"Чем я богат".
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Конспект классного часа из цикла "Уроки жизни". Материал классного часа даёт возможность детям по-новому взглянуть на обычные вещи: учить ценить семейные традиции, любить ближних, хранить в памяти семейные события.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час из цикла "Уроки жизни" (нравственное воспитание) | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл «Уроки жизни».
Конспект занятия «Чем я богат».
Учитель: Самойлова Т. Н.
МКОУ «Ругозерская СОШ»
Муезерского района Республики Карелия
Цель: Осознание качеств своего характера и его значимость для других людей.
Задачи:
- Воспитывать у детей любовь и признательность к ближним
- Учить детей видеть богатство не только материальное, но и духовное. Понимать первостепенность и важность духовного богатства.
- Формировать коммуникативные навыки при работе в группе
Оборудование: лист ватмана, картинки с изображениями царя, сундуков, солнышка, маркеры, карточки с названиями качеств человека, железное ведёрко.
Предполагаемый результат: дети должны усвоить нормы достойного характера человека, понять, что положительные качества являются настоящим богатством человека, богатством, которое невозможно отнять и потерять.
Литература: В. Максакова «Учимся договариваться», Москва, «Магистр», 1998 г.
О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва, «Генезис», 2006 г.
О. Волокитина «Сундук, который помог царю»
Ход работы:
- Постановка проблемы. (см. приложение)
- Чтение учителем I отрывка из сказки О.Волокитиной «Сундук, который помог царю». По ходу чтения на ватмане появляются картинки царя, сундуков.
Вопросы: что может быть в сундуке? - предположения детей
Какая проблема стояла перед царём? – не мог открыть
Как её можно решить? - чтобы узнать, что лежит в сундуке необходимо его открыть
Каким образом открыть сундук? – сломать, подобрать ключи
- Работа над проблемой.
2.1. Работа в группах
Предложить детям в группах прочитать II отрывок из сказки.
Вопросы: Какой персонаж появился?
Удалось ли солнышку открыть сундук?
При помощи чего это ему удалось?
Запишите на ватмане слова, которые помогли лучику открыть сундук.
Доброта, ласка, теплота, нежность, бескорыстность
2.2. Работа со всем сообществом
Подумайте, а если у вас такие качества, которые бы помогли кому-нибудь. Вспомните, когда вы вели себя достойно и ваши качества характера согревали других людей. Давайте добавим наши качества к лучикам солнца.
Дети дописывают положительные качества человека.
Вопрос: Что мог увидеть лучик в старом сундуке?
Предположения детей.
Если рассуждения детей не пойдут в нужном русле, необходимо обратить внимание на то, что сундук старый, в нём толстый слой пыли.
2.3. Давайте послушаем дальше нашу сказочную историю. Чтение III части сказки учителем (переработано Самойловой Т.Н.)
Работа в группах
Вопрос: как могли развиваться события дальше?
Выслушать предположения детей. Предложить им прочитать 4 часть (переработано Самойловой Т. Н.)
2.4. Работа со всем сообществом
Вопрос: Почему глаза царя стали добрыми и чистыми, как у ребёнка?
2.5. Чтение 5 - заключительной части сказки.
- Решение проблемы
- – Какая же настоящая проблема была у царя? А может их несколько?
Работа в группах.
- Решаемы ли его проблемы? Как?
3.2. - Скажите, вам бывает приятно, когда у вас появляется новая игрушка?
А что вы чувствуете, когда вас похвалили за что-то? Поцеловал перед сном? Поблагодарили за помощь? Или утешили, если вы плакали? Помогли в трудную минуту?
Выслушать ответы детей.
3.2. Итог: да, вам становится тепло и приятно от доброго слова, от поддержки, от понимания. Каждый человек может стать солнышком для того, кого он согреет, каждый из нас – солнышко для всех остальных.
- Скажите, а можем ли мы стать грозой, градом, холодным дождём для окружающих? В каких случаях это происходит? (на ватмане появляются изображения этих явлений)
Выслушать ответы детей, фиксируя их на ватмане.
— Вот мусорное ведро. В него люди бросают то, что им не нужно. Давайте представим, что мы с вами выбрасываем из нашей жизни то, что мешает нам. А чтобы не засорять наш окружающий мир, всю эту гадость мы сожжём. Кто хочет принять в этом участие?
4. Заключительная беседа.
4.1. - Давайте вспомним царя из сказки. Разное богатство было у царя. Богатство, которое можно потрогать и богатство, которое можно почувствовать.
Пусть каждый сейчас подумает и решит, что он положит в свой сундучок.
Вручить детям сундучки и попросить каждого ответить, что в его сундучке. На каждом сундучке стихотворение о доброте, милосердии, внимании к окружающим.
5. Рефлексия для детей.
Дерево листочками. Наклеивают тут же на ватман (можно использовать и не один листочек).
Мне было интересно – красный.
Потратил время зря – синий.
Поразмышляю ещё на эту тему – жёлтый.
Индикаторы достижения цели:
- Наполнение своих сундучков
- Наличие листочков положительной реакции – красных и жёлтых.
Приложение.
Сундук, который помог царю.
