Урок литературного чтения.Обобщение по разделу " Сказка мудростью богата
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

 

 

 

Учитель:Горобец Елена Евгеньевна

Образовательное учреждение:Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 13

Предмет: литературное чтение.

 Урок внеклассного чтения  во 2 классе по программе « Школа 2100» является обобщающим в разделе « Сказка мудростью богата».  Для создания комфортной обстановки, сказочной атмосферы проводился в виде путешествия  в Сказочную страну. Дети познакомились с известным сказочником Ш.Пероо, узнали интересные факты из его биографии, в предложенной викторине вспомнили сказки, написанные им. В начале  урока обобщили знания по теме « Сказка народная и авторская». Перед чтением новой сказки « Подарки феи» дети по заголовку и иллюстрации пытались спрогнозировать: кому могла дарить подарки фея и за что; что это были за подарки; представить  главных героев, определить идею произведения. Сказка является благодатным материалом обучения навыкам и приёмам анализа художественных текстов, поэтому в ходе урока дети анализировали новую сказку. Была проведена  дифференцированная работа : подобрать имена прилагательные, характеризующие младшую дочь( для хорошоуспевающих детей) и выбрать прилагательные, характеризующие старшую дочь, из предложенных вариантов ( для слабоуспевающих детей) . На уроке использовались разные виды чтения: круговое, сплошное, выборочное, выразительное. Для сохранения здоровья были проведены физминутки, дыхательная и артикуляционная гимнастика. В конце урока обучающиеся сделали вывод и нашли в тексте пословицу, выражающую главный смысл прочитанной сказки: « Какова услуга, такова и награда».К уроку детьми были выполнены рисунки с изображением главных персонажей сказок Ш.Перро .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

                                    План – конспект урока.

            Урок внеклассного чтения во 2  классе 2010 год.

Тема.   Удивительный мир сказок Шарля Перро.

              Эпиграф к теме: « Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок».

                                                                                                            А.С.Пушкин  

                                                                                                                                             

Цель:  Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.

Задачи:

Образовательные:

  1. привлечь внимание к автору прочитанных книг Ш.Перро.
  2. закрепить  умение  детей классифицировать сказки по содержанию и авторской принадлежности.
  3. способствовать формированию личного отношения к прочитанному через выразительное чтение.

Развивающие:

  1. развивать речь, внимание, творческое воображение.
  2. Продолжить обогащение словаря детей новыми словами .

            Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к народным и литературным сказкам.
  2. Способствовать воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу.

Оборудование: книжная выставка, презентация к уроку, индивидуальные карточки с заданием, рисунки учащихся.

                                                  Ход урока.

I.Организационный момент.

                 Прозвенел звонок для нас.

                 Все зашли спокойно в класс.

                 Встали все у парт красиво,

                 Поздоровались учтиво.

                 Тихо сядьте, не спеша

                 И начнём урок , друзья.

На нашем « Островке» я вижу, что  почти у всех детей нашего класса настроение с утра хорошее. ( перед уроком все дети фиксируют своё настроение в виде весёлых и грустных  человечков, прикрепляя их на « Островок настроения» Лишь у… небольшие неприятности. Надеюсь, что в конце урока настроение  станет  лучше и все неприятности забудутся.

II.Актуализация опорных знаний , объявление темы урока.

Посмотрите на экран  и ответьте на вопрос:

Где водятся волшебники?( дети просматривают анимационный отрывок и прослушивают 1 куплет песни « Где водятся волшебники?»)    Слайд

-Далеко за лесами, морями, высокими горами есть удивительная страна сказок. Туда не приехать на машине, не приплыть на пароходе и даже не прилететь на самолёте. А можно лишь перенестись на крыльях фантазии. Я знаю, что фантазировать вы умеете, поэтому приглашаю вас побывать в этой удивительной стране под названием – Сказка. Принимаете моё предложение? Замечательно.

- А что же вы знаете о сказке?  

                    З (знаю)

                Х ( хочу узнать)

              У ( узнал)

Сказка –один из литературных жанров.

Сказки : народные, авторские (литературные)

По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных,

Есть зачин(начало)

Концовка

Троекратный повтор

Волшебные герои

Волшебные события

Добро побеждает зло

Мудрость

- Молодцы!

