МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка
Материал обобщает опыт работы в этом направлении в системе дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgopolova._metodicheskaya_razrabotka.docx | 632.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работу выполнил:
Педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД «Дом детского творчества
Белоглинского района»,
руководитель творческого объединения
«Помогай-ка» (проектная деятельность),
педагог-организатор
Долгополова Марина Геннадьевна
Белая Глина – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация | 3 | |
Введение | 4 | |
Основная часть | 6 | |
Характеристика темы методической разработки | 6 | |
Планирование реализации календарно-тематического планирования рабочей программы учебного курса «Помогай-ка» | 7 | |
Применение проектной деятельности младших школьников в системе экологического образования | 9 | |
Результаты формирующего эксперимента по внедрению проектной деятельности в систему экологического образования | 11 | |
Заключение | 19 | |
Список использованных источников | 20 | |
Приложение А (Подборка методик педагогической диагностики) | 23 | |
Приложение Б (Результаты диагностик в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента) | 32 | |
Приложение В (Экологический календарь) | 36 | |
Приложение Г (Продукты проектной деятельности младших школьников (фотоотчёт)) | 37 | |
Приложение Д (Результаты диагностик в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе и на контрольном этапе эксперимента в сравнении) | 47 |
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка «Проектная деятельность младших школьников в системе экологического образования» - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы проектной деятельности воспитанников младшего школьного возраста в системе экологического образования, элементы современных педагогических технологий обучения и воспитания применительно к работе творческого объединения, занимающегося проектной деятельностью, на базе МАОУ ДОД ДДТ Белоглинского района.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности в начальную школу, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения. В таком контексте развития начальной школы перспективной представляется именно проектная деятельность в системе дополнительного образования. Это обусловлено, прежде всего, более обширными возможностями дополнительного образования и его преимуществами перед начальной школой:
Во-первых, наполняемость групп меньше, чем классов;
Во-вторых, у педагога есть возможность организовать индивидуальную работу с различными категориями обучающихся;
В-третьих, программа дополнительного образования вариативна и учитывает интересы обучающихся.
Цель рабочей программы учебного курса «Помогай-ка»: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Программа включает в себя 3 подпрограммы: «Тренинг», «Исследовательская практика» и «Мониторинг».
Подпрограмма «Исследовательская практика» включает в себя такие темы, как:
- тренировочные занятия по методике проведения самостоятельных исследований;
- экспресс-исследования;
- коллективные игры-исследования.
Подпрограмма «Мониторинг»:
- коллективные творческие проекты (по выбору воспитанников);
- мини-конференции (по итогам);
- участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов обучающихся.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Характеристика темы методической разработки
Для реализации календарно-тематического планирования воспитанниками было выбрано именно экологическое направление.
В условиях высоко динамичного мира, нарастания признаков глобального экологического кризиса, при обилии неточной и даже ложной информации по вопросам безопасности и здоровья населения – система образования, отдающая предпочтение репродуктивному характеру обучения, оказывается неспособной формировать экологическую культуру нового общества.
Получая знания из области экологии на различных уроках, младшие школьники не могут самостоятельно систематизировать эту информацию и практически применить её. На сегодняшний день активная экологическая деятельность в начальной школе либо отсутствует, либо носит формальный характер. В этой связи все большее внимание уделяется именно внеклассному, а также внешкольному экологическому образованию. Задача педагога – заключается не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний, но и помочь в определении системы ценностей, то есть сконструировать новую культуро-центрированную модель экологического образования. Формирование таких качеств у воспитанников особенно эффективно происходит в процессе проектной деятельности.
Экологическая проектная деятельность сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента. Требует умения строить план исследования, осуществлять эксперимент, моделировать.
Исходя из вышеизложенного, проблема моего исследования для определения эффективности накопленного методического материала заключалась в противоречии между необходимостью включения проектной деятельности младших школьников в систему экологического образования, и недостаточной разработанностью теории и практики экологической проектной деятельности в системе дополнительного образования.
Цель исследования: разработать комплекс педагогических ситуаций, способных инициировать реализацию экологических проектов воспитанниками младшего школьного возраста и методику организации экологических проектов, доказать эффективность их использования для формирования экологической культуры воспитанников в системе экологического образования.
Гипотеза исследования: уровень экологической культуры младших школьников повысится, если внедрить в систему экологического образования проектную деятельность и регулярно использовать экологические проекты, как эффективное средство экологического обучения и воспитания младших школьников.
Планирование реализации календарно-тематического планирования рабочей программы учебного курса «Помогай-ка»
Для того чтобы реализовать гипотезу на практике, необходимо было рассмотреть основные этапы проектной деятельности, адаптированной для младшего школьного возраста. Были выявлены следующие этапы:
Далее я выявила условия организации проектной деятельности в младших классах. Они описаны ниже.
В ходе подготовки методической разработки, я уточнила значение понятия «Экологическое образование». Экологическое образование в Постановлении Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств – процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Проанализировав методическую, теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования, я выявила все компоненты экологического образования, а также его цель – формирование экологической культуры младших школьников. Взаимосвязь и взаимовлияние компонентов экологического образования и культуры я представили в таблице «Экологическое образование».
Применение проектной деятельности младших школьников в системе экологического образования
Проанализировав взаимосвязь и взаимозависимость компонентов содержания экологического образования, я пришла к выводу, что одним из важнейших и наиболее эффективных в формировании экологической культуры младших школьников является метод проектов. Перед началом формирующего эксперимента, я подобрали, на мой взгляд, самые оптимальные, соответствующие возрастным и психологическим особенностям младших школьников, диагностирующие методики. Для определения уровня экологической эрудиции, отношения испытуемых к природе, типа их экологических установок, ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами и самооценки экологической компетентности, на начальном этапе констатирующего эксперимента в октябре-ноябре 2013 года мною были проведены несколько диагностирующих методик [6, с. 2–5]. В диагностировании принимали участие 20 воспитанников 2004–2005 годов рождения из двух групп творческого объединения «Помогай-ка» «Дома детского творчества Белоглинского района».
Для выявления уровня экологической эрудиции мною был использован одноимённый тест, вопросы подбирались М.Г. Долгополовой с учётом возрастных особенностей младших школьников. В приложении А представлен полный текст теста, однако на начальном этапе обучающимся были заданы только определённые вопросы – с 1 по 20. На ряду с прямыми, тест содержит косвенные вопросы, на которые можно ответить, только имея определённые знания в области экологии [4; 12; 13; 17; 21; 23; 32].
Для выявления отношения младших школьников к природе я использовала анкету «Моё отношение к природе» (Е.С. Инешина, М.М. Нащокина), представленную в приложении А. Вопросы в данной анкете подразумевают 3 варианта ответов: «да», «нет» и «по-разному». Единственное требование – отвечать быстро и откровенно. Набранные баллы свидетельствуют о различном отношении к природе анкетируемых: от эгоистичности по отношению к природе, не осознания связи с ней, до глубокого и правильного отношения к природе [30, с. 40].
Для диагностики экологических установок личности я использовала ассоциативную методику «ЭЗОП» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). Это вербальная ассоциативная методика диагностики типа экологических установок личности, направленная на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). «ЭЗОП» – это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» [7, с. 218–224].
Чтобы определить мотивацию взаимодействия с природой у испытуемых я воспользовалась методикой «Альтернатива» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). Данная методика направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического, прагматического [8, с. 154–161].
Для выявления самооценки экологической компетентности младших школьников была использована методика Д.С. Ермакова с аналогичным названием. Данная методика содержит таблицу с утверждениями, расположенными в 3 столбика и 5 строк. Строки таблицы соответствуют компонентам экологической компетентности:
1) потребностно-мотивационный;
2) когнитивный;
3) практически-деятельностный;
4) эмоционально-волевой;
5) ценностно-смысловой.
Столбцы таблицы соответствуют уровням экологической компетентности:
1) низкий (неосознанная некомпетентность);
2) средний (осознанная некомпетентность);
3) высокий (осознанная компетентность) [34, с. 72].
Представленные выше методики наиболее полно и разносторонне помогли выявить уровень сформированности экологической культуры у воспитанников обеих группах, участвующих в эксперименте.
Результаты методик представлены в таблицах приложения Б.
В общем, результаты диагностирования учащихся обеих групп показали, что при среднем уровне экологической эрудиции (знания в области экологии), у большинства из них формирование экологического сознания и поведения находилось в зачатке, что свидетельствовало о низком уровне сформированности экологической культуры на тот момент.
Результаты формирующего эксперимента по внедрению проектной деятельности в систему экологического образования
По результатам проведения диагностики, был разработан комплекс педагогических ситуаций, способных инициировать проектную деятельность воспитанников экспериментальной группы. При разработке комплекса использовались материалы из статей Г.А. Айкиной, Э.Ю. Бова, Л.И. Буровой, Дж. Гибсона, С.Д. Дерябо, С.К. Зайцевой, В.А. Зебзеевой, А.Н. Камнева, О.Г. Листопад и др. [1; 2; 5; 7; 10; 11; 14; 15; 16; 17; 19; 20; 22; 23; 28; 29; 31; 32; 33; 35]. Ситуации представленные в комплексе, соответствуют принципам проектной деятельности, предложенным Е.С. Полат:
- посильны для выполнения;
- создают необходимые условия для успешного выполнения проектов;
- готовят учащихся к выполнению проектов;
- обеспечены руководством со стороны педагога;
- обеспечиваю возможность презентация результатов работы по проекту в той или иной форме [25, с. 35].
Цели комплекса педагогических ситуаций, инициирующих проектную деятельность:
- стимулировать мотивацию воспитанников на приобретение знаний;
- включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;
- самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
- развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
- развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и педагога [24].
Комплекс наглядно представлен на рисунке.
Комплекс педагогических ситуаций, способных инициировать проектную деятельность | ||||||||||||||
наблюдения в природе | экологические спектакли | походы | экскурсии | экологические праздники | экологическая пропаганда | экологические акции | эколо-гиче-ские игры | конкурсы | ||||||
прогулки по парку, по берегу реки, около родников | одноднев-ные, многодневные | на различные предприятия, на свалку, в лесное хозяйство, в зоопарк, в сафари-парк | организация и проведение мероприятий, согласно Экологическому календарю (таблица В.1, приложение В) | участие в муниципаль-ных, краевых, всероссий-ских экологичес-ких конкурсах |
В октябре 2013 года воспитанники экспериментальной группы отправились на экскурсию по окрестностям села Белая Глина и в парк (рисунок Г.1, приложение Г). На первом этапе мы наблюдали за деревьями: рассматривали их листву, кроны, кору, стволы, вредителей, всех тех, для кого дерево является и пищей и домом [26; 27]. Двух воспитанниц заинтересовал вопрос, почему в этом лесу нет деревьев, которые они недавно видели на Черноморском побережье. Поэтому на втором этапе девочки выясняли – где и какие деревья растут на территории Краснодарского края.
На третьем этапе сёстры Света и Марина подготовили презентацию «Деревья нашего края», результаты проекта оформили на листах формата А4 (рисунок Г.2, приложение Г). По результатам проекта был создан фотоальбом, в котором девочки разместили фотографии деревьев (рисунок Г.3, приложение Г). Краснодарского края по следующим критериям: самые распространённые деревья, распространённые только в определённой климатической зоне и редкие деревья.
На четвёртом этапе проект был представлен вниманию всей экспериментальной группы. Фотоальбом был подарен воспитанникам группы подготовки к школе «Развивайка».
В октябре 2013 года воспитанники экспериментальной группы отправились на сельскую свалку – это был первый этап проекта «Мусорный вопрос» (рисунок Г.4, приложение Г). После беседы, один из воспитанников задал вопрос: сколько лет будет разлагаться этот мусор. Ответ на этот вопрос учащиеся искали на втором этапе проекта.
На третьем этапе воспитанники в течение недели ежедневно взвешивали мусор, который накопился за день в их доме. Данные вносили в таблицу. Через семь дней каждый из них сложил количество мусора, зафиксированное им, и разделил на количество членов семьи. Вместе мы вывели среднее арифметическое количество мусора на одного человека за один день.
На четвёртом этапе мы выяснили количество жителей в селе Белая Глина и умножили его на количество мусора в день, за неделю, за год. Данные мы внесли в общую таблицу [14, с. 107; 66]. Результаты исследования были переданы в местную газету «Белоглинские вести» для обнародования. По результатам проекта воспитанниками была создана памятка «Сколько лет потребуется, чтобы полностью разложились…» (рисунок Г.5, приложение Г).
На пятом этапе воспитанники раздавали памятки жителям села в парке, на центральной площади, в местах скопления народа. Обсуждая «мусорный вопрос», учащиеся экспериментальной группы пришли к выводу, что мусор необходимо перерабатывать. В течение трёх следующих недель мы создавали из мусора интересные элементы декора дома и двора, полезные вещи, игрушки и т.п. Поэтому логическим завершением проекта стала выставка-продажа «Отходы – в доходы». Собранные средства были переданы «Дому детского творчества».
В ноябре 2013 года творческому объединению «Юный эколог» было поручено провести всекубанскую акцию «Чистые берега» в селе Белая Глина. Структура подготовки и проведения акции полностью соответствовала всем этапам проекта.
На первом этапе мы вместе с воспитанниками экспериментальной группы отправились на берег реки Рассыпная. В течение нескольких часов учащиеся фотографировали и производили видеосъёмку на берегу. Были подняты различные вопросы, основным из которых стал вопрос: что делать?
