Программа внеурочной деятельности экологического развития «Горизонты открытий»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

;Программа «Горизонты открытий» предоставляет возможность педагогу,  планомерно достигать результатов разного уровня в совместной с детьми  во внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii_imts.docx70.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №37 г.Томска

Программа  внеурочной деятельности

экологического развития

«Горизонты открытий»

срок реализации Программы  2017-2021г.

возраст обучающихся 7-11 лет

                                                                         

Составители:

учителя начальной школы

педагог – наставник

 Десинова Светлана Евгеньевна

 начинающий педагог

Рахвалова Нина Алексеевна

« Экологическое образование –

это не часть образования, а новый смысл

и цель современного образовательного процесса –

уникального средства сохранения и развития

человечества и продолжение

человеческой цивилизации…»

Г. Ягодин, Л. Третьякова 

1.Пояснительная записка

     Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Переход на новый ФГОС основного общего образования в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира призван заложить фундамент для достижения стратегических целей и последующих этапов образования и воспитания человека. Пристальное внимание к экологическому образованию поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенного отношения общества и природы, который определяет способы мышления и деятельность, и который должен быть сформирован у подрастающего поколения. Без экологического образования сегодня невозможно воспитание нового поколения граждан России

   Для того чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, разработана  Программа  «Горизонты открытий». Педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение младшим школьником нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде; приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной.

    Данная программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описании е, объяснение, природоведению рассказ. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческие способности детей. Сочетание теоретических и активных форм обучения \Игра. Беседа. Диспут. Дискуссия. Походы. Экскурсии. Тренинги. Конференции и др.

      Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремление изучать проблему углубленно, расширенно, в пределах занятия в экосистемном подходе к изложению учебного материала, широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях. Использование регионального компонента.

     Предлагаемые формы освоения учебного материала в сочетании с различными видами деятельности детей позволяют педагогу полнее учитывать интересы, индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также дают возможность педагогу проявлять себя творчески, т. к. в школьной программе на экологию отводится очень мало времени.

Программа «Горизонты открытий» углубляет и дополняет знания детей по проблемам экологии, получаемые в МАОУСОШ №37.

Основные идеи, на которых базируется данная программа:- содействие развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы.

Основные компоненты:

  • научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны;
  • ценностный - экологические ориентации человека; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба;
  • нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера;
  • деятельностный - интеллектуальные и практические умения по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

 Создание программы по экологическому образованию и работа по ее реализации – это некоторый посильный вклад в решение экологических проблем, стоящих перед обществом.

      Срок реализации Программа  внеурочной деятельности « Горизонты открытий» рассчитана на 4 года (2017-2021), 135 часов. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов. З

Режим занятий В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки - презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят.

Большое  значение уделяется проектной деятельности учащихся, защите своих исследовательских работ.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
  •     СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
    220/11-13 от 20.02.1999);
  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Конституция Российской Федерации.
  • Декларция принципов толерантности, резолюция 5.61. Генеральной  конференции ЮНЕСКО от 16.12.1995г.

1.1Актуальность Программы

Актуальность Программы на уровне государства

    Анализ динамики отношения к природе, выявленной на базе данных диагностических исследований института семьи и воспитания Российской академии образования, указывает на неуклонное снижение интереса к экологической деятельности, разрушение экокультурных ориентиров и деэкологизацию сознания у учащихся общеобразовательной школы.

     Главное место в экологическом образовании должно занять содержание, направленное на воспитание определенных черт личности, формирование системы ценностей, развитие метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий).

 Проблема содержания экологического воспитания, которое,

  • во-первых, было бы направлено на приобщение школьников к культурному опыту человечества, отражающему взаимоотношения человека, общества и природы;
  • во-вторых, позволяло бы на интегративной основе формировать систему универсальных учебных действий, приобретает в настоящее время особую актуальность.

Для того чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, разработана Программа    "Горизонты открытий».

