Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов
рабочая программа
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов | 67.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеугонская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Принята на заседании Введена в действие
педагогического совета директор МБОУ
протокол № от «Большеугонская СОШ »
« » _____ 20__г. _______/С.В.Мануйлова/
приказ №___
от «___» _____20__ г.
Рабочая программа
занятий внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Шахматы в школе»
для 1-4 классов
Рассмотрена на заседании Составила: Кучерявых Н.М.
методического объединения «28» августа 2018 г.
протокол № 1 от «30» августа 2018г.
Руководитель МО_______(Н.М.Кучерявых)
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов составлен на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15),
- Прудникова Е. А. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб, пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017;
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312, с изменениями и дополнениями,
- Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области № 1-421 от 23.03.2007г., с изменениями и дополнениями;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Большеугонская СОШ» Льговского района Курской области.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16).
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для первого года обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской).
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
- Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
- Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
- Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
- результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы
- партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней го
ризонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
Содержание учебного курса
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Тематическое планирование (1–4 классы)
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов | ||
деятельности учащихся | ||||
1 класс (33 ч) | ||||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||||
Из истории шахмат | Основные содержательные | Имеют представление об истории | ||
линии | возникновения шахмат и | |||
Сведения о возникновении | появления их на Руси. | |||
шахмат и появлении их на | ||||
Руси, первое знакомство с | ||||
чемпионами мира по шахматам | ||||
и ведущими шахматистами мира. | ||||
Базовые понятия | Основные содержательные | Знают основные шахматные | ||
шахматной игры | линии | термины: белое и чёрное поле, | ||
Изучение основ шахматной | горизонталь, вертикаль, | |||
игры: шахматная доска, | диагональ, центр, начальное | |||
шахматные фигуры, начальная | положение, белые, чёрные, ход, | |||
позиция фигур, шахматная | взятие, взятие на проходе, | |||
нотация, ценность фигур, | длинная и короткая рокировка, | |||
нападение, взятие, шахматная | шах, мат, пат, ничья. Правила | |||
нотация, шах и защита от | хода и взятия каждой фигуры. | |||
шаха, мат, пат, рокировка, | Умеют правильно располагать | |||
взятие на проходе, | шахматную доску и расставлять | |||
превращение пешки, | фигуры перед игрой, записывать | |||
матование одинокого короля | шахматную позицию и партию, | |||
различными фигурами, начало | рокировать, объявлять шах, | |||
шахматной партии, | ставить мат, решать элементарные | |||
материальное преимущество, | задачи на мат в один ход, играть | |||
правила шахматного этикета, | каждой фигурой в отдельности и в | |||
дебютные ошибки. | совокупности с другими | |||
фигурами без нарушений правил | ||||
шахматного кодекса, разыгрывать | ||||
партию с партнёром. | ||||
Соблюдают правила поведения за | ||||
шахматной доской. | ||||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||||
Соревнования | Основные содержательные | Умеют правильно располагать | ||
линии | шахматную доску и расставлять | |||
Участие детей в шахматном | фигуры на ней, играть партию от | |||
турнире «Первенство класса». | начала до конца с записью, | |||
пользоваться шахматными | ||||
часами. | ||||
2 класс (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат | Основные содержательные | Знают о вкладе чемпионов мира | |
| линии | по шахматам в развитие | |
Сведения о каждом из 16 | шахматной культуры. | ||
чемпионов мира по шахматам, | |||
их вкладе в развитие шахмат, | |||
знакомство с ведущими | |||
шахматистами мира. | |||
Базовые понятия | Основные содержательные | Знают способы защиты в | |
шахматной игры | линии | шахматной партии, элементарные | |
