Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
методическая разработка (1 класс) на тему

Жигунова Ирина Игоревна

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shahmat_zhigunova.doc635 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Тема урока: Шахматы. Шахматная доска. Шахматные фигуры

Тип урока: Урок «открытие» новых знаний.

Оборудование: Учебник, тетрадь, планшеты, ноутбук, интерактивная доска, проектор

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

В классе 29 учащихся, дети слышат учителя, активно работают на уроках. Знакомы с правилами поведения учащихся, но не все могут контролировать себя во время урока. Знают числа, умеют считать в пределах 100. Знают буквы русского и английского алфавитов. Знают геометрические фигуры, их признаки.

Учащиеся владеют:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

-формулировать тему урока при помощи учителя;

-в диалоге с учителем преобразовывать практические задачи в учебно-познавательные;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

-ориентироваться в схемах, таблицах;

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

-высказывать свою точку зрения;

-задавать вопросы, отвечать на вопросы;

У большинства учащихся не сформировано умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

-осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений: Познакомить с игрой шахматы, с шахматной доской, названием шахматных фигур, их расположением в начале боя, с их ходами.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

-Использовать базовые понятия (название шахматных фигур, названия ходов)

                           Метапредметные

Познавательные УУД

-С помощью учителя открывать и структурировать знания.

-На основе анализа объектов делать выводы.

-Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

-Представлять информацию в виде схемы.

-Обобщать и классифицировать по признакам

-Работать над формированием умений, выполнением действий по образцу

-Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке

Регулятивные УУД

-Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

-Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

-Уметь оценивать свою работу на основе критерия успешности учебной деятельности и проводить коррекцию.

Коммуникативные УУД

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Личностные

-Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Воспроизводить нормы речевого этикета и соблюдать их при построении диалога с одноклассниками.

-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Этап урока,

 время этапа

Задачи  этапа

Методы,  приёмы

обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1.Организа-ционный момент.

1 мин.

Эмоционально и психологически настроить детей на урок.

Проверить готовность учащихся к уроку.

Слово учителя.

Игровая

Фронтальная.

Создаёт благоприятную атмосферу на уроке.

Проверяет готовность детей к уроку.

-Здравствуйте! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну, где живут благородные короли и королевы, храбрые рыцари и верные подданные!

Но в путешествие нужно отправляться в прекрасном настроении и доброй компании.

Положите руку на плечо соседу справа и произнесите фразу: «Нам с тобою по пути!»

Повторите то же самое, положив руку на плечо соседу слева.

-Молодцы! А теперь проверим снаряжение для нашего путешествия! Посмотрите на слайд и проверьте, все ли у вас в наличии.

Дети слушают, выполняют движения, повторяют фразы.

Проверяют свою готовность к уроку

Коммуникативные  УУД:

*Уметь сотрудничать

 с одноклассниками и учителем.

Регулятивные УУД:

*контролировать собственную готовность к уроку, самоорганизация внимания.

2.Актуали-зация, мотивация.

6 мин.

Физминутка (1 мин)

Выявить уровень имеющихся знаний.

Организовать формулирова-

ние темы урока учащимися.

Снятие физического напряжения.

Беседа по уточне-нию и выявлению знаний.

Беседа.

Слово учителя. Игровая

Фронтальная.

Фронтальная

Фронтальная

Организует беседу

Организует формулировку темы и целей урока учащимися

Предлагает выполнить физические упражнения

-Как вы думаете, зачем люди путешествуют?

-Чтобы узнать что-нибудь новое, побывать в красивых и интересных местах.

-Значит, мы сегодня тоже узнаем что-нибудь новое?

-Да!

-А вы любите узнавать новое, интересное?

-Да!

-Тогда в путь! А вы знаете, куда мы сегодня отправимся?

-Нет. В страну, где живут рыцари и короли.

-У каждой страны должно быть название. Расставьте правильно буквы и прочитайте название страны: аШмахыт.

-Шахматы!

-Какая тема урока будет сегодня? А вы знаете, что такое шахматы?

-Настольная игра (если обучающиеся знают, то отвечают)

Какую цель мы поставим на уроке?

-Ознакомление с игрой шахматы.

-Шахматы – это не просто настольная игра, это вид спорта. Вспомните, какие виды спорта вы знаете!

-Ответы обучающихся.

-Молодцы. Как много всего вы знаете. А что нужно в этих играх для победы?

-Скорость, сила, меткость и т.д.

-Правильно! А качество, которое необходимо в шахматах вы найдете под геометрической фигурой, если правильно ее отгадаете.

Не желтый, не красный, но и не круг.

-Синий треугольник!

-Правильно! Что спряталось за этой фигурой!

Так бы корова мычала,

Но буквы она поменяла!

Что это?

-Ум!

-Молодцы! В самом деле, для игры в шахматы нужна сила ума! Как вы думаете, справимся мы с шахматами?  Нам предстоит много трудных задач впереди! Справимся?

-Да, конечно! Справимся! Будем стараться!

-Тогда в путь! Все у нас получится!

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формируют тему и цель урока.

Познавательные УУД:

* На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:
*Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

*Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя.

*Уметь определять и формулировать  учебную цель.

*Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные УУД:

*Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Коммуникативные УУД:

* Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

Мы шагаем друг за другом;

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружили...

(Имитация движений.)

3.Создание проблемной ситуации.

7  мин.

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний.

Определить границы знания и незнания в созданной ситуации.

Создание проблем-ной ситуации.

Побуждающий диалог.

Фронтальная.

Создает проблемную ситуацию, мотивирует к нахождению решения проблемы.

Задает уточняющие вопросы, помогающие решить проблему

Задает уточняющие вопросы, организует беседу

(на слайде изображены закрытые ворота перед входом в город и стражники)

-Нас не пропускают в страну Шахмат стражники. Говорят, что путь открыт только тем, у кого есть шахматная доска. Её можно купить у них или сделать самим. Что нам делать?

-Денег у нас нет, купить мы не можем. Можно сделать.

-Хорошо. А как она выглядит?

(если обучающиеся не знают, можно спросить у стражников)

-Стражники дали нам 4 подсказки:

1)любимая геометрическая форма короля – квадрат

2)король любит рисовать клетки

3)любимое число короля 8 – и сверху вниз и справа налево.

4)любимые цвета – черный и белый, но король их всегда чередует

Итак, давайте разбираться!

Какую форму имеет доска?

-Квадрат.

-Что расположено на доске?

-Клетки.

Сколько клеток на доске?

-8 по вертикали, 8 по горизонтали.

-Какого цвета клетки и как они расположены?

-Черные клетки чередуются с белыми.

-Сделайте шахматную доску из черных и белых квадратов!

(обучающиеся выполняют задание с помощью заготовок)

-Молодцы! Стражники пока нас не пропускают. Хотят нас испытать, ведь мы помним, что в шахматах необходим ум!

Ответьте на вопросы стражников с помощью схемы и ваших шахматных досок.

- Какого цвета поля на шахматной доске?

-Белые и черные.
- Что следует за белым полем на шахматной доске?

-Черное поле.
- Что следует за черным полем на шахматной доске?

-Белое поле.
- Сколько всего полей на шахматной доске?

- 64.
- Сколько белых полей?

- 32
- Сколько черных полей?

 -32

В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх и вниз пойдешь – это ... (вертикаль),
Вправо-влево - … (горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет … (диагональ)

- Покажите на шахматной доске вертикальную дорожку, горизонтальную (показывают)
- Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?

-По 8
- Покажите самую длинную диагональ шахматной доски (показывают)
- Сколько полей содержит самая длинная диагональ (8), самая короткая (2).

У шахматной доски есть еще секреты! Вы любите секреты?

-Да!

