Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов «Мы вместе»
методическая разработка (2 класс)
Данная работабудет интересна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soloveva_i.yu_._adop_dlya_detey_s_ovz_shkola_79_-_kopiya.docx | 71.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Нижнего Новгорода
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
социальной направленности
«Мы вместе»
Возраст обучающихся – 8-10 лет
Срок реализации -1 год
Автор-составитель Соловьёва И.Ю.
г. Нижний Новгород
2019
1. Общие положения.
1.1. Определение и назначение адаптированной образовательной программы дополнительного образования учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов.
1.1.1. Адаптированная образовательная программа дополнительного образования учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов — это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории учащихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.1.2. Адаптированная образовательная программа дополнительного образования учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
1.1.3. Адаптированная образовательная программа дополнительного образования учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов определяет содержание дополнительного образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
1.2. Нормативные документы для разработки Программы
- Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
- Устав МАОУ «Школа №79 им. Н. А. Зайцева»;
- Локальные акты МАОУ «Школа №79 им. Н. А. Зайцева».
- Пояснительная записка
2.1. Актуальность
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в кружковую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Для решения проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их личностного развития данная программа создаёт условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы.
Актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что:
-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания государства и общества;
-способна обеспечивать включение детей с ОВЗ в новые формы организации социальной жизни тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;
-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов детей с ОВЗ, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех.
2.2. Программа рассчитана на детей с ОВЗ, конкретно для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению программ дополнительного образования вне специальных условий обучения и воспитания. Группа учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее могут входить дети с разными нарушениями развития: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития, дети с расстройствами аутистического спектра. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Кружок посещают дети с РАС с разными характеристиками и уровнем подготовленности. РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость. У большинства учащихся с РАС отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к любой деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе.
- Срок реализации программы 1 год,
количество учебных часов- 34 часа.
Формы проведения занятий:
- Занятия в группах.
- Индивидуальные занятия.
- Экскурсии.
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение, устное изложение);
- Наглядные (показ видеоматериалов, наблюдение).
- Используемые образовательные технологии и формы проведения занятий.
Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий дополнительного образования:
- технология использования в обучении игровых методов;
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированного обучения;
- индивидуализации обучения;
- групповые технологии.
- Цель программы - создание в МАОУ «Школа №79 им. Н. А. Зайцева» гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ, детей-инвалидов для раскрытия творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в рамках занятий в детских объединениях, кружках.
- Стратегические задачи Программы
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
- Обеспечить условиями для реализации прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на получение бесплатного образования;
- обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе дополнительное;
- организовать качественной коррекционно – реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- создать благоприятный психолого-педагогический климат для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
- стимулировать творческое самовыражение педагога, раскрытие его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого обучающегося в соответствии с его особенностями психофизического развития, склонностями, интересами и возможностями;
- совершенствовать программно-методическое обеспечение учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
- обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
- формировать у учащихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования.
- Содержание программы
6.1. Учебный план.
Учебные занятия проводятся строго по расписанию, составленному в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 и утвержденному приказом директора МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева». Наполняемость групп не менее 5 человек. Продолжительность занятий – 30 - 40 минут, продолжительность перемен - 10 минут для отдыха и проветривания помещений.
Учебный план утверждается в начале учебного года и отражает чёткое распределение часов на изучение дисциплины в полном соответствии с программами, реализуемыми в данном направлении.
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов | Темы |
Введение | 1 час | Школьный двор. Десант чистоты и порядка. | |
Времена года. Осень. | 11 часов | Экскурсия. Сбор природного материала. Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Откуда я родом. Район, в котором я живу. 4 октября — Всемирный день животных. Конкурс фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы». Птицы осенью. Проект «Парад овощей» Герои детских сказок. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Что делает карась зимой? Акула и другие морские хищники. Тропы природы. Природа в поэзии. | |
Времена года. Зимушка – зима. | 11 часов | Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных. Звёздочки на ладошке - снежинки. Как встречают Новый год в разных странах. Домашние животные. Символ года. Герои детских сказок. Аксаков. Аленький цветочек. Сестрицы-синицы. Синичкин календарь. Снегирь. Лесной доктор – дятел. Красная книга. Птицы Нижегородской области. Рисунки «Птичьи просьбы» | |
Времена года. Весна - красна. | 11 часов. | Герои детских сказок. Ф. Зальтен «Бемби». Олени. Оранжерея на окне Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Первоцветы Нижегородской области. Экскурсия в музей цветов. Проект. Мои домашние любимцы. Кошки и собаки. Живые цветы. Бабочки. Знакомые незнакомцы. Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы». |
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела (главы) кол-во часов | Название темы | Количество часов | Дата | |
По плану | Фактически | ||||
1 | Введение 1 час | Школьный двор. Десант чистоты и порядка. | 1 | 06.09 | |
2 | Времена года. Осень. 11 часов | Экскурсия. Сбор природного материала. | 1 | 13.09 | |
3 | Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. | 1 | 20.09 | ||
4 | Откуда я родом. Район, в котором я живу. | 1 | 27.09 | ||
5 | Птицы осенью. | 1 | 04.10 | ||
6 | 4 октября — Всемирный день животных. Конкурс фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы» | 1 | 11.10 | ||
7 | Проект «Парад овощей» | 1 | 18.10 | ||
8 | 1 | 25.10 | |||
9 | Герои детских сказок. Д.Н.Мамин - Сибиряк. Серая шейка. | 1 | 08.11 | ||
10 | Что делает карась зимой? | 1 | 15.11 | ||
11 | Акула и другие морские хищники. | 1 | 22.11 | ||
12 | Тропы природы. Природа в поэзии. | 1 | 29.11 | ||
13 | Времена года. Зимушка – зима. 11 часов | Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных. | 1 | 06.12 | |
14 | Звёздочки на ладошке - снежинки. | 1 | 13.12 | ||
15 | Как встречают Новый год в разных странах | 1 | 20.12 | ||
16 | Домашние животные. Символ года. | 1 | 27.12 | ||
17 | Герои детских сказок. Аксаков. Аленький цветочек. | 1 | 17.01 | ||
18 | Сестрицы-синицы. Синичкин календарь. | 1 | 24.01 | ||
19 | 1 | 31.01 | |||
20 | Снегирь. | 1 | 07.02 | ||
21 | Лесной доктор – дятел. | 1 | 14.02 | ||
22 | Красная книга. Птицы Нижегородской области. | 1 | 21.02 | ||
23 | Рисунки «Птичьи просьбы» | 1 | 28.02 | ||
24 | Времена года. Весна-красна. 11 часов | Герои детских сказок. Ф. Зальтен. Бемби. Олени. | 1 | 06.03 | |
25 | Оранжерея на окне Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями | 1 | 13.03 | ||
26 | 1 | 20.03 | |||
27 | Первоцветы Нижегородской области. | 1 | 03.04 | ||
28 | Экскурсия в музей цветов. | 1 | 10.04 | ||
29 | Проект. Мои домашние любимцы. Кошки и собаки. | 1 | 17.04 | ||
30 | 1 | 24.04 | |||
31 | Живые цветы. Бабочки. Знакомые незнакомцы. | 1 | 08.05 | ||
32 | Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | 1 | 15.05 | ||
33 | Мы цветы сажаем планету украшаем. | 1 | 22.05 | ||
34 | Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы». | 29.05 |
- Планируемые результаты освоения программы
Результатом реализации адаптированной дополнительной образовательной программы должна стать «модель» (образ) выпускника - совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации адаптированной образовательной программы учреждения дополнительного образования.
Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с учащимися с ОВЗ.
Уровень базовых знаний и умений учащихся:
• Владеет основами знаний по программе, имеющих практическую направленность, на уровне обучающегося начальной школы с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития.