Основы шахматной игры | шахматные комбинации, имеют | ||
(повторение материала 1-го | представление о дебютных | ||
года обучения: защита в | ловушках и о том, как в них не | ||
шахматах, матование | попадаться. | ||
одинокого короля различными | Умеют видеть нападение и | ||
фигурами). | защищать свои фигуры от | ||
Шахматная комбинация: | нападения партнёра, матовать | ||
выигрыш материала. | одинокого короля двумя ладьями, | ||
Основы дебюта: развитие | ферзём и ладьёй, королём и | ||
фигур, дебютные ловушки, | ферзём, королём и ладьёй, могут | ||
короткие партии. | находить элементарные | ||
Основы эндшпиля: реализация | шахматные комбинации: двойной | ||
большого материального | удар, связку, ловлю фигуры, мат | ||
преимущества. | на последней горизонтали, | ||
сквозной удар, открытый и | |||
двойной шахи, знают, как | |||
правильно выводить фигуры в | |||
начале партии и выигрывать | |||
партию с большим материальным | |||
преимуществом. | |||
Соблюдают правила поведения за | |||
шахматной доской. | |||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |||
Конкурсы решения | Основные содержательные | Расставляют позицию для | |
позиций | линии | решения упражнений, решают | |
Конкурс решения позиций на | шахматные упражнения. | ||
тактические приёмы «связка», | Анализируют свои ответы и | ||
«двойной удар», «нападение», | ответы своих сверстников. | ||
«защита», «сквозной удар», | С помощью тестового задания | ||
«ловля фигуры», «открытый | оценивают собственное | ||
шах», «двойной шах», «мат по | выполнение. | ||
последней горизонтали». | |||
Соревнования | Основные содержательные | Умеют играть партию от начала | |
линии | до конца с записью и различным | ||
Участие детей в шахматном | контролем времени. | ||
турнире «Первенство класса». | |||
Шахматный праздник | Основные содержательные | Осваивают правила игры. |
линии | Активно участвуют в играх и | |
Участие в школьном | эстафетах. | |
шахматном празднике. | Общаются и взаимодействуют со | |
сверстниками. | ||
Проявляют доброжелательность, | ||
взаимопонимание, смелость, | ||
волю, решительность, активность | ||
и инициативу при решении | ||
вариативных задач, возникающих | ||
в процессе игр. | ||
Регулируют эмоции в процессе | ||
игровой деятельности, умеют | ||
управлять ими. | ||
Соблюдают правила техники | ||
безопасности во время участия в | ||
празднике. |
3 класс (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат | Основные содержательные | Знают историю возникновения | |
линии | шахматных соревнований, | ||
История возникновения | правила проведения | ||
соревнований по шахматам, | соревнований, различные системы | ||
системы проведения | проведения шахматных | ||
шахматных соревнований. | соревнований. | ||
Базовые понятия | Основные содержательные | Знают шахматные комбинации и | |
шахматной игры | линии | тактические приёмы | |
Шахматная комбинация: | «завлечение», «отвлечение», | ||
задачи на мат в два хода, | «уничтожение защиты», основы | ||
тактические приёмы | разыгрывания дебюта: развитие | ||
«завлечение», «отвлечение», | фигуры, дебютные ловушки, | ||
«уничтожение защиты», | короткие партии. | ||
«спёртый мат». | Умеют решать позиции на мат в | ||
Основы разыгрывания дебюта, | два хода, находить тактические | ||
атака на короля в дебюте. | приёмы «завлечение», | ||
Основы пешечного эндшпиля: | «отвлечение», «уничтожение | ||
проведение пешки в ферзи, | защиты», «спёртый мат», | ||
правило квадрата, | атаковать рокировавшегося и | ||
отталкивание плечом, | нерокировавшегося короля в | ||
реализация лишней пешки. | дебюте, проводить пешку в ферзи. | ||
| Соблюдают правила поведения за | ||
шахматной доской. | |||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |||
Конкурсы решения | Основные содержательные | Расставляют позицию для | |
позиций | линии | решения упражнений, решают | |
Конкурсы решения позиций на | шахматные упражнения. | ||
дебютные ловушки, способы | Анализируют свои ответы и | ||
атаки на короля, уничтожение | ответы своих сверстников. | ||
защиты, тактические приёмы | С помощью тестового задания | ||
«завлечение», «отвлечение», | оценивают собственное |
«спёртый мат». | выполнение. | |
Соревнования | Основные содержательные | Умеют играть партию от начала |
линии | до конца с записью и различным | |
Участие детей в шахматном | контролем времени. | |
турнире «Первенство класса». | ||
Шахматный праздник | Основные содержательные | Осваивают правила игры. |
линии | Активно участвуют в играх и | |
Участие в школьном | эстафетах. | |
спортивно-шахматном | Общаются и взаимодействуют со | |
празднике. | сверстниками. | |
Проявляют доброжелательность, | ||
