Профессиональная деятельность тьютора в системе специального образования при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональная деятельность тьютора в системе специального образования при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Профессия «Тьютор», не смотря на свою достаточно долгую историю, во многих смыслах является нововведением в образовательном процессе.
Цель моей работы – освещение деятельности тьютора в системе специального образования при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями.
В работе будут рассмотрены следующие аспекты:
- Общие сведения о профессии «Тьютор»;
- Трудовые обязанности;
- Взаимодействие со специалистами;
- Работа тьютора в классе (опыт);
- Вывод.
Общие сведения о профессии «Тьютор»
Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных.
Тьютор, в современном понимании, участвует во всех аспектах жизни своих подопечных. Например:
- Сопровождает детей во время занятий;
- Адаптирует задания в соответствии с возможностями своих подопечных;
- Участвует во всех режимных моментах вместе с учеником.
Тьютор – это главный помощник не только учителя и ребенка, но и родителей (официальных опекунов). Тьютор главный посредник между образование, воспитанием и домом.
Трудовые обязанности
- Педагогическое сопровождение учеников во время нахождения в образовательной организации;
- Участие в разработке индивидуального образовательного маршрута;
- Реализация адаптивной образовательной программы;
- Проведение диагностики для выявления индивидуальных особенностей;
- Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса в целях поддержки обучающихся;
- Сопровождение учащихся в режимных моментах;
- Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.
Взаимодействие со специалистами
Тьютор осуществляет тесное взаимодействие с такими специалистами, как:
- Учитель-логопед – развитие речи, чтение, письмо;
- Педагог-психолог – коммуникация, социализация;
- Учитель-дефектолог – математические навыки, знания о мире;
- Олигофренопедагог – индивидуальный образовательный маршрут.
Благодаря комплексной работе специалистов возможно более полноценное развитие и обучение детей с интеллектуальными нарушениями, а также их социализация, что является одной из целей специального обучения.
Работа тьютора в классе (опыт)
Я работаю в школе-интернат. Многим ученикам в моем классе требуется индивидуальная помощь, которую основной учитель не в силах оказать, ввиду большого количества детей. В этот момент и начинается моя работа. Во время уроков я занимаюсь индивидуально с неуспевающими учениками, помогаю в соблюдении дисциплины. Но помощь в учебном процессе это лишь часть работы тьютора. В мои обязанности входит:
- Сопровождение детей во время образовательного процесса и режимных моментах;
- Подборка и адаптация индивидуальных заданий;
- Помощь в передвижении и переодевании учащихся;
- Формирование у учащихся социально-бытовых навыков, навыков самообслуживания;
- Сопровождение детей при приеме пищи;
- Организация деятельности детей на прогулке;
- Участие в досуговых мероприятиях, а также сопровождение учащихся во время их проведения;
- Помощь ученикам в социализации и коммуникации;
- Взаимодействие с педагогическим коллективом и родителями учеников.
Вывод
По моим наблюдениям, профессия «тьютор» является важной составляющей образовательного процесса. Тьютор находится со своими подопечными постоянно. Он знает их сильные и слабые стороны, что помогает организовать образовательное пространство и сам процесс таким образом, чтобы наиболее полно задействовать индивидуальные особенности учащихся.
Тьютор облегчает работу учителям, занимаясь с неуспевающими учениками индивидуально. При тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, тьютор участвует в развитии всех сторон личности ученика, выполняя дополнительные задания специалистов.
Список литературы
- Байгулова, Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [Электронный ресурс] / Н.В.Байгулова // Проблемы современного педагогического образования.- 2016.-№53-5.-С. 38-44.-URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_27509988_12452371.pdf
- Гузеев, В.В. Тьютор в школе: руководство, сопровождение, поддержка [Текст] / В. В. Гузеев, И. Е. Курчаткина// Народное образование. - 2012.-№4. - С.213-222.
- Дудчик, С.В. Тьюторское сопровождение: история,технология,опыт / С. В. Дудчик // Школьные технологии. - 2007.- № 1. - С.82-88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы и приоритетные направления коррекционной работы в системе специального образования.
Приоритетные направление в коррекционной работе....
Деятельность тьютора в системе специального (коррекционного ) образования при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Тьюторство можно рассматривать как новую профессиональную практику в образовании....
Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.
Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...
Тьютор в системе инклюзивного образования. Пример должностной инструкции.
Статья отображает принцыпы инклюзивного образования, цели и задачи в работе тьютора, этапы тьюторского сопровождения, ведение документации. Так же приведен пример должно...
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Профессиональная деятельность тьютора в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».
Тьютор сопровождает образовательную деятельность ученика. Но в силу того, что у нас дети с особенностями развития, то мы сопровождаем не только процесс учебы, но и процесс социализации, процесс самооб...
Использование игровых упражнений в урочной деятельности в рамках реализации ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями
Материал статьи предназначен для педагогов-дефектологов, работающих с учашимися с интеллектуальными нарушениями...
Тема: Использование экскурсий в работе по социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.
Свое выступление я хочу начать с таких слов:Мир «особого» ребенка интересен и пугливМир «особого» ребенка безобразен и красивНеуклюж, порою странен, добродушен и открытМир &laq...