Программа внеурочной деятельности"Открытый мир"
рабочая программа

Николаева Елена Викторовна

Программа разработана для обучающихся с ОВЗ и  нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_otkrytyy_mir.docx196.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению

«Открытый мир»

Программу составила:

учитель Николаева Е.В.

Смоленск 2017 год

Пояснительная записка

На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно, и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Обучающимся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) труднее, чем более сохранным сверстникам ориентироваться в отношениях между взрослыми и между сверстниками. Курс «Открытый мир» с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.

Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.

Программа по социализации «Открытый мир» реализуется в младших классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся с ОВЗ, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива.

Программа курса построена таким образом, что дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия.

Цели и задачи программы

Программа по социализации «Открытый мир» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • содействовать получению моральных знаний школьников;
  • формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;
  • воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

Цели конкретизированы следующими задачами:

Обучение:

  • формирование положительной нравственной оценки таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;
  • формирование навыков общения;
  • внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам вежливости.

Воспитание:

  • целеустремленности и настойчивости;
  • привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе;  
  • умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.

Развитие:

  • выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка;
  • способствовать моральному развитию детей.

             Программа по социализации «Открытый мир» рассчитана на два года, разработана и реализуется в начальной школе.

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся с ОВЗ и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии умственно отсталого обучающегося этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Программа по социализации «Открытый мир» состоит из 7 разделов:

Этикет (понятие об основных правилах поведения в школе и общественных местах).

 -Правила поведения на уроке, на перемене.

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
  • Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
  • родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
  • знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами

  • коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

-        Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.

О трудолюбии.

  • Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
  • Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
  • Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Культура внешнего вида.

  • Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
  • Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

-        Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Внешкольный этикет.

  • Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить

  • «спасибо» и «пожалуйста» и. д.
  • Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Сказка ложь, да в ней намёк.

-Знакомство с понятиями «сказка», «поступок».

- Показать, что добро всегда побеждает зло.

- Добрые и злые поступки, их последствия.

-Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты.

-Отношение героев сказок к природе, к людям.

-Зачем людям нужны сказки.

- Сказка – это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а также с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.

Праздники в жизни человека (праздничный этикет).

-  Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника.

-Дарение подарка.

-  Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции».

-Подарки и их значения в жизни человека.

Программа «Открытый мир» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей вежливого общения жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Содержание программы «Открытый мир» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Основные личностные результаты внеурочной деятельности по программе «Открытый мир»:

  • осознание себя как члена общества,
  • способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о культурном поведении;
  • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Открытый мир»

  1. Регулятивные БУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

2. Познавательные БУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

Общекультурные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о себе и других и выработки форм поведения, которые помогут избежать конфликтных ситуаций.
  • социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
  • сознательное отношение обучающихся к культуре и применение общекультурных правил в социуме.

В ходе реализация программы по социализации «Открытый мир» обучающиеся должны знать:

  • правила поведения в школе, на уроке, на перемене;
  • общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках;
  • общепринятые праздники, правила поведения на них;
  • церковные праздники, правила поведения в храме;
  • понятие «сказка».

уметь:

  • применять правила этикета на практике;
  • различать «добрые» и «злые» поступки;
  • определять положительные и отрицательные поступки на конкретном примере;
  • заботиться о себе и окружающих;
  • отвечать за свои поступки;

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры общения у обучающихся развиваются ценности: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть культурным и добрым.

Содержание программы

№ 1: «Школьный этикет» 9 часов

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене.

Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Тема 1. А давайте знакомиться! Знакомство с детьми и педагогами. Как знакомиться с незнакомыми людьми. Что говорить, как себя вести. Общие правила при знакомстве.

Тема 2.  Аккуратно обращайся со своими вещами. Следить за порядком в портфеле. Как правильно собираться в школу, когда это делать. Чтение пословиц и поговорок по содержанию вещей в аккуратном виде. Задание на листочках: «Отгадай-ка».

Тема 3. Аккуратно обращайся со своими и чужими вещами. Чтение эпизода из сказки «Буратино», как Буратино собирался в школу. Анализ поступка главного героя сказки.

Тема 4. Будь вежлив со старшими и с друзьями. Учить быть вежливыми, отзывчивыми, не обижать других. Чтение рассказа «Вежа».  Анализ рассказа.

