Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_shahmaty.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания.
Содержание программы
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
“Шахматы, второй год” – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы “Шахматы, второй год”, учебника для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”, пособия для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”, книга “Шахматный задачник, второй год обучения”.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.
Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
Планируемые результаты обучения
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты
У ученика сформируется
готовность и способность учащихся к саморазвитию,
мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Ученик получит возможность для формирования
возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;
понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира;
умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
собственного опыта творческой деятельности.
устойчивого интереса к занятиям шахматами,
появление умений выстраивать внутренний план действий,
пространственное воображение,
целеустремленности, настойчивости в достижении цели,
самостоятельности выбора решения и ответственности за них.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Ученик получит возможность научиться:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.)
Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре
Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Ученик получит возможность научиться:
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
К концу второго года обучения дети должны знать:
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Учебно-тематическое планирование учебного материала
№№ п/п | Название раздела программы | Количество часов |
1 | Краткая история шахмат. | 6 |
2 | Шахматная нотация. | 8 |
3 | Ценность шахматных фигур | 10 |
4 | Техника матования одинокого короля. | 6 |
5 | Достижение мата без жертвы материала. | 4 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Шахматная азбука»
2017/2018 учебный год.
№№ п/п | Тема занятия | Дата | |
Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
1 | Рождение шахмат. | ||
2 | Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. | ||
3 | Обозначение вертикалей. Практическая игра: “Назови вертикаль”. | ||
4 | Обозначение горизонталей. Практическая игра: “Назови горизонталь”. | ||
5 | От чатуранги к шатранджу. | ||
6 | Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. Практическая игра: “Назови диагональ”. | ||
7 | Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. Практическая игра: “Диагональ”. | ||
8 | Наименование полей. Практическая игра: “Какого цвета поле?”. | ||
9 | Наименование полей, шахматных фигур. Практическая игра: “Кто быстрее”. | ||
10 | Шахматы проникают в Европу. | ||
11 | Наименование полей, шахматных фигур. Практическая игра: “Вижу цель”. | ||
12 | Ценность шахматных фигур. | ||
13 | Ценность шахматных фигур. Практическая игра: “Кто сильнее?”. | ||
14 | Чемпионы мира по шахматам. | ||
15 | Сравнительная сила фигур. | ||
16 | Сравнительная сила фигур. Практическая игра: “Обе армии равны”. | ||
17 | Абсолютная и относительная сила фигур. | ||
18 | Сравнительная сила фигур. Практическая игра: “Выигрыш материала”. | ||
19 | Выдающиеся шахматисты нашего времени. | ||
20 | Достижение материального перевеса. | ||
21 | Нападение и защита. | ||
22 | Способы защиты. | ||
23 | Практическая игра: “Защита”. | ||
24 | Шахматные правила FIDE. | ||
25 | Мат различными фигурами. | ||
26 | Ферзь и ладья против короля. | ||
27 | Две ладьи против короля. | ||
28 | Король и ферзь против короля. | ||
29 | Этика шахматной борьбы. | ||
30 | Король и ладья против короля. | ||
31 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры). | ||
32 | Миттельшпиле (середина игры). | ||
33 | Эндшпиле (конец игры). | ||
34 | Защита от мата. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-технические средства:
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
шахматные часы – 2 штуки;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.
Печатная продукция:
Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы". 1 - 4 класс.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы, 2-3 класс
Программа разработана в соответсвии с ФГОС и САНПИН....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Шахматы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Шахматы"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Шахматы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Шахматы"...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса...