Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на Волшебную поляну"
методическая разработка (2 класс) по теме

Шахова Лариса Геннадьевна

Ребята совершили путешествие на волшебную поляну, в гости к Весне. На своём пути они встретили Бабу Ягу, Кикимору, Муравья. Выполняли различные задания,  отгадывали загадки, играли. Узнали правила поведения в лесу весной и много интересного об обитателях леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_polyana_na_konkurs.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

 дополнительного образования детей  

Киселёвского городского округа

«Центр детского творчества посёлок Карагайлинский»

«Путешествие на Волшебную поляну»

(сюжетно- ролевая игра)

автор – составитель:

Зебель Вера Ивановна,

педагог дополнительного

образования

Киселевск 2013

Пояснительная записка

          В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания младших школьников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учётом специфических природных и социальных условий большой страны.

      Под экологическим воспитанием обучающихся мы понимаем прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе.

       Опыт показывает, что уже в младшем школьном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.

   Творческим поиском различных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики.

   К числу таких методов можно отнести игру. Игровая деятельность – наиболее радостный вид деятельности, приобщающий ребенка к жизни природы и общества, развивающий его физические, интеллектуальные и эмоциональные качества. Мы разработали ряд обучающих познавательно – игровых программ. Одну из таких программ мы предлагаем вашему вниманию – это экологическая сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на Волшебную поляну».

   Цель данного мероприятия – привлечение внимания обучающихся к экологическим проблемам родного края через игровую деятельность.

      Задачи:

  • привлечь внимание детей к существованию экологических проблем;
  • учить обучающихся творчески осмысливать полученные  знания;
  • воспитывать бережное отношение к природному окружению и его обитателям;
  • развивать творческие способности детей;

   Оборудование: Костюмы для действующих лиц ( Баба Яга, Муравей, Сорока, Белочка, Кикимора, Незнайка, Весна); декорации леса, аудио-запись звуков леса.

Баба Яга: (кричит страшным голосом). А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие,  лес поганят.

Дети: Мы не всякие. Мы туристы.

Баба Яга:  Те, ребята, тоже называли себя туристами, а посмотрите, что натворили! Ах, какая была поляна. Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего 100 лет. Ах! Какой был воздух, аромат! А теперь...  

Эта бумажка пролежит три, а может и больше лет, пока природа переварит ее.  А эта металлическая консервная банка за 15 и 20 лет не исчезнет. А это изобретение химиков (берет в руки полиэтиленовый пакет) как бельмо на глазу. Ух! Лежит на  земле, всякая трава гибнет под ним, а сам мешок, с позволения сказать, всех переживет и даже меня, Бабу Ягу. Что уставились? Не пущу! Убирайтесь!

Ведущая: Баба Яга, я думаю, что ребята знают, как надо вести себя в лесу.

Баба Яга: А это проверим мы сейчас. А ну, скажите, куда девать мусор после себя? (Ответы детей).

Баба Яга: А у меня такой девиз: «Не хвались словами, а хвались делами!» Как он вам, нравится?

(Дети убирают мусор, берут с собой Бабу Ягу и продолжают путь).

 

Выходит Муравей

Муравей:   Все тащу, тащу я ношу,

                    Тяжела она, но я ее не брошу.

                     Я себе построю дом,

                     Буду жить прекрасно в нем.

                     До чего ж соломинка большая,

                Запыхался я, ее таская!  

Ведущая:  Муравей, давай мы поможем тебе, а ты нам покажешь дорогу на Волшебную поляну?

Муравей:    Никому соломинку не дам,

                     Дотащу ее до дому сам.

                     Разговаривать мне с вами некогда теперь,

                     Я спешу построить в доме дверь.

   Ведущая:  Вот упрямый труженик. Ребята, а что вы знаете о муравьях?

(Ответы детей).

(Муравьи – самые трудолюбивые  жители леса. В доме, построенном их силами, живут до 25 тысяч муравьев. Муравьи бывают разные по величине: от 1 мм до 6 см. Жители одного муравейника уничтожают от 5 до 8 млн вредных насекомых. Муравейник – это дружная семья, где у каждого свои обязанности. В ней есть разные муравьи – строители, рабочие, войны и даже царица).

Муравей: Ну уж раз вы обо мне столько много знаете, то я покажу вам дорогу! (Дети отправляются дальше).

Сорока:  Караул! Караул! Мокро, сыро, холодно, все перья намочила!  Ведущая:  Чего трещишь сорока?

Сорока:  Ну как же, ну как же: весна в лес пришла, а никто ничего не знает. Всем надо сообщить, всех надо разбудить!

Ведущая:  Мы идем в гости к Весне, на Волшебную поляну. Не знаешь ли ты туда дорогу?

Сорока:  Как же! Как же! Знаю, но покажу туда  дорогу только тем, кто поможет бедным птенцам.

Ведущая:   Мы поможем им. Вы согласны ребята. (Ответы детей). А что с ними случилось?

Сорока: Ой, беда, ой, беда! Птенцы вывалились из гнезда.

Конкурс: «Птенцы и мамы».

         Нарисовать на плакате птиц, а на карточках птенцов. С помощью кнопок ребята должны «прикрепить» птенцов к своим родителям.

Дети выполняют задание и  все вместе продолжают путь.

 Выходит Белочка:  Я Белочка красавица.

                                    Меня милее нет.

                                    И всем зверятам нравится

                                    Пушистый, рыжий мех...

                                    Прическа очень модная

                                    И праздничный наряд,

                                    И выгляжу сегодня я

                                    Отлично, говорят!

Ой, уже появились первые грибочки. Хорошо, если лето будет урожайным на грибы, значит на долгую зиму я обеспечена. О! А это что за ребята, куда путь держите?

