Урок литературного чтения.Обобщение по разделу " Сказка мудростью богата
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему
Учитель:Горобец Елена Евгеньевна
Образовательное учреждение:Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13
Предмет: литературное чтение.
Урок внеклассного чтения во 2 классе по программе « Школа 2100» является обобщающим в разделе « Сказка мудростью богата». Для создания комфортной обстановки, сказочной атмосферы проводился в виде путешествия в Сказочную страну. Дети познакомились с известным сказочником Ш.Пероо, узнали интересные факты из его биографии, в предложенной викторине вспомнили сказки, написанные им. В начале урока обобщили знания по теме « Сказка народная и авторская». Перед чтением новой сказки « Подарки феи» дети по заголовку и иллюстрации пытались спрогнозировать: кому могла дарить подарки фея и за что; что это были за подарки; представить главных героев, определить идею произведения. Сказка является благодатным материалом обучения навыкам и приёмам анализа художественных текстов, поэтому в ходе урока дети анализировали новую сказку. Была проведена дифференцированная работа : подобрать имена прилагательные, характеризующие младшую дочь( для хорошоуспевающих детей) и выбрать прилагательные, характеризующие старшую дочь, из предложенных вариантов ( для слабоуспевающих детей) . На уроке использовались разные виды чтения: круговое, сплошное, выборочное, выразительное. Для сохранения здоровья были проведены физминутки, дыхательная и артикуляционная гимнастика. В конце урока обучающиеся сделали вывод и нашли в тексте пословицу, выражающую главный смысл прочитанной сказки: « Какова услуга, такова и награда».К уроку детьми были выполнены рисунки с изображением главных персонажей сказок Ш.Перро .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока.
Урок внеклассного чтения во 2 классе 2010 год.
Тема. Удивительный мир сказок Шарля Перро.
Эпиграф к теме: « Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок».
А.С.Пушкин
Цель: Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.
Задачи:
Образовательные:
- привлечь внимание к автору прочитанных книг Ш.Перро.
- закрепить умение детей классифицировать сказки по содержанию и авторской принадлежности.
- способствовать формированию личного отношения к прочитанному через выразительное чтение.
Развивающие:
- развивать речь, внимание, творческое воображение.
- Продолжить обогащение словаря детей новыми словами .
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народным и литературным сказкам.
- Способствовать воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу.
Оборудование: книжная выставка, презентация к уроку, индивидуальные карточки с заданием, рисунки учащихся.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, не спеша
И начнём урок , друзья.
На нашем « Островке» я вижу, что почти у всех детей нашего класса настроение с утра хорошее. ( перед уроком все дети фиксируют своё настроение в виде весёлых и грустных человечков, прикрепляя их на « Островок настроения» Лишь у… небольшие неприятности. Надеюсь, что в конце урока настроение станет лучше и все неприятности забудутся.
II.Актуализация опорных знаний , объявление темы урока.
Посмотрите на экран и ответьте на вопрос:
Где водятся волшебники?( дети просматривают анимационный отрывок и прослушивают 1 куплет песни « Где водятся волшебники?») Слайд
-Далеко за лесами, морями, высокими горами есть удивительная страна сказок. Туда не приехать на машине, не приплыть на пароходе и даже не прилететь на самолёте. А можно лишь перенестись на крыльях фантазии. Я знаю, что фантазировать вы умеете, поэтому приглашаю вас побывать в этой удивительной стране под названием – Сказка. Принимаете моё предложение? Замечательно.
- А что же вы знаете о сказке?
З (знаю) | Х ( хочу узнать) | У ( узнал) |
Сказка –один из литературных жанров. | ||
Сказки : народные, авторские (литературные) | ||
По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных, | ||
Есть зачин(начало) | ||
Концовка | ||
Троекратный повтор | ||
Волшебные герои | ||
Волшебные события | ||
Добро побеждает зло | ||
Мудрость |
- Молодцы!
