Программа развивающих занятий для 3-х классов "Школа общения"
рабочая программа (3 класс) по теме
Занятия по данной программе дадут возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал ,позволяющий понять себя и другого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_obshcheniya_3_kl.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ново-Ямская общеобразовательная школа»
Рабочая программа кружка
(научно-познавательное направление)
«Школа общения»
для 3-4 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
Педагог-психолог
МОУ «Ново-Ямская СОШ»
Степанова Т.В.
2013 г.
Пояснительная записка
Мы живем в обществе, среди людей , и общение является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В результате общения мы обмениваемся информацией, опытом , эмоциональными переживаниями и т.д., можем приобрести друзей, а также и недоброжелателей. Опыт работы показывает, что далеко не все дети могут устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, сопереживать, улавливать и понимать чужие эмоциональные состояния. Занятия данной программы дадут возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал ,позволяющий понять себя и другого. Пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки , т.к. дети оценивают другого полнее и правильнее, чем себя. Поэтому, сравнивая себя с другими ,они осознают свои возможности , особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. Занятия предусмотрены для учащихся 3-4 классов, особенно для тех, у кого замечены трудности общения , т.к. скоро они станут подростками, у которых меняется мотивация (с учебной на общение). Данная программа направлена на развитие коммуникативных способностей, развитие творческого мышления, снятие эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха.
Программа рассчитана на 17 часов. Приблизительная длительность каждого занятия 35-40 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Программа включает в себя диагностические процедуры, необходимые для формирования группы и отслеживания эффективности проводимых занятий. Основным содержанием занятий являются игры и тренинговые упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоциональной сферы ребенка. Структура каждого занятия включает ритуалы приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, ритуал прощания. Занятия поострены таким образом, что вне зависимости от темы занятия происходит развитие различных видов универсальных учебных действий :коммкуникативных, познавательных и т.д. После проведения коррекционно-развивающих занятий обязательным является проведение повторной диагностики с целью выявления динамики развития ребенка. Программа построена на основе авторских программ М.А. Панфиловой «Психопрофилактические сказки для школьной адаптации», Программы занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности у младших школьников «Маленький волшебник» О.Н.Рудяковой, С.И.Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе».
Цель программы- коррекция и развитие у младших школьников коммуникативной, эмоциональной и познавательной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности.
Задачи:
-создать комфортные коррекционо-развивающие условия для младших школьников , способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и эмоционально-личностных особенностей у детей;
-создать атмосферу принятия и взаимопонимания ив детском коллективе;
-развивать конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе.
Формы и методы работы:
- тренинговые упражнения
- диагностические процедуры
- игры
Формы текущего контроля знаний и умений:
- первичная диагностика
- промежуточная диагностика
- диагностика на конец года
- ответы на вопросы
- домашнее задание
Материально-техническое обеспечение:
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- компьютерные средства
- листы бумаги А 4, , цветные карандаши, фломастеры.
Литература:
1.М.Р. Битянова. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997
2.Т.Н.Князева. Я учусь учиться. - М.: Аркти, 2004
3.Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. Развитие логического мышления учащихся. – Ярославль.: 19993
4.Е.А.Алябьева. Психогимнастика в начальной школе.- М.:Сфера, 2005
5.А.Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. – ЯР.: Гринго, 1996
6.Л.В.Черемошкина. Развитие внимания детей. – ЯР.: Академия Развития, 1997.
7.Е.К.Лютова, Г,Б.Монина. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000
8.Н.В.Клюева, И,В, Устиленцева. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. – ЯР.:1995.
9. Д.А.Глазунов «Развивающие занятия для первого класса» «Глобус», Москва, 2008.
Содержание программы
Занятие 1. Знакомство.
Цель: знакомство детей друг с другом, с правилами работы, снижение эмоционального напряжения.
Игры и упражнения: приветствие, «Мое имя», «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу». «Автопортрет»
Занятие 2. Мое имя
Цель: поддержка положительного отношения к своему имени и именам участников группы, создание положительного эмоционального настроения и атмосферу принятия каждого
Игры и упражнения: Беседа, «Связующая нить», «Прогулка», «Рисование самого себя», «Возьми и передай»
Занятие 3. Я люблю….
Цель: развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки
Игры и упражнения: «Переходы», «Разыщи радость», «Я люблю больше всего…», «Подари движение»
Занятие 4-5. Настроение.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умение его выразить.
Игры и упражнения: «Солнечный зайчик», «Моё настроение», «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому», «На что похоже настроение?», «Котята», «Настроение и походка», «»Хоровод».
