Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Екимова Наталья Валерьевна

Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Бунеевых). Дети были в восторге!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnicy_po_razdelu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Екимова Наталья Валерьевна

Умники и умницы

Узнаем, кто из Вас внимательно читал страницы раздела «Сказка мудростью богата, но и узнал много нового и интересного.

Выбор АРИАПАГА (родители - судьи, которые будут внимательно следить за всем ходом игры)

Отборочный тур

Я задам Вам вопросы.

Те, кто знает ответ – поднимает руку.

За правильное высказывание – орден умника.

Те ребята, кто заработает больше всего орденов, продолжат «борьбу» на дорожках.

  1. Кто автор сказки «Мудрая дева» (русский народ)
  2. Сколько загадок в сказке «Мудрая дева» (4)
  3. Что делал охотник, чтобы запомнить слова птички? (повторял их)
  4. Кто такой служка? (Мальчик, помогающий при храме)
  5. Автор сказки «Мудрый старик» (татарский народ)
  6. Из чего был сделан топор честного мальчика? (из железа)
  7. За что наградил старик честного мальчика? (за честность, трудолюбие, почтительность)
  8. Какой народ написал сказку «Мудрая девушка»? (киргизский)
  9. У кого просил совета богатый брат из сказки «Мудрая дева»? (у кумы)
  10. По ключевым словам назовите произведение: охотник, птичка, 3 урока («Сказка о глупости»)
  11. Как звали мудрую киргизскую девушку? (Даанышман)
  12. В какой деревне жил жадный настоятель? (Титоса)
  13. Какое богатство скрывалось в птичке по ее словам? (алмаз, в 2 раза крупнее куриного яйца)
  14. Какие народы образовались в результате ссоры долганцев? (долгане, эвенки, якуты, нанайцы)
  15. Назовите автора сказки «Честный мальчик» (корейский народ)
  16. Сколько калачей съел мужик? (3)
  17. Что просил первый крестьянин у служки? (зонт)
  18. Перья какой птицы люди севера прикрепляли к стрелам? (орла)
  19. Кто перевел сказку Ивана Франко «Сказка о глупости»? (С.Я.Маршак)
  20. Сколько лет было мудрому старику из сказки «Мудрый старик» (70)

Итог:

  1. 4 человека (у кого большее количество орденов) становятся участниками игры «Умники и умницы» на дорожках
  2. Задание игрокам – АГОНИСТАМ: ответьте на вопрос «Перечисли все сказки, которые вошли в раздел «Сказка мудростью богата»
  3. Каждый дает свой ответ на листочке.
  4. Ариапаг решает, тот, кто дал больше правильных ответов, будет выбирать дорожку.
  5. Выбор дорожек: Синяя, зеленая – 4 шага, 2 ошибки можно допустить

        Желтая – 3 шага, 1 ошибка

        Красная – 2 шага, ошибаться нельзя

АГОН

Дорожка

Вопрос

Ответ

Примечание

Синяя 1

Как определить, какой конь старый, а какой молодой?

«Внимательно посмотри на их повадки: молодой жеребец шагу спокойно не сделает – издали начнет приплясывать, а старый только головой поведет и молодому дорогу уступит»

Татарская сказка «Мудрый старик»

Шагает дальше:

Правильно ответил – без штрафного очка, неправильно – со штрафным очком

Зеленая 1

Какое расстояние между небом и землей?

«Его нетрудно охватить взором: поднимешь глаза – увидишь небо, опустишь глаза – увидишь землю»

Киргизская сказка «Мудрая девушка»

Шагает дальше:

Правильно ответил – без штрафного очка, неправильно – со штрафным очком

Желтая 1

Что мягче всего на свете?

«Известное дело – пуховик, уж мягче не выдумаешь»

«Мягче всего рука: на что человек не ляжет, а все под голову руку кладет»

Русская сказка «Мудрая дева»

Шагает дальше:

Правильно ответил – без штрафного очка, неправильно – со штрафным очком

Красная 1

Сколько сказок специально загадали визири юноше в сказке «Мудрый старик»? Назови их.

2

Про коней

Про бревна

Если дал неверный ответ – выбывает из игры на дорожках, становится теоретиком.

Вручается диплом финалиста.

Вопрос адресуется зрителям – за орден.

Синяя 2

Назови сказочные приметы

Зачин,

концовка, троекратный повтор,

устаревшие слова, сказочные словосочетания

Шагает дальше:

Правильно ответил – без штрафного очка, неправильно – со штрафным очком

Зеленая 2

Как определить (предположить) о чем будет сказка

Заголовок,

автор, иллюстрация, ключевые слова

Шагает дальше:

Правильно ответил – без штрафного очка, неправильно – со штрафным очком

Желтая 2

Какие герои могут быть в сказках?

Положительные,

отрицательные, помощники, нейтральные

Дал верный ответ – шагает дальше, ошибся первый раз – шагает дальше, ошибся второй раз - ТЕОРЕТИК

Красная 2

Назови виды сказок

Волшебные, богатырские, бытовые, анималистические

Если дал правильный ответ – победитель игры «Умники и умницы».

Вручается диплом ПОБЕДИТЕЛЯ, а остальным – дипломы ФИНАЛИСТОВ.

Оставшиеся вопросы задаются теоретикам.

Синяя 3

Объясни выражение: «Попал впросак».

В какой сказке встретилось?

Невыгодное, смешное положение.

Охотник

 Иван Франко «Сказка о глупости»

Дал верный ответ - шагает дальше, ошибся - теоретик

Зеленая 3

Объясни выражение: «Белены объелся».

В какой сказке встретилось?

Сошел с ума.

Настоятель Японская «Настоятель и служка»

Дал верный ответ - шагает дальше, ошибся - теоретик

Желтая 3

Объясни выражение: «Сжить со свету».

В какой сказке встретилось?

Погубить, убить.

Визири

Татарская сказка «Мудрый старик»

Если дал правильный ответ – победитель игры «Умники и умницы».

Вручается диплом ПОБЕДИТЕЛЯ, а остальным – дипломы ФИНАЛИСТОВ.

Оставшиеся вопросы задаются теоретикам.

Вопросы, придуманные детьми

Синяя 4

Что на свете всего теплее?

Солнце, человеческая доброта

Ответил верно - Победитель

Зеленая 4

Что всего дороже?

Дружба, жизнь человека

Ответил верно - Победитель

Дополнительный вопрос

Кто всего роднее?

Мама

Что нельзя купить?

Здоровье

Подведение итогов игры:

  1. ПОБЕДИТЕЛЮ – «5» за урок, освобождение от проверочной работы
  2. Агонистам – «5» за урок
  3. среди ТЕОРЕТИКОВ: у кого больше всего орденов – «5» за урок

МОУ «Каслинская СОШ № 27»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения для 2 класса "Устное народное творчество"

Цели и задачи: ¾              Сформировать устойчивое представление об устном народном творчестве. ¾...

обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"

Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...

Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"

В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....

Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе "Басни И.А. Крылова"

Этот урок разработан по УМК "Перспективная начальная школа", но можно материал использовать и для другого УМК....

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Литературные сказки" УМК "Школа России"

Данная презентация содержит материал по сказкам, а также сведения об авторах сказок....