АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ АППЛИКАЦИИ "ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа (2 класс) по теме
Кружок геометрической аппликации «Волшебные фигурки»
Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.
Кружок «Волшебные фигурки» ориентирован на работу с учащимися от 8 до 10 лет.
Направление деятельности – художественно-эстетическое.
Одним из способов ознакомления с простейшими геометрическими понятиями в игровой форме является аппликация из геометрических фигур. Такое интересное и увлекательное занятие, как геометрическая аппликация, кроме познаний в математике, развивает у ребёнка практические навыки работы с ножницами, клеем и бумагой. А, как известно, развитие моторики детских пальчиков оказывает огромное положительное действие на центр речи. Также аппликация из геометрических фигур помогает разбудить у подрастающей личности художественное и пространственное восприятие мира, учит в сложном видеть составные части, а в крупном - более мелкое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "волшебные фигурки" | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нерехтская специальная (коррекционная) общеобразовательная,
школа – интернат VIII вида Костромской области»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по ВР Директор_________ /Кузьмина Т.В./
_____________/Смирнова С.С./ Приказ №________ от
«___» _____________ 2015 г. «___» _____________ 2015 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
кружка по геометрической аппликации
«Волшебные фигурки»
для учащихся 2 класса
Руководитель: Ионова Т.А.
воспитатель ГПД
г. Нерехта
Список учащихся, посещающих кружок:
1.Воскресенский Артем
2.Ивакин Игорь
3.Истомин Арсений
4.Кириллов Егор
5.Коптева Полина
6.Потеева Александра
7.Россиус Виктория
8.Россиус Марина
9.Савченкова Ольга
10.Саков Никита
11.Сухова Анастасия
12.Хренов Кирилл
Пояснительная записка
Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз,
Сделать что-нибудь плохо уже не захочет.
В. Федоров
Аппликация из геометрических фигур – пожалуй, самый простой вид аппликации, для которого не нужно уметь красиво рисовать и задумываться над формой той или иной детали. Аппликация из геометрических фигур, как следует из названия, выполняется исключительно из вырезанных геометрических фигур – кругов, треугольников, полукругов, прямоугольников, трапеций, квадратов. Все детали вырезаются из цветной бумаги и приклеиваются к основе, которой может служить картон либо плотная бумага.
Аппликация из геометрических фигур может представлять собой абсолютно любые изображения – от животных до машин и домов. Что интересно, маленькие дети, которые уже выучили название основных геометрических фигур, отождествляют с ними многие вещи. Например, если Вы спросите у ребенка, какой формы дом, он наверняка ответит, что прямоугольной, а на вопрос «Какой формы голова обезьяны?», получите ответ «Круг». Исходя из упрощенных форм и создается обычно аппликация из геометрических фигур.
Еще одним плюсом выполнения аппликации из геометрических фигур является простота выполнения. Геометрические фигуры можно не рисовать самостоятельно, а обводить по шаблону, который есть, например, на обычной линейке. Теперь остается только вырезать фигуры и наклеить их на бумагу-основу.
Самой простой аппликацией из геометрических фигур является дом. Для его выполнения нужно немного деталей, и обычно дети представляют себе этот объем довольно хорошо. Дом состоит из квадрата, треугольной крыши, прямоугольников двери и окна, а также из вытянутого прямоугольника – печной трубы. Все это вырезается из бумаги и наклеивается на картон. Вот и все, аппликация готова.
Аппликация из геометрических фигур очень проста, но, тем не менее, интересна и познавательна. С помощью этой техники можно выполнять целые картины, которые будут ничуть не хуже других аппликаций.
Если ребенок маленький, то можно на основе нарисовать будущую аппликацию, чтобы ребенок понял, что у него должно получиться. Кроме того, в процессе выполнения такой аппликации, вы с ребенком закрепляете цвета и формы.
Если раньше детей отводили в первый класс без каких-либо учебных навыков, то сегодня первоклассник уже должен впервые переступать школьный порог с определёнными умениями и знаниями. И начинать готовить малыша к учёбе нужно заранее, пока он ещё является дошкольником. Конечно, замечательно, если занятия с малышами проходят в формах игр и развлечений.
Одним из способов ознакомления с простейшими геометрическими понятиями в игровой форме является аппликация из геометрических фигур. Такое интересное и увлекательное занятие, как геометрическая аппликация, кроме познаний в математике, развивает у ребёнка практические навыки работы с ножницами, клеем и бумагой. А, как известно, развитие моторики детских пальчиков оказывает огромное положительное действие на центр речи. Также аппликация из геометрических фигур помогает разбудить у подрастающей личности художественное и пространственное восприятие мира, учит в сложном видеть составные части, а в крупном - более мелкое.