Дети: Мы туристы, идем на Волшебную поляну.

Белочка:  Я тоже туда иду и покажу вам дорогу, если поиграете со мной в игру: «Съедобное и несъедобное» (Приложение №1)

        Белочка благодарит детей и все вместе отправляются в путь.

Крик: Эй, ребята, стойте! Стойте! (Вбегает Незнайка).

Незнайка: Не ходите по этой дороге! Там слоны! Хоботами машут. Деревья рушат. Самый большой слон хотел меня схватить, да обезьянки выручили. Взяли меня под руки и на самую высокую пальму закинули. Но я не удержался и  ка-а-к-к  полечу вниз головой. Хорошо хоть сугроб был глубокий. (Дети исправляют ошибки.  У нас водятся не слоны и обезьяны, а ...   Растут не пальмы, а...  Весной уже нет сугробов, снег растаял).

 Все вместе продолжают путь.

Кикимора:  Ах, вот вы где. Весне радуетесь? На солнышке греетесь? А я не люблю ясную погоду. Люблю мрак, сырость, гниль, слякоть. Не люблю, когда всем весело. Люблю, когда все чихают, болеют. А вас я заколдую: «Абра – кадабра – апчхи...»

Ведущая:  Что ты делаешь, Кикимора? Мы с ребятами идем на Волшебную поляну. Нас много и мы тебя одолеем.

Кикимора:  Ладно, ладно. Я буду хорошо себя вести, возьмите меня с собой на  Волшебную поляну, пожалуйста!

Ведущая:   Ну, что ребята, возьмем с собой Кикимору? (Ответы детей).

Вот и поляна. Ребят приветливо встречает Весна.

Весна:  Здравствуйте, дорогие гости!

              Я весна – красна!

              Бужу землю ото сна,

              Наполняю соком почки,

              На полях ращу цветочки,

              Прогоняю с речки лед,

              Светлым делаю восход.

              Всюду: в поле, и в лесу,

              Людям радость я несу!

Я очень рада, что вы наконец-то добрались до моей Волшебной поляны, потому что, вы очень дружные ребята. Давайте все вместе споем песенку «Мир похож на цветной луг» (Сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского). приложение №2

Весна:  Отгадайте мои весенние загадки.

1.Выросла, подвыросла,

Из бороды повылезла.

Солнышко припекло -  

И с нее потекло.

                      (Сосулька)

         2.Гремит, сверкает – нет спасения,

Шальная, первая, весенняя.

                        (Гроза)

3.Была белая, да седая, пришла

зеленая, молодая.

                        (Весна)

4.Освободился ото льда,

Бежит неведомо куда,

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

                        (Ручей)

5.Лучи солнца так пекут –

Появились там и тут

Среди снежной реки

Земляные островки.

                       (Проталины)

Весна:  Ребята, а хотите поиграть? Игра называется «Весенний ручеек». Приложение №2

Ведущая:   Вот и закончилось наше удивительное путешествие на Волшебную поляну, но работа наша не заканчивается, читайте, собирайте стихи о весне,  о растениях и животных весной.

Приложение №1

Дидактическая игра: «Съедобное и несъедобное»

Дидактическая задача: учить распознавать съедобные и несъедобные грибы.

Ход игры:

Белочка называет грибы. Если они съедобные, то дети должны громко хлопать в ладоши, а если нет – топать ногами.

Масленок! (дети хлопают)

Поганка!  (дети топают)

Боровик! (дети хлопают и т.д.)

Дождевик!

Волнушка!

Хлопушка! А-а-а! Нет такого грибочка! Я пошутила!

Шампиньон!

Лисичка!

Сестричка! Ага! Попались! Это я выдумала!

Подберезовик!

Сыроежка!

Мухомор!

Рыжик!

Чижик! Чижик – пыжик, где ты был? Да не гриб это не гриб! Опять попались!

Опенок!

Слоненок! Это кто же слоненка хочет съесть?

Приложение №2

Подвижная игра: «Весенний ручеек»

   Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. 5 м. от нее обозначается место поворота. По сигналу направляющие команд бегут к месту поворота, обегают  предмет, возвращаются к команде и берут за руку очередного участника.

   Теперь они бегут вдвоем держась за руки,  обегают место поворота и  возвращаются снова к команде. К ним присоединяется третий, держащий за руку второго. Так продолжается до тех пор, пока все игроки команды не будут бежать вместе, держась за руки. Побеждает команда, закончившая бег первой без нарушения правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"

Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...

Сюжетно – ролевая игра по формированию произносительных навыков в 1 классе. «В гости к бабушке и к дедушке.» провела Давыдова Т.Н.

Тема: В гости  к бабушке и к дедушке.Цели: 1)формирование короткой фразы, закрепление произносительных навыков в процессе игровой деятельности;2) развитие памяти  и  мышления, обо...

Организация и проведение сюжетно- ролевых уроков по физической культуре в начальной школе.

Игровой метод- оновной в начальной школе. Он придает учебно- познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или несколько игровых элементов....

Использование сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры.

Когда учебная четверть близится к концу, уроки, какими бы они интересными не были, начинают приедаться, желание заниматься угасает. Душа ребенка требует чего-нибудь нового, необычного. Внести разнообр...

Сюжетно - ролевая игра «Путешествие в сказки «Физкульт-УРА».

Конспект урокаАттестуемый педагог:Плакунова Светлана НиколаевнаПредмет:физическая культура         Класс: 3   Раздел программы:легкая атлет...

Сюжетно-ролевая игра «Скажи волшебное слово нет!»

Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании; росту самосознания и самооценки учащихся. Сформировать у учащихся представление о влиянии на организм человека наркотических веществ, рассм...