Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Открытый мир»
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Открытый мир» разработана для детей с умвстенной отсталостью.
На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_mir.docx | 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 116/1 от «31» августа 2018 г. ДИРЕКТОР: ___________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л.В. Рыбакова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «28 » августа 2018 г. руководитель МО: _______ Л.В. Рыбакова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Открытый мир»
на 2018- 2019 учебный год
реализуется в 3 - х классах
Программу составила:
Дакаева Анастасия Руслановна
Смоленск 2018 год
Пояснительная записка
На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
В школе ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс «Открытого мира» для 3класса с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.
Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.
Программа «Открытый мир» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 3 классе. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива.
Программа курса построена таким образом, что дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия.
Цели и задачи программы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению» «Открытый мир» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- содействовать получению моральных знаний школьников;
- формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;
- воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Обучение:
- формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;
- формирование навыков общения;
- внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам вежливости.
Воспитание:
- целеустремленности и настойчивости;
- привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе;
- умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.
Развитие:
- выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка;
- способствовать моральному развитию детей.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению» «Открытый мир» разработана для обучающихся3 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю по 40 минут: 3 класс — 33 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии умственно отсталого обучающегося этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Содержание программы:
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению» «Открытый мир» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей вежливого общения жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Содержание программы внеурочной деятельности общекультурному направлению» «Открытый мир» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению» «Открытый мир» состоит из 3-х разделов:
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения вЦентре). Правила поведения в центре, на уроке, на перемене, в столовой.
- Приход в центр без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).
- Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения кродителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
- Практическоезнакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, безконфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,признание своей вины).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).
- Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
- Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в центре и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Раздел 1. «Школьный этикет» – 9 часов
Правила поведения в центре, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в центр без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Тема 1. А давайте знакомиться! Знакомство с детьми и педагогами. Как знакомиться с незнакомыми людьми. Что говорить, как себя вести. Общие правила при знакомстве.
Тема 2. Аккуратно обращайся со своими вещами.Следить за порядком в портфеле. Как правильно собираться в центр, когда это делать. Чтение пословиц и поговорок по содержанию вещей в аккуратном виде. Задание на листочках: «Отгадай-ка».
Тема 3.Аккуратно обращайся со своими и чужими вещами.Чтение эпизода из сказки «Буратино», как Буратино собирался в школу. Анализ поступка главного героя сказки.
Тема 4.Будь вежлив со старшими и с друзьями. Учить быть вежливыми, отзывчивыми, не обижать других. Чтение рассказа «Вежа». Анализ рассказа.
Волшебные слова: «Спасибо, пожалуйста». Чтение стихотворения «Обезьянка-задавака». Анализ поступка обезьянки. Дидактическая игра«Разговор по телефону».
Тема 5. Грубить окружающим очень нехорошо. Чтение стихотворения Волк-грубиян. Анализ стихотворения. Инсценировка стихотворения. Игра «Комплимент».
Тема 6.Наш класс.Дать понятие «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе. Рисунок «Мой класс».
Раздел 2. «Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)» – 16 часов
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков
Тема 1. Драться некрасиво и опасно. Чтение стихотворения «Задиристый щенок». Анализ стихотворения. Отгадай загадки. Разбор ситуации: «Спор двух друзей».
Тема 2.Если уходишь, говори «До свидания». Чтение стихотворения «Грубый медвежонок». Анализ стихотворения. Волшебное слово: «До свидания». Игра: «А, ещё как говорят?»
Тема 3.Ёлку на празднике не критикуй. Чтение стихотворения « В гостях». Учить как вести себя в общественных местах: на улице, в театре, гостях.
Тема 4.Жвачка – это не игрушка!Чтение стихотворения « В гостях». Учить как вести себя в общественных местах: на улице, в театре, гостях. Игра «Будь добр!»
Тема 5.Засиживаться в гостях очень долго неприлично. Чтение стихотворения «Белочка в гостях». Анализ стихотворения. Волшебное слово: «Добро пожаловать!» Игра: «Какое слово пропущено?».
Тема 6.Интересоваться чужими личными делами нетактично. Правила поведения в коллективе. Чтение стихотворения «Любопытный пёс». Анализ стихотворения. Поговорки о любопытных людях.
Тема 7. Йогурт не проливай на стол. Чтение стихотворения «Поросёнок за обедом». Анализ стихотворения. Дидактическая игра «Как вести себя за столом».
Тема 8. Раньше назначенного срока не приходи в гости.В какое время нужно ходить в гости? Чтение стихотворения «Кошечка и её гости». Анализ стихотворения. Игра « Я иду в гости».
Тема 9. Когда уходишь, поблагодари за всё хозяев дома. Правила поведения в гостях. Чтение стихотворения «Гости козлика». Анализ стихотворения.
Тема 10.Сравнивать дом хозяев с другими домами нетактично. Когда можно хвастаться, а когда лучше промолчать. Чтение стихотворение «Хвастунишка». Анализ стихотворения. Проигрывание ситуации: «Хвастунишка».
Раздел 3. «О трудолюбии» – 8 часов
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в центре и дома (начальные представления).
Тема 1. Цветы: как правильно ухаживать за ними. Правила ухода за цветами дома. Как вести себя в гостях. Чтение стихотворения «Щенок в гостях». Анализ стихотворения.
Тема 2.Хозяйские вещи в гостях не разбрасывай. Береги свой и чужой труд. Как правильно складывать вещи расскажи и покажи. Игра: «Кто самый опрятный?». Правила личной гигиены.