На втором этапе два мальчика занялись монтажом видеофильма о состоянии берегов реки Рассыпная. Три девочки отправились в районную библиотеку, чтобы узнать историю нашей реки и её значение для жителей села. Ещё трое занимались подготовкой агитационных листовок с призывом участвовать в акции (рисунок Г.6, приложение Г), остальные – раздавали листовки в парке, на центральной площади, развешивали их на остановках и в других местах. 14 и 15 ноября воспитанниками т/о «Юный эколог» была проведена агитация для учащихся школ № 5, № 9, № 11 и № 12, которые были привлечены к участию в акции 16 ноября (рисунок Г.7, приложение Г).
На третьем этапе (16 ноября, в 13.00) организованная группа воспитанников Дома детского творчества во главе с руководителем М.Г. Долгополовой отправились на берег реки Рассыпная (рисунок Г.8, приложение Г), где в течение одного часа собирали мусор и относили его к местам вывоза (рисунок Г.9, приложение Г). В конце мероприятия воспитанники т/о прикрепили на мосту реки Рассыпная информационные таблички: «Юные экологи благодарят вас за чистоту на берегу» (рисунок Г.10, приложение Г).
На четвёртом этапе мы подготовили фотоотчёт о проведённой акции, который был отправлен в Краснодарский краевой эколого-биологический центр.
В конце проекта воспитанники подвели итоги акции, сделав вывод, что необходимо чаще наводить порядок на берегах реки, так как от этого зависит сохранение растительного и животного мира прибрежной зоны и самого водоёма, а также здоровье населения. В заключении все участники акции от т/о «Юный эколог» получили благодарности «Дома детского творчества», а особенно активные – грамоты.
В феврале 2014 года воспитанники т/о «Юный эколог» посетили ателье по индивидуальному пошиву одежды «Мираж». Портной-закройщик и швеи рассказали о своей работе. Внимание учащихся привлекла большая картонная коробка в углу комнаты с яркими кусками ткани. Закройщик пояснила, что совсем недавно они выполняли заказ общества инвалидов Белоглинского района – шили концертные костюмы в русском народном стиле, осталось много атласных кусочков, в том числе и лент, но они маленькие, и их уже не используешь. Мы попросили эту коробку, и нам её отдали.
На втором этапе воспитанники выясняли, что можно сделать из ярких атласных кусочков. Было принято решение изготовить открытки в японском стиле «канзаши» для женщин общества инвалидов к празднику Восьмое марта.
На третьем этапе мы изучали технику изготовления цветов в стиле «канзаши» и создавали открытки (рисунки Г.11 и Г.12, приложение Г).
На четвёртом этапе открытки были вручены тем, кому они предназначались – женщинам из общества инвалидов.
На последнем этапе воспитанниками были сделаны выводы о том, что даже, казалось бы, уже не нужной вещи можно найти применение. Изготовление цветов в стиле «канзаши» продолжилось, и в марте состоялась выставка «Наше канзаши» воспитанников экспериментальной группы.
В марте 2014 года был реализован проект экологического спектакля «Дорогою добра». На первом этапе воспитанники отправились на прогулку к роднику. После зимних месяцев территория вокруг водоёма была усеяна мусором. Родник является уникальным местом села Белая Глина – несмотря на загрязнения вокруг, вода в нём остаётся чистой и холодной, даже в жару. Рядом с родником люди создали беседку для отдыха, стол в этой беседке – спил полутораметрового дерева. Перед тем, как расположиться в беседке, мы собрали весь мусор вокруг. Немного позже учащиеся заметили голодную собаку. Она подошла к беседке, а её щенки стояли на безопасном расстоянии. Воспитанники накормили собаку и выразили своё сочувствие по поводу того, что это животное бездомное.
На втором этапе воспитанники решили передать свои чувства, по поводу увиденного в спектакле. Сценарием занимались три воспитанницы. Мальчики подбирали звуковое оформление. Остальные готовили костюмы и декорации (рисунок Г.13, приложение Г).
На третьем этапе экологический спектакль «Дорогою добра» был представлен вниманию воспитанников детских садов № 4 (рисунок Г.14, приложение Г) и № 3 (рисунки Г.15–17, приложение Г) села Белая Глина.
На четвёртом этапе сценарий спектакля с фотографиями был оформлен в специальную папку, которая была отправлена в Краснодарский краевой эколого-биологический центр.
На пятом этапе все участники проекта «Дорогою добра» получили грамоты.
Следующий индивидуальный проект был реализован воспитанницей т/о «Юный эколог» в рамках краевого конкурса «Семейные экологические проекты (февраль 2014 г.).
На первом этапе были сделаны фотографии основных пищевых запасов и мест их хранения в доме у воспитанницы Д. Евангелины (приложение Г).
На втором этапе девочка выяснила (при помощи книг, сети Интернет) какие вредители могут испортить пищевые запасы и как с ними бороться, как выяснить – годен ли продукт к употреблению, где и в чём хранить пищевые запасы.
На третьем этапе Евангелина вместе с бабушкой подготовила специальные ёмкости для хранения и поместила в них пищевые запасы.
На четвёртом этапе девочка пошагово описала свои действия на листах формата А4 (рисунок Г.18–19, приложение Г) и создала презентацию своего проекта «Запасы в нашем доме».
На пятом этапе проект был представлен вниманию остальных воспитанников т/о «Юный эколог» и получил высокую оценку учащихся. По результатам проекта была составлена памятка: «Как оценить свежесть и годность пищевых запасов?» и «Как правильно хранить пищевые запасы?» (рисунок Г.20, приложение Г). Этот проект с частью методических наработок был представлен мною на заседании ассоциации педагогов в Кубанском государственном университете. По итогам заседания мне был вручён Сертификат Краснодарской региональной общественной некоммерческой организации «Ассоциация поддержки модернизации начального образования».
Первого мая 2014 года воспитанники участвовали в качестве зрителей в Спартакиаде трудящихся на стадионе «Имени А.А. Мацнева» села Белая Глина. На празднике выступил один из танцевальных коллективов села «Файер роккетс крю» (брейк-данс), тренер Мамука Мушкудиани. Мальчикам выступление понравилось, но девочки посчитали, что заниматься брейком опасно для здоровья. Поэтому на втором этапе воспитанники выяснили – какие танцевальные коллективы есть в селе, выбрали тот, который им понравился, и на месяц отправились на занятия в этот коллектив. Свои ощущения в ходе занятий учащиеся фиксировали в блокнот. Вместе с посещением занятий, они занимались сбором информации о выбранном танцевальном направлении.
На третьем этапе одна из воспитанниц посещала ансамбль бального танца «Альтаир» (А. Харенко) (рисунок Г.21, приложение Г), две девочки – ансамбль песни и танца «Ровесники» (В. Белявский, И. Белявская) (рисунок Г.22, приложение Г), ещё двум девочкам понравился ансамбль современного танца «Виктория» (Л. Дыбко) (рисунок Г.23, приложение Г), три мальчика отправились в коллектив брейк-данса «Файер роккетс крю» (М. Мушкудиани) (рисунок Г.24, приложение Г), а оставшиеся две девочки стали посещать занятия студии восточного танца «Марьям» (М. Долгополова) (рисунок Г.25, приложение Г).
