Развитие интеллектуальной деятельности младшего школьника, как ресурс образования в начальной школе.
статья (4 класс) по теме

Пути и методы повышения успешности  младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальной деятельности младшего школьника,

как ресурс образования в начальной школе.

   

       Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причём наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет. Отечественная и мировая практика показывает, что эффективно влиять на рост интеллекта так же могут и различные технологии развития мышления. В окружающей  нас действительности мы, как ни странно, не так уж часто сталкиваемся с необходимостью решать новые творческие задачи. Для того чтобы способность к мышлению развивалась. Мозгу надо постоянно подбрасывать новые оригинальные проблемы и задания. В процессе их решения мыслительные способности улучшаются.

       В современной школе наблюдается интенсификация  учебного процесса, усложнение программ, рассчитанных  на применение логического мышления и креативных  способностей обучающихся начальной  школы.

      Тем не менее, нет разработок  программ факультативных занятий в  условиях школы, способствующих целенаправленному и  систематическому развитию интеллектуальных  способностей.

     Мною подобрана система упражнений, направленных на обучение детей  логическим операциям, совершенствование процессов восприятия формирование произвольного внимания, повышение эффективности запоминания, формирование интереса к учебе. 

    Циклы  занятий включают в себя  задания:

  • Связанные  с  развитием логических структур мышления.
  • Развитие  воображения и гибкого, нестандартного  мышления.
  • Развитие  умений выражать свои чувства,  представления о мире различными  способами.
  • Развитие  цветоощущения и пространственного  мышления.
  • Развитие  восприятия, концентрации, распределения,  переключении, объем произвольного внимания.
  • Развитие  произвольной зрительной, слуховой, тактильной двигательной памяти.
  • Избавление  от стереотипа мышления психологической  инерции.
  • Формирование  творческого отношения к труду и к  жизни

Цели:

- с помощью заданий научить ребёнка находить и использовать неявные свойства объектов для достижения определённых целей.

- с помощью заданий, которые подбираются от простого к сложному,  сформировать и развить основные операции мышления.

- научить выдвигать идеи и проверять их истинность на практике.

- научить,  не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально  разрабатывать их.

     Каждая серия заданий направлена на развитие одной из сторон мышления и   построена по принципу «от простого - к сложному». Задания направлены развивать как традиционное мышление, так и творческое,   большое внимание уделяется:

- беглости мышления – способность выдвигать множество идей, возможных решений, использовать стандартные объекта в нестандартных целях и т.д.;

- гибкости – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с различных точек зрения.

- оригинальности – способности создавать глубоко продуманные, и необычные идеи и решения;

   

    В результате занятий наблюдается повышение  творческой активности мышления  детей, умения  анализировать, синтезировать и классифицировать предложенный  материал, видеть в каждом предмете  разные его стороны, строить  образ.

   Формируется пространственное воображение, цветоощущение,  аккуратность, умение  аргументировано и последовательно, представлять свою идею, решение.

Опыт работаты самостоятельно и в коллективе.

   Принимаясь за работу, полезно знать, что рождению творческих идей мешает критика со стороны окружающих. Люди обычно опасаются критики и неодобрения. Поэтому, следует поощрять все идеи, которые выдвигает ребёнок.

 

     Примеры заданий 4 года обучения.

   

Кто из этих литературных персонажей Человек и кто остальные?

Салтан- человек                        Мальвина – кукла                       Щелкунчик – кукла

Мирамис - ___________        Иа-Иа- ____________               Буратино- _____________

Папа Карло- _________         Суок- _____________               Артемон- ______________

Каштанка- ___________       Кристофер Робин- _______      Сивка Бурка- ____________

Тутта Карлсон- _______        Акка Кнебекайзе- _________   Винни Пух- _____________

 Персей- ____________        Чучундра- _______________       Базилио- ___________

Нагайна- ___________         Геракл- ______________              Герда- _____________                                            Матроскин- ___________    Рикки Тики Тави- ___________  Мазай- _____________

 Багира- _____________      Гвидон- __________________     Гамаюн- _______________

Джельсомино- ______        Балу-____________________      Серая шейка- ____________                                  Каа- ___________                 Емеля- __________________     Шушара- _______________

Серебряное копытце-_____________________________      Чичи-_________________           Гадкий утёнок -___________

Зоя,Вера, Нина купили разное мороженое. У кого-то оно розовое, у кого-то жёлтое, а у кого-то белое. Одна девочка купила  эским. Другая – рожок, а Нина решила: «Эскимо маленькое, рожок ещё меньше» и взяла брикет.

   Известно:

- Мороженое в рожке – жёлтое.

- Нина ест белое мороженое.

- У Веры порция больше, чем у девочки, которая ест желтое мороженое.

 Определите, кто какое мороженое ест.

Роман, Федя, Лиза, Катя и Андрей пришли на занятия кружка.

Роман пришёл позже Лизы.

Федя раньше Романа и сразу за Катей.

Катя пришла раньше Лизы, но не была первой. Кто из ребят пришёл на занятие 3-им?  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в условиях реализации УМК "Начальная школа XXI века"

Проблема учебной деятельности относится к таким педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, требуя постоянног...

Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов ...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальныхспособностей младших школьников....

Из опыта работы по теме:"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности ФГОС "

Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, ...

Доклад «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.»

Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен восприн...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...