Занятие 6-7. Наши страхи
Цель: уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе, имитация преувеличенного чувства страха
Игры и упражнения: «Расскажи свои страхи», «Нарисуй свой страх», « Музыкальная мозаика», «Я тебя больше не боюсь!», Слепой и поводырь»
Занятие 8. Новичок
Цель: коррекция поведения с помощью ролевых игр
Игры и упражнения: «Молчок», «Три характера», «Комплимент», « Дракон кусает свой хвост»
Занятие 9. Ласка
Цель: определении и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики
Игры и упражнения: «Назови и покажи», «Страшный зверь», «Ласка», «Минута шалости», «Волшебный сон»
Занятие 10. Общая история
Цель: Развивать умение спокойно выслушать собеседника
Игры и упражнения: Сочиняем общую историю, «Колдун», «Иголка и нитка»
Занятие 11. Волшебный лес»
Цель: научить передавать эмоциональное состояние героя, развивать способности понимать чувства другого.
Игры и упражнения: «Ежик», « Ежики смеются», « Тропинка», «Волшебный лес», «Танец»
Занятие 12. Сказочная шкатулка»
Цель: Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком, учить навыкам саморасслабления.
Игры и упражнения: «Сказочная шкатулка», «Волшебное колечко», «Принц и принцесса», «Волшебные зеркала»
Занятие 13. Доброта
Цель: формирование моральных представлений
Игры и упражнения: «Злодей», рассказ Э.Шима «Злодей», « Впереди всех», проигрывание ситуаций.
Занятие 14. Радость
Цель: развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения прийти на помощь.
Игры и упражнения: «Утро», «Радость», «Я все люблю», «Шарик»
Занятие 15. Солнце в ладошке
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие произвольного контроля за своими действиями
Игры и упражнения: «Встреча сказочных героев», «Мальчик-девочка-наоборот», Солнце в ладошке», «Просто так», «Клеевой дождик»
Занятие 16.Встреча с другом.
Цель: сопоставление различных черт характера, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека
Игры и упражнения: «Встречас другом», « Мои друзья», «Окажи внимание другому», «Музыкальная мозаика»
Занятие 17. Правила дружбы.
Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование чувства единения с группой.
Игры и упражнения: «Найди друга», «Секрет», «Цветик-семицветик», «Новоселье», «Правила дружбы», «Улыбка»
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | форма занятий | количество часов |
1. | Знакомство | фронтальная диагностика, психологические этюды | 1 |
2. | Мое имя | 1 | |
3. | Я люблю… | 1 | |
4. | Настроение | инсценировка, психологические игры, этюды. упражнения | 2 |
5. | Наши страхи | 2 | |
6. | Новичок | 1 | |
7. | Ласка | 1 | |
8. | Общая история | подвижные игры, психологические этюды | 1 |
9. | Волшебный лес | 1 | |
10. | Сказочная шкатулка | 1 | |
11. | Доброта | 1 | |
12. | Радость | 1 | |
13. | Солнце в ладошке | 1 | |
14. | Встреча с другом | фронтальная диагностика, психологические этюды | 1 |
15. | Правила дружба | 1 | |
всего: 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....
Программа развивающих занятий для 1 класса
В данной программе представлены занятия развивающего характера для первого полугодия первого класса. Это занятия на развитие мелкой моторики, творческого воображения,устной и письменной речи. А также ...
Программа развивающих занятий по развитию познавательной деятельности (2 класс)
Программа разработана по материалам программ коррекции и развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста Шевляковой И.Н.Программа предназначена для коррекции развития познаватель...
Программа развивающих занятий в 1 классе
Цель занятий: развитие различных видов внимания, кратковременной памяти, совершенствование мыслительных операций, развитие координации тонких движений и пространственной ориентации, формирование...
Программа развивающих занятий
Рабочая программа адаптационных занятий с первоклассниками «Первые дни ребёнка в школе» составлена с целью сознания комфортных условий для адаптации первоклассников в школе, которые позволят реб...
Программа развивающих занятий
Рабочая программа адаптационных занятий с первоклассниками «Первые дни ребёнка в школе» составлена с целью сознания комфортных условий для адаптации первоклассников в школе, которые позволят реб...
Публикация "Психологическое развивающее занятие, направленное на обучение бесконфликтному общению в классе"
laquo;Психологическое развивающее занятие, направленное на обучение бесконфликтному общению в классе»( стр. 103)Сборник статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педа...