Занятие кружка "Шахматы в школе" на тему "Как появилась шахматная доска"
план-конспект
Занятие кружка "Шахматы в школе" на тему "Как появилась шахматная доска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_konspekt.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мультимедийный урок на тему «Как появилась шахматная доска».
1 класс
Прогнозирующие результаты: Закрепить изученный материал по теме «Шахматная доска», ориентироваться на шахматной доске,
различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Совершенствование у детей восприятия, внимания,
развитие памяти, логического мышления.
Воспитывать любовь к шахматам.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно,
Нас оно торопит в класс,
Открытый кружок сегодня у нас.
2.Сообщение темы и цели. - С какой целью мы будем работать?
-Что это?(шахматное поле)
-Какое поле? (Белое, черное)
-Как называется вот это дорожка? (Горизонталь или горизонтальная линия).
-Как называется следующая дорожка? (Вертикаль или вертикальная линия).
-Как называется длинная дорожка? (Диагональ)
3.Мотивация учебной деятельности.
Слайд 1.А) Познакомить с биографией профессора И. Г. Сухина.
Б)Сейчас будем читать шахматную сказку.
Слайд 2. В некотором царстве-Клеточном государстве жили –были белые и черные клетки-поля. Вот какие.(картины)
-Что такое белое поле? (Светлые клетки шахматной доски)
Что такое черное поле? (Темные поля шахматной доски?)
Слайд 3.Скучно жили друг с другом ,не играли. Черные поля с белыми не разговаривали, дрались только.
Узнал об этом маленький дракончик Пожиратель полей, обрадовался, прилетел в клеточное государство и начал глотать поля. Бросились поля в рассыпную, да не убежать от дракончика. Задумались поля что же делать?
-Как вы думаете, что же нужно делать?
Слайд 4.Говорят белые поля черным. Давайте возьмемся за руки, дракон нас и ,не проглотит.
-Вот еще !-фыркнули черные поля. А дракончик все глотает и глотает поля.
Испугались черные поля, потянулись белым полям свои ладошки. Прижались друг к дружке четыре белых и четыре черных поля. Получилась горизонтальная линия, или горизонталь.
Удивился дракончик, почесал хвостом за ухом, хмыкнул и проглотил горизонталь. Увидели поля, что приключилось с горизонталью, и прижались друг к другу. Получилась вертикальная линия, или вертикаль.
Слайд 5. Удивился дракончик, почесал хвостом за ухом, хмыкнул и разинул пасть. Но не мог проглотить вертикаль. Ни как! Еще шире раскрыл дракончик пасть. И выскочили из нее все проглоченные поля. Вот так. Призадумался дракончик, почесал хвостом за ухом, хмыкнул, развернулся и проглотил вертикаль. Обиделись черные поля на белые:
Уж лучше мы сами как-нибудь, и прижались друг к дружке уголками. Получилась диагональ.
-Что такое диагональ? (Диагональ-это любая прямая цепочка полей одинокого цвета, касающиеся друг друга уголками).
Слайд6.И мы сами как – нибудь, сказали белые поля и обрадовали белую диагональ. Усмехнулся дракончик, развернулся и проглотил черную диагональ. А затем проглотил и белую диагональ.
Совсем поля пригорюнились что же делать. И тут одна белая клетка по имени Полина закричала:-Всем собираться в горизонтали и вертикали. Послушались поля, и снова прижались к друг другу. Получилась шахматная доска.
Что такое шахматная доска? (Шахматная доска-это игровое поле квадратной формы, разбитое на 64 равные по размеру клетки, окрашенные попеременно в светлый и темный цвета).
4.Игра «Разминка»
-Сколько полей в самых коротких диагоналей? (2)
-Сколько полей в больших диагоналях? (8)
-Сколько на доске больших диагоналей? (2)
-Сколько на доске самых коротких диагоналей? (4)
-Бывают ли черно-белые диагонали? (нет)
-Сколько полей в центре?
-Какую форму имеет центр?
-Сколько белых (черных) полей в центре?
5.Работа над шахматными фигурами. Прочитайте загадки про фигуры.
А) я смотрю на первый ряд
По краям ладьи стоят.
Б)Рядом вижу я коней
Нет фигуры их хитрей.
В)Меж коней заключены
Наши славные слоны.
Г) И еще два поля есть
А на них король и ферзь.
Д)А теперь без спешки
Идут на месте пешки.
-Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей ,королей. (8,2,2,2,1,1)
-Каких фигур на доске больше всего?
-Как ходит (король ферзь, ладья, пешка, конь)?
А сейчас я буду называть фигуры на русском языке ,а вы на тувинском.
Король - ноян
Ферзь - мерзе
Слон -чаан
Конь -аът
Ладья - терге
Пешка -оол
-Какие сказки вы знаете про шахматы?
6.Игра «Один в поле воин». Белая ладья должна побить все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре.
7.Игра «Перехитри часовых» .Белая ладья должна добраться до ракеты ,не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми.
8. Рефлексия учебной деятельности.
-А что помогло нам справиться с трудностями, что мы делали, чтобы научиться ходить шахматными фигурами?
-Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легче? А когда возникли трудности?
9. Самооценка.
10. Домашнее задание. Изучения с родителями шахматных фигур.
Литература:
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000, 2001.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по кружку на тему:"Как появилась шахматная доска"
открытый урок по кружку "Шахматы" на тему: "Как появилась шахматная доска"...
Презентация по шахматам для внеурочной деятельности на тему: "Шахматная доска"
Дети Ален и Лена, пройдя через бурную реку, жгучий огонь и темный лес, познакомились с увлекательной игрой - шахматы....
Внеурочная деятельность "Игры на шахматной доске"
Рабочая программа и КТП...
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" 1-ый год обучения. Тема "Шахматная доска"
Обучение игре в шахматы для начинающих...
Разработка занятия по теме: «Внеурочная деятельность через шахматное образование» КВН для учащихся 2-ых классов «Сражение на шахматной доске»
ЦЕЛЬ:Прививать интерес к шахматной игре.Задачи:• Развивать мышление, воображение, изобретательность, интерес, внимание,дисциплину, выдержку и волю, стремление к победе.• Воспитывать в процес...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».
Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...