• Владеет основами здорового образа жизни, имеет четкое представление о правилах ухода за собой, знаком с правилами безопасной работы с материалами и инструментами с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития.
• Имеет определенный уровень развития познавательных функций с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития.
• Эмоционально-положительно воспринимает трудовую деятельность.
• Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения, способен на адекватные ролевые отношения с педагогом (взрослыми) и детьми.
- Реализация программы должна дать следующие результаты:
• Обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования для всех категорий детей;
• Увеличение доли учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных дополнительным образованием;
• Динамика количества педагогов дополнительного образования, прошедших курсы повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
- Формы контроля и учёта достижений учащихся.
Достижение результатов по адаптированной дополнительной образовательной программе обеспечивается за счет способности обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по материалам программы путём диагностики текущих, промежуточных и итоговых учебных достижений. Оценка достижения результатов ведётся по безотметочной системе как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Основным инструментом оценки являются итоговые выставки детского творчества; создание декоративных книг; участие в конкурсах по декоративно прикладному искусству, развлечениях, досугах, праздниках; система заданий различного уровня сложности по усвоению учебных материалов программы.
- Методическое сопровождение образовательного процесса.
Методическая работа в МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева» рассматривается как целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий и осуществляется штатными сотрудниками. С целью повышения профессионального мастерства для педагогов проводятся методические объединения и педагогические советы по проблемам взаимодействия с учащимися, улучшению психологического климата в коллективе. Осуществляется диагностика и анкетирование по изучению типологических особенностей, интересов и потребностей педагогов.
Педагоги учреждения ведут активный поиск новых, более эффективных путей взаимодействия с родителями, непрерывно повышают уровень квалификации, проходя курсы повышения квалификации.
№ п/п | Дидактические материалы, техническое оснащение занятий |
Компьютер | |
Интерактивная доска | |
Набор муляжей "Корнеплоды и плоды" 2 части | |
Набор муляжей грибов съедобных и ядовитых. | |
Лото "Растительный мир". | |
Лото. Овощи и фрукты. | |
Домашние и дикие животные. | |
Оседлые и перелетные птицы. | |
Лото. Насекомые. |
- Роль дополнительного образования в обучении и воспитании детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Образовательное учреждение являются открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи детям ОВЗ и детям-инвалидам. Так сложилось исторически, что образовательная система дополнительного образования вобрала многие черты семейного воспитания. Особая роль принадлежит сотрудничеству педагогов дополнительного образования с семьей, родителями учащихся, поэтому помимо непосредственной работы с детьми важным направлением деятельности МАОУ «Школа №79 им. Н. А. Зайцева» является работа педагогов с родителями. Родители должны иметь отчетливое представление об особенностях воспитания и обучения особого ребенка, чтобы предотвратить или сгладить проявления возможных негативных социальных и педагогических последствий ограниченных возможностей ребенка. Чем раньше родители осознают необходимость не только лечения, но и обучения, тем больших успехов они добьются. Мы полагаем, что дополнительное образование дает возможность компенсировать отсутствие специализированных учреждений. Дополнительное образование существенно расширяет познания о творческих возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает дальнейший успех в избранной сфере деятельности, формирует новый круг общения, способствует вовлечению в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшего окружения. На сегодняшний день недооценена роль дополнительного образования, которое является открытым, гуманистически направленным, способным быстро и мобильно реагировать на разнообразие мотивов и потребностей социума, а главное, на способности и возможности воспитанников, что особо ценно при работе с детьми с ОВЗ.
- Сроки реализации Программы - 2019-1020 учебный год
Программа реализуется в 1 ступени – начальная школа, адаптированные программы дополнительного образования - кружок.
- Организация образовательного процесса
- Воспитательная деятельность.
Программа воспитательной работы обеспечивает эффективность решения воспитательных задач за счет создания единого образовательного и культурного пространства, интеграции содержания дополнительных общеобразовательных программ с разнообразными программами, реализуемыми в рамках различных форм воспитательной работы.
Доминирующей воспитательной целью является: формирование
общечеловеческих культурных ценностей.
