Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
методическая разработка (1 класс) на тему
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_shahmat_zhigunova.doc | 635 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
Тема урока: Шахматы. Шахматная доска. Шахматные фигуры
Тип урока: Урок «открытие» новых знаний.
Оборудование: Учебник, тетрадь, планшеты, ноутбук, интерактивная доска, проектор
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
В классе 29 учащихся, дети слышат учителя, активно работают на уроках. Знакомы с правилами поведения учащихся, но не все могут контролировать себя во время урока. Знают числа, умеют считать в пределах 100. Знают буквы русского и английского алфавитов. Знают геометрические фигуры, их признаки.
Учащиеся владеют:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
-формулировать тему урока при помощи учителя;
-в диалоге с учителем преобразовывать практические задачи в учебно-познавательные;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
-ориентироваться в схемах, таблицах;
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
-высказывать свою точку зрения;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы;
У большинства учащихся не сформировано умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
-осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений: Познакомить с игрой шахматы, с шахматной доской, названием шахматных фигур, их расположением в начале боя, с их ходами.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | |
Предметные | -Использовать базовые понятия (название шахматных фигур, названия ходов) | |
Метапредметные | Познавательные УУД | -С помощью учителя открывать и структурировать знания. -На основе анализа объектов делать выводы. -Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. -Представлять информацию в виде схемы. -Обобщать и классифицировать по признакам -Работать над формированием умений, выполнением действий по образцу -Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке |
Регулятивные УУД | -Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). -Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. -Уметь оценивать свою работу на основе критерия успешности учебной деятельности и проводить коррекцию. | |
Коммуникативные УУД | -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем. | |
Личностные | -Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. -Воспроизводить нормы речевого этикета и соблюдать их при построении диалога с одноклассниками. -Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приёмы обучения | Формы учебного взаимо-действия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
1.Организа-ционный момент. 1 мин. | Эмоционально и психологически настроить детей на урок. Проверить готовность учащихся к уроку. | Слово учителя. Игровая | Фронтальная. | Создаёт благоприятную атмосферу на уроке. Проверяет готовность детей к уроку. | -Здравствуйте! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну, где живут благородные короли и королевы, храбрые рыцари и верные подданные! Но в путешествие нужно отправляться в прекрасном настроении и доброй компании. Положите руку на плечо соседу справа и произнесите фразу: «Нам с тобою по пути!» Повторите то же самое, положив руку на плечо соседу слева. -Молодцы! А теперь проверим снаряжение для нашего путешествия! Посмотрите на слайд и проверьте, все ли у вас в наличии. | Дети слушают, выполняют движения, повторяют фразы. Проверяют свою готовность к уроку | Коммуникативные УУД: *Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем. Регулятивные УУД: *контролировать собственную готовность к уроку, самоорганизация внимания. |
2.Актуали-зация, мотивация. 6 мин. Физминутка (1 мин) | Выявить уровень имеющихся знаний. Организовать формулирова- ние темы урока учащимися. Снятие физического напряжения. | Беседа по уточне-нию и выявлению знаний. Беседа. Слово учителя. Игровая | Фронтальная. Фронтальная Фронтальная | Организует беседу Организует формулировку темы и целей урока учащимися Предлагает выполнить физические упражнения | -Как вы думаете, зачем люди путешествуют? -Чтобы узнать что-нибудь новое, побывать в красивых и интересных местах. -Значит, мы сегодня тоже узнаем что-нибудь новое? -Да! -А вы любите узнавать новое, интересное? -Да! -Тогда в путь! А вы знаете, куда мы сегодня отправимся? -Нет. В страну, где живут рыцари и короли. -У каждой страны должно быть название. Расставьте правильно буквы и прочитайте название страны: аШмахыт. -Шахматы! -Какая тема урока будет сегодня? А вы знаете, что такое шахматы? -Настольная игра (если обучающиеся знают, то отвечают) Какую цель мы поставим на уроке? -Ознакомление с игрой шахматы. -Шахматы – это не просто настольная игра, это вид спорта. Вспомните, какие виды спорта вы знаете! -Ответы обучающихся. -Молодцы. Как много всего вы знаете. А что нужно в этих играх для победы? -Скорость, сила, меткость и т.