На четвёртом этапе (июнь 2014 г.) воспитанники поделились друг с другом своими впечатлениями и ощущениями от занятий танцами. Вместе создали рекомендации для детей младшего школьного возраста: «Танец – это здоровье души и тела» (рисунок Г.25, приложение Г).
На пятом этапе опубликовали свои рекомендации на сайте ddt-dg.ru. Все участники проекта получили благодарность от «Дома детского творчества Белоглинского района».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На контрольном этапе эксперимента вновь была проведена диагностика, только с усложнением стимульного материала.
Результаты педагогической диагностики на контрольном этапе эксперимента показали, что у воспитанников экспериментальной группы:
- улучшилось качество экологических знаний;
- изменилось отношение к природе;
- начали формироваться экологическое мышление и сознание;
- изменился тип мотивации взаимодействия с природой.
Таким образом, проектная деятельность органично вписывается в структуру экологического образования. А экологический материал даёт богатую почву проектированию в системе дополнительного образования.
Создание определённых педагогических ситуаций, инициирующих проектную деятельность учащихся; соблюдение личностно-ориентированного подхода при организации экологических проектов (инициатива должна исходить от младших школьников); выполнение всех этапов проекта, в зависимости от его темы, типа, целей и задач; получение в итоге практически-значимого продукта (с чётким пониманием возможности его применения) – являются важнейшими условиями эффективного применения метода проектов в системе экологического образования.
Результаты исследования подтверждают предположение, что при реализации экологических проектов у учащихся младшего школьного возраста:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным // Начальная школа. – 2008. – № 8. – С. 54–57.
- Бова Э.Ю. Экологический кукольный театр в начальной школе / Э.Ю. Бова, Н.А. Каюн // Начальная школа плюс до и после. – 2003. – № 7. – С. 8–11.
- Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя / Л.И. Бурова, Г.П. Сеничева, А.В. Сорокина. – Вологда, 2004. – 72 с.
- Бухвалов В.А. Экознание. Практическое пособие для учителей и учащихся начальной школы / В.А. Бухвалов. – Рига, 1996. – 65 с.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон. – М., 1988. – 258 с.
- Гринева Е.А. Подбор измерений для диагностирования экологической воспитанности младшего школьника // Педагогическая мастерская. – 2009. – № 3. – С.2–5.
- Дерябо С.Д. Природный объект как «значимый другой» / С.Д. Дерябо. – Даугавпилс, 1995. – 235 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – М., 1995. – 206 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Даугавпилс, 1994. – 316 с.
- Зайцева С.К. Экология для младших школьников: Из опыта работы по факультативному курсу // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С.60–64.
- Зебзеева В.А. Детская субкультура – источник экологического развития личности ребенка: формы работы с детьми в плане их экологического развития // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 7. – C. 12–14.
- Иванова Т.М.. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.М. Иванова. – М., 2003. – 165 с.
- Ильина Л.И., Чернецкая Н.Ю., Экологическое воспитание на уроках в начальной школе. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru.
- Камнев А.Н., Конюшев В. В. Экологическое образование через жизненный опыт // Психология сегодня. – М., 1996. – № 1 (2). – С. 107–108.
- Листопад О.Г., Борейко В.Е. Нетрадиционные методы в экологическом воспитании и образовании / О.Г. Листопад, В.Е. Борейко. – Киев, 1996. – 90 с.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана–Граф, 2007. – 110 с.
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 320 с.
- МБОУ Баевская СОШ. [Электронный ресурс] URL: http://baevka73.3dn.ru.
- Николина В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде / В.В. Николина. – Н. Новгород, 1996. – 56 с.
- Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – №7. – С. 19–23.
- Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Павлова Т.Н. Воспитание у младших школьников этического отношения к животным: Методическое пособие / Т.Н. Павлова. – Вологда, 2008. – 60 с.
- Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: Академия, 2000. – 365 с.
- Петрунько А.В. Экологическое образование в 21 веке: поиск новой методологии. [Электронный ресурс] URL: http://priroda.primorsky.ru.
- Полат Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. – М., 2000. [Электронный ресурс] URL: http://www.raop.ru/index.php?id=127
- Рыжова Н.А. Деревья: От Акации до Ясеня / Н.А. Рыжова. – М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2006. – 192 с.
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево» / Н.А. Рыжова. – М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2006. – 256 с.
- Саркисян А.Р. Пути реализации экологического образования // Начальная школа. – 2006. – № 12. – С.46–49.
- Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе / Л.П. Симонова. – М.: Академия, 2000. – 280 с.
- Цветкова И.В. Диагностика экологической культуры младшего школьника // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – № 2(3). –
С. 34–40. - Цветкова И.В. Личный опыт по взаимодействию с окружающей средой в процессе формирования экологической культуры младшего школьника // Учителю об экологии детства / под ред. В.И. Панова, В.П. Лебедевой. – М., 1995. – С. 47–56.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И.В. Цветкова. – Ярославль, 1997. – 155 с.
- Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. – М., 1983. – 320 с.
- Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал. – 1995. – №3. – С. 70–73.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 1997. – 190 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Подборка методик педагогической диагностии
Тест «Экологическая эрудиция» (М.Г. Долгополова)
Инструкция: педагог медленно читает вопрос дважды, для записи ответа обучающимся отводится одна минута. Ответ ученики записывают в специальный бланк.
Вопросы.
- Какая наука рассказывает нам о связи природы и человека? (Экология)
- Дайте определение слову «экология». (Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы, «наука о доме»)
- Как называется верхний плодородный слой земли? (Почва)
- Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу? (Река)
- Синоним слова звери. (Животные)
- Назови одним словом деревья, травы, кустарники. (Растения)
- Житель планеты, наделенный разумом. (Человек)
- Назови синоним слова атмосфера. (Воздух)
- Кому приносит вред дым из труб заводов? (Всем живым существам)
- Какую книгу называют «Красной?»? (Книгу редких животных и растений)
- Назовите несколько исчезающих видов растений или животных.
- Кто причиняет вред диким животным? (Браконьеры)
- Кто такие браконьеры? (Люди, которые отстреливают животных без разрешения и не в пору охоты)
- Где животные могут не бояться охотников и человека? (В заповеднике)
- Куда можно выбрасывать мусор в лесу? (В мусорный бак или забирать с собой)
- Назовите основные источники загрязнения атмосферы.
- Каковы последствия загрязнения воды?
- В какой ситуации необходимо мыть руки и почему?
- Назовите привычки, которые вредят здоровью человека.
- Назовите 5 лекарственных растений.
- Глаза у стрекозы размером чуть ли не с их голову, этим они обеспечивают её прекрасное зрение, что несвойственно многим другим насекомым. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы? (Стрекозы – хищники, которые ловят в полёте мелких насекомых. Глаза их незаменимые помощники в охоте.)
- Вышли на поляну три оленя и стали щипать сочную траву. В это время, бесшумно промелькнув в воздухе, на спину к одному оленю смело опустилась проворная птица. Хвост у неё голубой, шапочка на голове чёрная – это голубая сорока. Попрыгивая на спине оленя, она нашла удобное местечко и давай выщипывать целые клочья линяющей шерсти. Почему она это делала? (Сорока делает свои гнёзда из шерсти. В одном гнезде можно насчитать 5–6 различных видов шерсти: оленя, медведя, волка, белки, лисицы. Сорока пользуется каждым удобным случаем, чтобы собрать нужную для гнезда шерсть.)
- Подорожник получил своё название за то, что растёт вдоль дорог или прямо на дорожках. Почему он «облюбовал» себе такие места многолюдные места? (Распространяется семенами, которые переносятся, прилипая к обуви человека.)
- У клеста нос наперекос. А зачем он такой? Муху им не поймаешь, зёрнышко с земли не склюёшь. Однако клёст доволен своим клювом. Что же в нём хорошего? (Клёст своим клювом-клещами шишки потрошит: крепка еловая шишка, но клюв клеста легко с ней справляется.)
- Коровы, лошади, находясь на пастбище или в стойле, постоянно бьют себя по бокам длинным, с кисточкой на конце хвостом. Для чего они это делают? (Коров и лошадей летом атакуют полчища мух, комаров, слепней и оводов. Не пришлось бы животным досыта поесть, если бы не их хвосты-мухобойки.)
- «– Стой! Кто стрелял?! Кто в меня попал?!
- Я.
- Кто ты?
- Акация.
- Зачем?
- Нечаянно.
- Ишь ты, как метко… будто из ружья. Из чего стреляешь-то?»
Из чего стреляет акация и зачем? (Акация «стреляет» из высохшего стручка семенами. Так она размножается.)
Анкета «Мое отношение к природе» (Е.С. Инешина, М.М. Нащокина)
Инструкция: попробуйте оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько Вы его осознаёте. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и обведите соответствующую оценку в баллах.
Таблица А.1 – Анкета «Мое отношение к природе»
№ | Вопросы | Ответы и баллы | ||
да | нет | по-разному | ||
Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? | 2 | 0 | 1 | |
Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? | 0 | 2 | 1 | |
Всегда ли вы бережно относитесь к природе? | 2 | 0 | 1 | |
Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? | 2 | 0 | 1 | |
Цените ли вы разнообразие в природе? | 2 | 0 | 1 | |
Влияет ли природа на ваше настроение? | 2 | 0 | 1 | |
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? | 2 | 0 | 1 | |
Все ли в окружающей природе вас интересует? | 1 | 2 | 0 | |
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? | 2 | 0 | 1 | |
Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? | 1 | 0 | 2 | |
Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? | 2 | 0 | 1 | |
Любите ли вы читать описания природы в книгах? | 2 | 0 | 1 | |
Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? | 2 | 0 | 1 | |
Влияет ли природа на ваше поведение? | 2 | 0 | 1 | |
Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? | 1 | 2 | 0 | |
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? | 0 | 2 | 1 | |
Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? | 2 | 0 | 1 | |
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? | 0 | 2 | 1 | |
Вы принимали посильное участие в охране природы в детском саду? | 2 | 0 | 1 | |
Сейчас вы принимаете участие в охране природы? | 0 | 2 | 1 | |
Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? | 2 | 0 | 1 | |
Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? | 2 | 0 | 1 | |
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? | 2 | 0 | 1 | |
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? | 2 | 0 | 1 | |
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? | 2 | 0 | 1 |
Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества.
От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.
От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.
Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
Ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин)
Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы.
Можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). «ЭЗОП» – это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» – такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций.
Методика проводится в устной форме. На бланке испытуемый фиксирует только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант. В письменном варианте методика может использоваться с испытуемыми, начиная с 10–11 лет. В индивидуальном варианте можно не использовать бланк для ответов: испытуемый сообщает их экспериментатору устно. В этом случае минимальный возраст испытуемого 6–7 лет и ограничен только его способностью понять инструкцию.
Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты.
Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.
Инструкция: «Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово «МЯЧ» и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, «резиновый». Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор».
Таблица А.2 – Текст методики
№ п/п | Стимульное слово | Слова для восприятия | ||||
ЛЕС | поляна (К) | муравейник (И) | заповедник (О) | дрова (П) | песок | |
ЛОСЬ | следы (И) | лесник (О) | трофей (П) | камни | рога (К) | |
ТРАВА | поливать (О) | силос (П) | кора | роса (К) | стебель (И) | |
ОЗЕРО | улов (П) | шерсть | острова (К) | моллюск (И) | очищать (О) | |
МЕДВЕДЬ | паутина | хозяин (К) | малина (И) | редкий (О) | шкура (П) | |
ДЕРЕВО | осень (К) | кольца (И) | вырастить (О) | мебель (П) | сено | |
БОЛОТО | головастик (И) | заказник (О) | торф (П) | яблоки | туман (К) | |
УТКА | запрет (О) | жаркое (П) | рассвет (К) | ветка | кольцевание (И) | |
РЫБА | жабры (И) | серебристая (К) | нерестилище (О) | жарить (П) | перо | |
САД | берлога | цветущий (К) | опыление (И) | ухаживать (О) | урожай (П) | |
БОБР | ловкий (К) | резцы (И) | расселение (О) | шуба (П) | грибы | |
ПРИРОДА | красота (К) | изучение (И) | охрана (О) | польза (П). | красота (К) |
Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ не зачитывается. К – природа воспринимается как объект красоты, «эстетическая» установка. И – природа воспринимается как объект изучения, «когнитивная» установка. О – природа воспринимается как объект охраны, «этическая установка». П – природа воспринимается как объект пользы, «прагматическая» установка.
Методика диагностики мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин)
Методика «Альтернатива» направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. Испытуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности, например: «Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок: (А) с красивой окраской; (Б) с интересным поведением». Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз.
Количество выборов того или иного типа также представляется как доля от максимально возможного, а затем каждому типу присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип мотивации, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), интерпретируется как ведущий.
Инструкция. «В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов – А или Б, который кажется наиболее подходящим для Вас. Если Вы считаете, данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение».
Текст методики.
- Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок
- с красивой окраской;
- с интересным поведением.
- Вы бы сочли для себя более подходящим занятием
- собирать гербарий лекарственных растений;
- собирать растения для изготовления настоек.
- Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали ученикам
- о строении животных;
- о том, как ухаживать за животными.