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Что б у правого угла

Клетка белая была!

-Расположите правильно шахматную доску!

Вот три буквы а, в, с.

Их запомнить наша- цель!

Дальше: d, e, f, и g.

Вот их семь у нас уже!

А в конце стоит, как стража,      

 Вертикаль под буквой h!      

                                                                 

-Обозначьте каждую вертикаль буквой!

А секрет горизонталей уж другой,

Но он простой:

Цифрой их обозначали,

Цифры с первой до восьмой!

-Обозначьте каждую горизонталь цифрой.

Сравните с образцом на доске

Принимают решение, исходя из условий

Отвечают на вопросы, анализируют данные

Выполняют задание с помощью заготовок из картона

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе

Самопроверка. Сравнивают с эталоном. При необходимости вносят коррективы

Регулятивные УУД:

*Принимать и сохранять учебную задачу.

*Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

Личностные УУД:

*Осознавать необходимость нового знания, проявлять интерес к новому содержанию.

Коммуникативные УУД:

*Уметь участвовать в обсуждении проблемы.

*Уметь слушать других, обосновывать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к иной точке зрения.

4.Открытие новых знаний

15 мин.

Организовать работу по поиску путей решения проблемы.

Практический

Рассказ учителя

Беседа

Беседа.

Практическая работа

Групповая

Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Читает стихи о фигурах

Дает задания и задает уточняющие вопросы для закрепления материала

-Вы молодцы! И стражники нас пропускают. Но за воротами нас ждет новое задание. Угадайте фигуру и познакомьтесь с жителями страны Шахмат.

Фигура с четырьмя углами, но по цвету ни на одну не похожа.

-Желтый прямоугольник!

(информация на слайдах с изображениями фигур).

КОРОЛЬ

Запомни основную роль

Играет в шахматы король!

У короля короткий шаг,

Он осторожен близок враг…

Когда ему объявят шах-

Сигнал тревоги, но не крах.

А если он получит мат,

Сдастся сразу весь отряд!

-Установите карточку с изображением короля на поле f4. Назовите клетки, в которые может сделать ход король, находясь в на данном поле.

-е3, е4, е5, f5, g5, g4, g3, f3.

ФЕРЗЬ

Самый смелый- это ферзь.

На него ты зря не лезь!

Он по многим клеткам

Бьет и очень метко!

Увлечь других, отбить, напасть-

И рисковать всё это время:

Ферзю дана большая власть

Не в удовольствие, а в бремя.

-Установите ферзя на поле d2. Сможет ли с этой клетки ферзь за один ход попасть на поле с4?

- Нет! Буквой «Г» он ходить не может.

ЛАДЬЯ

Фигуру вам представлю я

С красивым именем- ладья!

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой,

 Любые ей доступны дали

На вертикали, диагонали.                        

Её манёвр- сплошной кроссворд:

Горизонтали, вертикали…

Ладье по нраву тихий иод,

Но вот удар и враг в печали!

-Установите ладью на поле h8. В каких самых дальних точках может оказаться ладья?

-а8, h1

СЛОН

Он на слона похож едва ли

Хотя зовём его мы- слон.

Своей родной диагонали

Всегда, как рыцарь, верен он!

Похожий на солдата в каске,

Слон очень любит делать связки!

Лишь одноцветные поля

Слона в походе привлекали.

Он на чужого короля

Нацелен по диагонали.

-Установите слона в поле а1. По диагоналям какого цвета сможет всю игру делать ходы данный слон?

-По черным!

КОНЬ

Коня горячего лишь тронь,

Он вверх взовьётся как огонь!

Когда важнее силы сметка,

Коня, коня зовёт игрок…

И скачет конь породы редкой

Через фигуры, через клетки,

Как буква «Г» его скачок!

Коней люби любовью пылкой,

Но бойся их коварной «вилки»!

Прекрасен конь, могуч и яр,

Наполнен жаждою полёта!

