Школа общения
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3v_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_1.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
«Сыктывкар» кар кытшынмуниципальнöйюкöнлöн
администрациясайöзöсвелöдöмöнвеськöдланiн
МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина»
А.С.Пушкин нима гимназия МАВУ
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
объединением № _____ от __.__.20__ г.
классных руководителей Директор Л.И. Гладкова
Протокол № от «__» ______ 20__ г.
Программа внеурочной деятельности
3 «в» класса
« Школа общения»
Уровень: начальное общее образование
возраст учащихся: 9-10 лет
направление развития личности – социальное
Суханова Д.В. (классный руководитель 3 «в» класса)
г. Сыктывкар
2019 г.
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности 3 «в» класса гимназии «Школа общения» разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 6.10. 2009 г № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576.
Характеристика классного коллектива
В 3 «в» классе 27 учащихся: 17 девочек, 10 мальчиков. Многие дети 2010 года рождения. Большинство детей (25) воспитываются в полных семьях Дымов Петр, Панина Виорика, Тарбеев Евгений – в многодетных семьях.
В целом дети воспитываются в семьях, где родители уделяют им должное внимание. Некоторые дети имеют ослабленное зрение, нарушение осанки, есть часто болеющие дети.
Все учащиеся успешно закончили второй год обучения.
Учебная мотивация носит разнообразный характер. В целом, дети проявляют среднюю степень активности, как в урочное, так и в неурочное время. У детей желания получать новые знания и демонстрировать свои знания, полученные ранее, находятся на оптимальном уровне.
Ребята с удовольствием играют в подвижные игры, участвуют в спортивных соревнованиях, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников. Они с удовольствием поют и танцуют, инсценируют сказки.
Можно отметить, что многие дети с удовольствием выполняют поручения учителя: раздать тетради, полить цветы, хорошо дежурят по классу.
Все ребята посещают кружки и секции как в гимназии, так и вне ее. Это музыкальная школа, РЦДО, школа искусств, ДТДиУМ, бассейн, детская спортивная школа. В гимназии: театр малых форм «Экспромт» (Напалкова Н.Г.), бисероплетение «Кладовая радости» (Федорова О.М.), Логика (Суханова Д.В.).
В классе есть группа творческих ребят, которые любят выступать на сцене. Это Мизов Климентий, Еганов Арсен, Габова Варвара, Терентьева Евгения, Воробьева Александра.
Учащиеся умеют работать совместно. Большинство ребят класса проявляет заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, обучающиеся дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу и проконтролировать своё поведение и свои действия. Дети учатся сдерживать свои отрицательные эмоции, отдавать отчёт своим поступкам. Ребята учатся оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.
В классе отсутствуют «отвергаемые», но у вновь поступивших учащихся возникают проблемы с общением с некоторыми учениками в классе. Дети не делятся на группы, общаются всем классом, но с трудом принимают в свой коллектив новых учащихся.
На основании анализа результатов наблюдений можно утверждать, что класс является дружным коллективом, но надо помочь новым учащимся влиться в классный коллектив.
В начальной школе мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание учениками элементарных этических норм, неловкость в манерах и поведении могут провоцировать детские конфликты. Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу – одно из важных звеньев реализации целей воспитания. Следует научить ребенка отвечать за свои поступки, уметь их анализировать.
Поэтому для данной программы выбрано социальное направление развития личности.
Программа внеурочной деятельности 3 «в» класса «Школа общения» призвана помочь ребенку в формировании ответственности за свои поступки, развить умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы без конфликтов. Воспитательные мероприятия, представленные в программе, должны помочь в формировании у детей культуры общения, развивать их коммуникативные навыки. Ребята должны научиться формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а так же признавать свою неправоту в случае ошибки. Каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на ошибку. С помощью этой программы классный руководитель должен научить детей не бояться ошибок. Нужно научить младших школьников терпимо относиться к разным людям, разным взглядам, вещам.
Программа помогает сделать все возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной дружной жизнью, без конфликтов.
Цель программы:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
В процессе реализации программы по формированию толерантности предполагается решение следующих задач:
- Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
- Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
- Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.).
- Воспитание активной жизненной позиции.
Решение поставленных задач невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищённости ребёнка, актуализации мотивации познавательной, поисковой, творческой активности, представления возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- классные часы
- беседы и диспуты с классом или индивидуально; групповые занятия,
- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе
- работа с учебной и художественной литературой;
- подготовка сообщений, индивидуальных и групповых проектов, презентаций, творческих работ;
- работа с использованием компьютерных программ;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
- практические занятия по оформлению творческих отчетов о проделанной работе.
- участие в благотворительных и социальных акциях и проектах;
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами внеурочной деятельности по программе «Школа общения» являются:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами внеурочной деятельности по программе « Школа общения» являются:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
3. Содержание программы
В содержание программы входят три раздела: «Я среди людей», «Умей договариваться», «Стремись делать добро»
1 блок: «Я среди людей» |
2 блок «Умей договариваться»
3 блок «Стремись делать добро»
4. Тематическое планирование
Данная программа рассчитана на 33 часа. Мероприятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю.
