Формы и методы организации досуга в ГПД -доклад
проект

Чараева Галина Андреевна

Формы и методы организации досуга в г п д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug.docx38.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

 ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Формы и методы организации досуга в ГПД

 

Содержание

Организация досуга детей

О необходимости организованной прогулки

Воспитательное мероприятие

Коллективное творческое дело (КТД)

Турнир-викторина

«Аукцион знаний»

Творческий конкурс

Праздник

Игра

Актуальной проблемой в настоящее время является воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время. Оттого, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития. Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения.

Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка.

Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

Важно продумывать отдых ребят, как в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников.

1 Выбор организованной системы младших школьников в группе продленного дня.

Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками классов, которая:

- решает воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

- создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности;

- основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса;

- содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем;

- носит стимулирующий характер;

- направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).

Самое главное в работе воспитателя - это использование принципа «Не навреди». Поэтому в работе, я считаю,  самым главным осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи.

 Цели и задачи:

- формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время;

- обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;

- способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

Режим продлённого дня должен благоприятствовать успешному протеканию воспитательной работы в группе продленного дня, которая имеет целью передачу воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития.

Содержание, формы, методы и средства направлены на решение задачи: развивать и формировать познавательные навыки детей в группе продленного дня во время активного отдыха.

Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Основное назначение – заполнить свободное время после уроков. Она выступает в индивидуальной и коллективной формах. Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.

Воспитатель, организующий досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на воспитанников во внеурочное время.

Досуговую деятельность я использую в различных сочетаниях.

Так, я считаю целесообразным один раз в неделю накануне выходного дня из режима группы продленного дня убрать самоподготовку. Этот прием я использую каждую пятницу. В этот день мы совершаем большие прогулки и экскурсии, в это время происходит посещении музеев и выставок. Целенаправленно проходит изучение цикла «Посёлок, в котором я живу».

В группе продленного дня ребята увлеченно играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные.

Так, например, к спокойным играм относятся «Объяснялки», «Доскажи словечко», «Кошки-мышки», «Угадай, кто это?» «Звериные детеныши», «Поле чудес», «Составь новое слово» и другие.

К подвижным играм можно отнести: «Третий лишний», «Горячая картошка», «Вышибалы», «Классики», «Резиночки», «День и ночь», «Красные чернила», «Салки», «Футбол» и другие.

Много лет с воспитанниками группы продленного дня провожу клубные часы. Содержание их продумываю заранее, так, чтобы они носили познавательный, развивающий характер, расширяли кругозор детей. При этом темы планирую самые разные. Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек.

Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя..

В группе продленного дня отражается воспитанность наших учеников. Каждый месяц проводится такие мероприятия, как «Азбука поведения»- игра – путешествие, «По морю вежливости»- этические беседы, инсценировки: «В театре», «Вежливые слова», «Помни о других».

Огромное значение придаю выработке навыков самостоятельности, умению мыслить нестандартно, так как самостоятельность – это особый вид деятельности.

В группе продленного дня организуется самостоятельная учебная деятельность (занятия, самоподготовка), где дети, овладевая основами знаний, приобретая умения и навыки, проявляют себя как ученики.

Самостоятельность - это самооценка.

Воспитание самостоятельности требует такой организации деятельности детей, которая позволит обеспечить успех и результативность.

Дети действуют без непосредственного руководства и контроля педагога. К самостоятельной деятельности детей надо готовить, их надо учить работать в коллективе без взрослых. Так они могут сами распределить обязанности, роли…

Детям первоначально надо помогать при решении проблемы, при разрешении конфликта.

Люблю в своей работе использовать игры - коммуникации.

Значение этих игр особенно велико при знакомстве с детьми. Эти игры уместно использовать при проведении праздников, КТД, как составную часть воспитательного мероприятия. Эти игры любимы детьми, быстро усваиваются. В приложении указываю любимые игры детей.

Только правильная организация свободного времени учащихся группы продленного дня формирует всесторонне развитую Личность.

2 Организация досуга детей

Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей.

Самая распространенная классификация форм воспитательной работы, предложенная В.С. Безруковой и Е. В. Титовой – это мероприятие, дело, игра.

Такие ученые как И.П. Иванов, И Подласов, Н.Е. Щуркова выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра.

В своей работе опираюсь на следующую классификацию:

- воспитательное мероприятие;

- коллективное творческое дело;

- праздник;

- игра;

- клубный час.

Целесообразность такой квалификации подтверждена опытно-экспериментальной моделью «Ориентир» под руководством М.П. Осиповой.

1) О необходимости организованной прогулки

Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.

Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся.

Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ёе нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.

На протяжении ряда лет я провожу экскурсии и большие прогулки.

Все занятия на воздухе разделяю на группы:

- природоведческие экскурсии («Лесное царство», «В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир», «Зимняя сказка»);

- обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Посёлок, в котором я живу»);

- прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

- творческие прогулки («Осенний сон», «Есть в осени первоначальной», «Удивительное - рядом»;

- следопытские прогулки: («Найди клад» и др.)

2) Воспитательное мероприятие

К мероприятиям относятся события, занятия, встречи с интересными людьми, экскурсии.

Каковы же цель и задачи каждого воспитательного мероприятия?

Цель – всегда отношение. Но с помощью одного мероприятия отношение (потребности, мотивы, действия, поступки) не сформируешь.

Воспитательное мероприятие – часть цели, в результате всей воспитательной работы.

Каждое мероприятие выстраивается по определенной структуре.

Особенно понравились детям воспитательные мероприятия «Цветик-семицветик», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Мои права - моя свобода», «Арифметическая мозаика», «Правила честного спора», «Три пятерки по светофору».