- В ботаническом саду Вы, скорее всего
- будете любоваться тропическими растениями;
- захотите получить отросток для выращивания дома
- Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимание
- на то, как они устроены;
- на то, как их лучше сохранить на зиму.
- Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта
- цветочных культур;
- плодовых культур.
- Купив календарь природы, Вы сначала прочтете
- стихи хороших поэтов о природе;
- заметки из блокнота натуралиста.
- Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы работать
- в лаборатории;
- на опытной станции.
- Вы бы завели собаку
- чтобы ухаживать за ней;
- для охраны квартиры.
- Вы предпочтете прочесть
- книгу о красоте природы;
- книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными.
- Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы
- следить за ростом и развитием деревьев;
- руководить заготовкой ценной древесины.
- Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы предпочтете поехать туда
- в мае;
- в августе.
Обработка и интерпретация результатов методики «Альтернатива».
Таблица А.3 – Ключ к методике
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
А | Э | П | К | Э | К | Э | Э | К | П | Э | К | Э |
Б | К | Пг | П | П | Пг | Пг | К | П | Пг | П | Пг | Пг |
Примечание: Э – эстетический тип мотивации; К – когнитивный тип мотивации; П – практический тип мотивации; Пг – прагматический тип мотивации.
Методика «Самооценка экологической компетентности» (Д.С. Ермаков)
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте текст таблицы.
2. В каждой строке найдите высказывание, которое, на Ваш взгляд, Вам больше всего подходит.
3. Поставьте «крестик» (☒) в соответствующем квадрате.
Таблица А.4 – Текст методики
1 | 2 | 3 | |
1 | Я не задумываюсь | Я не хочу участвовать | Я хочу участвовать |
2 | Я не задумываюсь, какие знания необходимы | У меня недостаточно знаний для реализации экологических проектов | У меня достаточно знаний для реализации экологических проектов |
3 | Я не задумываюсь, | Я не обладаю нужными умениями и навыками, чтобы практически реализовать экологический проект | Я обладаю нужными умениями и навыками, чтобы практически реализовать экологический проект |
4 | Я не задумываюсь о том, какие чувства и эмоции можно испытать от реализации экологических проектов | Я не испытываю особых чувств и эмоций от реализации экологических проектов | Я испытываю сильные чувства и эмоции |
5 | Я не задумываюсь | Я не понимаю, зачем экологические проекты нужны людям и природе | Я понимаю, что экологические проекты нужны людям и природе |
В каждой строке нужно отметить один квадрат.
Обработка результатов.
Строки таблицы соответствуют компонентам экологической компетентности:
1) потребностно-мотивационный;
2) когнитивный;
3) практически-деятельностный;
4) эмоционально-волевой;
5) ценностно-смысловой.
Столбцы таблицы соответствуют уровням экологической компетентности:
1) низкий (неосознанная некомпетентность);
2) средний (осознанная некомпетентность);
3) высокий (осознанная компетентность).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Результаты диагностик в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента
Результаты теста «Экологическая эрудиция»
Таблица Б.1 – Количество правильных ответов у каждого воспитанника экспериментальной группы
№ п/п | Ф.И. | Год рождения | Класс | № школы | Количество правильных ответов |
Александра Ж. | 2005 | 4 | 9 | 16 | |
Виктор К. | 2004 | 4 | 9 | 11 | |
Евангелина Д. | 2004 | 4 | 9 | 13 | |
Екатерина К. | 2005 | 3 | 9 | 7 | |
Марина С. | 2005 | 3 | 12 | 13 | |
Оксана А. | 2005 | 3 | 12 | 11 | |
Полина Р. | 2005 | 3 | 9 | 6 | |
Родион Р. | 2004 | 4 | 9 | 13 | |
Светлана С. | 2004 | 4 | 12 | 16 | |
Станислав С. | 2004 | 4 | 9 | 10 |
Таблица Б.2 – Количество правильных ответов у каждого воспитанника контрольной группы
№ п/п | Ф.И. | Год рождения | Класс | № школы | Количество правильных ответов |
Алина Ш. | 2005 | 3 | 5 | 10 | |
Анастасия М. | 2005 | 3 | 5 | 5 | |
Анастасия Б. | 2004 | 4 | 5 | 8 | |
Виктория К. | 2004 | 4 | 5 | 12 | |
Владимир Г. | 2004 | 4 | 5 | 13 | |
Диана Ж. | 2005 | 3 | 5 | 15 | |
Ирина И. | 2004 | 4 | 11 | 9 | |
Николай Т. | 2005 | 3 | 5 | 14 | |
Эвелина Х. | 2004 | 4 | 11 | 13 | |
Яна Л. | 2005 | 4 | 11 | 16 |
Результаты анкетирования «Мое отношение к природе»
Таблица Б.3 – Результаты анкетирования в экспериментальной группе
№ п/п | Ф.И. | Год рождения | Класс | № школы | Менее 20 баллов | От 20 до 29 баллов | От 30 до 39 баллов | Более 40 баллов |
1. | Александра Ж. | 2005 | 4 | 9 | 25 | |||
2. | Виктор К. | 2004 | 4 | 9 | 17 | |||
3. | Евангелина Д. | 2004 | 4 | 9 | 28 |
Окончание таблицы Б.3
№ п/п | Ф.И. | Год рождения | Класс | № школы | Менее 20 баллов | От 20 до 29 баллов | От 30 до 39 баллов | Более 40 баллов |
4. | Екатерина К. | 2005 | 3 | 9 | 19 | |||
5. | Марина С. | 2005 | 3 | 12 | 32 | |||
6. | Оксана А. | 2005 | 3 | 12 | 22 | |||
7. | Полина Р. | 2005 | 3 | 9 | 26 | |||
8. | Родион Р. | 2004 | 4 | 9 | 21 | |||
9. | Светлана С. | 2004 | 4 | 12 | 37 | |||
10. | Станислав С. | 2004 | 4 | 9 | 30 | |||
Количество человек: | 2 | 6 | 2 | 0 |
Таблица Б.4 – Результаты анкетирования в контрольной группе
№ п/п | Ф.И. | Год рождения | Класс | № школы | Менее 20 баллов | От 20 до 29 баллов | От 30 до 39 баллов | Более 40 баллов |
1. | Алина Ш. | 2005 | 3 | 5 | 21 | |||
2. | Анастасия М. | 2005 | 3 | 5 | 23 | |||
3. | Анастасия Б. | 2004 | 4 | 5 | 30 | |||
