный лист. Что прочитали?

(Слайд 2) Что же такое счастье? (Высказывания)

(Слайд 3)  Вот какое определение понятию «счастье» дается в одном из словарей:

Счастье - эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения.

Тест «Какое оно счастье?»

- А как по - вашему выглядит счастье? Сейчас мы попробуем вместе с вами прикоснуться к  своему счастью, для этого вам нужно ответить на ряд вопросов.

1. Какого оно цвета?

2. Какой оно излучает аромат?

3. Какое  счастье на ощупь?

4. Какой температуры счастье?

Определения учащихся записывается на доске, затем делается вывод. Например, счастье – желтый, вкус с ароматом земляники, теплое, мягкое.

А, как выглядит счастливый человек? (предположения детей)

3. Солнышко из ладошек.

Что  для вас  счастье?

- У вас на партах лежат ладошки, как  вы думаете,  в чем заключается ваше счастье? Напишите на этих ладошках и прикрепите их на доску. (Дети пишут на ладошках)

Что у нас получилось?

Солнышко с разными понятиями о счастье. Кто – из вас считает, что счастье это……………………………… (читаю)

(Слайд 4) Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».
Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями.    

4. Я – позиция. Причина. 

Я буду передавать по кругу талисман, каждый из Вас постарается ответить  на вопрос:

 Считаете ли вы себя счастливым человеком? Если да (нет), то почему? (ответы учащихся)

 Расскажите о разных моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.

5.  Банк претензий (Слайд 5)

Всегда ли вас понимают дома? В школе?

Напишите ваши претензии родителям, друзьям, учителям на листе бумаги.

Игра: У меня есть корзинка. Называется она «Жаждущие счастья». Перед вами лежат листочки, на которых вы анонимно напишите, чего вам не хватает для счастья, молодым людям, живущим в 21 веке и запросто вращающихся в виртуальном пространстве, и опустите в корзинку. А потом мы выясним общую картину. ( все пишут)

Высказывания. Счастье,  когда меня понимают. (Слайд 6)

(Слайд 7) Шепчу на ухо, покажите:

  • Ура! Каникулы!
  • Мне грустно.
  • Болит голова.
  • Мне страшно.
  • Пойдем со мной.
  • Можно выйти к доске?
  • Мам, ну купи…
  • Я устал.

6. Я – позиция и общественно-значимая норма.

А вы всегда  понимаете  других?

Клип Толерантность.

Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим.

7. А кто нам дарит счастье?

 Игра «Кто нам дарит счастье»

Педагог раздает детям разные предметы: морскую раковину, красивый камушек, ветку дерева, цветок, книжку, игрушку. Каждый должен поговорить со своим предметом, а затем рассказать, как его предмет может сделать людей счастливыми.

Например: ракушка может подарить людям сказку о море,

цветок – обрадовать, книжка – рассказать добрую сказку.

А друзья могут подарить вам счастье? Песня Барбариков «Друзья».

8. Оцени себя. Процесс самопознания.

 На ваших партах есть солнышко с лучами. В центре мы видим надпись «Я могу». Подумайте, что вы можете сделать для своего друга, так, чтобы он был счастлив. Напишите об этом в лучике. Личики прикрепите к солнышку, получится ваш собственный портрет. (Дети заполняют лучики, прикрепляют их с помощью двухстороннего скотча на лист с солнышком, озвучивают свои ответы). 

(Слайд 8) Что поможет человеку быть счастливым?

.9. Игра «Поделись счастьем с другими»

Ваше тело, как и этот шарик, сосуд для счастья, от того, какими мыслями, чувствами, поступками вы наполните этот сосуд, зависит ваше счастье.

Учащиеся надувают шары.

- Что вы сделаете со своим счастьем?

Каждый сам распоряжается своим счастьем, может поделиться с родными и друзьями, может наслаждаться в одиночку, а я лопну шарик, чтобы поделиться своим счастьем с вами.

(Слайд 9) Вывод: никогда не забывайте, что, даря счастье близким – вы обретаете больше, ведь добро, отданное вами, вернется в большем количестве.

Вы сегодня хорошо поработали. Поэтому я вам тоже дарю «сердечко».

Дарю тебе сердце

На листочке белом,

Дарю тебе сердце,-

Что хочешь, с ним делай.

Ходи, где угодно,

Гуляй с ним повсюду,

Рисуй, что захочешь,-

Сердиться не буду.

Но лучше на нем

Рисовать не учись ты,

Пускай мое сердце останется чистым.

Пожалуй, закончу я тоже древней притчей. Бог слепил человека из глины и остался у него неиспользованный кусок.

 - Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.

 - Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Делаем вывод: мы сами творцы своего счастья и в состоянии изменить себя к лучшему.

Клип «Все в твоих руках»

V. Рефлексивно-оценочная деятельность

 Заканчиваем наше общение ритуалом «Солнечные ладони»

Вытяните свою левую руку и мысленно положите на неё свой собственный вклад в нашу сегодняшнюю работу. Затем вытяните правую руку и положите в неё всё, что вы получили от общения. Соединим руки в громком хлопке и скажем  друг другу – «спасибо!»

 На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец-это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

(Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.)

(Указательный – узнал много нового – желтым)

(Средний – мне было трудно – зеленым.)

(Безымянный – мне было комфортно – синим)

(Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым)

«Слагаемые человеческого счастья». 

.

Игра «Салют»

(Круг разбивается на 3 команды: красный, желтый и зеленый. По команде «Красный!» хлопает 1-я команда, «Желтый!» - 2-я команда, «Зеленый!» - 3-я. Затем, учитель дает команду: «Красный!Желтый! Зеленый!»). (Общий салют.)

Рисунок «Дворец счастья»

Попросите детей представить, что они могут с помощью вол-

шебной палочки построить для людей волшебный дворец счас-

тья. Дети на больших листах ватмана должны нарисовать свои

дворцы и рассказать, из чего они их построят.

Из рисунков детей делается выставка «Город счастья».

Рефлексия  «Все в твоих руках» (рисунок ладошки)

Ну а наш  урок о счастье на этом подходит к концу, и мне бы хотелось закончить его такими словами:

«Что такое счастье?

  Это, когда всё в порядке:

 Учащиеся в школе

 А в папке – тетрадки.

  Это когда улыбнётся прохожий,

 На маму и папу совсем не похожий.

 Это когда все добры вокруг.

 Бабушка и дедушка, семейный круг.

 Много понятий – коротких и длинных,

 Всех перечесть не могу я сейчас.

 Поговорим ещё в следующий раз».

А вот как понимают слово счастье великие люди:

Завершение

А теперь давайте встанем в круг, давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». И мне думается, что наш сегодняшний разговор даст начало той большой дружбе, которую мы понесем через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю провести салют.

6.Свободный выбор.

Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет.  

Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей. (Лермонтов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный классный час в 4 классе по теме: "Конфликты"

Успешность реализации замысла классных часов в современной начальной школе во многом зависит от того, насколько мы, учителя, сможем оказать профессионально-компетентную помощь младшим школьникам в фор...

Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальной школы "Кто мы есть?"

Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальных классов "Кто мы есть?"Цели  классного часа: •    формировать у учащихся представление о характере; •...

Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...

Методическая разработка по теме: «Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов».

Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности....

Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов

) Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И.Болдырев) 2) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентац...

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....