(О. Волокитина)
1 часть (постановка проблемы)
Это было давным-давно. В одном государстве жил царь. У него был огромный замок, где кроме него жила его семья и прислуга. В этом замке было множество залов, комнат, длинных коридоров, лестниц, колонн, и легко было заблудиться. Была там одна комната, куда никому не разрешалось входить, кроме самого царя. Никто не знал, что в ней хранится и что царь делает в этой комнате.
А там хранились сундуки с сокровищами, их было пять: в одном было золото, в другом — серебро, в третьем — драгоценные камни, в четвертом — волшебные вещи (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка и другие), а в пятом сундуке... Даже сам царь не знал, что там лежит, потому что он не мог его открыть.
Каждый раз, когда царь приходил в эту комнату, он открывал сундуки и начинал перебирать свои сокровища, любоваться ими. Царь был жадным, он ни на что не тратил свое золото. Каждый раз, когда царь доходил до последнего, пятого сундука, он останавливался перед ним, представляя, что может там находиться, пытался открыть его, но сундук не поддавался. Тогда царя брала злость, он начинал кричать, топать ногами, в ярости пинать сундук. Но все зря. Сундук, казалось, становился от этого еще крепче.
2 часть
Однажды, когда на дворе была хорошая погода, солнце заглянуло в окна замка. Один луч проник в комнату, где стояли сундуки с сокровищами. Он начал медленно передвигаться по комнате, заглядывая в каждый сундук. Лучик был очарован красотой и роскошью драгоценностей, которые он увидел. И вот он дошел до пятого сундука. Интересно, что там лежит?
Лучик был добрым, ласковым и очень любознательным, он любил раскрывать секреты и узнавать неизвестное. Он быстро забыл о золоте и драгоценностях — все его внимание было приковано теперь к загадочному последнему сундуку. Лучик заметил и его отличие от других сундуков — он был стареньким и невзрачным.
Лучик начал ласкать этот сундук своим теплом и светом. Он говорил: «Милый сундучок, меня зовут Лучик, и мне так хочется узнать, что у тебя внутри. Пожалуйста, откройся, покажи, что ты прячешь». Сундучок давно не слышал таких добрых слов. Он не смог отказать Лучику и открылся, скрипя своей старой крышкой. Лучик заглянул в сундук: сверху был толстый слой пыли. Он смахнул ее своими теплыми ручками... и перед, ним оказались …..
3 часть
старинные мягкие игрушки, старые фотографии с добрыми улыбающимися лицами. Лучик обрадовался и начал играть с игрушками. Да и старый сундучок развеселился и довольно поскрипывал. А потом лучик долго рассматривал фотографии и перед ним появлялись образы добрых людей. Люди вместе купались, о чём-то ласково разговаривали, любовались природой, дарили друг другу подарки.
Вдруг дверь отворилась, и в комнату вошел царь …….
4 часть
Когда он увидел последний сундук открытым, он ринулся к нему. Его глаза жадно заблестели: он надеялся увидеть в этом сундуке золото и алмазы. И вдруг лицо его изменилось, глаза наполнились слезами. Он бережно доставал из сундука одну за другой свои старые игрушки, игрушки своего детства. Царь внимательно рассматривал потускневшие старые фотографии и улыбался сквозь слезы, его глаза становились добрыми и чистыми, как у ребенка.
5 часть
Да, это были те самые игрушки, с которыми царь играл в детстве. Люди на фотографиях — это его друзья и родные, которые помогали ему, утешали его в трудную минуту. Это были его настоящие друзья, которых он забыл, заботясь о своём золоте и драгоценностях. Тогда царь понял, что этот сундук — самое дорогое, что у него есть, а детство и его друзья — главная драгоценность его жизни. Царь сказал: «Милый, старый сундук, почему же ты не открывался раньше? Если бы я знал, что здесь лежит! Я бы давно понял, что деньги, золото делают меня злым и жадным. Ты вернул мне детство, вернул мне друзей, и я опять стал таким, каким был тогда».
В тот же день царь раздал все свои богатства бедным и оставил в комнате только один сундук с игрушками. С тех пор в эту комнату разрешалось входить любому. Особенно любили здесь бывать внуки царя, которым нравились старинные игрушки.
Иногда к сундучку в гости заглядывал Лучик, они стали друзьями. Сундучок был счастлив, потому что знал, что приносит всем хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие"Русскийсолдат умом и силой богат"
Внеклассное мероприятие"Русский солдат умом и силой богат" и самоанализ мероприятия...
Фото с праздника"Русский солдат умом и силой богат"
Фото с праздника"Русский солдат умом и силой богат"...
презентация Русский солдат умом и силой богат
презентация с праздника "Русский солдат умом и силой богат"...
Урок-соревнование по физической культуре "Руский солдат умом и силой богат" 3 класс
Урок -соревнование по физической культуре в 3 классе относится к разделу "Подвижные игры" и посвящён 200 летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года...
Урок литературного чтения.Обобщение по разделу " Сказка мудростью богата
Учитель:Горобец Елена ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение:Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13Предмет: литературное чтение....
Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"
Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...
Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.
Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала....