Просвещение родителей: формы и методы. Из опыта работы
статья (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosveshchenie_roditeley._iz_opyta_raboty.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Просвещение родителей (законных представителей):
методы и формы
Алтухова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
МБОУ СОШ 2 им. А.С. Пушкина, г. Белореченск, Краснодарский край
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 44. п.1. определяется, что родители являются первыми педагогами: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Многие современные мамы и папы люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. С другой стороны, реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. К сожалению, родители не всегда понимают, знают, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Поэтому, всё чаще вопросы педагогического просвещения родителей берёт на себя школа.
Изменить ситуацию педагогической безграмотности некоторых родителей позволяет планомерная и содержательная работа школы, направленная на педагогическое просвещение родителей, развитие их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания собственных детей.
На примере школы № 2 им. А.С. Пушкина, г. Белореченска я хочу рассказать, как строится работа с родителями (законными представителями) в плане педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения.
В каждом классе на начало нового учебного года разрабатывается план работы с родителями учащихся. Работа ведётся в нескольких направлениях:
- организация взаимодействия с семьей, применение новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры, развития педагогического мышления родителей;
- передача родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
- формирование у родителей навыков и практических умений в воспитательной области;
- вовлечение родителей в жизнь класса и по возможности в жизнь школы;
Основные задачи в работе учителя по педагогическому просвещению состоят в следующем:
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого ученика;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподержки;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Как же всего этого можно достичь? При общении с родителями мы придерживаемся определённых принципов, в основе которых - взаимное доверие и уважение, поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу.
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. В общении учителя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Индивидуальный подход. Учитель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение учителя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
Просветительскую работу с родителями необходимо начинать с анализа социального состава семьи, настроя родителей. Анкетирование, личные беседы на эту тему помогут правильно выстроить работу, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Содержание работы с родителями по их знакомству с жизнью и проблемами класса, проблемами их детей реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Остановлюсь на некоторых формах организации педагогического просвещения родителей, при этом обойду стороной уже известные формы, такие как: родительское собрание, семинары, конференции, где родители чаще всего выступают пассивными наблюдателями, слушателями. Сегодня приветствуются формы работы, где родители становятся активными участниками, когда они живут жизнью своих детей, их проблемами, а не говорят, что воспитание – это дело школы.
Наглядно-информационное просвещение . Знакомят родителей с работой школы, особенностями воспитания детей, с учебной программой открытые уроки. Школа, в которой я работаю, использует методику Владимира Филипповича Базарного, которая обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребёнка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании в Российской Федерации» и запрос общества на здоровое поколение.
Родители, посещая открытые уроки по методике В.П.Базарного, знакомятся с новыми технологиями, с помощью которых осуществляется учебный процесс. Узнают, для чего нужны конторки, зрительные метки, офтальмотренажёры. Попутно родители имеют возможность понаблюдать за поведением своего ребёнка на уроке.
Акции.
Акция – одна из форм работы с родителями. Цель - развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям класса.
Акция же, в зависимости от цели, позволяет охватить как представителей одной класса, так и школы в целом. Это объясняется тем, что они «отнимают» у участников совсем немного времени, просты, увлекательны и дают возможность сразу увидеть результат собственного участия. Прекрасно прошли акции в моём классе: «Моя мама лучше всех». Дети совместно с родителями писали сочинение о своей маме, портреты мам «Мамины глаза» дали возможность детям показать, какие у них добрые и красивые мамы, участвовали в выставке «Букет для мамы». Кульминацией был праздничный концерт, на который были приглашены мамы. Дети пели, танцевали. Мамы выступили с ответным словом.
В память о военных годах дети и их родители принимали участие в патриотической акции «Поклонимся великим тем годам». В классе был создан мини-музей «Мой прадедушка», где были представлены фотографии прадедушек, сборник иллюстраций о боях и сражениях. Особая гордость музея - коллекция подлинных наград героев. Дети и родители с удовольствием приносили награды, письма с фронта, погоны, солдатские ремни. Большой интерес у детей вызвала познавательно-исследовательская деятельность, в процессе которой дети совместно с родителями собирали информацию о своих родственниках, которые жили во время войны и перенесли все тяготы лихолетья. Конкурс рисунков «Мир глазами детей» способствовал созданию благоприятных условий для совместного досуга родителей и детей. Итоговое мероприятие – музыкально-поэтическая композиция «Поклонимся великим тем годам», не оставила равнодушным никого: ни родителей, ни детей. Дети рассказывали родителям о войне, о ветеранах войны. Выступление детей сопровождалось видеофильмом. Завершением акции была поездка по местам боевой славы Белореченского района, которую организовали родители. Это направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, в таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы. Мы всегда благодарим родителей за их активность, участие, помощь в проведение того или иного мероприятия. В современных условиях школе трудно обойтись без поддержки родителей. Мы вместе стремимся, чтобы детям в школе было хорошо, уютно.
Индивидуальные консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей. Они способствуют созданию хорошего контакта между учителем и родителями.
Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путём прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии конфликтной ситуации, попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.
Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребёнка.
Темы консультаций : «Ваш ребёнок и его друзья», «Родительский авторитет. Зачем он нужен?», «Проблемы ребёнка. Кому и как их решать?» Главная задача консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше её разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.
Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей. На консультации приглашаем психолога, социального педагога.
Интерактивное общение.
Все больше и больше в нашу жизнь внедряется электронная техника, гаджеты. И новое поколение с ними легко справляется, мало того, вся эта техника становится их проводником в жизнь. И это неизбежно! Мы находим плюсы и пользу для себя, находим новые способы взаимодействия с родителями. Сегодня создаются родительские группы для общения и обмена сообщениями, в таких программах как WhatsApp. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.
Активные мамочки приходят нам на помощь, передают извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности, домашних заданиях. Таким способом можно отправить поздравления с праздниками, советы или памятки относительно воспитания ребёнка.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашей школе сложилась определенная система по педагогическому просвещению родителей. Использование разнообразных форм работы даёт определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя.
Опыт работы педагогов показал: позиция родителей как воспитателей своих детей стала более гибкой, они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители всё чаще проявляют интерес к жизни класса в котором их ребёнок проводит полдня, поддерживают своего ребёнка в его удачах, а порой и неудачах, не проявляя при этом явной агрессии по отношению к школе, учителям, коллективу класса. Слушают, а главное – слышат учителя. Семья и школа идут к одной цели – дать ребёнку социальный опыт, знания, которыми он будет пользоваться на протяжении своей жизни. Это становится возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству школы и родителей.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. В.А. Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества (из опыта работы)
Статья знакомит с эффективной формой развития речи детей, их творческих способностей- синквейном. Даны правила написания синквейна и образцы работ учащихся начальной школы...
Использование активных форм и методов в воспитательной работе
Четырехлетняя начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей среды детей младшего школьного возраста.За период своей многолетней педагогической деятельности я изучила...
Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками
Педагогическая статья об использовании активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками...
Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий в 1 классе и используемые формы и методы организации учебной работы учащихся
Планируемые результаты на конец 1 классаТиповые задачи формирования УДД, методы и формы организации учебной работы учащихся, ситуациями и процедурами взаимодействияЛичностные универсальные учебные дей...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)
В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель в воспитательной работе в своем классе для того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...
Педагогическая мастерская «Внеурочная деятельность: направления, формы, методы (из опыта работы)» «В мире увлекательной математики» (социальное направление)
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению«В мире увлекательной математики» 5 б классЦель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса к математике, в...
Статья "Формы работы с родителями учащихся начальной школы" (из опыта работы)
В статье материал из опыта работы по теме "Формы работы с родителями учащихся начальной школы"...