Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»
рабочая программа по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_slov.docx | 54.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа мастерская «В мире слов» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
· Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 / 2014учебный год»;
· учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год протокол №5 от 29.04.2013г.;
· локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности программы мастерская «В мире слова»
1 класс - «Путешествия по Стране Слов»
2 класс - «Секреты орфографии»
3 класс - «Занимательное словообразование»
4 класс - «Занимательная лингвистика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
- В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Личностные УУД | Метапредметные УУД | Дата проведения | |
Регулятивные | Коммуникативные | ||||
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления о ней Понимать важность умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формулировать собственное мнение и позицию
Организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы Обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности. Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе | |
2 | В страну слов. Первые встречи. | ||||
3 -4 | К тайнам волшебных слов. | ||||
5 | Выбор друзей в Стране Слов | ||||
6 | К несметным сокровищам Станы Слов. | ||||
7 | Чудесные превращения слов. | ||||
8 - 9 | В гости к Алфавиту. | ||||
10 | К тайнам звуков и букв. | ||||
11 | Встреча с Радугой. | ||||
12 | В Страну Говорящих Скал. | ||||
13 | В глубь веков на Машине времени. | ||||
14 | В Королевстве ошибок. | ||||
15 | В Страну Слогов. | ||||
16 | Неожиданная остановка в пути. | ||||
17 | В удивительном городе Неслове. | ||||
18 - 19 | Чудеса в Стране Слов. | ||||
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | ||||
21 - 22 | На карнавале слов. | ||||
23 | В Театре близнецов. | ||||
24 | Конкурс знающих. | ||||
25 | Новое представление. | ||||
26 | Необычный урок. | ||||
27 | Следопыты развлекают гостей. | ||||
28 | В Клубе весёлых человечков. | ||||
29 - 30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | ||||
31 | Экскурсия в прошлое. | ||||
32 | Полёт в будущее. | ||||
33 | Итоговое занятие. |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
- Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
- Признаки гласных и согласных звуков.
- Буквы русского алфавита.
- Родственные слова.
- Антонимы,
- Многозначные слова.
- Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
- Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
- Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
- Делить слова на слоги.
- Подбирать родственные слова.
- Объединять слова в группы.
- Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
- Составлять текст по вопросам учителя.
- Работать со словарями.
- Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Личностные УУД | Метапредметные УУД | Дата проведения | |
Регулятивные | Коммуникативные | ||||
1 | Как обходились без письма? | Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Освоение роли ученика; проявление интереса (мотивации) к учению, адекватная самооценка через сравнение своих достижений вчера и сегодня. Проявление интереса(мотивации) к учению, уважения к мнению одноклассников | Формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. Оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания. Организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. | Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями Демонстрировать свое понимание высказывания партнера по общению, видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. | |
2 | Древние письмена. | ||||
3 | Как возникла наша письменность? | ||||
4-5 | Меня зовут Фонема. | ||||
6-8 | Для всех ли фонем есть буквы? | ||||
9 | «Ошибкоопасные» места | ||||
10 | Тайны фонемы | ||||
11-12 | Опасные согласные | ||||
13 | На сцене гласные | ||||
14 | «Фонемы повелевают буквами» | ||||
15 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | ||||
16 | Ваши старые знакомые | ||||
17 -18 | Правила о непроизносимых согласных | ||||
19-20 | Волшебное средство – «самоинструкция» | ||||
21 | Строительная работа морфем | ||||
22-23 | Где же хранятся слова? | ||||
24-25 | Поговорим о всех приставках сразу | ||||
26-27 | Слова – «родственники» | ||||
28-30 | Кто командует корнями? | ||||
31-32 | «Не лезьте за словом в карман!» | ||||
33 | «Пересаженные» корни | ||||
34 | Итоговое занятие |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки согласных и гласных звуков.
- Состав слова.
- Признаки родственных слов.
- Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
- Различать приставки и предлоги.
- Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- Разбирать слова по составу.
- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Писать НЕ с глаголами.