взаимопонимание, смелость, | ||
волю, решительность, активность | ||
и инициативу при решении | ||
вариативных задач, возникающих | ||
в процессе игр. | ||
Регулируют эмоции в процессе | ||
игровой деятельности, умеют | ||
управлять ими. | ||
Соблюдают правила техники | ||
безопасности во время участия в | ||
празднике. | ||
4 класс (34 ч) | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
Из истории шахмат | Основные содержательные | Знают о появлении шахмат на |
линии | Руси, о том, как зарождалась | |
История появления шахмат на | шахматная культура в России. | |
Руси. Зарождение шахматной | ||
культуры в России. | ||
Базовые понятия | Основные содержательные | Знают тактические приёмы |
шахматной игры | линии | «мельница», «перекрытие», |
Тактические приёмы | «рентген», основы теории | |
«мельница», «перекрытие», | Итальянской партии, Защиты двух | |
«рентген». | коней, Русской партии, способы | |
Основы дебюта: открытые, | разрушения прикрытия короля | |
полуоткрытые и закрытые | при равносторонней и | |
дебюты, слабые пункты f2/f7, | разносторонней рокировках. | |
перевес в развитии фигур, | Умеют находить тактические | |
выбор хода и оценка позиции, | приёмы «мельница», | |
перевес в пространстве. | «перекрытие», «рентген», | |
Основы эндшпиля: простейшие | разыгрывать открытые дебюты по | |
ладейные и легкофигурные | теории, использовать перевес в | |
окончания. | развитии в дебюте, атаковать | |
короля при равносторонней и | ||
разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции Филидора и Лусены), простейшие | ||
легкофигурные окончания. | ||
Соблюдают правила поведения за | ||
шахматной доской. | ||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
Конкурсы решения | Основные содержательные | Расставляют позицию для |
позиций | линии | решения упражнений, решают |
Конкурсы решения позиций на | шахматные упражнения. | |
все пройденные тактические | Анализируют свои ответы и | |
приёмы и шахматные | ответы своих сверстников. | |
комбинации. | С помощью тестового задания | |
оценивают собственное | ||
выполнение. | ||
Соревнования | Основные содержательные | Умеют играть партию от начала |
линии | до конца с записью партии и | |
Участие детей в шахматном | различным контролем времени. | |
турнире «Первенство класса». | ||
Шахматный праздник | Основные содержательные | Осваивают правила игры. |
линии | Активно участвуют в играх и | |
Участие в школьном | эстафетах. | |
спортивно-шахматном | Общаются и взаимодействуют со | |
празднике. | сверстниками. | |
Проявляют доброжелательность, | ||
взаимопонимание, смелость, | ||
волю, решительность, активность | ||
и инициативу при решении | ||
вариативных задач, возникающих | ||
в процессе игр. | ||
Регулируют эмоции в процессе | ||
игровой деятельности, умеют | ||
управлять ими. | ||
Соблюдают правила техники | ||
безопасности во время участия в | ||
празднике. |
Календарно-тематическое планирование
1 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Кол-во часов | Сроки проведения | Примечания |
1 | Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. | Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом | 1 | ||
2 | Шахматная доска | Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии | 1 | ||
3 | Горизонталь | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь». | 1 | ||
4 | Вертикаль | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» | 1 | ||
5 | Диагональ | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» | 1 | ||
6 | Шахматная нотация | Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, | 1 | ||
шахматных фигур | |||||
7 | Шахматные фигуры | Расстановка шахматных фигур в начальной позиции | 1 | ||
и начальная позиция | |||||
8 | Ладья | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и | 1 | ||
взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход». | |||||
9 | Слон | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по | 1 | ||
доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон | |||||
10 | Ферзь | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие | 1 | ||
11 | Конь | Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие | 1 | ||
12 | Пешка | Правила хода и взятия пешкой | 1 | ||
13 | Превращение пешки | Правила превращение пешки | 1 | ||
14 | Король | Правила хода и взятия королём | 1 | ||
15 | Ценность фигур | Сравнительная сила фигур | 1 | ||
16 | Нападение | Атакующие возможности фигур | 1 | ||
17 | Взятие. Взятие на проходе | Особое взятие пешкой: взятие на проходе | 1 | ||
18 | Шах и защита от шаха | Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха | 1 | ||
19 | Мат | Постановка мата всеми фигурами | 1 | ||
