О талантах ребёнка.
статья (3 класс)
Предварительный просмотр:
О талантах ребёнка: как их узнать?
Ваш ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из семи областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важном деле может тест-анкета, разработанная учёными в области детской психологии, А. Де Хана и Г. Кафа.
Ребёнок имеет музыкальный талант, если:
1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
3 - сочиняет свои собственные мелодии;
4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение.
У ребёнка незаурядный интеллект, если он:
1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
2 - обладает хорошей памятью;
3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал;
4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;
9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.
У ребёнка литературное дарование, если:
1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;
3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он:
1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
У ребёнка спортивный талант, если:
1 - он энергичен и всё время хочет двигаться;
2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;
8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он:
1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
6 - пластичен и открыт всему новому;
7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
У ребёнка технические способности, если он:
1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
5 - любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
6 - интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребёнку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, ну и так далее. (Но не ставьте оценку ниже двух баллов!)
Затем суммируйте баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь).
Таким образом, вы сможете установить наиболее выраженную одарённость вашего ребёнка.
Приложение №9
План работы с одаренными детьми.
класс: 2 «б», 2009/2010 учебный год, учитель: Спицина А. Н
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Выявление одаренных детей. Корректировка списка с указанием предмета или направления | Начало года | Кл. руковод. |
2. | Составление графика работы, занятий с одаренными детьми | Начало года | Кл. руковод. |
3. | Заполнение журнала (тетради) учета проведенной работы. | В течение года постоянно | Кл. руковод. |
4. | Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках: дифференцированные карточки, перфокарты, дополнительный дидактический материал. | В течение года постоянно | Кл. руковод. |
5. | Привлечение одаренных детей к осуществлению помощи слабоуспевающих детей в классе. | В течение года постоянно | Кл. руковод. |
6. | Привлечение одаренных учащихся к участию в олимпиадах, марафонах по предметам с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей. | В течение года постоянно | Кл. руковод. |
7. | Проведение педагогической диагностики для прослеживания развития каждого мотивированного ребенка. | По четвертям В конце года | Кл. руковод. |
8. | Соблюдение здоровьесберегающих технологий в работе с одаренными детьми. | В течение года постоянно | Кл. руковод. |
9. | Проведение педагогических консультаций с родителями одаренных детей. | В течение года постоянно | Кл. руковод. |
10. | Сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности одаренных детей и систематизация их в индивидуальных папках. | В течение года постоянно | Кл. руковод. |
11. | Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, работающих с одаренными детьми. | В течение года постоянно | Кл. руковод. |
12. |
КАРТА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Фамилия, имя ученика________________________________ Класс 2 «б» Учитель: Спицина А. Н.
№ п/п | Оцениваемая характеристика | Отсут. | Слабо выраж. | Значит. выраж. |
Внешний вид. Отношение родителей. | ||||
1. | Ученик неопрятен. Родители не уделяют внимание его внешнему виду и одежде. |
|
|
|
2. | Родители мало общаются с учителем, не уделяют достаточного внимания ребёнку. |
|
|
|
3. | Родители не интересуются жизнью класса и потребностями школы. |
|
|
|
Поведение в классе. | ||||
4. | Не сразу воспринимает требования учителя. |
|
|
|
5. | Не выполняет правила жизни класса. |
|
|
|
6. | Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин. |
|
|
|
7. | Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого. |
|
|
|
Общение с детьми и взрослыми. | ||||
8. | Предпочитает одиночество. |
|
|
|
9. | Конфликтует с детьми, часто дерётся, кричит. |
|
|
|
10. | Не умеет поддержать общение. |
|
|
|
11. | Малоконтактен со взрослыми. |
|
|
|
12. | Организаторские способности. |
|
|
|
13. | Творческие способности (какие?) |
| ||
Речевое развитие. | ||||
14. | Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения. |
|
|
|
15. | Словарный запас беден. |
|
|
|
16. | Речь грамматически неправильна. |
|
|
|
17. | Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно. |
|
|
|
18. | Литературные способности. |
|
|
|
19. | Актёрские способности. |
|
|
|
Физическое развитие. | ||||
20 | Часто болеющий ребёнок. |
|
|
|
21 | Недостаточно развит физически. | |||
Отношение к занятиям и их успешность. |
|
|
| |
21. | Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога. |
|
|
|
22. | С трудом овладевает необходимым объёмом знаний. |
|
|
|
23. | Неусидчив, не доводит дело до конца. |
|
|
|
24. | Мешает педагогу и / или детям на занятиях. |
|
|
|
Темповые характеристики деятельности. | ||||
25. | Работает медленно и невнимательно. |
|
|
|
26. | Темп работы на занятиях неравномерен. |
|
|
|
27. | Темп работы быстрый, но работает хаотично и “бестолково”. |
|
|
|
28. | Высокая работоспособность. |
|
|
|
Какие дополнительные особенности развития ученика (его положительные или отрицательные качества) Вы хотели бы отметить?___________________________________
Общая характеристика семьи (подчеркнуть): полная, неполная, многодетная, малообеспеченная, опекуны, переселенцы неблагополучная
(в чём благополучие, неблагополучие, одаренность, талант)___________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРОЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Мониторинг личностных достижений и развития учащихся
(для одаренных детей)
ЦЕЛЬ: позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития, создает основу для его самостоятельности в индивидуальном развитии.
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Создание банка внутренней информации, позволяющей сравнивать результаты, видеть общую динамику развития образовательного процесса; первичная обработка полученной информации. | В течение года | Учитель |
2. | Анализ результатов мониторинга (выявление причинно-следственных связей, динамики педагогических процессов) и систематизация полученных данных (по классу в целом и каждому учащемуся в отдельности). | В течение года | Учитель |
3. | Создание психолого-педагогических условий, способствующих положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, организация взаимодействия учащихся и учителя, обеспечение положительной обратной связи. | В течение года | Учитель |
4. | Выявление совместно с учеником причин полученных результатов | В течение года | Учитель |
5. | Определение зоны ближайшего развития для каждого ученика, педагогической помощи конкретным детям. | В начале года В течение года | Учитель |
6. | Формирование банка разноуровневых заданий по стержневым темам программы. | В течение года | Учитель |
7. | Разработка вариантов дифференцированного и индивидуализированного контроля. | В течение года | Учитель |
8. | Организация психолого-педагогической коррекции. | В течение года | Учитель |
9. | Учет личностных достижений учащихся позволяет учителю увидеть особенности их развития и тенденции, характерные для класса в целом | В течение года | Учитель |
Диагностика отношения ребенка к школе.
ФИО____________________________________ Школа № _____ Класс ______________Дата_______________________
№ уровня Показателя адаптации | Показатели адаптации и характеристика их Различных уровней | Выбранный уровень |
Настроение ребенка | ||
1 | Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное | |
2 | Эпизодические проявления снижения настроения | |
3 | Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий | |
4 | Вялость, рассеянность | |
5 | Заторможенность, истерия, плач | |
6 | Выражение негативного отношения к школе | |
7 | Полное нежелание идти в школу | |
Контакты со сверстниками | ||
1 | Легко и уверенно входит в коллектив | |
2 | Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками | |
3 | Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность «сотрудничать» со сверстниками | |
4 | Робок, малоинициативен, избирателен в общении | |
5 | Не поддерживает социальных контактов | |
6 | Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников | |
Познавательная активность | ||
1 | На уроках проявляет активность и интерес | |
2 | Посещает все уроки без принуждения | |
3 | Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим | |
4 | Учится без видимого желания | |
5 | Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею | |
Дисциплина | ||
1 | С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя | |
2 | Выполняет практически все требования, усидчив, старателен, мало отвлекается | |
3 | Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности | |
4 | Требования учителя выполняет неохотно | |
5 | На уроках часто отвлекается | |
6 | Игнорирует требования учителя | |
Реакции агрессии, гнева | ||
1 | Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует | |
2 | Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей | |
3 | Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением | |
4 | Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя | |
5 | Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников | |
6 | Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя | |
Страх | ||
1 | Страх отсутствует | |
2 | Эпизодически робок, застенчив, стеснителен | |
3 | Робок, застенчив, легко теряется | |
4 | Указанные черты ярко выражены | |
5 | В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя | |
Двигательная активность на перемене | ||
1 | Ребенок подвижен, активен | |
2 | Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях | |
3 | Двигательная активность низкая | |
4 | Двигательная активность всегда низкая | |
Общее самочувствие | ||
1 | Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым | |
2 | Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости | |
3 | Периодически жалуется на недомогания | |
4 | Жалобы принимают устойчивый характер | |
5 | Проявление невротических расстройств | |
Успеваемость | ||
1 | Хорошая | |
2 | Хорошая/удовлетворительная | |
3 | Удовлетворительная | |
4 | Удовлетворительная/плохая |
Определение уровня адаптации
Оценка ситуации | Баллы | Уровни адаптации |
Благоприятная | 9-17 | Высокий |
Условно благоприятный | 18-24 | Средний |
Неблагоприятная | 25 и выше | Низкий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Как пробудить в ребёнке ростки таланта?"
Меня заинтересовала работа работа над формированием литературно - художественных умений у детей....
Анкеты для родителей: "Агрессивен ли ваш ребёнок?", "Активен ли ваш ребёнок?", "Тревожен ли ваш ребёнок?"
Ответы на простые анкеты, приведённые ниже, помогут вам найти правильный путь в мир вашего ребёнка, лучше понимать его, находить общий язык....
Статья "Раскрытие таланта ребёнка как шаг для формирования позитивного отношения его к школе".
В статье постараюсь ответить на вопросы: как родителям и учителю раскрыть таланты ребёнка на раннем этапе, как построить процесс обучения и воспитания, опираясь на личные интересы и таланты ученика....
социально- педагогический проект.Я верю в талант каждого ребёнка. (2 класс)
Цель: показать , что каждый ребёнок талантлив.Продукт проекта: создать и пополнять портфолио ученика.Презентацию проекта приурочить к 8 марта с приглашением мам....
Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Расскажем о 16 способах для раскрытия творческого таланта ребёнка.
Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то н...
Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа).
Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа)....