Цель программы:
Расширение знаний об окружающем мире, развитие творческих способностей, воображения, логического мышления, художественного вкуса.
Основные задачи обучения геометрической аппликации следующие:
- Различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб)
- Знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания
- Знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм
- Развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа – на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге
- Составлять изображение предмета из отдельных частей
- Располагать предметы в сюжетной аппликации
- Вырезать фигуры по нарисованному контуру, наклеивать их на основу
Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы)
Информация о программе:
Программа «Волшебные фигурки» реализуется с сентября 2015 года.
Направление деятельности – художественно-эстетическое
Уровень освоения – короткосрочный (1 год)
Возрастной диапазон – 8 - 9 лет
Форма проведения: комбинированное занятие (игровая мотивация + теория + практическая часть)
Режим проведения: 1 раз в неделю (34 занятий в год) по 40 минут
Форма подведения итогов – выставки
Основные принципы программы:
- Доступность обучения
- Заинтересованность учащегося в данном виде деятельности
- Добровольность
- Учет возрастных особенностей
- Посильность выполняемых работ
- Осуществление индивидуального подхода
Основные задачи коррекционной работы:
- Развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук
- Коррекция мышления, памяти, речи, зрительного восприятия
Основные методы обучения:
Словесные: беседа, инструкция, описание события
Наглядные: наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух), т.е. организация чувственного опыта учащегося
Практические: организация детской деятельности
Диагностика:
В начале курса обучения проводится диагностическое занятие, направленное на выявление уже имеющихся у детей знаний, умений, навыков. В течение курса обучения проводится также промежуточная и конечная диагностика. Результаты диагностики позволяют скорректировать программу обучения.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
- основные цвета спектра;
- основные геометрические фигуры;
-технику безопасности при работе с инструментами;
- виды аппликаций (предметная, сюжетная, декоративная);
Дети должны уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- выполнять основные приёмы при аппликации из бумаги;
- составлять рисунок по эскизу;
- пользоваться ножницами;
- вырезать фигуры по нарисованному контуру;
- правильно наносить клей на бумагу;
- наклеивать фигуры на бумагу по образцу;
- составлять орнамент из геометрических фигур;
- составлять композицию;
- доводить работу до конца;
Формы подведения итогов реализации программы.
Итогом кружка должна стать выставка работ на родительском собрании, подарки родным к Новому году, 8 Марта и 23 февраля, участие в выставках детского творчества.
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. ТБ при работе с ножницами «Консервируем огурцы и помидоры» | 1 | 15.09 |
2 | «Варим компот из вишни и сливы» | 1 | 22.09 |
3 | «Ежик и грибы» | 1 | 29.09 |
4 | «Улитка» | 1 | 6.10 |
5 | «Божья коровка» | 1 | 13.10 |
6 | «Неваляшка» | 1 | 20.10 |
7 | «Зайчик» | 1 | 27.10 |
8 | «Лягушка – квакушка» | 1 | 10.11 |
9 | «Мой дом» | 1 | 17.11 |
10 | «Рыбки в аквариуме» | 1 | 24.11 |
11 | «Веселые клоуны» | 1 | 1.12 |
12 | «Праздничные гирлянды» | 1 | 8.12 |
13 | «Елка новогодняя» | 1 | 15.12 |
14 | «Снеговик» | 1 | 22.12 |
15 | «Белка» | 1 | 12.01 |
16 | «Собака» | 1 | 19.01 |
17 | «Поросенок» | 1 | 26.01 |
18 | «Кошка» | 1 | 2.02 |
19 | «Лошадь» | 1 | 9.02 |
20 | «Козлик» | 1 | 16.02 |
21 | «Утенок» | 1 | 23.02 |
22 | «Букет для мамы» | 1 | 1.03 |
23 | «Грузовик» | 1 | 15.03 |
24 | «Ракета» | 1 | 29.03 |
25 | «Корабль» | 1 | 5.04 |
26 | «Самолет» | 1 | 12.04 |
27 | «Паровоз» | 1 | 19.04 |
28 | « Лев » | 1 | 26.04 |
29 | «Черепаха» | 1 | 3.05 |
30 | «Крокодил» | 1 | 10.05 |
31 | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | 1 | 17.05 |
Содержание программы
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | Вводное занятие. ТБ Консервируем огурцы и помидоры | Знакомство с геометрической аппликацией. Просмотр образцов. Организация рабочего места. Правила поведения и требования к воспитанникам. Инструктаж по ТБ. Правила личной гигиены. Начальная диагностика ЗУН. Обследование основных свойств овощей. Вырезание и наклеивание круглых и овальных форм в определенный контур (контур банки) |
2 | Варим компот из вишни и сливы | Обследование основных свойств ягод. Вырезание и наклеивание круглых и овальных форм в определенный контур (контур банки) |
3 | Ежик и грибы | Беседа о грибах (съедобные, несъедобные), рассматривание муляжей и иллюстраций. Вырезание геометрических фигур и составление изображения из частей, наклеивание на основу |
4 | Улитка | Вырезание и наклеивание разных по размеру круглых форм в определенной последовательности, дополняя их характерными деталями (глаза, рот, рожки) |