- Работать со словарем.
- Группировать и подбирать слова на определенные правила.
- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
- Составлять рассказы по картинке.
- Пересказать текст.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Личностные УУД | Метапредметные УУД | Дата проведения | |
Регулятивные | Коммуникативные | ||||
1 | Сказочное царство слов . | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления о ней Умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности Осознание роли речи | Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно Осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. | Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности. | |
2-3 | Путешествие в страну Слов. | ||||
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | ||||
6 -7 | В гостях у слов- родственников. | ||||
8- 9 | Добрые слова. | ||||
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | ||||
11- 12 | Новые слова в русском языке. | ||||
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | ||||
14- 15 | Синонимы в русском языке. | ||||
16 | Слова- антонимы. | ||||
17 | Слова- омонимы. | ||||
18 | Крылатые слова. | ||||
19- 20 | В королевстве ошибок. | ||||
21-22 | В стране Сочинителей. | ||||
23-24 | Искусство красноречия. | ||||
25 | Праздник творчества и игры. | ||||
26- 27 | Трудные слова. | ||||
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | ||||
30- 31 | Шарады и логогрифы. | ||||
32 | Откуда пришли наши имена. | ||||
33 | Занимательное слообразование. | ||||
34 | КВН по русскому языку. |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
- Главные члены предложения.
- Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
- Различать приставки и предлоги.
- Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- Разбирать предложения по членам предложения.
- Обозначать на письме интонацию перечисления.
- Разбирать слова по составу.
- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Писать правильно слова с удвоенными согласными.
- Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
- Определять число, время глаголов.
- Писать НЕ с глаголами.
- Работать со словарем
- Группировать и подбирать слова на определенные правила.
- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
- Составлять рассказы по картинке.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Личностные УУД | Метапредметные УУД | Дата проведения | |
Регулятивные | Коммуникативные | ||||
1 | Что такое орфоэпия? | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления о ней Осознание роли речи Самоопределение: система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения. Самоконтроль процесса и результатов деятельности Умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности Проявление положительного отношения к школе | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формулировать собственное мнение и позицию Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно | Формировать собственное мнение и позицию Учитывать разные мнения и интересы Обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности. Уметь слушать Сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | ||||
3 | Звуки не буквы! | ||||
4 | Звучащая строка. | ||||
5 | Банты и шарфы. | ||||
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | ||||
7 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | ||||
8 | Имена вещей. | ||||
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | ||||
10 | В царстве смыслов много дорог. | ||||
11 | Как и почему появляются новые слова? | ||||
12 | Многозначность слова. | ||||
13 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | ||||
14 | Об одном и том же - разными словами. | ||||
15 | Как возникают названия. | ||||
16 | Слова – антиподы. | ||||
17 | Фразеологические обороты. | ||||
18 | Словари «чужих» слов. | ||||
19 | Капитан и капуста. | ||||
20 | «Он весь свободы торжество». | ||||
21 | Мы говорим его стихами. | ||||
22 | Слова, придуманные писателями. | ||||
23 | Слова уходящие и слова – новички. | ||||
24 | Словарь языка Пушкина. | ||||
25 | Смуглая Чернавка. | ||||
26 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | ||||
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | ||||
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | ||||
29 | Словарь- грамотей. | ||||
30 | Научная этимология. | ||||
31 | Какие бывают имена? | ||||
32 | Древнерусские имена. | ||||
33 | Отчество и фамилия. | ||||
34 | Надо ли останавливаться перед зеброй? |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
Учащиеся должны уметь:
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»
Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАСТЕРСКАЯ ВИНТИКА И ШПУНТИКА» (общественно-полезное направление) 3 класс
рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерская Винтика и Шпунтика"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерская речевого развития" 4 класс
Внеуроная деятельность...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел" для 1 и 2 классов. Содержит планируемые результаты, тематическое и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская чудес»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская чудес» для учащихся 1-4 классов составлена на основе примерных программ начального общего образования, Федеральных государств...