- Сегодня , как вы уже догадались по выставке книг и портрету, мы отправимся в гости к замечательному сказочнику Шарлю Перро. Тема нашего урока : Удивительный мир сказок Шарля Перро. Эпиграфом к уроку я взяла слова А.С.Пушкина: «Сказка-ложь, да в ней урок, добрым молодцам урок».
- Как вы понимаете эту пословицу?
-Что бы вы хотели узнать сегодня нового, какие сделать открытия?
З (знаю) | Х ( хочу узнать) | У ( узнал) |
Сказка –один из литературных жанров. | Где жил Ш.Перро? | |
Сказки : народные, авторские (литературные) | Когда начал писать сказки? | |
По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных, | Познакомиться с новыми сказками этого автора…….. | |
Есть зачин(начало) | ||
Концовка | ||
Троекратный повтор | ||
Волшебные герои | ||
Волшебные события | ||
Добро побеждает зло | ||
Мудрость |
- А чему хотели бы научиться?
IV. Знакомство с биографическими данными автора.
Давным-давно(381 год назад) в одной стране, она называется Францией, жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг с другом, что даже писали одинаковым почерком.
Одного из братьев звали Шарль Перро. Детство его было благополучным. Как и других сыновей его красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Братья выросли . Каждый занялся своим дело, а Шарль Перро посвятил себя государственным делам. Прошло много лет.
Однажды зимним вечером 68летний Ш.П. сидел у камина. Вдруг ему вспомнилась няня и её удивительные сказки. Ему так захотелось записать их, что он тот час же сел стол. Сказки писались так быстро, как будто за спиной стояла фея и нашёптывала слова. Несколько дней Ш.П. не отходил от стола, вспоминая всё новые и новые нянюшкины сказки. Как настоящий сказочник, Ш.П. сделал сказки очень современными: хотите узнать, какая мода была более 300 лет назад? Прочитайте сказку «Золушка»:сёстры , собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. Так появились на свет сказки, которые вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни».
На русском языке сказки вышли в Москве под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями». Озаглавлены они были так: « Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах».
V. Проверка домашнего задания. - Сейчас вы знаете эти сказки с другими названиями.
- Давайте вспомним их и ответим на вопросы викторины.
« Золушка» - О чём рассказывается в этой сказке?
« Спящая красавица» - Вспомните, почему уснула принцесса?
« Кот в сапогах» - В кого превратился людоед в сказке? « Мальчик с пальчик» - Как помог главный герой своим братьям?
« Красная Шапочка» Откуда появилось такое необычное имя у девочки?
МОЛОДЦЫ.
Физминутка.
VI. Знакомство и разбор новой сказки.
1) Знакомство с новой сказкой Ш.Перро « Подарки феи».
- Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. Прочитайте название.
- Что можете сказать о сказке? - Как вы думаете, о чём пойдёт речь, выскажите свои предположения.
- Скоро мы узнаем , кто был близок к истине.
2) Подготовка к первоначальному чтению.
- Но сначала проведём круговое чтение, сделаем артикуляционную разминку.
Вылитая
сполоснув
зачерпнула
замешкалась
проронила
- В сказке встретятся трудные слова и выражения.
Попробуйте объяснить некоторые из них: «вдова», «вылитая мать»,» « без ума любила».
3)Чтение сказки учителем, хорошо читающими детьми.
Сейчас я начну читать. Следите, пожалуйста внимательно. Я попрошу продолжить читать любого из вас.
4) Работа над содержанием сказки.
- Поднимите руку, кому понравилась сказка.
-Чем именно она понравилась?
- Закройте глаза и представьте самую яркую картину. Что представили?
- На какую сказку похож сюжет этой сказки? ( « Госпожа Метелица», «Морозко»)
- Какие предположения оправдались?
- Давайте вернёмся к эпиграфу. Чему же учит эта сказка?
- А кто может задать тонкий вопрос по содержанию?
Умницы!!!!
-А вы заметили, какой приём использует автор? ( СРАВНЕНИЕ – КОНТРАСТА).
