Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Лобкова Дарья Дмитриевна

Рабочая программа «Я – гражданин» составлена на основании авторской программы «Я – гражданин России» Власенко И.Г. для занятий обучающихся 1-4 классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-grazhdanin.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я гражданин»

         Рабочая программа «Я – гражданин» составлена на основании авторской программы «Я – гражданин России» Власенко И.Г. для занятий обучающихся 1-4 классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

В результате реализации программы ожидается:

•        развитие творческих способностей;

•        осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

•        способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

•        осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной деятельности  

Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке.

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к  семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья»,   начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

 Анкета, анализ творческих  и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное партнерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс «Маленькие Россияне» - 66ч

Общий годовой план работы составляет -66ч, из них: теоретических -33, практических 33

1.“Я и я”(8ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

2.“Я и семья”(12ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.    

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.    

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени.

История моего села.  

Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.  

Экскурсии по селу, конкурсы поделок из природного материала.  

4.“Я и школа”(16ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.

5.“Я и мое Отечество”(12ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.  

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в селе, городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

  1. Тематическое планирование курса.

Наименование разделов, тем

Основные виды деятельности, УУД

Я и школа

Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Я и культура

Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства

Я и я

Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них. Умение находить гармоничные пути развития.

Я и семья

Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков.

Я и моё Отечество

Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений.

Я и планета

Ориентировка по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы.

1 класс «Маленькие Россияне» - 66ч

№ занятия

Тема по программе. Тема и номер урока.

Кол-во часов

Виды деятельности

Теория

Прак-

тика

1

 Праздник первого звонка.

1

2-3

 Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

1

1

Формирование осознания принадлежности к школьному коллективу

4-5

 Моя семья – моя радость.

1

1

Рассказ о своей семье, своих обязанностях дома.

6-7

 Правила поведения в школе. Урок – игра.

1

1

Ознакомление с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся Знакомство с правилами поведения в школе

8

 Экскурсия по школьному саду.

1

9-11

 Я, ты, мы. Игра.

1

2

Участие в  игре

12-13

 Кто что любит делать. Конкурс викторина.

2

14-15

 Осенний КВН.

1

1

Разучивание стихов об осени,

16-18

 Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.

1

2

19-20

Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

1

1

Рассказ о своих бабушках и дедушках

21-22

11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

1

1

Рисование мам, рассказ о своей маме

23-24

12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.

1

1

Знакомство с правами и обязанностями детей. Декларацией прав ребёнка

25-26

13. История моего села. Экскурсия по селу

1

1

Знакомство с историей своего края

27-28

14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

1

1

29-30

15. Законы жизни в классе. Урок – игра.

1

1

Знать свои обязанности в классе

31-33

16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия.

1

2

Знакомство с историей новогоднего праздника, изготовление ёлочных игрушек

34-35

17Фотографии из семейного альбома. Презентация.

1

1

Рассказ о семье, семейных традициях, выставка фотографий

36

18. Школа вежливости. Беседа.

1

Знакомство с правилами вежливости

37-38

19. Маленькая страна. Экологическая акция.

1

1

Знакомство с экологическим состоянием нашего города (понимать взаимосвязь человека, природы, общества)

39-40

20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

1

1

Осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни

41-42

21. Они защищают Родину. Конкурс стихов.

1

1

Сбор информации о наших земляках – героях.

43-44

22. Загляните в мамины глаза. Праздник.

1

1

Подготовка к празднику, разучивание стихов, изготовление подарков мамам

45-46

23. Встречаем Масленицу.

1

1

Знакомство с традициями русского народа

47-48

24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

1

1

49

25. Слушаем сказки моей бабушки.

1

50-51

26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.

1

1

52-53

27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

1

1

54-56

28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу.

1

2

Экскурсия в природу, рисование увиденного по памяти

57-58

29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка.

1

1

Подбор материала, участие в выставке

59-61

30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.

1

2

Формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений

62-63

31. Десант чистоты и порядка.

1

1

Создание уюта в классе

64-65

32. Самый красивый школьный двор. Акция.

1

1

Создание уюта в школьном дворе

66

33. С чего начинается Родина? КВН

1

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...