- Сегодня , как вы уже догадались по выставке книг и портрету, мы отправимся  в гости к замечательному сказочнику Шарлю Перро. Тема нашего урока : Удивительный мир сказок Шарля Перро. Эпиграфом к уроку я взяла слова А.С.Пушкина: «Сказка-ложь, да в ней урок, добрым молодцам урок».

- Как вы понимаете эту пословицу?

-Что бы вы хотели узнать  сегодня нового, какие сделать открытия?

                    З (знаю)

                Х ( хочу узнать)

              У ( узнал)

Сказка –один из литературных жанров.

  Где жил Ш.Перро?

Сказки : народные, авторские (литературные)

Когда начал писать сказки?

По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных,

Познакомиться с новыми сказками этого автора……..

Есть зачин(начало)

Концовка

Троекратный повтор

Волшебные герои

Волшебные события

Добро побеждает зло

Мудрость

- А чему хотели бы научиться?

IV. Знакомство с биографическими данными автора.  

Давным-давно(381 год назад) в одной стране, она называется Францией, жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг с другом, что даже писали одинаковым почерком.

Одного из братьев звали Шарль Перро. Детство его  было благополучным. Как  и других сыновей его красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Братья выросли . Каждый занялся своим дело, а Шарль Перро посвятил себя государственным делам. Прошло много лет.

Однажды зимним вечером 68летний Ш.П. сидел у камина. Вдруг ему вспомнилась няня и её удивительные сказки. Ему так захотелось записать их, что он тот час же сел стол. Сказки писались так быстро, как будто за спиной стояла фея и нашёптывала слова. Несколько дней Ш.П. не отходил от стола, вспоминая всё новые и новые нянюшкины сказки. Как настоящий сказочник, Ш.П. сделал сказки очень современными: хотите узнать, какая мода была более 300 лет назад? Прочитайте сказку «Золушка»:сёстры , собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. Так появились на свет сказки, которые вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни».

На русском языке сказки вышли в Москве под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями». Озаглавлены они были так: « Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах».  

  V.  Проверка домашнего задания.                                                                                                                                                                                        - Сейчас вы знаете эти сказки с другими названиями.

- Давайте вспомним их  и ответим на вопросы викторины.  

« Золушка» -  О чём рассказывается в этой сказке?

« Спящая красавица» - Вспомните, почему уснула принцесса?

« Кот в сапогах»  - В кого превратился людоед в сказке?                                                                                           « Мальчик с пальчик» - Как помог главный герой своим братьям?

« Красная Шапочка»  Откуда появилось такое необычное имя у девочки?

МОЛОДЦЫ.          

                                                Физминутка.

VI. Знакомство и разбор новой сказки.

1) Знакомство с новой сказкой Ш.Перро « Подарки феи».

 - Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. Прочитайте название.

- Что можете сказать о сказке?                                                                                                                 - Как вы думаете, о чём пойдёт речь, выскажите свои предположения.

- Скоро мы узнаем , кто был близок к истине.    

                                                                                                                                                                2) Подготовка к первоначальному чтению.

 - Но сначала проведём круговое чтение, сделаем артикуляционную разминку.

Вылитая

сполоснув

зачерпнула

замешкалась

проронила

- В сказке встретятся трудные  слова и выражения.

Попробуйте объяснить некоторые из них: «вдова», «вылитая мать»,» « без ума любила».

3)Чтение сказки учителем, хорошо читающими детьми.

 Сейчас я начну читать. Следите, пожалуйста внимательно. Я попрошу продолжить читать любого из вас.

4)    Работа над содержанием сказки.

-  Поднимите руку, кому понравилась сказка.

-Чем именно она понравилась?

- Закройте глаза и представьте самую яркую картину. Что представили?

- На какую сказку похож сюжет этой сказки? ( « Госпожа Метелица», «Морозко»)

- Какие предположения оправдались?

- Давайте вернёмся к эпиграфу. Чему же учит эта сказка?

- А кто может задать тонкий вопрос по содержанию?

Умницы!!!!

-А вы заметили, какой приём использует автор? ( СРАВНЕНИЕ – КОНТРАСТА).

