Использование активных форм и методов в воспитательной работе
статья по теме

Загидуллина  Гульчира Мунировна

Четырехлетняя начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей  среды детей младшего школьного возраста.

За период своей многолетней педагогической деятельности я изучила  много методических  статей, пособий, книг  педагогов- новаторов. Отобрала, на  мой  взгляд,  самые  оптимальные  методы  и  формы  работы  с учетом возможностей и психологических особенностей  младших школьников. В своей работе я руководствуюсь изречением Сократа: «Не насиловать душу ученика, а вести его за собой, давать ему  делать  свои  робкие шаги».

Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика.

Основные  задачи:

  • содействовать творческому  развитию каждого ученика  как на уроке, так и вне  урока;
  • вызвать интерес  к знаниям, научить его иметь собственное  мнение;
  • воспитывать у  детей  любознательность, самостоятельность, честность, личную  инициативу;
  • воспитывать милосердие и  доброжелательность к  родным и близким  товарищам, любовь к своей Родине;
  • добиваться  того, чтобы  каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения  нравственно- этическими нормами.

Взаимоотношения с учащимися я  строю на основе  демократии и дисциплины. Стиль взаимоотношений с учащимися  оптимистический, способствующий целенаправленной, творческой деятельности с использованием методов контроля, анализа и оценки результатов.

Важно не только развивать интерес детей к знаниям, но и научить их добывать эти знания  самостоятельно в тех областях науки  и культуры, которыми интересуется сам ученик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №124

Октябрьского района городского округа город Уфа РБ

Использование активных форм и методов в воспитательной работе

Учительница: Загидуллина Гульчира Мунировна

Уфа – 2012

Четырехлетняя начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей  среды детей младшего школьного возраста.

За период своей многолетней педагогической деятельности я изучила  много методических  статей, пособий, книг  педагогов- новаторов. Отобрала, на  мой  взгляд,  самые  оптимальные  методы  и  формы  работы  с учетом возможностей и психологических особенностей  младших школьников. В своей работе я руководствуюсь изречением Сократа: «Не насиловать душу ученика, а вести его за собой, давать ему  делать  свои  робкие шаги».

Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика.

Основные  задачи:

содействовать творческому  развитию каждого ученика  как на уроке, так и вне  урока;

вызвать интерес  к знаниям, научить его иметь собственное  мнение;

воспитывать у  детей  любознательность, самостоятельность, честность, личную  инициативу;

воспитывать милосердие и  доброжелательность к  родным и близким  товарищам, любовь к своей Родине;

добиваться  того, чтобы  каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения  нравственно- этическими нормами.

Взаимоотношения с учащимися я  строю на основе  демократии и дисциплины. Стиль взаимоотношений с учащимися  оптимистический, способствующий целенаправленной, творческой деятельности с использованием методов контроля, анализа и оценки результатов.

Важно не только развивать интерес детей к знаниям, но и научить их добывать эти знания  самостоятельно в тех областях науки  и культуры, которыми интересуется сам ученик.

Для реализации этих задач выявлено индивидуальные особенности (склонности, интересы, способности) каждого ученика, а также стиль воспитания в семье. Каждого  ученика включаю в разнообразные виды деятельности: учебную, познавательную, эстетическую. Систематически анализирую свою работу: что получается, что нет, почему? Регулярно информирую учащихся и родителей (удачах и неудачах) в воспитательном процессе.

Выбор  методов, форм обучения, развития и  воспитания  учащихся  преимущественно зависит от уровня  профессионализма учителя. Основными методами моей работы с учащимися являются: наблюдение за учащимися, беседы на различные темы, анкетирование, контроль и  самоконтроль, анализ и самоанализ, самостоятельная и творческая  работа учащихся.

В моем понимании учитель- личность. Дети, особенно младшие школьники, берут с него пример. Учитель мудр, но он должен уметь говорить и «устами младенца». Учитель строг, но не слишком. Основа его деятельности – любовь к детям. Он должен хорошо понимать учеников, их настроение, уметь слушать их. Главное в работе с детьми – не только подготовить их к взрослой жизни, но и научит жить в настоящем.

Как осуществить все это в своей работе? Какие формы деятельности помогают мне получить желаемые результаты? Как реализовать цели, задачи, методы обучения и развития маленького человека?

Формы работы в процессе учебно-воспитательной деятельности могут изменяться, обновляться, усложняться. Часто использую знания по философии, педагогике, истории, географии, биологии, астрономии, медицине.

Содержание работы порой подсказывают мне сами дети. Они предложили сделать в классе рубрику «Хочу все знать!». Вывесили ящик, куда можно опустить листки с самыми удивительными вопросами о жизни, которые заинтересуют всех. Собрано было много вопросов. Среди них такие: «Что такое космос? Кто придумал книги? Почему люди умирают?» и т.д.

Так появилась одна из форм работы по рубрикам. Вот некоторые из них: «Это интересно!», «Наши открытия», «Наш класс», «Умное кресло», «Ищем таланты», «Кем хочу стать», «О себе», «Мини-сочинения», «Веду за собой», «Моя первая грамота».

Благодаря этим рубрикам, разнообразным приемам и методам работы по ним проводится индивидуальная работа с каждым учеником. Так, рубрика «Задушевные беседы» помогает учащимся осмыслить такие понятия, как совесть, настроение, честь, ответственность, самостоятельность, собственное достоинство.