Ему не дай прямой удар,

Зато он мастер- апперкота.

-Установите коня на поле а5. Сможет ли конь из этой клетки попасть в клетку b7?

-Да, сможет.

ПЕШКА

Здесь тонкий, но упрямый

Раздался голосок:

- Я пешка. Ход мой- прямо,

Удар наискосок!

А если я дойду до края,

Мне больше пешкой не бывать.

Мне больше пешкой не бывать.

Стою награду выбирая:

Какой фигурой лучше стать!

-Установите белую пешку на поле d3, а чёрного короля на поле d4. Какая из фигур сможет срубить другую при данной позиции?

-Король пешку. Пешка срубить не сможет, так как рубит она по диагонали.

-Отлично! Мы познакомились с с жителями страны Шахмат – шахматными фигурами.

Отгадав следующую фигуру, вы узнаете, как правильно располагаются фигуры в начале шахматной партии.

Фигура, у которой все стороны равны.

-Красный квадрат.

-Доскажи словечко.
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали ... (слоны)
Кто ж в середине - … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем. 
- Все фигуры стоят на своем месте.

-И помните: ферзь любит свой цвет!

-Расставьте правильно фигуры.

Проверьте себя с образцом на доске. Проверьте правильность выполнения у соседа по парте.

Отвечают на вопрос

Выполняют задание. Отвечают на вопросы

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку

Познавательные УУД:

*На основе анализа объектов делать выводы, выдвигать гипотезы и доказывать их.

*Извлекать информацию из предметов

Предметные Д:

использовать базовые понятия (названия фигур, расположение на шахматной доске, варианты ходов)*

Регулятивные УУД:

*Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные УУД:

*Уметь работать в группе

*Проявлять учебную и коммуникативную активность.

5.Развитие умений – применение знания

(8 мин.)

Установить осознанность восприятия информации.

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Стимулировать познаватель

ный интерес учащихся.

Групповая работа

Практическая работа

Фронтальная.

Индивидуальная.

Организует работу на шахматных досках в парах.

Организует проверку в парах выполненного задания.

Организует самооценку выполненной работы.

-Вы молодцы! Посмотрим, как вы все это запомнили. Поиграем в игру «В бой идут самые смелые!».

Работаете парами. Ваша задача, правильно выбрать фигуру и правильно установить ее на поле согласно записям.

Ладья –а3

Ферзь – е8

Король – с 6

Конь – g5

-Проверьте себя по образцу на доске.

-А теперь определите, чьи следы вы видите на схеме? Какая фигура может так ходить?

Выполняют

парами

Проверяют в парах

Выполняют устную самооценку работы

Предметные Д:

Использовать базовые понятия

Познавательные УУД:

*Извлекать информацию из схем.

*На основе анализа объектов делать выводы.

*Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

*Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

*оценивать правильность выполнения задания, при необходимости вносить коррективы после его выполнения.

Коммуникативные УУД:

*Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6.Подведе-ние итогов урока.

Рефлексия.

3 мин.

Зафиксировать новое содержа-ние урока.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Беседа.

Рефлек-сия.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

-Какая тема урока была?

-Какую цель мы ставили?

-Добились ли вы своей цели?

-Оцените  свою работу на уроке и работу ваших одноклассников

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные УУД:

*Осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

*Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

* Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

Личностные УУД 

* Осознать значимость полученных знаний и необходимость саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматные фигуры. Начальная позиция.

презентация на тему: "Шахматные фигуры и их ходы"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»

Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения...

Методическая разработка урока "Превращаемся в шахматные фигуры"

Вариант развлекательного урока для детей младшего школьного возраста....

План-конспект урока "Знакомство с шахматной фигурой Слон"

Знакомство с фигурой Слон, ее особенностями...

Презентация к уроку "Изучение шахматной фигуры Слон"

Наглядный материал к уроку Слон-изучение шахматной фигуры...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».

Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...

Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»

На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...