5) Дифференцированная работа по карточкам.

- На парте у вас есть индивидуальные карточки с заданием. Ваша задача ещё раз внимательно перечитать сказку  и  справиться с предложенным заданием.  (Сильным детям предлагается записать имена прилагательные характеризующие младшую дочь.  Слабым детям предлагается выбрать из предложенных имён прилагательных те, которые точнее характеризуют старшую дочь)

.

Младшая дочь.

Старшая

дочь.

                                                  Приветливая

                                                    грубая

                                                    злая    

        Старшая                  сварливая

                                                  добрая

                                                 кроткая

                                                 учтивая

                                                вежливая

                                                 ленивая

                                               трудолюбивая

    -Прочитайте, какие характеристики получились.

- Как будем читать слова младшей дочери, каким голосом?

   -А как прочитаем слова старшей?

- Я думаю, что вы сумеете передать характер героинь при чтении, используя нужную интонацию, тон и тембр голоса.                                                    

    6)   Дыхательная  и  интонационная гимнастика.

1. Задуваем свечку на 1 большой выдох и 2 маленьких.

2. Сдуваем с ладошки листочки.

3. Произнесите слово «сказка»

  1. С удивлением
  2. Грустно
  3. Радостно
  4. Загадочно

  7) Выразительное чтение и оценивание.

 - Не забудьте, что нужно помнить, чтобы прочитать выразительно( памятка)

                                 Правила выразительного чтения.

1. При чтении не торопись. Вдумывайся в то, о чём читаешь.

2. Выделяй голосом отдельные слова, соблюдай паузы.

3. Донеси своё отношение к прочитанному.

- Какой урок вы извлекли для себя, прочитав эту сказку?

-Объясни, почему фея наградила младшую дочь и наказала старшую?

- Докажи, почему мать любила старшую и ненавидела младшую дочь.

- Какой вывод из прочитанного вы сделали для себя?

- Найдите в тексте пословицу, в которой заключён главный смысл этой сказки.

(Какова услуга, такова и награда.)

VII. Подведение итогов.

-Вы внимательно слушали друг друга, познакомились с новой сказкой. Читали выразительно. Давайте подведём итог. Пользуясь алгоритмом проанализируйте прочитанную сказку( работа  парах).

                                             Алгоритм.

1.Мы прочитали сказку __________

2. Её написал ______________, значит, сказка_________.

3. По содержанию сказка___________________.

4. Положительные герои____________________.

5. Отрицательные герои____________________.

6. Помощники____________________________.

7.Нейтральные персонажи__________________.

8. Сказка учит___________________________.

_ Посмотрите на доску.( возвращаются к таблице ЗХУ.)

- Вы хотели узнать о сказочнике Шарле Перро. Что нового вы узнали ?( заполняется третий столбик таблицы).

_ Вы хотели познакомиться с новой сказкой. Какой урок взяли для себя?

- Наше путешествие подошло к концу. Мог ли думать прославленный в своё время поэт, академик, что его имя обессмертят не длинные поэмы, торжественные оды и учёные трактаты, а тоненькая книжка сказок. На свете много замечательных сказок, которые вам ещё предстоит прочитать .

- Кто-то хочет изменить картинку на острове настроения?    

VIII.Домашнее задание.                                                                                                                                     На следующем уроке мы будем говорить  о произведениях Виталия Бианки.          

                                                Спасибо за урок.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

Урок по чтению на тему:«Сказка мудростью богата»

Урок разработан для 2 класса.Цели урока:  Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения обобщать и делать выводы; совершенствовать звуковую культуру речи; развивать и обогаща...

Фрагмент интегрированного урока "Сказка мудростью богата..."

Интегрированный урок литературного чтения и рисования....

"Сказка мудростью богата" - заключительный урок

Урок построен в виде викторины по пройденному разделу. Класс делится на три команды, названия - сказочные, за правильные  содержательные ответы детям вручаются жетоны.Урок проходит весело, задорн...

Сказка мудростью богата

Цели урока:  Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения ...

Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата". 2 класс. Чтение. "Школа-2100"

Чтение. Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата".  Урок по программе "Школа-2100" для 2 класс....