5) Дифференцированная работа по карточкам.
- На парте у вас есть индивидуальные карточки с заданием. Ваша задача ещё раз внимательно перечитать сказку и справиться с предложенным заданием. (Сильным детям предлагается записать имена прилагательные характеризующие младшую дочь. Слабым детям предлагается выбрать из предложенных имён прилагательных те, которые точнее характеризуют старшую дочь)
.
Младшая дочь.
Старшая
дочь.
Приветливая
грубая
злая
Старшая сварливая
добрая
кроткая
учтивая
вежливая
ленивая
трудолюбивая
-Прочитайте, какие характеристики получились.
- Как будем читать слова младшей дочери, каким голосом?
-А как прочитаем слова старшей?
- Я думаю, что вы сумеете передать характер героинь при чтении, используя нужную интонацию, тон и тембр голоса.
6) Дыхательная и интонационная гимнастика.
1. Задуваем свечку на 1 большой выдох и 2 маленьких.
2. Сдуваем с ладошки листочки.
3. Произнесите слово «сказка»
- С удивлением
- Грустно
- Радостно
- Загадочно
7) Выразительное чтение и оценивание.
- Не забудьте, что нужно помнить, чтобы прочитать выразительно( памятка)
Правила выразительного чтения. 1. При чтении не торопись. Вдумывайся в то, о чём читаешь. 2. Выделяй голосом отдельные слова, соблюдай паузы. 3. Донеси своё отношение к прочитанному. |
- Какой урок вы извлекли для себя, прочитав эту сказку?
-Объясни, почему фея наградила младшую дочь и наказала старшую?
- Докажи, почему мать любила старшую и ненавидела младшую дочь.
- Какой вывод из прочитанного вы сделали для себя?
- Найдите в тексте пословицу, в которой заключён главный смысл этой сказки.
(Какова услуга, такова и награда.)
VII. Подведение итогов.
-Вы внимательно слушали друг друга, познакомились с новой сказкой. Читали выразительно. Давайте подведём итог. Пользуясь алгоритмом проанализируйте прочитанную сказку( работа парах).
Алгоритм.
1.Мы прочитали сказку __________
2. Её написал ______________, значит, сказка_________.
3. По содержанию сказка___________________.
4. Положительные герои____________________.
5. Отрицательные герои____________________.
6. Помощники____________________________.
7.Нейтральные персонажи__________________.
8. Сказка учит___________________________.
_ Посмотрите на доску.( возвращаются к таблице ЗХУ.)
- Вы хотели узнать о сказочнике Шарле Перро. Что нового вы узнали ?( заполняется третий столбик таблицы).
_ Вы хотели познакомиться с новой сказкой. Какой урок взяли для себя?
- Наше путешествие подошло к концу. Мог ли думать прославленный в своё время поэт, академик, что его имя обессмертят не длинные поэмы, торжественные оды и учёные трактаты, а тоненькая книжка сказок. На свете много замечательных сказок, которые вам ещё предстоит прочитать .
- Кто-то хочет изменить картинку на острове настроения?
VIII.Домашнее задание. На следующем уроке мы будем говорить о произведениях Виталия Бианки.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"
Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...
Урок по чтению на тему:«Сказка мудростью богата»
Урок разработан для 2 класса.Цели урока: Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения обобщать и делать выводы; совершенствовать звуковую культуру речи; развивать и обогаща...
Фрагмент интегрированного урока "Сказка мудростью богата..."
Интегрированный урок литературного чтения и рисования....
"Сказка мудростью богата" - заключительный урок
Урок построен в виде викторины по пройденному разделу. Класс делится на три команды, названия - сказочные, за правильные содержательные ответы детям вручаются жетоны.Урок проходит весело, задорн...
Сказка мудростью богата
Цели урока: Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения ...
разработка урока литературного чтения "Сказка мудростью богата"
Разработка урока...
Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата". 2 класс. Чтение. "Школа-2100"
Чтение. Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата". Урок по программе "Школа-2100" для 2 класс....