Волшебные слова: «Спасибо, пожалуйста»

Чтение стихотворения «Обезьянка-задавака». Анализ поступка обезьянки.

Дидактическая игра «Разговор по телефону».

Тема 5. Грубить окружающим очень нехорошо. Чтение стихотворения Волк-грубиян. Анализ стихотворения. Инсценировка стихотворения. Игра «Комплимент».

Тема 6. Наш класс. Дать понятие «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе. Рисунок «Мой класс».

№ 2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). 14 часов

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков

Тема 1. Драться некрасиво и опасно. Чтение стихотворения «Задиристый щенок». Анализ стихотворения. Отгадай загадки. Разбор ситуации: «Спор двух друзей».

Тема 2. Если уходишь, говори: «До свидания». Чтение стихотворения «Грубый медвежонок». Анализ стихотворения. Волшебное слово: «До свидания». Игра: «А, ещё как говорят?»

Тема 3. Ёлку на празднике не критикуй. Чтение стихотворения «В гостях». Учить как вести себя в общественных местах: на улице, в театре, гостях.

Тема 4. Жвачка – это не игрушка! Чтение стихотворения «В гостях».  Учить как вести себя в общественных местах: на улице, в театре, гостях. Игра «Будь добр!»

Тема 5. Засиживаться в гостях очень долго неприлично. Чтение стихотворения «Белочка в гостях». Анализ стихотворения.  Волшебное слово: «Добро пожаловать!»  Игра: «Какое слово пропущено?».

Тема 6. Интересоваться чужими личными делами нетактично. Правила поведения в коллективе. Чтение стихотворения «Любопытный пёс». Анализ стихотворения. Поговорки о любопытных людях.

Тема 7. Йогурт не проливай на стол. Чтение стихотворения «Поросёнок за обедом».  Анализ стихотворения. Дидактическая игра «Как вести себя за столом».

Тема 8. Раньше назначенного срока не приходи в гости.  В какое время нужно ходить в гости?  Чтение стихотворения «Кошечка и её гости». Анализ стихотворения. Игра «Я иду в гости».

Тема 9. Когда уходишь, поблагодари за всё хозяев дома. Правила поведения в гостях. Чтение стихотворения «Гости козлика». Анализ стихотворения.

Тема 10. Сравнивать дом хозяев с другими домами нетактично. Когда можно хвастаться, а когда лучше промолчать. Чтение стихотворение «Хвастунишка». Анализ стихотворения. Проигрывание ситуации: «Хвастунишка».

№ 3. О трудолюбии.  9 часов

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Тема 1. Цветы: как правильно ухаживать за ними. Правила ухода за цветами дома. Как вести себя в гостях. Чтение стихотворения «Щенок в гостях». Анализ стихотворения.

Тема 2. Хозяйские вещи в гостях не разбрасывай. Береги свой и чужой труд. Как правильно складывать вещи расскажи и покажи. Игра: «Кто самый опрятный?». Правила личной гигиены.

Тема 3. Фу, как плохо мусорить в гостях! Беседа: «Нужно ли убираться дома?» «Профессия – дворник». Игра: «Помощники».

Тема 4. Убирай свой рабочий стол. Правильная посадка за письменным столом. Освещение рабочего места. Правила работы за письменным столом. Физминутки для глаз и пальчиков.

Тема 5. Помогай родителям! Чтение рассказа: «Капризная дочка».  Задание «А ещё говорят…»

Тема 6. Обязанности ученика в школе и дома.      Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. Игра «Дежурные».

№ 4 Культура внешнего вида. 8 часов

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Тема 1. Мой руки перед едой! Правила личной гигиены. Чтение стихотворения «Зайчонок Тяпка». Анализ стихотворения.

Тема 2. Объедаться вредно! Правила приема пищи. Как правильно кушать. Здоровая еда. Игра: «Витамины – наши лучшие друзья».

Тема 3. Кто я и как выгляжу? Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена.

Тема 4. Что в нашем имени?       Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

№ 5 Внешкольный этикет. 10 часов

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Тема 1. Когда идёшь по улице. Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 2. Якать и хвастаться некрасиво. Чтение стихотворения: «Хрюшка-хвастунишка». Анализ стихотворения. Игра «Я знаю пять имён…»

Тема 3. Электроприборы и телевизор сам не включай. Чтение стихотворения: «Козлик». Анализ стихотворения. Правила безопасного обращения с электроприборами. Игра «Помощники».

Тема 4. Тот, кто входит в помещение, здоровается первым. Где и как нужно здороваться.  Чтение стихотворения «Невоспитанный щенок». Анализ стихотворения. Игра: «Слова приветствия». Волшебное слово: «Здравствуйте!»

Тема 5. Уважай старших. Беседа о том, что такое уважение.  Чтение стихотворения «Шефы». Анализ стихотворения. Игра: «Как правильно».

№ 6. Сказка ложь, да в ней намёк. 7 часов.

Добрые и злые поступки, их последствия. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям.

Тема 1. Сказка о вежливости. Понятие «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».  Игра «Сложи картинку».

Тема 2. Добро и зло в сказках. Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому, что этой победе помогает природа, звери, люди. Рисунок сказки.

Тема 3. Сказки в нашей жизни. Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. Игра «Угадай сказку».

Тема 4. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, приуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Игра «Сложи картинку».

Тема 5. Что за прелесть эти сказки!    Отличие сказки от рассказов. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. Игра «Угадай сказку».

Тема 6. Сказки – волшебство, чудо и, правда. Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Игра «Добрая сказка».

Тема 7. Русские народные сказки. Русские сказки — это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка – это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а также с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. Раскраска «Русская красавица».

№ 7. Праздники в жизни человека (праздничный этикет). 8 часов.

 Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка.

Тема 1.  Праздничный этикет.  Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции». Игра «Весёлый праздник».

Тема 2. День рождения. Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно – ролевая игра «Мы на дне рождения».

Тема 3. Праздники в жизни человека. Понятие «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значения в жизни человека. Раскраска «Подарок».

Тема 4. Удовольствие – в игре. Понятие «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу -  время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.

3. Календарно-тематическое планирование

1-й год обучения по программе

Содержание

(раздел, тема)

Практическая работа

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1 четверть

Раздел  «Школьный этикет» 9 часов

1.

А давайте знакомиться!

Социально-бытовая игра: «Знакомство»

1

2.

Аккуратно обращайся со своими вещами.

Задание на листочках: «Отгадай-ка».

1

3.

Аккуратно обращайся со своими и чужими вещами.

Анализ поступка главного героя сказки.

2

4.

Будь вежлив со старшими и с друзьями.

Дидактическая игра «Разговор по телефону».

2

5.

Грубить окружающим очень нехорошо.

 Игра «Комплимент».

1

6.

Наш класс

Рисунок «Мой класс»

2

2 четверть

Раздел «Правила общения» 14 часов

1.

Драться некрасиво и опасно.

Разбор ситуации: «Спор двух друзей».

1

2.

Если уходишь, говори «До свидания».

Игра «А, ещё как говорят?»

1

3.

Ёлку на празднике не критикуй.

Чтение стихотворения « В гостях».

1

4.

Жвачка – это не игрушка!

Игра «Будь добр»

2

5.

Засиживаться в гостях очень долго неприлично.

Игра «Какое слово пропущено?»

2

3 четверть

6.

Интересоваться чужими личными делами нетактично.

Анализ стихотворения.

2

7.

Йогурт не проливай на стол.

Дидактическая игра «Как вести себя за столом».  

2

8.

Раньше назначенного срока не приходи в гости.

Анализ стихотворения. Игра « Я иду в гости».

2

9.

Когда уходишь, поблагодари за всё хозяев дома.

Анализ стихотворения.

2

10.

Сравнивать дом хозяев с другими домами нетактично.

Проигрывание ситуации: «Хвастунишка».

2

4 четверть

Раздел «О трудолюбии» 9 часов

1.

Цветы: как правильно ухаживать за ними.

Анализ стихотворения.

2

2.

Хозяйские вещи в гостях не разбрасывай.

Игра «Кто самый опрятный»

2

3.

Фу, как плохо мусорить в гостях!

Игра «Помощники»

1

4.

Убирай  свой рабочий стол.

Физминутки для глаз и пальчиков

1

5.

Помогай родителям!

Задание «А ещё говорят…»

1

6.

