Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа «Я – гражданин» составлена на основании авторской программы «Я – гражданин России» Власенко И.Г. для занятий обучающихся 1-4 классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-grazhdanin.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я гражданин»
Рабочая программа «Я – гражданин» составлена на основании авторской программы «Я – гражданин России» Власенко И.Г. для занятий обучающихся 1-4 классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ | |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета | |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование | |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях | |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке. | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся |
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс «Маленькие Россияне» - 66ч
Общий годовой план работы составляет -66ч, из них: теоретических -33, практических 33
1.“Я и я”(8ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(12ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего села.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии по селу, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(16ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(12ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в селе, городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Тематическое планирование курса.
Наименование разделов, тем | Основные виды деятельности, УУД |
Я и школа | Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
Я и культура | Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства |
Я и я | Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них. Умение находить гармоничные пути развития. |
Я и семья | Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков. |
Я и моё Отечество | Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений. |
Я и планета | Ориентировка по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы. |
1 класс «Маленькие Россияне» - 66ч
№ занятия | Тема по программе. Тема и номер урока. | Кол-во часов | Виды деятельности | |
Теория | Прак- тика | |||
1 | Праздник первого звонка. | 1 | ||
2-3 | Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | 1 | 1 | Формирование осознания принадлежности к школьному коллективу |
4-5 | Моя семья – моя радость. | 1 | 1 | Рассказ о своей семье, своих обязанностях дома. |
6-7 | Правила поведения в школе. Урок – игра. | 1 | 1 | Ознакомление с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся Знакомство с правилами поведения в школе |
8 | Экскурсия по школьному саду. | 1 | ||
9-11 | Я, ты, мы. Игра. | 1 | 2 | Участие в игре |
12-13 | Кто что любит делать. Конкурс викторина. | 2 | ||
14-15 | Осенний КВН. | 1 | 1 | Разучивание стихов об осени, |
16-18 | Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | 1 | 2 | |
19-20 | Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 1 | 1 | Рассказ о своих бабушках и дедушках |
21-22 | 11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | Рисование мам, рассказ о своей маме |
23-24 | 12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | Знакомство с правами и обязанностями детей. Декларацией прав ребёнка |
25-26 | 13. История моего села. Экскурсия по селу | 1 | 1 | Знакомство с историей своего края |
27-28 | 14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | 1 | 1 | |
29-30 | 15. Законы жизни в классе. Урок – игра. | 1 | 1 | Знать свои обязанности в классе |
31-33 | 16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия. | 1 | 2 | Знакомство с историей новогоднего праздника, изготовление ёлочных игрушек |
34-35 | 17. Фотографии из семейного альбома. Презентация. | 1 | 1 | Рассказ о семье, семейных традициях, выставка фотографий |
36 | 18. Школа вежливости. Беседа. | 1 | Знакомство с правилами вежливости | |
37-38 | 19. Маленькая страна. Экологическая акция. | 1 | 1 | Знакомство с экологическим состоянием нашего города (понимать взаимосвязь человека, природы, общества) |
39-40 | 20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | Осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни |
41-42 | 21. Они защищают Родину. Конкурс стихов. | 1 | 1 | Сбор информации о наших земляках – героях. |
43-44 | 22. Загляните в мамины глаза. Праздник. | 1 | 1 | Подготовка к празднику, разучивание стихов, изготовление подарков мамам |
45-46 | 23. Встречаем Масленицу. | 1 | 1 | Знакомство с традициями русского народа |
47-48 | 24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. | 1 | 1 | |
49 | 25. Слушаем сказки моей бабушки. | 1 | ||
50-51 | 26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. | 1 | 1 | |
52-53 | 27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | 1 | 1 | |
54-56 | 28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. | 1 | 2 | Экскурсия в природу, рисование увиденного по памяти |
57-58 | 29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. | 1 | 1 | Подбор материала, участие в выставке |
59-61 | 30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | 1 | 2 | Формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений |
62-63 | 31. Десант чистоты и порядка. | 1 | 1 | Создание уюта в классе |
64-65 | 32. Самый красивый школьный двор. Акция. | 1 | 1 | Создание уюта в школьном дворе |
66 | 33. С чего начинается Родина? КВН | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...