Малая Родина, родной дом, родной город, родные люди, родная природа, родной язык.
Культура поведения человека в школе, семье, общественных местах, наедине с собой. Правила общения со старшими, младшими, стариками, сверстниками.
Общество как социальная среда человека. Условия существования человека в обществе. Ценности общественной жизни. Поступок отдельного человека в контексте развития общества. Долг человека по отношению к обществу.
- Человек и его профессия. Способности и талант в профессиональном труде.
- Культура питания. Приобщение к физической культуре: физические упражнения и подвижные игры, водные и воздушные процедуры.
- Культура одежды.
- Культура физического труда. Необходимость и радость физического труда.
- Экологическая культура и приобщение к ней. Общение человека и природы. Охрана природы, забота об окружающей среде. Человек и животные.
- Основные виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как через неё отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
- Целью программы воспитательной работы является: создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с учетом его психофизических возможностей для дальнейшей успешной социальной адаптации и интеграции в общество.
Задачами программы воспитательной работы в учреждении являются:
- создание единого оптимального воспитательного пространства для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в триаде «педагог-ребенок - родитель»;
- создание открытой воспитательной среды с использованием возможностей социума для обеспечения занятости обучающихся для дополнительного образования;
- организация деятельности педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников, созданию комфортных условий для обучения и воспитания детей;
- формирование и совершенствование нравственных качеств личности, культуры поведения, умения использовать полученные знания в межличностном общении;
- обучение и привитие прочных навыков самообслуживания;
- формирование познавательной активности;
- освоение навыков построения перспектив в формировании понятий жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
- Адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
Под адаптированной образовательной программой понимается образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (Ф3-№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1). Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа показывает как собственная модель организации обучения, воспитания, развития и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется в конкретных условиях учреждения дополнительного образования, как изучаются и учитываются в работе с учащимися их индивидуальные особенности, интересы, возможности, способности, как повышается мотивация их учебной деятельности.
Информационная карта адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир вокруг нас».
1 | Полное название | Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас». |
2 | Автор программы | Коллектив авторов |
3 | Ф.И.О. педагога, реализующего программу | Соловьева Ирина Юрьевна |
4 | Дата создания | 2019 год |
5 | Характеристика программы | Модифицированная, общеразвивающая |
6 | Направление деятельности | Социальное |
7 | Сроки реализации | 1 год |
8 | Возраст учащихся | 8 -10 лет |
9 | Цель программы | Создать психолого - педагогические, социально личностные благоприятные условия, для повышения уровня экологической грамотности и экологического сознания, позволяющие обучающимся экологических объединений овладеть навыками адаптации и социализации в социально новых условиях. |
10 | Краткое содержан и е программы | Программа включает в себя следующие блоки: Понятие «экология», «Общий дом — общие проблемы», осень. «Природа в наших ощущениях». «Путешествуй и играй, познавай родимый край», «Мир растений», «Среда обитания», «Экологическая тропинка», «Лесные загадки», Зима: «Природа и животные нашего края», «Весна». |
11 | Прогнозируемые результаты | Вхождение личности в мир отношений с природой, человеком, и обществом, её включение в процесс освоения экологической культуры и практической деятельности. |
12 | Особая информация | Занятия проводятся в разновозрастной группе детей с разной степенью умственной отсталости. |
13 | Перспективы развития | Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов. |
- Контроль и регулирование выполнения адаптированной образовательной программы МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева».
