Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 883.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования
(для 1-4 классов)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
Рабочая программадля 3 класса разработана на основе:
-основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- программы: Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Программа для 1-4 классов общеобразовательных организаций «ШАХМАТЫ ШКОЛЕ»; М., 2016, 35с.,
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты освоения – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.
Это: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - овладение способом структурирования шахматных знаний; - овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - умение строить логические цепи рассуждений; - умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД: - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - умение донести свою позицию до других; - умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Шахматы школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести: - знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека; - знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала; - навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры
В результате освоения Программы обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны: знать /понимать: - правила техники безопасности во время занятий;
- историю возникновения и развития шахматной игры;
- чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;
- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста - спортсмена;
- историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.
К концу третьего учебного года (третьего класса) обучающиеся должны: овладеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
понимать основы разыгрывания дебют и правильно выводить фигуры в начале партии;
знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
принимать участие в шахматных соревнованиях.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры. История шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения шахматистов. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии., основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико - соревновательная деятельность: конкурсы решения задач, спаррингК, соревнования, шахматные праздники.
- Тематическое планирование в 3 б классе
№ | Тема | дата | факт | примечание |
1 | История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. | 01.09 | 01.09 | |
2 | Матование одинокого короля разными фигурами. Повторение. | 08.09 | 08.09 | |
3 | Тактические приемы. Повторение. | 15.09 | 15.09 | |
4 | Тактические приемы. Повторение. | 22.09 | 22.09 | |
5 | Конкурс решения позиций «Как бы вы сыграли?» | 29.09 | 29.09 | |
6 | Тактический прием: завлечение | 06.10 | 06.10 | |
7 | Тактический прием: отвлечение | 13.10 | 13.10 | |
8 | Тактический прием: уничтожение защиты | 20.10 | 20.10 | |
9 | «Спёртый мат» | 10.11 | 10.11 | |
10 | Сочетание тактических приемов. | 17.11 | 17.11 | |
11 | Конкурс решения позиций: «Как бы вы сыграли?» | 24.11 | 24.11 | |
12 | Борьба за инициативу | 01.12 | 01.12 | |
13 | Основы дебюты: атака на не рокировавшегося короля | 08.12 | 08.12 | |
14 | Атака на рокировавшегося короля | 15.12 | 15.12 | |
15 | Конкурс решения позиций: «Как бы вы сыграли? | 22.12 | 22.12 | |
16 | Шахматный турнир | 29.12 | 29.12 | |
17 | Шахматный турнир | 12.01 | 12.01 | |
18 | Шахматный турнир | 19.01 | 19.01 | |
19 | Шахматный турнир | 26.01 | 26.01 | |
20 | Основы анализа шахматной партии. «Выбери ход и найди план» | 02.02 | 02.02 | |
21 | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата | 09.02 | 09.02 | |
22 | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | 16.02 | 16.02 | |
23 | Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля | 02.03 | 02.03 | |
24 | Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля и пешки | 09.03 | 09.03 | |
25 | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило «блуждающего квадрата» | 16.03 | 16.03 | |
26 | Теоретические позиции пешечного эндшпиля. Ферзь против пешки | 30.03 | 30.03 | |
27 | Конкурс решения позиций «Как бы вы сыграли?». | 06.04 | 06.04 | |
28 | Сыграй как чемпион мира | 13.04 | 13.04 | |
29 | Сыграй как чемпион мира | 20.04 | 20.04 | |
30 | Шахматный турнир | 27.04 | 27.04 | |
31 | Шахматный турнир | 04.05 | 04.05 | |
32 | Шахматный турнир | 11.05 | 11.05 | |
33 | Шахматный турнир | 18.05 | 18.05 | |
34 | Шахматный праздник | 25.05 | 25.05 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/08/picture-40198.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...