Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы, 2-3 класс
рабочая программа
Программа разработана в соответсвии с ФГОС и САНПИН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur.deyat_._shahmaty_2-3_klassy.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» разработана на основании:
Основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ №3 с.Инзер;
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [И.Г. Сухина, А.А. Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. И.Г. Сухина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 111с.;
В соответствии с учебным планом школы общее количество часов составило-1 час в неделю, 35 часов в год.
1.Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровье-сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
К концу учебного года дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
2.Содержание программы
1. Шахматная доска (3 ч.)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания:
∙ "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
∙ "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
∙ "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры (20 ч.)
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания
∙ "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
∙ "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
∙ "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
∙ "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
∙ "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
∙ "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. Шах (2 ч.)
Шах, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания:
∙ "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
∙ "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
∙ "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
∙ "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
∙ "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
4.Мат (5 ч.)
Мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания:
∙ "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
∙ "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
5. Шахматная партия (4 ч.)
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания:
∙ "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Шахматная доска | 3 |
2 | Шахматные фигуры | 20 |
3 | Шах | 2 |
4 | Мат | 5 |
5 | Шахматная партия | 5 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Шахматы» 2-3 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
Шахматная доска (3ч.) | план. | факт. | |||
1 | Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля | 1 | 04.09 | ||
2 | Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали | 1 | 11.09 | ||
3 | Диагональ. Большие и короткие диагонали | 1 | 18.09 | ||
Шахматные фигуры (20ч.) | |||||
4 | Белые и черные фигуры | 1 | 25.09 | ||
5 | Виды шахматных фигур | 1 | 02.10 | ||
6 | Начальное положение | 1 | 09.10 | ||
7 | Ладья. Место ладьи в начальном положении | 1 | 16.10 | ||
8 | Ход ладьи | 1 | 23.10 | ||
9 | Слон. Место слона в начальном положении | 1 | 06.11 | ||
10 | Ход слона | 1 | 13.11 | ||
11 | Ладья против слона | 1 | 20.11 | ||
12 | Ферзь. Место ферзя в начальном положении | 1 | 27.11 | ||
13 | Ход ферзя | 1 | 04.12 | ||
14 | Ферзь против ладьи и слона | 1 | 11.12 | ||
15 | Конь. Место коня в начальном положении | 1 | 18.12 | ||
16 | Ход коня | 1 | 25.12 | ||
17 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | 15.01 | ||
18 | Пешка. Место пешки в начальном положении | 1 | 22.01 | ||
19 | Ход пешки | 1 | 29.01 | ||
20 | Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня | 1 | 05.02 | ||
21 | Король. Место короля в начальном положении | 1 | 12.02 | ||
22 | Ход короля | 1 | 19.02 | ||
23 | Король против других фигур | 1 | 26.02 | ||
Шах (2ч.) | |||||
24 | Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха | 1 | 04.03 | ||
25 | Открытый шах. Двойной шах | 1 | 11.03 | ||
Мат (5ч.) | |||||
26 | Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | 1 | 18.03 | ||
27 | Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) | 1 | 01.04 | ||
28 | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. | 1 | 08.04 | ||
29 | Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей | 1 | 15.04 | ||
30 | Рокировка. Длинная и короткая рокировка | 1 | 22.04 | ||
Шахматная партия (5ч.) | |||||
31 | Игра всеми фигурами из начального положения | 1 | 29.04 | ||
32 | Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. | 1 | 06.05 | ||
33 | Демонстрация коротких партий. | 1 | 13.05 | ||
34 | Повторение программного материала. | 1 | 20.05 | ||
35 | Повторение программного материала. | 1 | 27.05 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 с. Инзер
муниципального района Белорецкий район
Республики Башкортостан
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ №3 с.Инзер
__________ Маркелова Т.В.
Приказ №______
«____» __________ 20____ г.
Рабочая программа
«Шахматы»
2-3 класс
Составлена учителем начальных классов
___________________ Гайсиной А.И.
Согласовано
Заместитель директора по ВР
___________ Т.А.Васильева
« __» ____________ 20____г
Рассмотрено
Школьное методическое объединение
учителей начальных классов.
___________________Р.М.Муртазина
Протокол № _____
«____»________ 20___ г.
2019 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы". 1 - 4 класс.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево...
Рабочая программа по внеурочной деятельности.Шахматная азбука. 2 класс.( Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова «Шахматы в школе», второй год обучения.)
Шахматная азбука(34 часа в год при 1 часе в неделю)Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова «Шахматы в школе», второй год обучения.Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуального на...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" для 4 класса
Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современног...