Тема 3. Фу, как плохо мусорить в гостях! Беседа: «Нужно ли убираться дома?» «Профессия – дворник». Игра: «Помощники».
Тема 4. Убирай свой рабочий стол. Правильная посадка за письменным столом. Освещение рабочего места. Правила работы за письменным столом. Физминутки для глаз и пальчиков.
Тема 5. Помогай родителям! Чтение рассказа: «Капризная дочка». Задание «А ещё говорят…»
Тема 6. Обязанности ученика в Центре и дома. Понятие «обязанность». Обязанности в центре и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к классу. Игра «Дежурные».
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Основные личностные результаты внеурочной деятельности по программе «Открытый мир»:
- осознание себя как члена общества,
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о культурном поведении;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Открытый мир»
- Личностные БУД:
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- расширение круга общения;
- потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
- Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
- Познавательные БУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в центре и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Общекультурные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о себе и других и выработки форм поведения, которые помогут избежать конфликтных ситуаций.
- социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
- сознательное отношение обучающихся к культуре и применение общекультурных правил в социуме.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности внеурочной деятельности по общекультурному направлению» «Открытый мир» обучающиеся получат возможность узнать:
- правила поведения в центре, на уроке, на перемене, в столовой.
- общепринятые правила в семье, в центре, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- общепринятые праздники, правила поведения на них;
- церковные праздники, правила поведения в храме;
- понятие «сказка».
получат возможность научиться:
- применять правила этикета на практике;
- различать «добрые» и «злые» поступки;
- определять положительные и отрицательные поступки на конкретном примере;
- заботиться о себе и окружающих;
- отвечать за свои поступки;
В результате реализации программы внеурочной деятельностипо формированию культуры общения у обучающихся развиваются ценности: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть культурным и добрым.
3. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | Практическая работа | Кол-во часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||||
I четверть – 9 часов | ||||||
Раздел «Школьный этикет» – 9 часов | ||||||
1. | Давайте учиться знакомиться! | Социально-бытовая игра: «Знакомство» | 1 | 07.09 | ||
2. | Аккуратно обращайся со своими вещами. | Задание на листочках: «Отгадай-ка». | 1 | 14.09 | ||
3. | Аккуратно обращайся со своими и чужими вещами. | Анализ поступка главного героя сказки. | 2 | 21, 28.09 | ||
4. | Будь вежлив со старшими и с друзьями. | Дидактическая игра«Разговор по телефону». | 2 | 05,12.10 | ||
5. | Грубить окружающим очень нехорошо. | Игра «Комплимент». | 1 | 19.10 | ||
6. | Наш класс | Рисунок «Мой класс» | 2 | 26.10, 02.11 | ||
II четверть – 7 часов | ||||||
Раздел «Правила общения» – 16 часов | ||||||
1. | Драться некрасиво и опасно. | Разбор ситуации: «Спор двух друзей». | 1 | 16.11 | ||
2. | Если уходишь, говори «До свидания». | Игра «А ,ещё как говорят?» | 1 | 23.11 | ||
3. | Ёлку на празднике не критикуй. | Чтение стихотворения « В гостях». | 2 | 30.11 7.12 | ||
4. | Жвачка – это не игрушка! | Игра «Будь добр» | 2 | 14.12 21.12 | ||
5. | Засиживаться в гостях очень долго неприлично. | Игра «Какое слово пропущено?» | 1 | 28.12 | ||
III четверть – 9 часов | ||||||
6. | Интересоваться чужими личными делами нетактично. | Анализ стихотворения. | 2 | 18,25.01 | ||
7. | Йогурт не проливай на стол. | Дидактическая игра «Как вести себя за столом». | 1 | 01.02. | ||
8. | Раньше назначенного срока не приходи в гости. | Анализ стихотворения. Игра « Я иду в гости». | 1 | 08.02 | ||
9. | Когда уходишь, поблагодари за всё хозяев дома. | Анализ стихотворения. | 2 | 22.02, 1.03 | ||
10. | Сравнивать дом хозяев с другими домами нетактично. | Проигрывание ситуации: «Хвастунишка». | 3 - 1 час | 15, 22.03 8 марта | ||
IV четверть – 8 часов | ||||||
Раздел «О трудолюбии» - 8 часов | ||||||
1. | Цветы: как правильно ухаживать за ними. | Анализ стихотворения. | 2 | 05,12.04 | ||
2. | Хозяйские вещи в гостях не разбрасывай. | Игра «Кто самый опрятный» | 1 | 19.04 | ||
3. | Фу, как плохо мусорить в гостях! | Игра «Помощники» | 1 | 26.04 | ||
4. | Убирай свой рабочий стол. | Физминутки для глаз и пальчиков | 1 | 10.05 | ||
5. | Помогай родителям! | Задание «А ещё говорят…» | 1 | 17.05 | ||
6. | Обязанности ученика в центре и дома. | Игра «Дежурные». | 2 | 24,31.05 |
Список использованной литературы:
- Иванова Н.В. Азбука этикета. Ростов н/Д. Феникс, 2014 – 45 с.
- Камычек, Я. Вежливость на каждый день [Текст] / Я. Камычек. - М.: Педагогика, 2005.-123с.
- Яхнин Л.Л. Вежливые слова. Москва Олма-Пресс, 2001. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»...
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»...
Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1-4 классов,срок реализации 2 года
Программа " Волшебная палитра"разработана на 2 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение...
Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Город Мастеров» для обучающихся 1-4 классов, срок реализации 2 года
Программа"Город мастеров" разработана на 2 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности...