Формы, методы, средства организации деятельности обучающихся в системе дополнительного образования
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Тришина Оксана Павловна

Формы, методы, средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_metody_sredstva.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы, приемы, формы и средства организации деятельности обучающихся в системе дополнительного образования Тришина О.П .

Слайд 2

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Метод обучения – это способ взаимодействия педагога и учащегося, в ходе которого происходит передача новых знаний, умений и навыков. Прием – это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным умением или навыком. А метод – процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов. Таким образом, прием обучения – лишь составная часть того или иного метода.

Слайд 3

Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: а) по источнику материала: словесные, наглядные , практические; б ) по характеру обучения: поисковые, исследовательские , эвристические, проблемные , репродуктивные, объяснительно-иллюстративные; в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные; г) по степени взаимодействия педагога и учащихся: пассивные, активные и интерактивные. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций); б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания). Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: а) методы устного контроля и самоконтроля; б) методы письменного контроля и самоконтроля; в) методы практического контроля и самоконтроля .

Слайд 4

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация. К практическим методам относятся: Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков . Опыты – самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений с помощью различного оборудования . Практические методы учения – формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ ). Объяснительно-иллюстративные – педагог сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания. Репродуктивные – усвоение знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). Педагог подбирает необходимые инструкции, алгоритмы и задания, обеспечивающие многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Слайд 5

Методы проблемного обучения: Проблемная лекция – в отличие от традиционной лекции, передача знаний происходит не в пассивной форме. То есть педагог не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений. Частично-поисковые или эвристические методы – используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования; Исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Слайд 6

Пассивные методы Пассивные методы – это форма взаимодействия учащихся и педагога, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога. Классификация пассивных методов обучения: Объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления; Рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный); Работа с литературными источниками – это метод, позволяющий учащемуся под опосредованным руководством педагога самостоятельно организовывать процесс познания. Изложение – это монологическая форма учебной работы, учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а учащиеся должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное.

Слайд 7

Пассивные методы Повествование – это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу. Описание – вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности; Рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам. Проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем. Беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение педагога, подводящее итоги работы.

Слайд 8

Активные методы обучения Они строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик» , которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели занятия. Классификация активных методов обучения Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые . Более подробная включает такие группы: Дискуссионные. Игровые. Тренинговые . Рейтинговые. В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Слайд 9

Самые распространенные методы активного обучения: Презентации – наиболее простой и доступный метод для использования на занятиях. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме. Кейс-метод – учащиеся исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений. Дидактические игры – в отличие от деловых игр, регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Баскет -метод – основан на имитации ситуации. Например, учащийся должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача – собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Слайд 10

Интерактивные методы обучения Они строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только педагог привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого учащегося. Педагог лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Слайд 11

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ Фронтальная работа – предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися для достижения ими общей познавательной задачи. Групповая форма – дети на определенном занятии делятся на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. Коллективная форма работы – предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого.

Слайд 12

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ Работа в парах – общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед группой. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе. Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учащимся одинаковых для всей группы задач без контакта с другими учащимися и педагогом, но в едином для всех темпе. Индивидуальное обучение , когда педагог обучает каждого учащегося отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять его, прийти на помощь, исправить ошибки, отметить успехи; учет индивидуального темпа усвоения учебного материала, способностей.

Слайд 13

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА) Классификации средств обучения : По характеру воздействия на обучаемых: визуальные: предметы, макеты, карты, слайды, ИКТ-презентации; аудиальные: музыкальный центр, радио; аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ-презентации. По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры. По происхождению: натуральные природные средства: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек; символические : рисунки, схемы, карты.

Слайд 14

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА) Классификация А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева : естественные: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств); объемные : геометрические фигуры, чучела; изобразительные: фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов; - графические: схемы, чертежи, таблицы, диаграммы; символические: географические карты, глобус; звуковые: магнитофонная запись; мультимедиа , основанные на компьютерных технологиях, использующие интерактивность и средства дистанционного обучения.

Слайд 15

Целесообразность и основные принципы отбора методов, приемов, форм и средств обучения: Цель обучения Цель обучения Время, отведенное на изучение материала Возраст обучающихся Теоретическая и практическая подготовленность ПДО Уровень подготовленности обучающихся Материальное оснащение кабинета

Слайд 16

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По характеру обучения По степени взаимодействия педагога и обучающихся словесные индуктивные (от частного к общему) репродуктивные пассивные наглядные дедуктивные ( от общего к частному) проблемно-поисковые активные исследовательские интерактивные объяснительно-иллюстративные

Слайд 17

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга познавательные игры убеждения в значимости учения учебные дискуссии предъявление требований -создание эмоционально-нравственных ситуаций -организационно-деятельностные игры поощрение и порицание

Слайд 18

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля устный опрос письменный опрос наблюдение беседа письменная проверка знаний Комбинированная проверка анкетирование тестирование

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся

В этой статье подробно описаны формы, методы, средства организации учебной деятельности учащихся, раскрыты преимущества и недостатки их использования....

статья «Личностное развитие учащихся средствами художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования»

Сегодня я хочу представить мой опыт работы с коллективом педагогов Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района.  Учреждение Дворца творчества относится к сфере дополнительного образован...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся.

Статья о методах, формах организации деятельности учащихся...

статья "Деятельность учащихся на уроках разными методами,формами и средствами организации в рамках ФГОС"

статья "Деятельность учащихся на уроках разными методами,формами и средствами организации в рамках ФГОС"...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках в начальных классах

Современное общество заинтересовано в повышении качества образования - развитие в русле цивилизации невозможно вне рамок высококачественного образования. В связи с этим меняется его содержание, вслед ...