РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по окружающему миру по теме

 

    РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ  

             ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ     

   

                                                                                                Дунаева С.А.

                                                   г. Касли, МОУ «Каслинская СОШ №27»       

      

           В настоящее время при переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования особое внимание обращено на развитие личности способной к непрерывному самоизменению и развитию. Усилия ученых, как психологов, так и педагогов, направлены на организацию и разработку инновационных способов обучения подрастающего поколения. Поиск новых путей организации школьного обучения связан с необходимостью формирования творческой личности, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию других людей. 

       Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем.     Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности по любому предмету.
        Внеурочная деятельность учащихся при изучении естественнонаучных  дисциплин является продолжением учебной работы, т.е. выступает полноправным компонентом воспитательно-образовательного процесса,  направленного на систематическое образование.

         При составлении программы включающей урочную и внеурочную деятельности учитывалось:

- направленность на формирование универсальных учебных действий;
- подбор таких форм, которые гарантируют достижение результата;
- диагностика  результативности и эффективности учебной и внеурочной деятельности.
        Разработанная мною  программа экологического образования составлена на основе учебного курса «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков) входящего в учебно-методический комплекс «Школа России» и в соответствии  с региональным компонентом, включает в себя урочную и внеурочную деятельность.  

Цель: формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде.

Задачи:

  • становление личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности,
  • воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине,
  • развитие познавательной активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин,
  • подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.

     В программе экологического образования особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

   В основе программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств.

   Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

   В урочное и внеурочное время проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач программы важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее.

 Формы деятельности на всех этапах реализации программы:

  • Учебная деятельность на уроках окружающего мира
  • Экскурсии
  • Экологические беседы
  • Внеурочная деятельность:

     - Экологический кружок «Зелёный дом»

  • Курс «Уроки экологии»
  • Природоохранные акции
  • Применение национального регионального компонента
  • Работа с родителями

                    Этапы реализации программы:

Класс  

Название этапа

Цель

Задачи

1

Я и мир

 

Знакомство с окружающим миром, осознание себя в мире: где мы живём, и что нас окружает

 1.Познакомить с правилами поведения в природе.  2.Научить задавать вопросы и отвечать на них, находя простейшие экологические связи.

 

2

Как устроен этот мир

 

Раскрыть взаимосвязи в природе, роль природы в жизни людей, дать понятие бережного отношения к окружающей природе.

 

1.Познакомиться с Красной книгой России и Красной книгой Челябинской области;

 2. Повторять, узнавать и выполнять правила экологического поведения в природе;

 3. Учиться вести наблюдения в природе;

   4. Развивать готовность к практической природоохранной деятельности.

 

3

Земля наш общий дом

Формировать понятие, что Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье; развивать экологическое мышление, восприятие у младших школьников.

1. Познакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией.

2. Рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

3. Знать и выполнять основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

 4. Обучение правилам личной экологической безопасности.

        

     Программа формирует универсальные учебные действия

Личностные:

У учеников будут формироваться:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание этнической принадлежности
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
  • Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
  • Установка на здоровый образ жизни

Ученики получат возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках

Познавательные:

Ученики будут учиться:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов
  • Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
  • Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Ученики получат возможность научиться:

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Коммуникативные:

Ученики будут учиться:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • формулировать собственное мнение
  • Задавать вопросы

Ученики получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Диагностический инструментарий:

(по Богдановой Г.В.)

  • Диагностическая методика - Определение уровня экологических знаний
  • Диагностическая методика «Лес благодарит и сердится»
  • Диагностический приём для изучения отношения школьников к природе
  • Диагностический приём:  «Какой язык вы хотели бы выучить, чтобы больше узнать о мире, который тебя окружает?»
  • Методика определения уровня воспитанности (по Н.В.Капустиной)

     В заключение стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах, что соответствует принципам, заложенным в ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ  

             ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ    

   

                                                                                                Дунаева С.А.

                                                   г. Касли, МОУ «Каслинская СОШ №27»        

     

           В настоящее время при переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования особое внимание обращено на развитие личности способной к непрерывному самоизменению и развитию. Усилия ученых, как психологов, так и педагогов, направлены на организацию и разработку инновационных способов обучения подрастающего поколения. Поиск новых путей организации школьного обучения связан с необходимостью формирования творческой личности, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию других людей.  

       Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем.     Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности по любому предмету.
       
Внеурочная деятельность учащихся при изучении естественнонаучных  дисциплин является продолжением учебной работы, т.е. выступает полноправным компонентом воспитательно-образовательного процесса,  направленного на систематическое образование.

         При составлении программы включающей урочную и внеурочную деятельности учитывалось:

- направленность на формирование универсальных учебных действий;
- подбор таких форм, которые гарантируют достижение результата;
- диагностика  результативности и эффективности учебной и внеурочной деятельности.
       Разработанная мною  программа экологического образования составлена на основе учебного курса «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков) входящего в учебно-методический комплекс «Школа России» и в соответствии  с региональным компонентом, включает в себя урочную и внеурочную деятельность.  

Цель: формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде.

Задачи:

  1. становление личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности,
  2. воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине,
  3. развитие познавательной активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин,
  4. подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.

     В программе экологического образования особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

   В основе программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств.

   Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

   В урочное и внеурочное время проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач программы важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее.

 Формы деятельности на всех этапах реализации программы:

  1. Учебная деятельность на уроках окружающего мира
  2. Экскурсии
  3. Экологические беседы
  4. Внеурочная деятельность:

     - Экологический кружок «Зелёный дом»

  1. Курс «Уроки экологии»
  2. Природоохранные акции
  1. Применение национального регионального компонента
  2. Работа с родителями

                    Этапы реализации программы:

Класс  

Название этапа

Цель

Задачи

1

Я и мир

Знакомство с окружающим миром, осознание себя в мире: где мы живём, и что нас окружает

 1.Познакомить с правилами поведения в природе.  2.Научить задавать вопросы и отвечать на них, находя простейшие экологические связи.

2

Как устроен этот мир

Раскрыть взаимосвязи в природе, роль природы в жизни людей, дать понятие бережного отношения к окружающей природе.

1.Познакомиться с Красной книгой России и Красной книгой Челябинской области;

 2. Повторять, узнавать и выполнять правила экологического поведения в природе;

 3. Учиться вести наблюдения в природе;

   4. Развивать готовность к практической природоохранной деятельности.

3

Земля наш общий дом

Формировать понятие, что Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье; развивать экологическое мышление, восприятие у младших школьников.

1. Познакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией.

2. Рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

3. Знать и выполнять основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

 4. Обучение правилам личной экологической безопасности.

         

     Программа формирует универсальные учебные действия

Личностные:

У учеников будут формироваться:

  1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
  2. основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание этнической принадлежности
  3. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
  4. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
  5. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
  6. Установка на здоровый образ жизни

Ученики получат возможность для формирования:

  1. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения
  2. компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
  3. установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках

Познавательные:

Ученики будут учиться:

  1. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  2. устанавливать причинно-следственные связи
  1. основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов
  2. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
  3. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Ученики получат возможность научиться:

  1. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
  2. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
  3. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Коммуникативные:

Ученики будут учиться:

  1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  2. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  3. формулировать собственное мнение
  4. Задавать вопросы

Ученики получат возможность научиться:

  1. учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей
  2. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Диагностический инструментарий:

(по Богдановой Г.В.)

  1. Диагностическая методика - Определение уровня экологических знаний
  2. Диагностическая методика «Лес благодарит и сердится»
  3. Диагностический приём для изучения отношения школьников к природе
  4. Диагностический приём:  «Какой язык вы хотели бы выучить, чтобы больше узнать о мире, который тебя окружает?»
  5. Методика определения уровня воспитанности (по Н.В.Капустиной)

     В заключение стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах, что соответствует принципам, заложенным в ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Презентация разработана для проведения мастер-класса "Развитие воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности". В презентации отражены некоторые теоретические вопросы по данной ...

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

Самореализация младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности как условие развития самоконтроля

Сейчас в современном обществе происходят перемены. Время выдвигает требования к личности, включающие высокую образованность, нравственность, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Это...

«Экологическое образование младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной ...

Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...