4. | Виктория К. | 2004 | 4 | 5 | 22 | |||
5. | Владимир Г. | 2004 | 4 | 5 | 16 | |||
6. | Диана Ж. | 2005 | 3 | 5 | 35 | |||
7. | Ирина И. | 2004 | 4 | 11 | 20 | |||
8. | Николай Т. | 2005 | 3 | 5 | 19 | |||
9. | Эвелина Х. | 2004 | 4 | 11 | 29 | |||
10. | Яна Л. | 2005 | 4 | 11 | 33 | |||
Количество человек: | 2 | 5 | 3 | 0 |
Результаты методики диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»
Таблица Б.5 – Результаты диагностики в экспериментальной группе
№ п/п | Ф.И. | Год рождения | Класс | № школы | К | И | О | П | Ведущий тип |
Александра Ж. | 2005 | 4 | 9 | 2 | 0 | 5 | 5 | П О | |
Виктор К. | 2004 | 4 | 9 | 0 | 1 | 0 | 11 | П | |
Евангелина Д. | 2004 | 4 | 9 | 6 | 2 | 2 | 2 | К | |
Екатерина К. | 2005 | 3 | 9 | 4 | 0 | 8 | 0 | О | |
Марина С. | 2005 | 3 | 12 | 3 | 4 | 0 | 5 | П | |
Оксана А. | 2005 | 3 | 12 | 2 | 6 | 0 | 4 | И | |
Полина Р. | 2005 | 3 | 9 | 2 | 5 | 2 | 3 | И | |
Родион Р. | 2004 | 4 | 9 | 0 | 0 | 0 | 12 | П | |
Светлана С. | 2004 | 4 | 12 | 5 | 0 | 4 | 3 | К | |
Станислав С. | 2004 | 4 | 9 | 0 | 2 | 6 | 4 | О |
Таблица Б.6 – Результаты диагностики в контрольной группе
№ п/п | Ф.И. | Год рождения | Класс | № школы | К | И | О | П | Ведущий тип |
Алина Ш. | 2005 | 3 | 5 | 6 | 3 | 3 | 0 | К | |
Анастасия М. | 2005 | 3 | 5 | 3 | 8 | 0 | 1 | И | |
Анастасия Б. | 2004 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 1 | КИ | |
Виктория К. | 2004 | 4 | 5 | 3 | 0 | 7 | 2 | О | |
Владимир Г. | 2004 | 4 | 5 | 0 | 1 | 0 | 11 | П | |
Диана Ж. | 2005 | 3 | 5 | 1 | 5 | 0 | 6 | П | |
Ирина И. | 2004 | 4 | 11 | 2 | 3 | 3 | 4 | П | |
Николай Т. | 2005 | 3 | 5 | 3 | 4 | 1 | 4 | ИП | |
Эвелина Х. | 2004 | 4 | 11 | 0 | 8 | 0 | 4 | И | |
Яна Л. | 2005 | 4 | 11 | 5 | 2 | 2 | 3 | К |
Примечание: К – «эстетическая» установка; И – «когнитивная» установка; О – «этическая» установка; П – «прагматическая» установка.
Результаты методики «Альтернатива» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин)
Таблица Б.7 – Результаты методики в экспериментальной группе
№ п/п | Ф.И. | Год рождения | Класс | № школы | Э | К | П | ПГ | Ведущий тип |
Александра Ж. | 2005 | 4 | 9 | 2 | 4 | 1 | 5 | Пг | |
Виктор К. | 2004 | 4 | 9 | 1 | 1 | 4 | 6 | Пг | |
Евангелина Д. | 2004 | 4 | 9 | 5 | 2 | 2 | 1 | Э | |
Екатерина К. | 2005 | 3 | 9 | 4 | 4 | 1 | 1 | Э К | |
Марина С. | 2005 | 3 | 12 | 2 | 3 | 3 | 2 | К П | |
Оксана А. | 2005 | 3 | 12 | 4 | 3 | 1 | 2 | Э | |
Полина Р. | 2005 | 3 | 9 | 2 | 5 | 2 | 1 | К | |
Родион Р. | 2004 | 4 | 9 | 1 | 1 | 2 | 6 | Пг | |
Светлана С. | 2004 | 4 | 12 | 3 | 4 | 1 | 2 | К | |
Станислав С. | 2004 | 4 | 9 | 2 | 1 | 2 | 5 | Пг |
Таблица Б.8 – Результаты методики в контрольной группе
№ п/п | Ф.И. | Год рождения | Класс | № школы | Э | К | П | ПГ | Ведущий тип |
Алина Ш. | 2005 | 3 | 5 | 2 | 4 | 1 | 5 | Пг | |
Анастасия М. | 2005 | 3 | 5 | 4 | 3 | 1 | 2 | Э | |
Анастасия Б. | 2004 | 4 | 5 | 1 | 1 | 4 | 6 | Пг | |
Виктория К. | 2004 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 2 | К | |
Владимир Г. | 2004 | 4 | 5 | 5 | 2 | 2 | 1 | Э | |
Диана Ж. | 2005 | 3 | 5 | 1 | 1 | 2 | 6 | Пг | |
Ирина И. | 2004 | 4 | 11 | 2 | 3 | 3 | 2 | К П | |
Николай Т. | 2005 | 3 | 5 | 3 | 1 | 2 | 4 | Пг | |
Эвелина Х. | 2004 | 4 | 11 | 2 | 5 | 2 | 1 | К | |
Яна Л. | 2005 | 4 | 11 | 3 | 2 | 2 | 3 | Э Пг |
Результаты методики «Самооценка экологической компетентности»
Таблица Б.9 – Результаты методики в экспериментальной группе
№ п/п | Ф.И. | Год рождения | Класс | № школы | ПМ | К | ПД | ЭВ | ЦС |
Александра Ж. | 2005 | 4 | 9 | Н | С | С | С | С | |
Виктор К. | 2004 | 4 | 9 | Н | Н | Н | Н | Н | |
Евангелина Д. | 2004 | 4 | 9 | В | С | С | С | С | |
Екатерина К. | 2005 | 3 | 9 | Н | Н | С | Н | С | |
Марина С. | 2005 | 3 | 12 | С | В | В | С | С | |
Оксана А. | 2005 | 3 | 12 | С | С | Н | Н | С | |
Полина Р. | 2005 | 3 | 9 | С | С | С | В | В | |
Родион Р. | 2004 | 4 | 9 | Н | Н | Н | В | Н | |
Светлана С. | 2004 | 4 | 12 | С | С | С | С | С | |
Станислав С. | 2004 | 4 | 9 | С | Н | Н | Н | В |
Таблица Б.10 – Результаты методики в контрольной группе
№ п/п | Ф.И. | Год рождения | Класс | № школы | ПМ | К | ПД | ЭВ | ЦС |
Алина Ш. | 2005 | 3 | 5 | Н | Н | Н | С | С | |
Анастасия М. | 2005 | 3 | 5 | С | Н | Н | Н | С | |
Анастасия Б. | 2004 | 4 | 5 | С | С | С | С | С | |
Виктория К. | 2004 | 4 | 5 | Н | Н | Н | С | С | |
Владимир Г. | 2004 | 4 | 5 | Н | Н | Н | С | С | |
Диана Ж. | 2005 | 3 | 5 | С | С | Н | Н | С | |
Ирина И. | 2004 | 4 | 11 | Н | С | С | В | В | |
Николай Т. | 2005 | 3 | 5 | Н | Н | Н | В | Н | |
Эвелина Х. | 2004 | 4 | 11 | С | Н | Н | С | С | |
Яна Л. | 2005 | 4 | 11 | В | С | С | С | В |
Примечание: ПМ – потребностно-мотивационный компонент экологической компетентности; К – когнитивный компонент экологической компетентности; ПД – практически-деятельностный компонент экологической компетентности; ЭВ – эмоционально-волевой компонент экологической компетентности; ЦС – ценностно-смысловой компонент экологической компетентности; Н – низкий уровень экологической компетентности; С – средний уровень экологической компетентности; В – высокий уровень экологической компетентности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Экологический календарь
Таблица В.1 – Даты и названия экологических праздников
Дата | Название праздника |
11 января | |
19 февраля | Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) |
14 марта | Международный день рек |
20 марта | День Земли, Международный день леса |
22 марта | |
1 апреля | |