Беседы о милосердии, добре помогают воспитывать в каждом готовность помочь кому-то, простить кого-то. Нет на свете высшей ценности, чем взаимопонимание, дружба и любовь между живущими рядом людьми. Вот некоторые ответы младших школьников на вопрос: Что такое милосердие?

«Когда у человека добрая душа»;

«Когда человек к человеку относится мило»;

«Когда делаешь больше добра, то получишь обратно»;

«Когда мне кого-то жалко».

Несколько слов о рубрике «Кем хочу стать». В I-II классах ребята отвечают на вопросы: «Кем ты хочешь стать? Почему?». В III классе вопросы усложняются: «Что ты знаешь об этой профессии? Что уже успел сделать?». Конечный результат это работы: размышления, стихи о профессии, о себе в папке «Наш класс».

У каждого человека есть талант. Его только надо «откопать». А для этого у каждого школьника надо выявлять не только интересы, наклонности, способности, но и таланты. Но чтобы развивать и углублять их, необходимо включать всех учащихся в воспитательную деятельность: эстетическую, нравственн0-этическую, оздоровительную.

Мы очень мало уделяем внимания эстетическому воспитанию. Но это наша общая беда, что эстетика не стала ведущим принципом всей нашей жизни, идущей мимо культуры, мимо искусства.

Говоря о воспитании радостью, особо следует остановиться на стиле общения.

Если в общении с ребенком (родителей, педагогов) преобладают приказы, наказания, указания, контроль, ребенок растет забитопослушным, безынциативным или агрессивно сопротивляющимся.

Послушные дети теряют свою волю  затем идут на поводу у любой сильной личности, которая не всегда бывает положительной.

Надо любить ребенка, не лишая его права оставаться ребенком, любить его со всеми недостатками, шалостями и капризами. Нельзя убивать в детях шалунов. Что бы ребенок ни натворил, это всегда попытка обратить на себя внимание. Порой родители отмахиваются от общения с ребенком: «Отстань, некогда!», компенсируя отсутствие общения желанием получше приодеть да посытнее накормить. В школе же дети нередко сталкиваются с суровым нажимом педагогов: «Прекрати! Замолчи! Бездельник! Выйди вон!».

Убеждена, что многие ситуации можно разрешить с помощью ласки, уместной шутки,  сказки. Без наших ласковых слов ребенку все равно, что без солнечного света. Отсюда и дурные поступки – «в темноте».

Человеческое отношение к ребенку – это совсем не баловство и попустительство, а труд, осознанный, целенаправленный, исключающий жестокость, труд с надеждой на лучшее в себе и в ребенке.

Воспитывать детей надо передавая им и наш оптимизм, жизнелюбие, восхищение, свежесть восприятия жизни как праздника. Надо учить детей и самим быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом. Самое главное, чтобы дети были как можно дальше от полюса зла.

Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Человеческая личность -  это обязательно гармония мыслей и поступков. Основой работы по воспитанию и развитию школьника я считаю индивидуальную работу с каждым учеником. Это одна из основных форм моей педагогической деятельности.

Формы индивидуальной работы с учащимися различны. Это:

наблюдения в классе, на переменах, во внеклассной деятельности;

воспитание качеств культурного человека с помощью умения сосредоточиться;

анкетирование на разные темы с целью познания учащихся: «Кто твой друг, подруга? Твое любимое занятие после школы? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Какое добро ты сделал в своей жизни? Как воспитывать себя?»;

индивидуальные беседы с учащимися;

коллективные беседы: «Какие черты характера в человеке, тебе нравятся, какие не нравятся?», «Какую роль играет в жизни человека его одежда, внешний вид?»;

классные часы.

С каждым годом работа по становлению личности усложняется: от первых мини-сочинений мы переходим к созданию альбома «Наш класс».

Внеклассная воспитательная работа с учащимися осуществляется в следующих основных формах: кружки, традиционные «Дни рождения», «Дни поэзии», «День памяти»; торжество в честь окончания учебного года; через стенные газеты: «Хочу все знать», «Что снится нам под Новый год?», «Дерево желаний», «Наши любимые мамы и бабушки» и др.

И, конечно, проводим такие праздники, как День защитника Отечества, 8 Марта и др. Часто используем форму театрализации – это постановка спектаклей, танцы и песни, хороводы.

Мы организуем экскурсии по г.Уфе, по музеям, по театрам, изучаем родной край. Детям очень нравятся походы.

Элементы самоуправления реализуются при выполнении должностей старосты класса, дежурных, библиотекаря, физкультурников, консультантов учителя по предметам, корреспондентов стенных газет и журналов. У каждого ученика есть свои обязанности.

Невозможно заставить каждого ученика хорошо учиться и быть воспитанным. Надо, что он захотел этого сам. Но для этого ученику нужна цель, ради которой он учится и старается стать Человеком. В этом ему помогает учитель.

Следует помнить, что полноценная работа в школе, любые формы активности детей немыслимы без глубокого человеческого общения с учениками, без содержательной, взаимообогающей внеурочной деятельности учителей и детей, без волевого, увлеченного, духовно богатого учителя.

Список используемой литературы:

Гайсарова В.И., Карева В.А. Уроки человечности. Уфа, 1994.

Жуматаева Е.А. То, что надо! Уфа, 2000.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ Учитель, Воронеж, 2004.

Начальная школа. №8. 1993, №10, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками

Педагогическая статья об использовании активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками...

Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»

Доклад  на августовской педагогической конференции  по теме "Использование  активных форм и методов преподавания в  современном  образовании»...

Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Динамизм и непрерывное развитие,...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса  использую различные...