Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Игровая мастерская"
рабочая программа (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа для 1б класса
по внеурочной деятельности
«Игровая мастерская»
воспитателя ГПД Гребенюковой Н.В.
на 2016-2017 учебный год
Содержание программы
- Пояснительная записка.
- Содержание курса внеурочной деятельности.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
- Тематическое планирование.
- Пояснительная записка
Программа «Игровая мастерская» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы В.Н. Банникова «Народное искусство и художественное творчество».
В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становится не только значимым, но и, безусловно, актуальным.
Цель: формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.
Задачи:
- расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;
- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;
- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.
Программа внеурочной деятельности «Игровая мастерская» построена на основе инновационных дидактических принципов гуманизма, культуропреемственности, культуросообразности, природосообразности, социального партнерства, индивидуально-творческого самовыражения, целенаправленного сотрудничества и сотворчества, дифференциации и интеграции, диагностичности, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания.
Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.
Деятельностный подход в условиях внеурочного обучения и воспитания опирается на социальное партнерство педагога и обучающегося с народными мастерами – носителями творческого и народного опыта и мудрости, и профессиональными художниками – носителями современного творческого знания, на принципах индивидуально-творческого самовыражения.
Социальное партнерство в творческой, проектной, исследовательской и т.д. деятельности в котором могут выявляться традиционные и концептуальные подходы позволит обучающемуся, не только становиться соавтором, но и включиться в процесс новых форм познания, коммуникации, приобретать ключевые компетенции и ценности и как результат развивать универсальные учебные действия.
- СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:
1). Орнамент. Вышивка. Росписи.
Зарисовки эскиза вышитого полотенца или расписной прялки с изображением «Древа жизни».
Проектная деятельность: «Древо жизни – образ трех миров», «Генеалогическое древо моей семьи».
2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России. Изготовление женской и мужской куклы-скрутки.Изготовление простой по конструкции куклы «Столбушки». Проектная деятельность (вместе с родителями): Поиск информации и изготовление обереговой, игровой и обрядовой куклы для своего дома.
3). Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.
Зарисовки: На деревянной доске (можно по образцу) выполняется Пермогорская роспись с использованием образа птицы. Проектная деятельность: Каждый ученик придумывает сказку про свою птицу и рассказывает ее в классе.
4). Хлебушко-Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.
Творческая работа: Изобразить традиционное застолье в аппликации из бумаги.Проектная деятельность: Вместе с родителями приготовить одно из традиционных блюд, готовящихся в печи. Составить об этом рассказ и провести коллективное застолье в классе.
2. ФОЛЬКЛОР:
1). Колыбельная моей бабушки.
Творческая работа: Изготовление колыбельки из бересты или картона, поместив в люльку, выполненную своими руками куклу-скрутку, проигрывание ситуации «убаюкивания». Проектная деятельность: Записать колыбельные песни своей семьи (мама, бабушка и т.д.), рассказать (пропеть) их содержание своему классу.
2). Расскажи мне сказку. Сказки народов России.
Зарисовки любимых персонажей народных сказок. Составление коллективной композиции «Герои Российских сказок».
Проектная деятельность: Запиши любимые сказки своих родителей, бабушек и дедушек, расскажи их в своем классе.
3). Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры.
Творческая работа: Лепка из глины образа народного Богатыря используя традиции российской глиняной игрушки.
Проектная деятельность: Вместе с родителями придумать «Десять подвигов Ильи Муромца» на основе народной былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» (в качестве героев-персонажей могут быть другие богатыри и батыры).
4). Попевки: «Осенины». «На зеленом на лугу». «Бай, качи, качи, качи». «Евсей». «Ай, тари, тари, тари». «Как на горке на горе»
3. ИГРА:
Проектная деятельность: Записать игры, в которые играли родители, бабушки и дедушки и рассказать и научить ребят своего класса.
4.ЭКСПЕДИЦИЯ. ПРОЕКТ
1). Деревянное зодчество моего села, города, края.Составить иллюстрированный рассказ-исследование «Деревянная архитектура моего села, города, края».
2). Музеи моего села, города, края. Найти информацию: какие по содержанию, коллекциям бывают музеи, что в них общее, а чем они отличаются друг от друга. Составить иллюстрированный рассказ-отчет о проделанной работе. Вместе с родителями составить описание и опись предметов, относящихся к народному искусству у себя дома «Мой домашний музей».
3). Народные мастера моего села, города, края.
Познакомится с творчеством народных мастеров или педагогов изучающих народное искусство в своем селе, городе, крае. Сфотографировать, описать и зарисовать изделия выполненные ими. Составить рассказ-отчет о народных мастерах своего села, города, края. Пригласить их в гости на совместный праздник.
4). Мой школьный историко-этнографический музей.
Вместе с родителями и учителем начать формировать коллекцию народного искусства для классного или школьного музея. Музей пополняется коллекциями переданными в дар и материалами собранными во время экспедиционной работы.
3.Требования к результатам внеурочной деятельности
Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Предметные включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
8. Смысловое чтение.
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.
2. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
3. Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности).
4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
5. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино).
6. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).
7. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:
- Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).
- Проблемно-поисковая деятельность.
- Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.
- Художественно-педагогическая драматургия.
- Музейно-педагогическая драматургия.
- Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.
- Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).
4.Тематический план.
1 класс
№ | Виды и направления деятельности | Содержание темы | Количество часов | Дата |
1 | Художественное творчество | 1. Орнамент. Вышивка. Росписи | 2 | |
2. Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России | 3 | |||
3. Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи | 2 | |||
4. Хлебушко – Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка. | 2 | |||
2 | Фольклор | 1. Колыбельная моей бабушки | 2 | |
2. Расскажи мне сказку. Сказки народов России | 2 | |||
3. Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры | 2 | |||
4. Попевки: Осенины. На зеленом на лугу. Бай, качи, качи, качи. Евсей. Ай, тари, тари, тари. Как на горке на горе | 2 | |||
3 | Игра | 1.Разучивание игр наших бабушек, народные игры | 8 | |
4 | Экспедиция. Проект | 1. Деревянное зодчество моего села, города, края | 2 | |
2. Музеи моего села, города, края | 2 | |||
3. Народные мастера моего села, города, края | 2 | |||
4. Мой школьный историко-этнографический музей | 2 | |||
Итого: | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-386382-1390154246.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/09/picture-386174-1539088758.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/05/picture-236340-1365111282.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая мастерская» направление художественно-эстетическое 4 класс.
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности "Весёлая мастерская". Напрвление программы - художественно-эстетическое. Расчитана на учащихся 4 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-744798-1454048986.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чудесная мастерская" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чудесная мастерская"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-77601-1476805677.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллектуальная мастерская"
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов предусматривает подготовку к олимпиадаим...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-29215-1477143242.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»
Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886752-1485862603.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Литературная мастерская" для 3 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Литературная мастерская" для 3 класса. Расчитана 1 год, 1 час в неделю, с тематическим планом....