20 | Пат – ничья | Варианты ничьей | 1 | ||
21 | Рокировка | Правила рокировки, длинная и короткая рокировки | 1 | ||
22 | Основные принципы игры в начале партии | Общие принципы игры в начале шахматной партии | 1 | ||
23 | Мат двумя ладьями одинокому королю | Техника матования одинокого короля двумя ладьями | 1 | ||
24 | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй | 1 | ||
25 | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй | 1 | ||
26 | Материальное преимущество | Определение материального преимущества, реализация материального преимущества | 1 | ||
27 | Нарушение основных принципов игры в начале партии | Ошибочные ходы в начале партии и их последствия | 1 | ||
28 | Партии-миниатюры | Анализ коротких партий | 1 | ||
29 | Запись шахматной партии | Способ ведения записи партии во время соревнований | 1 | ||
30 | Шахматный этикет | Правила поведения шахматиста во время партии | 1 | ||
31–33 | Шахматный турнир | Участие в шахматном турнире | 3 |
Календарно-тематическое планирование
2класс
№ | Тема урока | Содержание урока | Кол-во занятий | Дата проведения | Примечания |
1. | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. | Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов | 1 | ||
2. | Шахматные фигуры (повторение). | Повторение материала первого года обучения | 1 | ||
3. | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение). | Повторение материала первого года обучения | 1 | ||
4. | Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей. | Повторение материала первого года обучения | 1 | ||
5. | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. | Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из - под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | 1 | ||
6. | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. | Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением | 1 | ||
7. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6 | 1 | ||
8. | Тактический прием «двойной удар». | Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами | 1 | ||
9. | Тактический прием «связка». | Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку | 1 | ||
10. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9 | 1 | ||
11. | Тактический прием «ловля фигуры». | Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения | 1 | ||
12. | Тактический прием «сквозной удар». | Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения | 1 | ||
13. | Мат на последней горизонтали. | Слабость последней горизонтали, «форточка» | 1 | ||
14. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13 | 1 | ||
15. | Тактический прием «открытый шах». | Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения | 1 | ||
16. | Тактический прием «двойной шах» | Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения | 1 | ||
17. | Шахматный турнир. | Игровая практика | 1 | ||
18. | Шахматный турнир. | Игровая практика | 1 | ||
19. | Шахматный турнир. | Игровая практика | 1 | ||
20. | Шахматный турнир. | Игровая практика | 1 | ||
21. | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. | Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля» | 1 | ||
22. | Основы игры в дебюте: атака на короля. | Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра | 1 | ||
23. | Основы игры в дебюте: атака на короля | Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра | 1 | ||
24. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса | 1 | ||
25. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса | 1 | ||
26. | Основы анализа шахматной партии. | Просмотр и анализ коротких шахматных партий | 1 | ||
27. | Основы анализа шахматной партии. | Просмотр и анализ коротких шахматных партий | 1 | ||
28. | Основы анализа шахматной партии. | Просмотр и анализ коротких шахматных партий | 1 | ||
29. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Отработка на практике материала уроков 21–25 | 1 | ||
30. | Шахматный турнир. | Игровая практика | 1 | ||
31. | Шахматный турнир. | Игровая практика | 1 | ||
32. | Шахматный турнир. | Игровая практика | 1 | ||
33. | Шахматный турнир. | Игровая практика | 1 | ||
34. | Шахматный праздник. | Решение заданий, игровая практика | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы". 1 - 4 класс.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы, 2-3 класс
Программа разработана в соответсвии с ФГОС и САНПИН....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы - школе"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы-школе» разработана на основе ФГОС начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе" 1-4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе" 2 класс...