Координацию и контроль над выполнением адаптированной образовательной программы осуществляет администрация МАОУ «Школа №79 им Н.А.Зайцева» в виде плановых и оперативных проверок, мониторинга и наблюдения. Методическое объединение анализирует ход выполнения программы и вносит предложения на педагогический совет по его коррекции, осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации программы. Администрация МАОУ «Школа №79 им Н.А.Зайцева» ежегодно подводит итоги выполнения программы на заседании итогового педагогического совета.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №79 им. Н.А.Зайцева»
«Согласованно» Зам. дир. по ВР _______/_________________/ ________________2019 года | «Утверждено»» Директор МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева» _________/Банникова М.В./ Приказ №______ от «____» ______________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «МИР ВОКРУГ НАС»
ДЛЯ 2 КЛАССА
Учитель: Соловьева Ирина Юрьевна
первая квалификационная категория
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Необходимость проведения кружка обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе, но и тем, что позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, развивать интерес к предмету, социализировать детей с ОВЗ. Участие школьников в кружке развивает воспитанность, нравственные чувства и нормы поведения, любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам. Такая форма работы дает широкое поле для восприятия ответственности за порученное дело, проявление инициативы, взаимопомощи.
Цель исследования: Создать психолого - педагогические, социально личностные благоприятные условия, для повышения уровня экологической грамотности и экологического сознания, позволяющие обучающимся экологических объединений овладеть навыками адаптации и социализации в социально новых условиях.
Задачи:
- организовать качественной коррекционно – реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- создать благоприятный психолого-педагогический климат для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
- совершенствовать программно-методическое обеспечение учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
- обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
- формировать у учащихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования.
- определить значение экологического воспитания в процессе обучения детей с ОВЗ;
- определить наиболее эффективные формы и методы в экологическом воспитании детей с ОВЗ в процессе кружковой работы.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – кружковая работа и ее роль в формировании социально адаптированной личности в процессе изучения естествознания.
Гипотеза:
Формирование социально адаптированной личности младшего школьника, при изучении естествознания будет успешным, если использовать такую форму работы как кружковая работа, которая должна обеспечить преемственность учебной программе, чтобы повысить уровень познавательного интереса к предмету, будут использованы разнообразные формы такой деятельности, а также учтены индивидуальные и возрастные особенности детей.
Прежде всего, для этого необходимо создать следующее педагогические условия:
- давать детям природоведческие знания, научить любить природы;
- способствовать социализации детей с ОВЗ;
- формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, а также особенностью организации учебного процесса в МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева».
1. Цели и задачи программы:
Цель кружка «Мир вокруг нас» - создать условия для воспитания гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-волевые качества детей с ОВЗ.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц. А также социализации детей с ОВЗ.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Организационные принципы: в кружке участвуют обучающиеся 2 класса; количество участников 5 человек; периодичность занятий 1 раз в неделю по 40 минут.
Результаты освоения
Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.
Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений детей с ОВЗ, относятся:
- Социализация детей с ОВЗ через предметно – практическую деятельность;
- характеристика социальных чувств (толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Классификация результатов деятельности кружка
Содержание | Способ достижения | Возможные формы деятельности |
Первый уровень результатов | ||
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Беседа |
Второй уровень результатов | ||
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Практическая деятельность, беседы, просмотр видеороликов. |
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков ;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере – создание условий для развития умения ухода за комнатными растениями;
—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Содержание курса деятельности кружка с указанием форм организации и видов деятельности
Введение 1 час
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Времена года. Осень. 11 часов
Экскурсия. Сбор природного материала. Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Откуда я родом. Район, в котором я живу. 4 октября — Всемирный день животных. Конкурс фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы». Птицы осенью Проект «Парад овощей» Герои детских сказок. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Что делает карась зимой? Акула и другие морские хищники. Тропы природы. Природа в поэзии.
Времена года. Зимушка – зима. 11 часов
Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных. Звёздочки на ладошке - снежинки. Как встречают Новый год в разных странах. Домашние животные. Символ года. Герои детских сказок. Аксаков. Аленький цветочек. Сестрицы-синицы. Синичкин календарь. Снегирь. Лесной доктор – дятел. Красная книга. Птицы Нижегородской области. Рисунки «Птичьи просьбы»
Времена года. Весна - красна. 11 часов.
Герои детских сказок. Ф. Зальтен «Бемби». Олени. Оранжерея на окне Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Первоцветы Нижегородской области. Мои домашние любимцы. Кошки и собаки. Живые цветы. Бабочки. Знакомые незнакомцы. Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы»
Тематическое планирование
№ | Название раздела (главы) кол-во часов | Название темы | Количество часов | Дата | |
По плану | Фактически | ||||
1 | Введение 1 час | Школьный двор. Десант чистоты и порядка. | 1 | 06.09 | |
2 | Времена года. Осень. 11 часов | Экскурсия. Сбор природного материала. | 1 | 13.09 | |
3 | Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. | 1 | 20.09 | ||
4 | Откуда я родом. Район, в котором я живу. | 1 | 27.09 | ||
5 | Птицы осенью. | 1 | 04.10 | ||
6 | 4 октября — Всемирный день животных. Конкурс фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы» | 1 | 11.10 | ||
7 | Проект «Парад овощей» | 1 | 18.10 | ||
8 | 1 | 25.10 | |||
9 | Герои детских сказок. Д.Н.Мамин - Сибиряк. Серая шейка. | 1 | 08.11 | ||
10 | Что делает карась зимой? | 1 | 15.11 | ||
11 | Акула и другие морские хищники. | 1 | 22.11 | ||
12 | Тропы природы. Природа в поэзии. | 1 | 29.11 | ||
13 | Времена года. Зимушка – зима. 11 часов | Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных. | 1 | 06.12 | |
14 | Звёздочки на ладошке - снежинки. | 1 | 13.12 | ||
15 | Как встречают Новый год в разных странах | 1 | 20.12 | ||
16 | Домашние животные. Символ года. | 1 | 27.12 | ||
17 | Герои детских сказок. Аксаков. Аленький цветочек. | 1 | 17.01 | ||
18 | Сестрицы-синицы. Синичкин календарь. | 1 | 24.01 | ||
19 | 1 | 31.01 | |||
20 | Снегирь. | 1 | 07.02 | ||
21 | Лесной доктор – дятел. | 1 | 14.02 | ||
22 | Красная книга. Птицы Нижегородской области. | 1 | 21.02 | ||
23 | Рисунки «Птичьи просьбы» | 1 | 28.02 | ||
24 | Времена года. Весна-красна. 11 часов | Герои детских сказок. Ф. Зальтен. Бемби. Олени. | 1 | 06.03 | |
25 | Оранжерея на окне Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями | 1 | 13.03 | ||
26 | 1 | 20.03 | |||
27 | Первоцветы Нижегородской области. | 1 | 03.04 | ||
28 | Экскурсия в музей цветов. | 1 | 10.04 | ||
29 | Проект. Мои домашние любимцы. Кошки и собаки. | 1 | 17.04 | ||
30 | 1 | 24.04 | |||
31 | Живые цветы. Бабочки. Знакомые незнакомцы. | 1 | 08.05 | ||
32 | Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | 1 | 15.05 | ||
33 | Мы цветы сажаем планету украшаем. | 1 | 22.05 | ||
34 | Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы». | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»Автор: Е.В. Жарова музыкально-хоровая школа «Радость»...
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования "Весёлые голоса"
Данная программа специально модифицирована педагогами дополнительного образования для работы в музыкально-драматической студии «Реприза», где основным видом музыкальной деятельности является вок...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖКА «ЧАС ИГРЫ»
Дополнительная образовательная программа «Час игры» имеет спортивную направленность и рассчитана на детей 7 лет. Срок обучения 1 год. Один час в неделю, в год 33 часа. Приём детей осуществляетс...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ АППЛИКАЦИИ "ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок геометрической аппликации «Волшебные фигурки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Волшебные фигурки» ориентирован на работу с учащимися от 8 до 10 л...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Радуга» ориентирована на работу с учащимися от 7 до 12 лет, направлена на духовно-нравственное развитие личности, представляет собой разработанный курс художественно-эстетического ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей 8 ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫРЕЗАНКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Вырезанка»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПДНаправление деятельности: «Декоративно-прикладное искусство»Кружок «Вырезанка» предназначен для р...