5 | Божья коровка | Беседа о насекомых. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
6 | Неваляшка | Вырезание и наклеивание разных по размеру круглых форм в определенной последовательности, дополняя их характерными деталями (глаза, рот, нос) |
7 | Зайчик | Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, нос, рот, усы) |
8 | Лягушка - квакушка | Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, рот) |
9 | Мой дом | Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание. |
10 | Рыбки в аквариуме | Беседа о рыбах. Изготовление коллективной аппликации, используя изученные геометрические формы |
11 | Веселые клоуны | Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, раскрашивание контурной основы |
12 | Праздничные гирлянды | Беседа о Новогоднем празднике. Вырезание и наклеивание круглых, овальных, треугольных и квадратных форм в определенной последовательности и чередованием по цвету. Коллективная аппликация |
13 | Елка новогодняя | Вырезание и наклеивание треугольных форм в определенной последовательности, дополняя их характерными деталями (бусы, гирлянда) |
14 | Снеговик | Вырезание и наклеивание разных по размеру круглых форм в определенной последовательности, дополняя их характерными деталями (глаза, рот, нос) |
15 | Белка | Беседа о диких животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, рот) |
16 | Собака | Беседа о домашних животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, нос, рот) |
17 | Поросенок | Беседа о домашних животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, рот, пятачок, ножки) |
18 | Кошка | Беседа о домашних животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, нос, рот, усы, коготки) |
19 | Лошадка | Беседа о домашних животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, рот, нос, хвост, копыта) |
20 | Козлик | Беседа о домашних животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, рот, нос, хвост, копыта) |
21 | Утенок | Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, перья) |
22 | Букет для мамы | Беседа о мамах, о подарке для мамы. Вырезание и составление букета из геометрических фигур, наклеивание на картонную основу |
23 | Грузовик | Беседа о видах транспортный средств передвижения. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
24 | Ракета | Беседа о видах транспортный средств передвижения. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
25 | Корабль | Беседа о видах транспортный средств передвижения. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
26 | Самолет | Беседа о видах транспортный средств передвижения. Раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
27 | Паровоз | Беседа о видах транспортный средств передвижения. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
28 | Лев | Беседа о животных. Вырезание геометрических фигур, раскладывание на контурную основу, наклеивание, дорисовывание мелких деталей (глаза, нос, усы, когти, хвост) |
29 | Черепаха | Беседа о земноводных. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, хвост) |
30 | Крокодил | Беседа о животных. Самостоятельное изготовление поделки, используя изученные геометрические формы |
31 | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | Выставка детских работ по результатам учебного года. Диагностика ЗУН |
Методическое обеспечение программы:
- Разработки игр, бесед, конкурсов, экскурсий;
- дидактические материалы;
- шаблоны открыток, декоративных элементов, копилка образцов;
- презентации
Литература:
Соловьева Е.В. Геометрическая аппликация – Москва, Просвещение 2010
Петрова И.В. Объемная аппликация – 2007
Румянцева Е.Л. Аппликация – Мир книги 2010
Малышева А.Н. Аппликация в детском саду – Ярославль, Академия Холдинг 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»Автор: Е.В. Жарова музыкально-хоровая школа «Радость»...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖКА «ЧАС ИГРЫ»
Дополнительная образовательная программа «Час игры» имеет спортивную направленность и рассчитана на детей 7 лет. Срок обучения 1 год. Один час в неделю, в год 33 часа. Приём детей осуществляетс...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Радуга» ориентирована на работу с учащимися от 7 до 12 лет, направлена на духовно-нравственное развитие личности, представляет собой разработанный курс художественно-эстетического ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей 8 ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫРЕЗАНКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Вырезанка»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПДНаправление деятельности: «Декоративно-прикладное искусство»Кружок «Вырезанка» предназначен для р...
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Аппликашка»
Адаптированная образовательная программа дополнительного образованиякружка «Аппликашка»...
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»...