Занятие кружка "Шахматы в школе" на тему "Как появилась шахматная доска"
план-конспект

Пашкова Анна Юрьевна

Занятие кружка "Шахматы в школе" на тему "Как появилась шахматная доска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_konspekt.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мультимедийный урок на тему «Как появилась шахматная доска».

1 класс

Прогнозирующие результаты: Закрепить изученный материал по теме      «Шахматная доска», ориентироваться на шахматной доске,

различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

Совершенствование у детей восприятия, внимания,

развитие памяти, логического мышления.

Воспитывать любовь к шахматам.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно,

Нас оно торопит в класс,

Открытый кружок сегодня у нас.

2.Сообщение темы и цели. - С какой целью мы будем работать?

-Что это?(шахматное поле)

-Какое поле? (Белое, черное)

-Как называется вот это дорожка? (Горизонталь  или горизонтальная линия).

-Как называется следующая дорожка? (Вертикаль или вертикальная линия).

-Как называется длинная дорожка? (Диагональ)

3.Мотивация учебной деятельности. 

   Слайд 1.А) Познакомить с биографией профессора И. Г. Сухина.

Б)Сейчас будем читать шахматную сказку.

     Слайд 2. В некотором царстве-Клеточном государстве жили –были белые и черные клетки-поля. Вот какие.(картины)

-Что такое белое поле? (Светлые клетки шахматной доски)

Что такое черное поле? (Темные поля шахматной доски?)

 Слайд 3.Скучно жили друг с другом ,не играли. Черные поля с белыми не разговаривали, дрались только.

  Узнал об этом маленький дракончик Пожиратель полей, обрадовался, прилетел в клеточное государство и начал глотать поля. Бросились поля в рассыпную, да не убежать от дракончика. Задумались поля что же делать?

-Как вы думаете, что же нужно делать?

    Слайд 4.Говорят белые поля черным. Давайте возьмемся за руки, дракон нас и ,не проглотит.

-Вот еще !-фыркнули черные поля. А дракончик все глотает и глотает поля.

  Испугались черные поля, потянулись  белым полям свои ладошки.        Прижались друг к дружке четыре белых и четыре черных поля. Получилась горизонтальная линия, или горизонталь.

    Удивился дракончик, почесал хвостом за  ухом, хмыкнул и проглотил горизонталь. Увидели поля, что приключилось с горизонталью, и прижались друг к другу. Получилась вертикальная линия, или вертикаль.

 Слайд 5.   Удивился дракончик, почесал хвостом за ухом, хмыкнул и разинул пасть. Но не мог проглотить вертикаль. Ни как! Еще шире раскрыл дракончик пасть. И выскочили из нее все проглоченные поля. Вот так. Призадумался дракончик, почесал хвостом за ухом, хмыкнул, развернулся и проглотил вертикаль. Обиделись черные поля на белые:

 Уж лучше мы сами как-нибудь, и прижались друг к дружке уголками. Получилась диагональ.

-Что такое диагональ? (Диагональ-это любая прямая цепочка полей одинокого цвета, касающиеся друг друга уголками).

   Слайд6.И мы сами как – нибудь, сказали белые поля и обрадовали белую диагональ. Усмехнулся дракончик, развернулся и проглотил черную диагональ. А затем проглотил и белую диагональ.

 Совсем поля пригорюнились что же делать. И тут одна белая клетка по имени Полина закричала:-Всем собираться в горизонтали и вертикали.         Послушались поля, и снова прижались к друг другу. Получилась шахматная доска.

  Что такое шахматная доска? (Шахматная доска-это игровое поле квадратной формы, разбитое на 64 равные по размеру клетки, окрашенные попеременно в светлый и темный цвета).

 4.Игра «Разминка»

-Сколько полей в самых коротких  диагоналей? (2)

-Сколько полей в больших диагоналях? (8)

-Сколько на доске больших диагоналей? (2)

-Сколько на доске самых коротких диагоналей? (4)

-Бывают ли черно-белые диагонали? (нет)

-Сколько полей в центре?

-Какую форму имеет центр?

-Сколько белых (черных) полей в центре?

5.Работа над  шахматными фигурами. Прочитайте загадки про фигуры.

А) я смотрю на первый ряд

По краям ладьи стоят.

Б)Рядом вижу я коней

Нет фигуры их хитрей.

В)Меж коней заключены

Наши славные слоны.

Г) И еще два поля есть

А на них король и ферзь.

Д)А теперь без спешки

Идут на месте пешки.

-Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей ,королей. (8,2,2,2,1,1)

-Каких фигур на доске больше всего?

-Как  ходит (король ферзь, ладья, пешка, конь)?

   А сейчас  я буду называть фигуры на русском языке ,а вы на тувинском.

Король - ноян

Ферзь  -  мерзе

Слон   -чаан

Конь -аът

Ладья  - терге

Пешка  -оол

-Какие сказки вы знаете про шахматы?

6.Игра «Один в поле  воин». Белая ладья должна побить все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре.

7.Игра «Перехитри часовых» .Белая ладья должна добраться до ракеты ,не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми.

8. Рефлексия учебной деятельности.

-А что помогло нам справиться с трудностями, что мы делали, чтобы научиться ходить шахматными фигурами?

-Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легче? А когда возникли трудности?

9. Самооценка.

10. Домашнее задание. Изучения с родителями шахматных фигур.

Литература:

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000, 2001.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Дидактические шахматные сказки

Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по кружку на тему:"Как появилась шахматная доска"

открытый урок по кружку "Шахматы" на тему: "Как появилась шахматная доска"...

Презентация по шахматам для внеурочной деятельности на тему: "Шахматная доска"

Дети Ален и Лена, пройдя через бурную реку, жгучий огонь и темный лес, познакомились с увлекательной игрой  - шахматы....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Разработка занятия по теме: «Внеурочная деятельность через шахматное образование» КВН для учащихся 2-ых классов «Сражение на шахматной доске»

ЦЕЛЬ:Прививать интерес к шахматной игре.Задачи:• Развивать мышление, воображение, изобретательность, интерес, внимание,дисциплину, выдержку и волю, стремление к победе.• Воспитывать в процес...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».

Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...