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Основные виды внеурочной деятельности | Сроки проведения | Количество часов | |
1 | Блок 1. "Я среди людей
| 1 | Игровая программа на сплочение детского коллектива "Вежливость - основа воспитанности" | сентябрь | 9 |
2 | Игровая программа на сплочение детского коллектива "Учимся сотрудничать". | октябрь | |||
3 | Игра-путешествие Мои представления о себе. | ноябрь | |||
4 | Интеллектуальная игра Что я могу? | декабрь | |||
5 | Классный час с элементами изобразительной деятельности "Мир эмоций и чувств". Цветопись. Рисунок «Я и мое настроение» | январь | |||
6 | Классный час с элементами изобразительной деятельности "Я - они. Я глазами других" | февраль | |||
7 | Классный час с элементами проектной деятельности "Уважая себя, учимся уважать других". Проект“ Дом, в котором живёт уважение | март | |||
8 | Классный час "Как обратиться с просьбой к вам?" | апрель | |||
9 | Игровая программа на сплочение детского коллектива "Я среди людей". | май | |||
2 | Блок 2 «Умей договариваться» | 10 | Анкетирование. Умей договариваться. О чем будем говорить на занятиях?
| сентябрь | 8 |
11 | Ролевая игра «Мостики дружбы». Агрессия и агрессивное поведение:
| октябрь | |||
12 | Классный час с элементами сюжетно-ролевых игр "Почему люди ссорятся?" | ноябрь | |||
13 | Классный час с элементами сюжетно-ролевых игр "Да здравствует вежливость и доброта" | декабрь | |||
14 | Классный час с элементами сюжетно-ролевых игр "Культурный человек: кто он такой?" | январь | |||
15 | Классный час с элементами творческой деятельности "Правда и ложь" | февраль | |||
16 | Классный час с элементами творческой деятельности "Какими в жизни следует быть?" | март | |||
17 | Игровая программа на сплочение детского коллектива "Терпение и труд все перетрут" | апрель | |||
5 | Блок 3 « Стремись делать добро» | 18 | Классный час «Без друзей меня чуть-чуть». (Выступление детей, как плохо быть одному, как важно иметь друзей) | сентябрь | 16 |
19 | Устный журнал . Конкурс чтецов. «Россия - Родина моя» | октябрь | |||
20 | Составление семейного альбома « Мой дом». | ноябрь | |||
21 | Иваны, родства не помнящие. « Я и мое имя» - Поисковая работа совместно с родителями | декабрь | |||
22 | Классный час с элементами творческой деятельности "Дружба, товарищество". | январь | |||
23 | «Давайте жить дружно». Моделирование ситуаций по сюжетным картинам | февраль | |||
24 | Конкурс - инсценирование Добрых Сказок | март | |||
25 | «Подари другому радость». Благотворительная Акция «Вырос сам – подари другому» | апрель | |||
26 | Любимая гимназия. Акция «Наведем порядок в доме» | май | |||
27 | Я живу в Республике Коми. Круглый стол «Размышления о войне и мире». | май | |||
28 | Культура разных народов. Письма и рисунки в «горячие» точки. | октябрь | |||
29 | Я и моя история. “Веселая ярмарка” - Праздник. (Знакомство с обычаями и традициями РК) | декабрь | |||
30 | «Рыцарский турнир вежливости” - Ролевые игры. (Понятия: честь, достоинство, благородство) | февраль | |||
31 | «В гости к Самовару» - Театральное представление, совместно с родителями. (Знакомство с русскими народными традициями) | март | |||
32 | «Я, ты, он, она - вмести дружная семья». Игровая программа. (Как жилось нам в этом году?) | апрель | |||
33 | Проект. Цветок дружбы. Творческая работа | май |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев,
- стол учительский с тумбой,
- классная доска,
- канцелярские принадлежности,
- аудио- и видеоматериалы,
- компьютер,
- проектор ,
- экран и др.
Учебно-методическое обеспечение
Для педагогов:
1. Научно-практический журнал “Завуч начальной школы”
2. Журнал “Начальная школа”
3. Справочник классного руководителя. Н.И. Дереклеева
4. “Классный час играючи”. В.А.Герасимова
5. “Школьные праздники”. Н.В.Сухарева
6. “Праздники в детских садах и начальной школе”. О.В.Калашникова
7. “Рождественские праздники в школе”. М.М.Малахова
8. “30 детских утренников для начальной школы”. М.М.Давыдова
9. “День защитников Отечества”. Е.И.Ромашкова
10. “Праздники круглый год”. О.В.Калашникова
11. “Сценарии школьных праздников”. “Школа радости”
12. “Сценарии, капустники, развлечения”. Н.Г.Кувашова
13. “Сценарии игр и юмористические сюжеты”. Ю.В.Доброхотова
14. “Настольная книга учителя начальных классов”. “Школа радости”
Для учащихся:
- Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. - СПб., 2006.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 2007.
- Игры и развлечения. - М., 2008.
- Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. - М., 2009.
- Энциклопедия российских праздников. - М, 2009.
- Тубельский Г.Н. Детские праздники в семье. - М, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
Школа общения
Из опыта работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями. У детей с отклонениями в развитии имеются проблемы поведенческих расстройств. Поэтому одной из главных з...
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Школа общения» в 3 классе в рамках учебно-методического комплекта «Школа 2100».
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности...
Программа развивающих занятий для 3-х классов "Школа общения"
Занятия по данной программе дадут возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал ,позволяющий понять себя и другого....
Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"
Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...
программа «Школа общения»
цикл психологических занятий для детей, посещающих летний лагерь с дневным пребыванием...