Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы, 2-3 класс
рабочая программа

Гайсина Айгуль Ирековна

Программа разработана в соответсвии с ФГОС и САНПИН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur.deyat_._shahmaty_2-3_klassy.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа      по внеурочной деятельности  «Шахматы»    разработана  на основании:

 Основной образовательной  программы начального общего образования МОБУ СОШ №3 с.Инзер;

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

         Федерального государственного образовательного стандарта;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [И.Г. Сухина, А.А. Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. И.Г. Сухина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 111с.;

          В соответствии с учебным планом школы общее количество часов составило-1 час в неделю, 35 часов в год.

1.Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровье-сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

К концу учебного года дети должны знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

2.Содержание программы

1. Шахматная доска (3 ч.)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания: 

∙ "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

∙ "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

∙ "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры (20 ч.)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания

∙ "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

∙ "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

∙ "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

 ∙ "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

∙ "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

∙ "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Шах (2 ч.)

Шах, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания: 

∙ "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

∙ "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

∙ "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

∙ "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

∙ "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

4.Мат (5 ч.)

Мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания:

 ∙ "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

∙ "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

5. Шахматная партия (4 ч.)

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания:

∙ "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

3. Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1

Шахматная доска

3

2

Шахматные фигуры

20

3

Шах

2

4

Мат

5

5

Шахматная партия

5

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Шахматы» 2-3 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Шахматная доска (3ч.)

план.

факт.

1

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля

1

04.09

2

Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали

1

11.09

3

Диагональ. Большие и короткие диагонали

1

18.09

Шахматные фигуры (20ч.)

4

Белые и черные фигуры

1

25.09

5

Виды шахматных фигур

1

02.10

6

Начальное положение

1

09.10

7

Ладья. Место ладьи в начальном положении

1

16.10

8

Ход ладьи

1

23.10

9

Слон. Место слона в начальном положении

1

06.11

10

Ход слона

1

13.11

11

Ладья против слона

1

20.11

12

Ферзь. Место ферзя в начальном положении

1

27.11

13

Ход ферзя

1

04.12

14

Ферзь против ладьи и слона

1

11.12

15

Конь. Место коня в начальном положении

1

18.12

16

Ход коня

1

25.12

17

Конь против ферзя, ладьи, слона

1

15.01

18

Пешка. Место пешки в начальном положении

1

22.01

19

Ход пешки

1

29.01

20

Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня

1

05.02

21

Король. Место короля в начальном положении

1

12.02

22

Ход короля

1

19.02

23

Король против других фигур

1

26.02

Шах (2ч.)

24

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха

1

04.03

25

Открытый шах. Двойной шах

1

11.03

Мат (5ч.)

26

Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

1

18.03

27

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры)

1

01.04

28

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

1

08.04

29

Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей

1

15.04

30

Рокировка. Длинная и короткая рокировка

1

22.04

Шахматная партия (5ч.)

31

Игра всеми фигурами из начального положения

1

29.04

32

Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

1

06.05

33

Демонстрация коротких партий.

1

13.05

34

Повторение программного материала.

1

20.05

35

Повторение программного материала.

1

27.05

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 с. Инзер

муниципального района Белорецкий район

Республики Башкортостан

                                                                                  Утверждаю

                                      Директор МОБУ СОШ №3 с.Инзер

                                                     __________ Маркелова Т.В.

                                             Приказ №______

«____» __________ 20____ г.

Рабочая программа

«Шахматы»

2-3 класс

Составлена учителем начальных классов

___________________ Гайсиной А.И.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

___________ Т.А.Васильева

«   __»  ____________ 20____г

Рассмотрено

 Школьное методическое объединение

учителей начальных классов.

___________________Р.М.Муртазина                                                                                                      

Протокол № _____

  «____»________ 20___ г.

2019 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы

         Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы". 1 - 4 класс.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Шахматная азбука. 2 класс.( Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова «Шахматы в школе», второй год обучения.)

Шахматная азбука(34 часа в год при 1 часе в неделю)Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова «Шахматы в школе», второй год обучения.Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуального на...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов

 Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" для 4 класса

Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы»  в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современног...