Ролевая игра: «Волшебные слова, волшебные поступки»
план-конспект

Саркина Татьяна Викторовна

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять дурное настроение. Но не только слова должны быть у вас добрыми, ребята. Надо, чтобы и поступки были разумными, ясными, честными, такими, чтобы никогда не приходилось за них краснеть и стыдиться. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolevaya_igra.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра:

«Волшебные слова,

волшебные поступки»

 Составила: Саркина Т.В.

МБОУ СОШ № 10

 г.Рузаевка

Ребята, после школы вы будете трудиться на заводах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам. Водить по морям и океанам могучие атомоходы. Выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, художниками. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.

Вот мы и поговорим сегодня о вежливых словах. Что же это за слова?

Оказывается это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебные они потому, что без них просто нельзя жить на свете.

  • Какие волшебные слова вы знаете ребята?
  • А все ли мы их назвали, эти волшебные слова?

(На доске закрыты надписи с «волшебными словами»).

-        Эти волшебные слова нужно не только знать, но и уметь их произносить
по волшебному. Научиться такому волшебству, ребята, нетрудно, стоит лишь
только захотеть. В слове заключена великая сила.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять дурное настроение. Но не только слова должны быть у вас добрыми, ребята. Надо, чтобы и поступки были разумными, ясными, честными, такими, чтобы никогда не приходилось за них краснеть и стыдиться. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.

Наверное, все вы согласитесь с героями стихотворения С. Погорельского «Попробуй волшебником стать», который говорит:

«Понять и исполнить желанье другого —

Одно удовольствие честное слово».

Стать добрым волшебником

Ну - ка, попробуй

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие - «Честное слово!»

На клумбе цветок

Его листья повисли

Грустит он ... о чём?

Угадай его мысли?

Он хочет напиться

Эй, дождик, полей -

И дождик струиться из лейки твоей.

А что же сестрёнка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке ...

И ты обернулся ретивым конём, -

Галопом сестрёнка помчалась на нём.

Хоть мама ещё не вернулась с работы,

Нетрудно узнать её думы - заботы.

Вернусь, хорошо бы пошить, поштопать ...

Да надо с уборкой возиться опять.

И ты совершаешь великое чудо

-Ковёр засверкал, просияла посуда.

И ахнула мама, вернувшись домой.

«Да это - как в сказке! «Волшебник ты мой!»

А теперь, ребята, давайте решим вместе такую задачу.

«Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница.
Костя, увидев её, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.
- Какую ошибку допустил Костя?

                                                    (ответы детей)

- Правильно. С учителем не поздоровался, с ребятами тоже. Никого в
классе не заметил, только о кино не забыл.

Не берите пример с такого мальчика, ребята. Запомните, что при входе в школу нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со  старшими и со своими друзьями.

- А теперь, ребята, давайте послушаем стихотворение А. Барто «Любочка» в исполнении девочек нашего класса. Послушайте и ответьте на вопрос: «А
можно ли с этой девочки брать пример? Если нет, то почему?

Любочка.                             А. Барто

Синенькая юбочка, ленточка в косе.

Кто не знает Любочку? Любу знают все.

Девочки на празднике соберутся в круг,

Как танцует Любочка! Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка, и ленточка в косе.

Все глядят на Любочку, радуются все.

Но если к этой Любочке вы придёте в дом,

Там вы эту девочку -узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу

  • У меня уроков много, я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае - она билета не берёт,

Всех руками раздвигает, пробирается вперёд.

Говорит она толкаясь: «Фу, какая теснота! –

Говорит она старушке: «Это детские места! -

  • Ну, садись, вздыхает та.

Синенькая юбочка, ленточка в косе

Вот какая Любочка, во всей своей красе.

Случается, что девочки бывают очень грубыми,

Хотя необязательно они зовутся Любами.

«Песня о доброте»

- А теперь послушайте ещё один вопрос - задачу.

«По улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет девяти.

Мальчик натолкнулся на старичка и сильно толкнул его. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему и старичок сразу подобрел.

- Что же такое сказал мальчик?

                                                          (Извините пожалуйста)

Если вы, ребята, задели, толкнули кого-то нечаянно, извинитесь, скажите: «Извините пожалуйста».        >

- А теперь, ребята, мне хочется прочитать вам стихотворение, которое написал поэт Александр Шибяев. В этих стихах некоторые слова отсутствуют. Я думаю, что вы сумеете их отгадать и произнести хором. Называется это  стихотворение «Добрые слова».

Дядя Саша огорчён. Рассказал он вот о чём ...

Видел Настю октябрёнка я на улице сейчас.