На протяжении многих лет я строю свою воспитательную работу таким образом, чтобы сочетались разнообразные формы.

3) Коллективное творческое дело (КТД)

Методика КТД разработана И.П. Ивановым.

КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.

Успешно за последние годы прошли такие КТД, как «Путешествие по морю вежливости», «Путешествие в страну сказок», «От зимы до осени», «Портрет культурного человека», «Хорошие поступки в страну Доброты», «Аукцион знаний», творческий конкурс.

Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности.

Например, конкурс поделок к празднику, конкурс «врунов» имени Мюнхгаузена, конкурс пантомимы.

а) Турнир-викторина

Турнир–викторина это КТД, предполагающее состязание в эрудиции нескольких команд и сочетающее особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины.

Воспитанники ищут и задают вопросы, предполагающие занимательные задания, познавательные задачи.

При подготовке к турниру–викторине дети делятся на команды, придумывают им названия, договариваются о количестве и теме вопросов.

В своей работе использую способы проведения турнира-викторины: «По кругу», или «Цепочка».

По очереди задаются вопросы на одну и ту же тему.

Во время игры следует помнить, что главное в ней – не соревнование «Кто больше», а умение дружно и слаженно работать.

При подведении итогов отмечаю самые интересные вопросы, благодарю наиболее активных.

б) «Аукцион знаний»

Это КТД, сочетающее коллективную познавательную игру и соревнование.

В работе использую следующие «Аукционы знаний»: «Овощи и фрукты, «Игры и игрушки», «Сказочные герои», «Волшебные слова», «Аукцион имен».

Аукцион вполне логично использовать как составную часть в праздниках и интеллектуальных играх.

в) Творческий конкурс

Творческий конкурс – значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством.

Использую в работе следующие конкурсы: «Если бы я был волшебником», «Красноречие», «Паутинка», «Пятиминутка эрудитов», «Ярмарка профессий», «Космическое меню», «Письмо о людях жителям других планет», «Путешествие в страну Пейзажа».

При организации творческого конкурса учёные (С.П. Афанасьев, С.В. Коморин, А.И. Тимонини другие) называют 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить:

интересные задания;

красивое оформление;

материальное обеспечение;

музыкальное сопровождение;

находчивый ведущий;

компетентное жюри;

эмоциональные зрители;

исполнительные помощники;

подготовленные думающие команды;

призы для зрителей.

Начинается конкурс со вступительного слова ведущего. В завершении – слова благодарности всем участникам.

Наиболее интересно прошли следующие конкурсы: «Паутинка», «Красный, желтый, зеленый», «Проще простого», «Разминка».

г) Праздник

Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется КТД, мероприятия, игры и т.п.

Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.

И.П. Иванов дает меткое и определение праздника:

«Праздник - это активное отношение детей, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах. Праздник – это комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное - в каждом из них – это творчество, выдумка в оформлении и в самих делах»

Ребят больше всего радует праздник, когда они узнают что-то новое, когда радуют родителей. Часто именно на празднике ребенок самоутверждается.

Удовлетворить эти пожелания детей возможно, если:

Содержание и форма проведения праздника соответствует возрасту детей;

Праздник является итогом определенной практической деятельности детей и взрослых;

Что касается содержания праздника, то оно предполагает разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы и т.д.)

Считаю целесообразным делать праздник ярким и запоминающимся.

Особо интересны и любимы детьми такие праздники, как « День игрушки»,
«Золотая осень», «Сказочный денёк», «Рождественские посиделки», «Масленица».

г) Игра

Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра - это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.

«В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников.

Каждая игра выполняет определенные функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна.

Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят.

Я полностью согласна с такими учеными, как М.П. Осипова и И.А. Мельничук, которые делят игры как:

- Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто хочет получить приз» и др.

- Интеллектуальные: небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды.

Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности. Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует небольшое количество человек. Мои воспитанники с удовольствием играют в игры: «Школа», «Магазин», «Моя семья».

Подвижные игры - не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни. Любимыми подвижными играми ребят группы продленного дня на продолжении многих лет являются игры с мячом, со скакалкой.

Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры-соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.

В своей работе я использую такие игры, как «Ловишки», «Рыболовы», «Перемена», «Краски», «Аисты», «Черепахи», «Светофор», «Космонавты»,, «Черного и белого не брать, «Да и нет не говорить», «Стой спокойно», «Белки, орехи, шишки».

Воспитателю группы продленного дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».

Считаю, что создать и закрепить позитивные образцы поведения сумеют те, кто придерживается следующих принципов в работе:

Диагностики и регулирования поведения младших школьников.

Нравственно-гуманистической направленности в работе.

Понимание и сочувствие. Это особенно важно в работе с детьми из неполных семей.

Своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки.

Вовлечение в коллективные виды деятельности.

Создание ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.

Список использованных источников

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М. ТЦ Сфера, 2004
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
  3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983
  4. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2003
  5. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004
  6. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы и методы организации работы в ГПД»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и вне...

Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий в 1 классе и используемые формы и методы организации учебной работы учащихся

Планируемые результаты на конец 1 классаТиповые задачи формирования УДД, методы и формы организации учебной работы учащихся, ситуациями и процедурами взаимодействияЛичностные универсальные учебные дей...

Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чуд...

Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чуд...

Формы и методы организации учебной деятельности на уроке.

Материал по данной теме представлен  ввиде презентации. В работе представлены все формы и методы учебной деятельности в современного урока с учётом ФГОС. Подробная классификация даёт возможность ...

Доклад по теме «Формы и методы организации учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»»

Доклад по теме «Формы и методы организации учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»»...