д. -Правильно! А качество, которое необходимо в шахматах вы найдете под геометрической фигурой, если правильно ее отгадаете. Не желтый, не красный, но и не круг. -Синий треугольник! -Правильно! Что спряталось за этой фигурой! Так бы корова мычала, Но буквы она поменяла! Что это? -Ум! -Молодцы! В самом деле, для игры в шахматы нужна сила ума! Как вы думаете, справимся мы с шахматами? Нам предстоит много трудных задач впереди! Справимся? -Да, конечно! Справимся! Будем стараться! -Тогда в путь! Все у нас получится! | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формируют тему и цель урока. | Познавательные УУД: * На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: *Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя. *Уметь определять и формулировать учебную цель. *Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Личностные УУД: *Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем. Коммуникативные УУД: * Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Мы шагаем друг за другом; Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре – Полетели, закружили... (Имитация движений.) | |||||||
3.Создание проблемной ситуации. 7 мин. | Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний. Определить границы знания и незнания в созданной ситуации. | Создание проблем-ной ситуации. Побуждающий диалог. | Фронтальная. | Создает проблемную ситуацию, мотивирует к нахождению решения проблемы. Задает уточняющие вопросы, помогающие решить проблему Задает уточняющие вопросы, организует беседу | (на слайде изображены закрытые ворота перед входом в город и стражники) -Нас не пропускают в страну Шахмат стражники. Говорят, что путь открыт только тем, у кого есть шахматная доска. Её можно купить у них или сделать самим. Что нам делать? -Денег у нас нет, купить мы не можем. Можно сделать. -Хорошо. А как она выглядит? (если обучающиеся не знают, можно спросить у стражников) -Стражники дали нам 4 подсказки: 1)любимая геометрическая форма короля – квадрат 2)король любит рисовать клетки 3)любимое число короля 8 – и сверху вниз и справа налево. 4)любимые цвета – черный и белый, но король их всегда чередует Итак, давайте разбираться! Какую форму имеет доска? -Квадрат. -Что расположено на доске? -Клетки. Сколько клеток на доске? -8 по вертикали, 8 по горизонтали. -Какого цвета клетки и как они расположены? -Черные клетки чередуются с белыми. -Сделайте шахматную доску из черных и белых квадратов! (обучающиеся выполняют задание с помощью заготовок) -Молодцы! Стражники пока нас не пропускают. Хотят нас испытать, ведь мы помним, что в шахматах необходим ум! Ответьте на вопросы стражников с помощью схемы и ваших шахматных досок. - Какого цвета поля на шахматной доске? -Белые и черные. -Черное поле. -Белое поле. - 64. - 32 -32 В поле много есть дорожек. -По 8 У шахматной доски есть еще секреты! Вы любите секреты? -Да! Доску правильно клади, На углы всегда гляди, Что б у правого угла Клетка белая была! -Расположите правильно шахматную доску! Вот три буквы а, в, с. Их запомнить наша- цель! Дальше: d, e, f, и g. Вот их семь у нас уже! А в конце стоит, как стража, Вертикаль под буквой h!
-Обозначьте каждую вертикаль буквой! А секрет горизонталей уж другой, Но он простой: Цифрой их обозначали, Цифры с первой до восьмой! -Обозначьте каждую горизонталь цифрой. Сравните с образцом на доске | Принимают решение, исходя из условий Отвечают на вопросы, анализируют данные Выполняют задание с помощью заготовок из картона Отвечают на вопросы, участвуют в беседе Самопроверка. Сравнивают с эталоном. При необходимости вносят коррективы | Регулятивные УУД: *Принимать и сохранять учебную задачу. *Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом. Личностные УУД: *Осознавать необходимость нового знания, проявлять интерес к новому содержанию. Коммуникативные УУД: *Уметь участвовать в обсуждении проблемы. *Уметь слушать других, обосновывать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к иной точке зрения. |
4.Открытие новых знаний 15 мин. | Организовать работу по поиску путей решения проблемы. | Практический Рассказ учителя Беседа Беседа. Практическая работа | Групповая | Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации. Читает стихи о фигурах Дает задания и задает уточняющие вопросы для закрепления материала | -Вы молодцы! И стражники нас пропускают. Но за воротами нас ждет новое задание. Угадайте фигуру и познакомьтесь с жителями страны Шахмат. Фигура с четырьмя углами, но по цвету ни на одну не похожа. -Желтый прямоугольник! (информация на слайдах с изображениями фигур). КОРОЛЬ Запомни основную роль Играет в шахматы король! У короля короткий шаг, Он осторожен близок враг… Когда ему объявят шах- Сигнал тревоги, но не крах. А если он получит мат, Сдастся сразу весь отряд! -Установите карточку с изображением короля на поле f4. Назовите клетки, в которые может сделать ход король, находясь в на данном поле. -е3, е4, е5, f5, g5, g4, g3, f3. ФЕРЗЬ Самый смелый- это ферзь. На него ты зря не лезь! Он по многим клеткам Бьет и очень метко! Увлечь других, отбить, напасть- И рисковать всё это время: Ферзю дана большая власть Не в удовольствие, а в бремя. -Установите ферзя на поле d2. Сможет ли с этой клетки ферзь за один ход попасть на поле с4? - Нет! Буквой «Г» он ходить не может. ЛАДЬЯ Фигуру вам представлю я С красивым именем- ладья! Как танк могучий и стальной, Она несётся по прямой, Любые ей доступны дали На вертикали, диагонали. Её манёвр- сплошной кроссворд: Горизонтали, вертикали… Ладье по нраву тихий иод, Но вот удар и враг в печали! -Установите ладью на поле h8. В каких самых дальних точках может оказаться ладья? -а8, h1 СЛОН Он на слона похож едва ли Хотя зовём его мы- слон. Своей родной диагонали Всегда, как рыцарь, верен он! Похожий на солдата в каске, Слон очень любит делать связки! Лишь одноцветные поля Слона в походе привлекали. Он на чужого короля Нацелен по диагонали. -Установите слона в поле а1. По диагоналям какого цвета сможет всю игру делать ходы данный слон? -По черным! КОНЬ Коня горячего лишь тронь, Он вверх взовьётся как огонь! Когда важнее силы сметка, Коня, коня зовёт игрок… И скачет конь породы редкой Через фигуры, через клетки, Как буква «Г» его скачок! Коней люби любовью пылкой, Но бойся их коварной «вилки»! Прекрасен конь, могуч и яр, Наполнен жаждою полёта! Ему не дай прямой удар, Зато он мастер- апперкота. -Установите коня на поле а5. Сможет ли конь из этой клетки попасть в клетку b7? -Да, сможет. ПЕШКА Здесь тонкий, но упрямый Раздался голосок: - Я пешка. Ход мой- прямо, Удар наискосок! А если я дойду до края, Мне больше пешкой не бывать. Мне больше пешкой не бывать. Стою награду выбирая: Какой фигурой лучше стать! -Установите белую пешку на поле d3, а чёрного короля на поле d4. Какая из фигур сможет срубить другую при данной позиции? -Король пешку. Пешка срубить не сможет, так как рубит она по диагонали. -Отлично! Мы познакомились с с жителями страны Шахмат – шахматными фигурами. Отгадав следующую фигуру, вы узнаете, как правильно располагаются фигуры в начале шахматной партии. Фигура, у которой все стороны равны. -Красный квадрат. -Доскажи словечко. -И помните: ферзь любит свой цвет! -Расставьте правильно фигуры. Проверьте себя с образцом на доске. Проверьте правильность выполнения у соседа по парте. | Отвечают на вопрос Выполняют задание. Отвечают на вопросы Выполняют задания, отвечают на вопросы Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку | Познавательные УУД: *На основе анализа объектов делать выводы, выдвигать гипотезы и доказывать их. *Извлекать информацию из предметов Предметные Д: использовать базовые понятия (названия фигур, расположение на шахматной доске, варианты ходов)* Регулятивные УУД: *Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. Коммуникативные УУД: *Уметь работать в группе *Проявлять учебную и коммуникативную активность. |
5.Развитие умений – применение знания (8 мин.) | Установить осознанность восприятия информации. Организовать деятельность по применению новых знаний. Стимулировать познаватель ный интерес учащихся. | Групповая работа Практическая работа | Фронтальная. Индивидуальная. | Организует работу на шахматных досках в парах. Организует проверку в парах выполненного задания. Организует самооценку выполненной работы. | -Вы молодцы! Посмотрим, как вы все это запомнили. Поиграем в игру «В бой идут самые смелые!». Работаете парами. Ваша задача, правильно выбрать фигуру и правильно установить ее на поле согласно записям. Ладья –а3 Ферзь – е8 Король – с 6 Конь – g5 -Проверьте себя по образцу на доске. -А теперь определите, чьи следы вы видите на схеме? Какая фигура может так ходить? | Выполняют парами Проверяют в парах Выполняют устную самооценку работы | Предметные Д: Использовать базовые понятия Познавательные УУД: *Извлекать информацию из схем. *На основе анализа объектов делать выводы. *Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: *Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. *оценивать правильность выполнения задания, при необходимости вносить коррективы после его выполнения. Коммуникативные УУД: *Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
6.Подведе-ние итогов урока. Рефлексия. 3 мин. | Зафиксировать новое содержа-ние урока. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Беседа. Рефлек-сия. | Фронтальная. Индивидуальная. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | -Какая тема урока была? -Какую цель мы ставили? -Добились ли вы своей цели? -Оцените свою работу на уроке и работу ваших одноклассников | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные УУД: *Осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. *Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: * Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД * Осознать значимость полученных знаний и необходимость саморазвития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шахматные фигуры. Начальная позиция.
презентация на тему: "Шахматные фигуры и их ходы"...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»
Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения...
Методическая разработка урока "Превращаемся в шахматные фигуры"
Вариант развлекательного урока для детей младшего школьного возраста....
План-конспект урока "Знакомство с шахматной фигурой Слон"
Знакомство с фигурой Слон, ее особенностями...
Презентация к уроку "Изучение шахматной фигуры Слон"
Наглядный материал к уроку Слон-изучение шахматной фигуры...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».
Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...
Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»
На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...