Внеурочная деятельность "Игры на шахматной доске"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Святогорье муниципального
района имени Лазо Хабаровского края
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО
учителей нач. классов зам. директора по УР директор школы
протокол №______
от «____»_____2015г Е. А. Чеснокова Л.Н. Медюлянова
Е.А.Процкова ____________ ____________
____________ «____»______2015г. «____»______2015г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИГРЫ НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ»
Возраст обучающихся – 7-9 лет
Срок реализации – 1 год
Автор:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
М.А. Бакатуро
2015 г.
Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.
Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.
Но оказывается, на шахматном поле можно играть не только в шашки или в шахматы, но и во многие другие интересные игры. Эти игры проще, динамичнее, доступнее, чем традиционные шашки или шахматы. Их правила легко усвоить за несколько минут, а потом за короткое время успеть сыграть целую партию.
Программа «Игры на шахматной доске» создана в соответствии с Федеральным компонентом государственного Образовательного стандарта общего образования .
Вид программы – модифицированная.
Цели и задачи
Основная цель подготовки юных шашистов – повышения умственной работоспособности учащихся и формирование социальной компетентности.
Программа последовательно решает основные задачи:
- укрепление здоровья и проведение здорового досуга;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, чувство товарищества и коллективизма;
- повышения спортивного мастерства;
- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по шашечной игре;
- развитие двигательных качеств и логического мышления.
Описание ценностных ориентиров
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Игры на шахматной доске»
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Развитие интеллектуальных возможностей и снижение уровня заболеваемости детей, формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных мероприятиях, реализация проектной деятельности детей, организация презентаций, оформление стенда по шашкам, создание фотоальбома, решение шашечных задач.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Правила хода и взятия каждой из фигур.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям шашкам и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемой игре. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа ходов, этюдов, шашечных задач и комбинаций, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в классном этапе «Шашечный турнир». Подведение итогов 4 раза в год по решению игровых задач.
Тематическое планирование «Игры на шахматной доске» в 1 классе на 2015-2016 уч. год
№ п/п | Дата | Содержание материал | Планируемые результаты | Кол-во часов | Примечание | |||
План | Факт | |||||||
Предметные | Метапредметные | Тео рия | Практика | |||||
1 | 15.01 | Вводное занятие. Техника безопасности. Обучение игре «Кошки-мышки» | Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Правила хода и взятия каждой из фигур. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 0,5 | 0,5 | ||
2 | 22.01 | Обучение игре «Волк и собаки» | 0,5 | 0,5 | ||||
3 | 29.01 | «Волк и собаки». «Кошки-мышки». Игра в парах. | 0 | 1 | ||||
4 | 5.02 | Обучение игре «Уголки» | 0,5 | 0,5 | ||||
5 | 19.02 | «Уголки». Игра в парах | 0 | 1 | ||||
6 | 26.02 | Шашечный турнир | 0 | 1 | ||||
7 | 4.03 | Обучение игре «Нос к носу» | 0,5 | 0,5 | ||||
8 | 11.03 | «Нос к носу». Игра в парах | 0 | 1 | ||||
9 | 18.03 | Обучение игре «Прорыв» | 0,5 | 0,5 | ||||
10 | 25.03 | «Прорыв», «Нос к носу». Игра в парах | 0 | 1 | ||||
11 | 8.04 | Шашечный турнир | 0 | 1 | ||||
12 | 15.04 | Обучение игре «Шашки». Правила игры в русские шашки | 0,5 | 0,5 | ||||
13 | 22.04 | Основы шашечной теории | 0,5 | 0,5 | ||||
14 | 29.04 | Тактика и техника шашечной игры | 0 | 1 | ||||
15 | 6.05 | Обучение игре «Шашки с кубиком» | 0,5 | 0,5 | ||||
16 | 13.05 | «Шашки с кубиком». Игра в парах | 0 | 1 | ||||
17 | 20.05 | Шашечный турнир | 0 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по кружку на тему:"Как появилась шахматная доска"
открытый урок по кружку "Шахматы" на тему: "Как появилась шахматная доска"...
Презентация по шахматам для внеурочной деятельности на тему: "Шахматная доска"
Дети Ален и Лена, пройдя через бурную реку, жгучий огонь и темный лес, познакомились с увлекательной игрой - шахматы....
План-конспект урока "Шахматная доска"
План – конспект урока по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе». Тема урока "Шахматная доска"...
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" 1-ый год обучения. Тема "Шахматная доска"
Обучение игре в шахматы для начинающих...
Разработка занятия по теме: «Внеурочная деятельность через шахматное образование» КВН для учащихся 2-ых классов «Сражение на шахматной доске»
ЦЕЛЬ:Прививать интерес к шахматной игре.Задачи:• Развивать мышление, воображение, изобретательность, интерес, внимание,дисциплину, выдержку и волю, стремление к победе.• Воспитывать в процес...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».
Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...