Настя, славная девчонка, Настя ходит в 1 класс.

Но ... давно уже от Насти

Я не слышу слова ... (здрасте).

А слово-то какое - очень дорогое!

Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте - зря от Вити

Ждал я слова... (извините)

А слово-то какое - очень дорогое!

Он про внучку говорил:

- Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба,

Ну, сказала бы... (спасибо)

А слово - то какое - очень дорогое!

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Никогда не забывайте про эти слова. А для того, чтобы вы лучше запомнили самые
необходимые, дорогие слова, мы с вами проведем игру.

Учитель держит в руках 3 картонных кружка. Один - голубой, другой - красный, третий - белый.

  • Когда  я  подниму  голубой  кружок,  вы  должны  сказать   «Спасибо», красный - «Пожалуйста», белый - «Извините».
  • Смотрите, ребята, не перепутайте!

                                                                         (проводится игра)

  • Спасибо, ребята. Игра закончена. Извините, пожалуйста, что я заставила некоторых ошибаться.

- Ребята, о том, что вы должны быть вежливыми, говорит и ваше правило Светлячков. Какое же это правило?

Пожелай здоровья другим - будешь здоров сам!

- Если  Светлячки  вежливые  ребята,  поиграем  в  игру,  которая так  и называется «Светлячки - вежливые ребята!»        

По мере надобности, вставляйте в мой рассказ волшебное слово.

Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: (Все ребята хором: «Садитесь пожалуйста»). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову (Спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: (Извините пожалуйста).

- Молодцы, ребята, очень хорошо.         

Я вижу, что вы знаете «волшебные слова». Не стесняйтесь употреблять их  почаще. Как это делает из стихотворения А. Барто «Вовка - добрая душа».

Шла вчера я по Садовой

Так была удивлена –

Паренёк белоголовый закричал мне из окна.

 -С добрым утром! С добрым утром!

Я спросила: - Это мне? –

Улыбнулся он в окне, закричал ещё кому-то:

-С добрым утром! С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

Паренёк махал рукой,

С ним теперь знакомы будем

- Это, Вовка, - есть такой!

А теперь, ребята, давайте проведём небольшую викторину. Вы  прослушайте внимательно песенку и постарайтесь ответить на такие вопросы.

  1. Из какого телефильма эта песенка?        
  2. Кто из героев её исполняет?        
  1. И с какими волшебными словами мы встречаемся в этой песенке?

(звучит   запись   песни   «Про   Красную   шапочку»    из   мультфильма.    После прослушивания ещё раз повторяются вопросы. Ребята отвечают.)

- Кто ответит - тому приз.        

- А теперь, ребята, давайте посмотрим сценку, которую нам исполнят
 ученики нашего класса.        

Герои всем хорошо  знакомы - это Мальвина и Буратино  из  сказки Толстого «Золотой ключик». Будьте внимательны, потому что все вы тоже будете участвовать в ней.        
                 Сценка.                                                                                                      

(Стол.  На столе  самовар.  Чайные  приборы,  сахар.  Входит Буратино, потягивается, позевает.)

Мальвина: Буратино, когда люди встречаются утром, что они должны говорить друг другу?

Буратино: Привет!

Мальвина: Да не привет, а здравствуйте или доброе утро?        

Буратино: Ну вот ещё, опять учить!

Мальвина: Кто вас воспитывает, скажите пожалуйста?

Буратино: Когда папа Карло, а когда никто.        

Мальвина: Теперь я возьмусь вашим воспитанием.        

Буратино: Вот так влип!        

Мальвина: Сейчас будем завтракать, а потом займёмся вашим   воспитанием. Садитесь пожалуйста. (Пьют чай. Буратино вскакивает и хочет уйти.) 

Мальвина: Буратино, опять вы ведёте себя неправильно. Перед тем, как
 выйти из-за стола, что нужно сказать?        

Буратино: Не знаю.       

Мальвина: (обращается к ребятам) Ребята, подскажите пожалуйста Буратино, что надо сказать?        

Все: Спасибо!        

Мальвина: Правильно ребята. Большое вам спасибо. Слышал Буратино,  нужно говорить: «Спасибо».

Буратино: (печально) А что нужно говорить, когда прощаются, я тоже не знаю.        

Мальвина: Не печалься, Буратино, ребята тебе помогут,  (обращается ребятам) Ребята, помогите Буратино.        

Все дети: До свидания!

Буратино и Мальвина берутся за руки и говорят «До свидания».