Актуальность Программы на уровне региона

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной  школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения

Программа «Горизонты открытий» актуальна, т.к. экологическое образование является одними из приоритетных направлений экологической политики в Томской области. В 2011 году были разработаны и утверждены «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011–2020 гг.»

Актуальность Программы на уровне МАОУСОШ №37

Существующее сегодня экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, не способно переломить природоразрушительные мотивы в мировоззрении обучающихся, поскольку сохраняет прагматический и потребительский характер формирующихся у обучающихся представлений. Знания о законах совместимости общества и природы, их взаимодействии как целостной системы в учебниках фактически отсутствуют. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Поэтому перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся.

 Программа «Горизонты открытий» предоставляет возможность педагогу,  планомерно достигать результатов разного уровня в совместной с детьми  во внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

1.2.Цели и задачи

Цель

Создание условий для формирования экологического восприятия окружающей среды, воспитания гражданственности и бережного отношения обучающихся к природе Томской области, планеты Земля.

Основной принцип, регулирующий формирование экологической культуры в процессе экологического воспитания, является понимание неразрывности природы, культуры, человека и культуросообразной среды воспитания.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях нашего региона

2.Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

3. Сформировать у обучающихся новое экологическое сознание, основанное на гуманном, ценностном отношении к природе.

4. Развить умения, навыки и опыт применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.

5.Ознакомить обучающихся с причинами возникновения Глобальной проблемы современности.

6. Дать знания последствий на жизнь живых организмов от действия на атмосферу, гидросферу, литосферу.

7.Научить школьника умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения.

8.Обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию наблюдательности.
  2. Развивать навыки бережного общения с живыми объектами.
  3. Способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей.
  4. Способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка.
  5. Развивать нравственные и эстетические чувства.
  6. Способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.
  7. Развивать навыки самоанализа, рефлексии, критического отношения к себе, создание позитивного «Я», пониманию и чувствованию себя своей ценности.
  8. Развивать навыки духовно–нравственного поведения в конкретных ситуациях.
  9. Приводить примеры влияния местных проблем, элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности, своего здоровья, аргументировать свою точку зрения по ходу обсуждения конкретных ситуаций.
  10. Развивать умение вести исследовательскую работу.
  11. Способствовать расширению кругозора принимая участие в творческих конкурсах

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу.
  3. Воспитывать у обучающихся нормы поведения, соответствующие принципам экоэтики.
  4. Воспитывать коллективизм и дружелюбие.
  5. Воспитывать желание и умение видеть во всем проявление высшего смысла гармонии, мудрого отношения к страданиям и испытаниям, которые выпадают на долю окружающей природе.
  6. Воспитывать нового человека через осознание творческого взаимодействия человека и окружающего его мира.
  7. Способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.
  8. Создание условий для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности способной к самоопределению, самовоспитанию , самосовершенствованию умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения.
  9. Воспитание стремления и желания улучшить состояние экологии своей местности, свой образ жизни.
  10. Воспитать уважительное отношения к семье, народам Томска и Томской области, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
  11.  Формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Объекты изучения:     

1.Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира Томской области; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы. 2.Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения,     жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.                                        

3.Население: национальный состав населения Томской области; отношение к окружающей природной среде;   труд людей в городе и селе;

4.Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели  и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.  

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.

Обучение по программе основывается на следующих принципах:

  • принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;
  • принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;
  • принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое;
  • принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;
  • принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением;
  • принцип гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию и идея о праве ребенка на удовлетворение его потребностей и интересов;
  • принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся;
  • принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности обучающихся.

Возрастные особенности

    Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов

  • При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
  • Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с ругом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
  • Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия

Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования

Форма организации занятии 

– индивидуально-групповая:

  • Беседы (желательно использовать презентацию);
  • Экскурсии
  • Встречи с людьми,  прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных  программ);
  • Игры с использованием компьютерной техники
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности   по разделу);
  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • Конференции  (участие  обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся.