Обязанности ученика в школе и дома.      

Игра «Дежурные».

1

2-й год обучения по программе

Содержание

(раздел, тема)

Практическая работа

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1 четверть

раздел  «Культура внешнего вида»

1

Мой руки перед едой!

Правила личной гигиены. Чтение стихотворения «Зайчонок Тяпка». Анализ стихотворения.

2

2

Объедаться вредно!

Правила приема пищи. Как правильно кушать. Здоровая еда. Игра: «Витамины – наши лучшие друзья».

2

3

Кто я и как выгляжу?

Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена.

2

4

Что в нашем имени?      

Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

3

2 четверть

раздел: «Внешкольный этикет»

5

Когда идёшь по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Золотое правило этики. Применение правила.

1

6

Якать и хвастаться некрасиво.

Чтение стихотворения: «Хрюшка-хвастунишка». Анализ стихотворения. Игра « Я знаю пять имён…»

1

7

Электроприборы и телевизор сам не включай.

Чтение стихотворения: «Козлик». Анализ стихотворения. Правила безопасного обращения с электроприборами. Игра «Помощники».

1

8

Тот, кто входит в помещение, здоровается первым.

Где и как нужно здороваться.  Чтение стихотворения «Невоспитанный щенок». Анализ стихотворения. Игра: «Слова приветствия». Волшебное слово: «Здравствуйте!»

2

9

Уважай старших.

Беседа о том, что такое уважение.  Чтение стихотворения «Шефы». Анализ стихотворения. Игра: «Как правильно».

2

3 четверть

раздел «Сказка ложь, да в ней намек»

6.

Сказка о вежливости.

Понятие «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».  Игра «Сложи картинку».

1

7.

Добро и зло в сказках.

Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому, что этой победе помогает природа, звери, люди. Рисунок сказки.

1

8.

Сказки в нашей жизни.

Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. Игра «Угадай сказку».

2

9.

Добро и зло в сказках.

Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, приуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Игра «Сложи картинку».

2

10

Что за прелесть эти сказки!    

Отличие сказки от рассказов. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. Игра «Угадай сказку».

1

11

Сказки – волшебство, чудо и, правда.

Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Игра «Добрая сказка».

1

12

Русские народные сказки.

Русские сказки — это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка – это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а также с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. Раскраска «Русская красавица».

2

4 четверть

раздел «Праздники в жизни человека (праздничный этикет)»

13

Праздничный этикет.  

Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции». Игра «Весёлый праздник».

2

14

День рождения.

Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно – ролевая игра «Мы на дне рождения».

2

15

Праздники в жизни человека.

Понятие «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значения в жизни человека. Раскраска «Подарок».

2

16

Удовольствие – в игре.

Понятие «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу -  время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.

2

Список использованной литературы:

  1. Иванова Н.В. Азбука этикета. Ростов н/Д. Феникс, 2014 – 45 с.
  2. Камычек, Я. Вежливость на каждый день [Текст] / Я. Камычек. - М.: Педагогика, 2005. -123с.
  3. Яхнин Л.Л. Вежливые слова. Москва Олма-Пресс, 2001. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

Открытое мероприятие "Ты и твои друзья"по программе внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Мероприятие рассчитано на детей 1 класса. Оно способствует формированию добрых отношений между детьми в классе, развивает стремление быть терпимым в обществе людей. В процессе его проведения дети учат...

Программа внеурочной деятельности «Лаборатория открытий»

(Общеинтеллектуальное естественнонаучное  направление)( 8-11 лет)3-4 классыСрок реализации: 2 года 3 класс- 35ч. ( 1 раз в неделю)4 класс – 35ч. (1 раз в неделю)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...

Программа внеурочной деятельности экологического развития «Горизонты открытий»

Программа «Горизонты открытий» предоставляет возможность педагогу,  планомерно достигать результатов разного уровня в совместной с детьми  во внеурочной познавательной деятельности. Рассмот...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Открытый мир»

Рабочая программа  внеурочной деятельности  по общекультурному направлению  «Открытый мир» разработана для детей с умвстенной отсталостью. На сегодняшний день проблема ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» УРОК ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ГАЛАКТИКИ «ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Математическая грамотность: занимательная математика». Урок игра-путешествие открытие новой галактики «Весёлая математика». Юрчук Ири...