7 апреля | Всемирный день здоровья |
15 апреля | День экологических знаний |
19 апреля | День подснежника |
22 апреля | Международный день Земли |
3 мая | День Солнца |
11 мая | Всемирный день мигрирующих птиц |
12 мая | День экологического образования |
15 мая | Международный день климата |
с 15 мая по 15 июня | Единые дни защиты малых рек и водоемов. |
18 мая | Всероссийский день посадки |
31 мая | Всемирный день борьбы против курения |
2 июня | Международный день очистки водоемов |
5 июня | Всемирный день охраны окружающей среды |
8 июня | Всемирный день океанов |
15 июня | Всемирный день ветра, День создания юннатского движения |
17 июня | Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой |
14 июля | День действий против рыбной ловли |
23 июля | Всемирный день китов и дельфинов |
8 сентября | Всемирный день журавля |
15 сентября | День работников леса |
16 сентября | Международный день охраны озонового слоя |
20 сентября | Международная ночь летучих мышей |
21 сентября | Неделя Всемирной акции «Мы чистим мир» |
26 сентября | Всемирный день моря |
4 октября | Международный день защиты животных |
5 октября | Международные дни наблюдения птиц |
14 октября | День работников заповедного дела |
16 октября | Всемирный день питания |
24 октября | Международный день без бумаги |
31 октября | Международный день Черного моря |
9 ноября | День антиядерных акций |
11 ноября | День энергосбережения |
15 ноября | День вторичной переработки |
20 ноября | День отказа от курения |
11 декабря | Международный день гор |
29 декабря | Международный день биоразнообразия |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Продукты проектной деятельности младших школьников (фотоотчёт)
Проект «Деревья нашего края»
Рисунок Г.1 – В Парке культуры и отдыха с. Белая Глина |
Рисунок Г.2 – Страницы проекта |
Рисунок Г.3 – Страницы фотоальбома «Деревья нашего края» |
Проект «Мусорный вопрос»
Проект «Чистые берега» (в рамках всекубанской экологической акции)
16 ноября 2013 года в 13.00 Юные экологи Белоглинского района проводят акцию «Чистые берега». Акция стартует: 1. На берегу реки по ул. Капитана Молчанова (за СОШ № 5). 2. У ворот СОШ № 11. 3. В центре на берегу реки по ул. Красной Форма одежды – рабочая, с собой – мусорные пакеты, перчатки, приспособления для сбора мусора. Мы, юные экологи СОШ № 5, 9, 11,12 хотим сделать чище берега наших водоёмов, чтобы родное село стало ещё прекраснее! Если Вам не безразлично наше будущее – ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ! МЫ НЕ ЗАДАЁМ ВОПРОС: «А ПОЧЕМУ Я???» - МЫ ГОВОРИМ: «КТО ЖЕ, ЕСЛИ НЕ Я!!!» |
Рисунок Г.6 – Агитационная листовка |
Рисунок Г.7 – Воспитанники т/о «Юный эколог» с агитацией в одной из школ |
Рисунок Г.8 – Воспитанники т/о «Юный эколог» идут очищать от мусора берег реки |
Рисунок Г.9 – Воспитанники т/о «Юный эколог» убирают мусор на берегу реки Рассыпная |
Рисунок Г.10 – Воспитанники т/о «Юный эколог» прикрепили информационную табличку на берегу реки |
Проект «Наше канзаши»
Рисунок Г.11 – Реализация проекта |
Рисунок Г.12 – Открытки к 8 марта в стиле канзаши |
Проект «Дорогою добра»
Рисунок Г.13 – Подготовка к реализации проекта |
Рисунок Г.14 – Экологический спектакль «Дорогою добра» в детском саду № 4 |
Рисунок Г.15 – Экологический спектакль «Дорогою добра» в детском саду № 3 |
Рисунок Г.16 – Воспитанники т/о «Юный эколог» в детском саду № 3 |
Рисунок Г.17 – Воспитанники т/о «Юный эколог» с детьми детского сада № 3
Проект «Запасы в нашем доме»
Рисунок Г.18 – Страницы проекта |
Рисунок Г.19 – Страницы проекта |
| ||
Рисунок Г.20 – Памятка «Как оценить свежесть и годность пищевых запасов? и Как правильно хранить пищевые запасы?» |
Проект «Танец – это здоровье души и тела»
Рисунок Г.21 – Воспитанница т/о «Юный эколог» в ансамбле «Альтаир» |
Рисунок Г.22 – Воспитанницы т/о «Юный эколог» в ансамбле «Ровесники» |
Рисунок Г.23 – Воспитанницы т/о «Юный эколог» в ансамбле «Виктория» |
Рисунок Г.24 – Воспитанники т/о «Юный эколог» в коллективе «Файер роккетс крю» |
Рисунок Г.25 – Воспитанницы т/о «Юный эколог» в студии «Марьям» |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Результаты диагностик в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и на контрольном этапе эксперимента в сравнении
Рисунок Д.1 – Результаты теста «Экологическая эрудиция»
Рисунок Д.2 – Результаты анкетирования «Моё отношение к природе»
Рисунок Д.3 - Результаты ассоциативной методики «ЭЗОП»
Рисунок Д.4 – Результаты методики «Альтернатива»
Рисунок Д.5 – Результаты методики «Самооценка экологической компетентности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ЭКО...
Развитие интеллектуальной деятельности младшего школьника, как ресурс образования в начальной школе.
Пути и методы повышения успешности младшего школьника....
Методическая рекомендация "Экологическое образование младших школьников"
В настоящее время обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО...
Методическая система по экологическому образованию обучающихся
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Люби...
Профессиональная деятельность тьютора в системе специального образования при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями
Цель работы – освещение деятельности тьютора в системе специального образования при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями. ...
Формы, методы, средства организации деятельности обучающихся в системе дополнительного образования
Формы, методы, средства....