- Ребята! Всегда помните, что вы живёте на свете не одни, а среди людей,   Поэтому ваши поступки могут радовать и огорчать их. Всегда говорите   «Спасибо» взрослому или своему товарищу. Если они чем-то помогли вам,  передали нужную вещь, сделали подарок. После еды скажите «Спасибо»,   сказали, вам в ответ: (все - пожалуйста). Предлагая или передавая что-либо взрослому или своему товарищу, не забудьте сказать «пожалуйста», например: «Садитесь пожалуйста», «Возьмите, пожалуйста, книгу!» Не забывайте добавить слова «Пожалуйста», если просите позвать кого-нибудь к телефону. Будьте ласковы с родителями, с теми, кто заботится о вас дома, помогайте им,  будьте приветливы со всеми. Когда родители приходят усталые с работы,  спросите, чем им вы сможете помочь: что-нибудь принести, накрыть стол. Особенно будьте внимательны, если кто-то заболел, сами старайтесь догадаться, где нужна ваша помощь. Всегда помните, ребята, что надо быть вежливым и в словах, и в тоне, и в жестах, и в действиях.        

«Волшебные слова», сказанные грубым голосом или развязанным тоном,
перестают быть «волшебными».

Ребята, советую вам, как можно чаще пользоваться «волшебными словами,   о которых мы сегодня говорим. Пусть каждому из вас почаще вспоминаются  задорные строчки Маршака.  

«И ежели вы вежливы –

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея».

Ребята, но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки  такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Надо стараться всегда быть полезными людям.

Послушайте частушки в исполнении наших ребят.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны!

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась

Надо пляской помогать.

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

- Извините тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната:

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут».

Говорит лентяйке мать:

«Убери свою кровать!»

- Я бы; мама убрала,

Только я ещё мала.

А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Витя очень умный парень,

Всё он сможет смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Мы пропели вам частушки

Хорошо ли - плохо ли,

Ну а зрителей попросим,

Чтобы нам похлопали!

- Ребята, никогда не берите пример с тех ребят, про которых вы сейчас прослушали частушки.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Послушайте стихотворение Л. Николаенко «Доброта».

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра

Было доброе вчера

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо -

Это мама, мама, мама!

Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нём никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным.

И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд,  Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится жизнь.

А вот некоторые из нас порой обижают своих мам. Вот послушайте ...

Витя сказал маме, что пойдёт во двор и вернётся домой к 7 часам вечера. Ребята увлеклись игрой, а потом Витю пригласил к себе в гости Миша смотреть телевизор. Витя согласился. Передача была интересная, и Витя забыл о своём обещании прийти к 7 часам. И вот уже 9 часов, а Вити всё нет. Мама волнуется, к соседям побежала, спрашивает у Вовы, Витиного товарища, не видел ли он сына? «Нет, не видел» - отвечает Вова. У мамы на глазах слёзы. Где же Витя? А в это время Витя спокойно смотрит телевизор и весело смеётся.        

Да, сколько неприятностей приносим мы своим родителям потому, что
бываем невнимательны к ним. Никогда не забывайте о том, что ты обещал.

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны.        

Мир! Мир! Свет!

Мир - это радость, это дружеский привет!

Не стой в стороне равнодушно,        

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда!

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям,

всему человечеству.

Понять и исполнить желание другого –

Одно удовольствие, честное слово!

Вежливость  - это умение вести  себя  так,   чтобы  другим  было приятно с тобой.

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей  ставит в неловкое положение.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Достанется недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измеряется

Все земные труды,        

Может вырастил деревце

На земле Кулунды?

Может строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому!

                                           Л. Татьяничева.

Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, сильными, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

Вежливость, честность и доброта радует людей и делают их стойкими и весёлыми.

Исполняется песня из мультфильма «Кот Леопольд».

Обобщение о «волшебных словах».

«Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал ...

Если ясный день, это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышишь. Как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты, то всегда легко

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь, с ними веселей

А когда наоборот - скучно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа-игра "Волшебные слова"

Воспитание культуры поведения детей в школе и дома....

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать  желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и ве...

Презентация классного часа на тему: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

В презентации использованы красочные картинки из мультфильма "Крошка Енот", игра на внимание, слова приветствия....

Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на Волшебную поляну"

Ребята совершили путешествие на волшебную поляну, в гости к Весне. На своём пути они встретили Бабу Ягу, Кикимору, Муравья. Выполняли различные задания,  отгадывали загадки, играли. Узнали правил...

Классный час в 1-4 кл. на тему : « Волшебные слова и поступки.»

Классный час в 1-4 кл. на тему : « Волшебные слова и поступки.»...

Конспект открытого классного часа "Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте!"

Предлагаю Вашему вниманию конспект  классного часа во 2 классе на тему: «Волшебные слова. Волшебное слово – здравствуйте!»....