Составление и постановка экологических сказок, командные игры (дети- родители, дети-учителя, учителя -родители),организация выставок рисунков, экологических газет, тематических плакатов, ярмарки солидарности, КВН, брейн-ринги, интеллектуальные игры, олимпиады, .научно-практические конференции

Все – или наиболее значимые –  результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио 

1.3.Внутрипредметные и межпредметные связи

Программа носит комплексный и интегративный характер, что было обусловлено:

  • психологическими и возрастными особенностями детей младшего школьного

возраста:  эмоциональное  восприятие  окружающего  мира,  конкретно-образное

мышление, преобладание игровой и продуктивной творческой деятельности и пр.;

  • необходимостью включения учащихся в различные направления деятельности:

познавательное,    поисково-исследовательское,    практико-ориентированное,

деятельностное, творческое,    рефлексивно-оценочное;

  • взаимосвязью  содержания  с  материалом  учебных дисциплин:  окружающий  мир,  технология, литературное чтение,  изобразительное искусство .

2.Планируемые личностные и метапредметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей.

3.Содержание курса внеурочной деятельности

Наименование раздела

Содержание Программы

ВВЕДЕНИЕ»  (1 час )                         1класс

1.

Раздел 1.      «Дикие животные Томской области»

Творческие мастерские

 (17 часов)

Многообразие животных Томской области  . Среды обитания. Животный мир и его значение для человека. Условия жизни диких животных.. Животные-путешественники. Чувства и ум животных. Семья и семейные группы животных. Взаимопомощь животных. Дружба человека и животных. Охрана диких животных.  Заповедники и национальные парки. Практические занятия: Ролевая игра «Поведение животных».   «Животные Красной книги». Экскурсия в зоопарк. Дети включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки,

2

Раздел 2.      «Пернатые жители  Томской  области» Творческие мастерские

 (12часов)

Данный раздел рассматривает практическое знакомство с воздействием на окружающую среду.  На этих занятиях дети знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, расширяют знания о птицах, о местах их обитания. Выявляют трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц. Проводятся викторины и конкурсы, природоохранные акции. Дети включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, поделки, коллективные работы Экскурсия в краеведческий музей «Природа глазами художников». 

3.

Раздел 3.Времена года.(3часа)

Занятия по данной теме включают в себя экскурсии и прогулки. Они позволяют детям наглядно видеть природные объекты, наблюдать явления в неживой природе, устанавливать взаимосвязь между неживым и живым в природе. Помогают воспитывать бережное отношение к природе. На экскурсии дети знакомятся с элементарными правилами поведения в природе, учатся ориентироваться на местности

ВВЕДЕНИЕ»  (1 час)                                   2класс

1

Раздел 1.       «Дом, в котором я живу» (6 часов)

На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: патриотизма; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду  жизни; ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях ценностного отношения к природе, окружающей среде; ценностного отношения к здоровью.

2

Раздел 2.    « Жители моего дома » (9 часов)

Семья ребенка (фамилии, имена, отчества членов семьи). Родословная семьи. Уважение к своим соученикам, старшим, к членам семьи, к разным народам Томска.

Практические работы: общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеалогического древа .

3.

Раздел  3. «Гигиена моего дома» ( 7 часов)

Понятие о здоровье. Питание и здоровье. Здоровое питание. Экологически чистое питание. Режим дня школьника. Режим питания. Правила организации домашней учебной работы (освещенность рабочего места). Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека . Пути попадания вредных веществ в организм человека

4

Раздел  4.   «Вода-источник жизни»  (4 часа)

Три состояния воды. Вода в природе. Как живёт наша река? Туман, облака, осадки.Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека.

5.

Раздел  5.  «Солнце и свет в нашей жизни»  (3 часа)

 Знакомили детей с явлениями окружающего мира, расширяли их представления о свойствах свет,, что свет - это главное в жизни живых существ. Обращали внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека. Дети принимали посильное участие в мерах по сохранению тепла в группе.Проводились наблюдения за источниками энергии (пламя свечи, Солнце, тепло человеческого тела, нагретые предметы). .

6.

 Раздел 6.       Весенние работы»  

Посадка, уход, наблюдение за ростом расатений

7.

Раздел  7.  «Воздух и здоровье»    (2 )

Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

ВВедение 2часа                              3класс

1

 Раздел 1 .     « Человек и природа»   (5)

Лес, луг, водоем, поле, болото. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления.Охранять природу - значит охранять здоровье. Влияние человека на окружающую среду. Охранять природу - значит охранять здоровье. Взаимосвязи в сообществах. Зелёная лечебница

2

Раздел 2 .     « Неживое в природе»   (12 часов)

Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Почва и ее состав.Охрана воздуха от загрязнений .Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Роль ветра в жизни животных и растений. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

3

Раздел  3.  Экологические связи между неживой и живой природой.. (9 )

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами — посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса. охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе

4

  Раздел4»Царство грибов»

      Знакомство.Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Роль  грибов в природе и жизни человека.  Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

5

Раздел 5

Сельскохозяйственный труд весной

Основными направлениями деятельности учащихся на участке является выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение опытов

ВВедение    1час                              4класс» Познавательная экология»  - 34 часа

1

 Раздел 1.   Познавательная экология   (4 часа)

Родной край-часть великой России. Карта родного края. Экологические связи на примерах растений и животных родного края. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны.

2

Раздел 2.  «Жизньживотных» (4 часа

Заповедные места. Экологические связи в живой природе. Понятия “прямые связи”, “косвенные связи

3

  Раздел 3.    «Реки и озера Томска, Томской обл  » 8ч

Охрана водоемов Томской области., бережное отношение к воде. Что вытекает из труб? Как река защищается от загрязнений

4

Раздел 4.      «Человек и животные » (8 часов)

. Посильное участие в охране природы родного края. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Как сохранить Томские леса чистыми. История парков г. Томска. Примеры активных действий человека по охране живого мира

(Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов).

5

Раздел 5.      «Сельскохозяйстенный труд» (7 часов)

Основными направлениями деятельности учащихся на учебно-опытном участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, исследовательская работа.

4.Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

1-й год обучения«Знакомые незнакомцы»  - 33 часа

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)Тема 1. Вводное занятие: Составление правил поведения при проведении практических работ. Практическая работа, «Игра «Поле чудес»

Раздел 1.      «Дикие животные Томской области» (16 часов)

Тема 2. «Дикие животные Томской области- познакомьтесь заяц» (1 час) Разгадывание загадок, рассказ  о необходимых условиях для жизни зайца в лесу.Практическая работа  

Тема 3«Дикие животные Томской области- познакомьтесь лиса» (1час)

Работа сразными  источниками.информации,разгадывание загадок,

Тема 4. «Дикие животные Томской области- познакомьтесь волк»  (1час)

 Разгадывание ребусов, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. «Дикие животные Томской области- познакомьтесь хозяин леса-медведь» (1час)

Разгадывание загадок, сообщения.Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. «Дикие животные Томской области- познакомьтесь любознательный зверёк – белка» (1час) Чтение, разгадывание загадок  Работа в группах – «Собери мозаику»  

Тема 7. «Дикие животные Томской области- познакомьтесь куница - охотник на белок» Знакомство с куницей, составление расскааа, отгадывание кроссворда .Составление загадок

Тема 8. «Дикие животные Томской области- познакомьтесь  лесной красавец – лось (1час)Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии) Плоская лепка«Лось»

Тема 9. «Дикие животные Томской области- познакомьтесь подземный житель – крот» (1час)   Разгадывание загадок, просмотр видео -фильма о жизни крота.  в  парах

Тема 10. «Дикие животные Томской области- познакомьтесь всеядное животное — барсук»  (1час)Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. беседа  Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 11. «Дикие животные Томской области- познакомьтесь  бобр-строитель (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, сообщения о бобрах Тема 13. Тема1 2 «Дикие животные Томской области- познакомьтесь запасливый бурундук (1час)Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ  о бурундуке. беседа.

Тема 13«Дикие животные Томской области- познакомьтесь мышка-норушка (1час)

. Чтение»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 14. «Дикие животные Томской области- познакомьтесь рысь - родственник кошки (1час) Сравнение домашней кошки с рысью, рисование домашней кошки или рыси.

Тема 15. «Дикие животные Томской области- познакомьтесь соболь - «дорогой» зверёк (1час)Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, игра «Эти забавные животные».

Тема 16. Обобщающий урок о диких животных (1час). Игра «Угадай по описанию»,

Раздел 2.  .  «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 17. «Пернатые жители Томской области- воробей»1час.Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 18. «Пернатые жители Томской области-ворона - «интеллектуальная» птица» (1час) Составление портрета.

Тема 19.  «Пернатые жители Томской области- ворон - красивая, умная птица» (1час)

Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 20 . «Пернатые жители Томской области- сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час). Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока»

Тема 21 «.Пернатые жители Томской области- лесной доктор» - дятел (1час)

загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами.

Тема 22. . «Пернатые жители Томской области- соловей - «великий маэстро» сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Просмотр фильма,

Тема 23. . «Пернатые жители Томской области- загадочная птица - кукушка (1час)

 разгадывание загадок , Чтение и анализ В. Бианки «Кукушонок». Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 24. «Пернатые жители Томской области-пернатая кошка» - сова (1час) сообщения учеников«Пернатой кошкой»- совой,. Разгадывание загадок.Игра «Кто и что ест?»

Тема 25. . «Пернатые жители Томской области- любимая птица – снегирь (1час)

Беседа о снегире. Разгадывание загадок Рисование ярких птиц.

Тема 26.  «Пернатые жители Томской области-сестрицы-синицы - самые полезные птички России (1час)» Чтение стихотворения  «Дружные жёлтые синички». Рисование

Тема 27.  «Пернатые жители Томской области-наш  добрый сосед - скворец. (1час)

. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  

Раздел 3.Времена года.(3часа)

Тема 28.-33Экскурсия в школьный паркУчатся ориентироваться на местности. Составляют список Жалоб природы и шаги помощи человека

Содержание курса . 2-й год обучения

«Экология моего Томска»  (34 часа)

  «ВВЕДЕНИЕ»  (1 час)Тема 1. Что такое экология? (1час)Работа с разными источниками информации Разъяснение значения экологии  на основе анализа примеров

            Раздел 1.       «Дом, в котором я живу» (6 часов)

Тема 2. Мой дом  (1час) Представление детьми мини-проектов «Дом, в котором я живу» Беседа –сравнение дома в деревне и в городе, их улиц.Рисование

Тема 3. Дом, где мы живем (1час) Размышление, рисование.

Тема 4. Практическое занятие  «Уборка школьного двора» (1час)

 Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Тема 5.  Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час) Рисование на тему «Двор моей мечты»

Тема 6. Птицы нашего двора (1час) Работа с ИКТ.Презентация

Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»  (1 час)

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек

                     Раздел 2.    « Жители моего дома » (9 часов)

Тема 8. Моя  семья  (1 час)» Рассказ детей о занятии  и обязанностях  членов семьи по ведению общего хозяйства. Составление  10 правил «Нельзя»

Тема 9. Соседи-жильцы   (1 час)Составление буклета. Обычаи и традиции русского народа

Тема 10. Мой  класс   (1 час)  Беседа.Работа в парах.Дежурство по классу

Тема 11-12. Практическое занятие «Создание уюта в классной  комнате(2 час)

Групповая работа, создание мини-проектов «Класс моей мечты»

Тема 13. Рассказы, стихи о семье    (1 час)Конкурс .Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде

Тема 14-16. Комнатные растения в квартире, в классе  (2час)Уход за комнатными растениями» Пересадка комнатных растений

                     Раздел  3.   «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» ( 7 часов)

Тема 17. Гигиена класса (1 час)Знакомство с гигиеническими требованиями. Беседа

Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе

Тема 19. Бытовые приборы в квартире (1 час) Составление списка бытовых приборов в квартире, , правила безопасности при их эксплуатации

Тема 20. Экскурсия в школьную кухню (1 час)Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час)Рассуждение..

Тема 22. Русская народная одежда (1 час)ИКТИстория появления одежды

Тема 23. Практическое занятие «Русская национальная одежда»  (1 час)Работа с тканью

          Раздел  4.   «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»  (4 часа)

Тема 24. Вода в моем доме и в природе  (1час)Беседа ,работа в парах.ИКТ

Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час). Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана

Тема 26. Вода в жизни растений и животных. (1 час)Ролевая игра

Тема 27.  Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1час)

Изготовление термометра

  Раздел  5.  «СОЛНЦЕ  И  СВЕТ  В НАШЕЙ   ЖИЗНИ»  (3 часа)

Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)Отбор материала дял презинтации

Тема 29-30. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (2 час) Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света                   Раздел 6.       «ВЕСЕННИЕ   РАБОТЫ»  (2 часа)

Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час)Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке .Опыт  Инструктаж по технике безопасности.

Тема 32. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час)

. Разбивка грядок. Посадка растений ,уход и наблюдение за всходами.

                Раздел  7.  «ВОЗДУХ  И  ЗДОРОВЬЕ»    (2 часа)

Тема 33. Воздух и здоровье человека  (1 час). Сообщение ЗОЖ Гимнастика

Тема 34.  Практическое занятие «Уборка в классе»   (1 час). Влажная уборка класса.

Содержание курса 3-й год обучения

«Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» - 34 часа

               «ВВЕДЕНИЕ»  (2 час)

Тема 1.  Вводное занятие. Мы жители планеты Земля  (1 час)Игры. Создание ситуации понимания единства  всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг.(1 час) Плакат-коллаж

            Раздел 1 .     « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»   (5 часов)      

Тема 3.Экология и мы (1 час)Чтение, просмотр фильма

Тема 4-5    Осенние работы в поле.  (2 час) Просмотр фильма «Работа земледельца»

Тема 6. Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи (1 час) Защита проектов Составление моделей, показывающих место человека в природе.

Тема 7.    Осень в лесу (экскурсия)   (1 час)Сбор материала для гербария.

                  Раздел 2 .     « НЕЖИВОЕ  В  ПРИРОДЕ»   (12 часов)

Тема 8 – 9.    Неживая природа      ( 2часа) Экскурсия на пришкольный участок

Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)Опыты.

Тема 11.  Вода, её признаки и свойства  (1 час). Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».

 Тема 12. Берегите воду!  (1 час)Сообщения учащихся об охране и значении воды. Тема 13.   Почва – святыня наша. (1 час) Опыты по составу почвы Просмотр коллекции «Виды «

Тема 14.Практическое занятие  «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)Практическая работа по обработке почвы комнатных растений.

Тема 14 – 15. Погода. Климат.(2 часа)Дать общее понятие погоды и климата. Практическая работа «Наблюдение за погодой».Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема  17.   Предсказание погоды по народным приметам (1 час)Изучение примет.

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины Тема 18.     Почему нельзя..?  (1 час). Акция «Умоем растения»

Тема 19.  Практическое занятие  «Диалоги с неживой природой»  (1час)

Ролевая игра «Пойми меня».. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.  Акция «Мы, против мусора!»

Раздел  3.  «ЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ   СВЯЗИ   МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ»     (9 часов)

Тема 20.Практикум «Хлебные крошки»(1 час) Конструирование модели кормушки.

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час). Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края

Тема  22.   Экологические связи неживой и живой природы   (1 час)  Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Тема 23.  Вода и жизнь (1 час)Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема 24.  Растения рядом  (1час) Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум  «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Тема 25.  Комнатные растения  (1час). Практическая работа по размещению растений

Тема 26.   Размножение комнатных растений   (1 час) Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Тема 27.Дикорастущие растения луга, водоёма, ласа (1час)Анализ, сравнение.

Тема 28.  Практическое занятие «Растения луга и леса»  (1 час) Работа с гербариями.

                        Раздел  4.   «ЦАРСТВО ГРИБОВ»  (3часа)

Тема 29.  Съедобные грибы (1 час)Вертуальная экскурсия в лес

Тема 30. Несъедобные  грибы. (1 час). Игра  

Тема 31.   Микроскопические организмы (1 час)).Просмотр видеофильма

           Раздел 5.  «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ»    (3 часа)

Тема 32.    Сельскохозяйственные машины и  орудия  (1 час)Игра.»Все работы хороши»

Тема 33-34.  Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)Акция с привлечением родителей

Содержание курса  4-й год обучения«Познавательная экология»  - 34 часа

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)Тема 1. Введение.  Жизнь на Земле (1 час)Работа со схемой.

Тема 2. Времена года на Земле (Сравнение  времен года в географических  поясах Земли

 Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)

Построить предположения о том, каким мы увидим Томск через 1-2 недели.

 Тема 4.  Изменения окружающей среды (1час) Экскурсия

 Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»  (1час)

Тема 6. Условия жизни растений (1час)Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)Работа с ИКТ

               Раздел 2.      «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час) Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 11.  Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга  края.  Разгадывание загадок.

                Раздел 3.    «РЕКИ И ОЗЕРА Томска, Томской области   » (8 часов)

Тема 12. Реки и озера (1час)Просмотр и обсуждение фильма.

Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)Презентации

Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час). Рыбы Сообщения детей о жителях

Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)Доклады детей

Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)Проведение опытов.Предложения детей по очистке вод рек.

Тема 17.  Околоводные птицы (1часПрезентации детей

Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Томской области

Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Раздел 4.      «ЧЕЛОВЕК  И  ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)

Тема 20. Жизнь среди людей (1час)Беседа.. Изготовление кормушек

Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)

Тема 22. Домашние животные (1час)З. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час) Игра – викторина «Породы собак».

Тема 24. Уход за домашними животными (1час)Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев

Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)

 Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 26. Люди и паразиты (1час) Работа со справочной литературой.

Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час). Мини- сочинение «Защити себя»

Раздел 5.      «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)

Тема 28. Почва   (1 час)Практическая работа «Изучение механического состава почвы»

Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)Беседа о многообразии семян

Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)Встреча с интереснымилюдьми.

Тема 31.-34Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян  овощных и цветковых растений на ленту

5.Описание учебно-методического и материально-т ехнического обеспечения курса внеурочной деятельности

Для проведения лекционных занятий(45%) необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint. Для выполнения практических занятий компьютерный класс(25%).

 Для проведения практических, лекционных и семинарских занятий необходимы:

- учебные пособия по школьным дисциплинам начальной школы,

- учебные программы по дисциплинам начальной школы,

- методические пособия.

  • Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  • Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
  • Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  • Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  • Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинин
  • Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако/
  • Ишутинов  Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. --
  • Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -  2001. - № 1.
  • Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  • Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
  • Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в   народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
  • Пакулова  Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
  • Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  
  • Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /  Москва 2008.  
  • Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород  2009.
  • Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2009.
  • Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников./ Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
  • Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. / Начальная школа. - 1993. - № 9. - С.16-20.
  • Данилова М. Занимательная экология / Воспитание школьников. - 2005. - № 5. - С.25-
  • Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества /Начальная школа. - 1989. - № 12. - С.40-4
  • Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.18-22.
  • Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа / Начальная школа. -
  • Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Изд. Академия развития. 1997. - 192 с
  • Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
  • Энциклопедия «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...

Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...

открытый просмотр образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по Никольскому району"

Нод по развитию у детей интересов к прошлому своего края, своего народа,его культуре в подготовительной группе...

открытый просмотр образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по Никольскому району"

Нод по развитию у детей интересов к прошлому своего края, своего народа,его культуре в подготовительной группе...

Подготовка победителя Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ учащихся "Горизонты открытий"

Подготовка победителя Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ учащихся "Горизонты открытий"...

"Путешествие по экологическим тропкам" конспект открытого мероприятия

Данный материал был подготовлен для участия в конкурсе методических разработок "Экодетство"...

Конспект открытого занятия по экологическому развитию детей ОВЗ «Морское путешествие».

Знакомство детей с обитателями моря, дать представление о том, что море - это дом для морских обитателей, дать первоначальное представление о строение рыбы....