Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» (1-4 класс)
рабочая программа
Данная программа направлена на интеллектуальное развитие школьников (в начальных классах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) содержание курса, рекомендуемые способы организации учебной деятельности и формы взаимодействия участников образовательного процесса 1—4 классов направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования по развитию познавательных способностей.
При изучении курса «Умники и умницы» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1) основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
При изучении курса «Умники и умницы» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) способы решения проблем творческого и поискового характера.
3—4) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10) логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
При изучении курса «Умники и умницы» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
- Тренировка слуховой памяти.
- Тренировка зрительной памяти.
- Совершенствование мыслительных операций.
- Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
- Обучение поиску закономерностей.
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие концентрации внимания.
- Развитие логического мышления.
- Обучение поиску закономерностей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I КЛАСС (33 ч)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и заданиям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важная точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения поставленной задачи. На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя –поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в нее.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимся способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
Материал каждого занятия рассчитан на 35 -40 минут.
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятий по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
«Разминка» (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение заданий невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно –познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, -памяти, внимания, воображения, мышления. (10-15 минут).
Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Логически-поисковые задания (10-12 минут).
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
Графический диктант, штриховка (10 минут).
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».
Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребенка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребенок начинает владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты – это способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка.
Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
II КЛАСС (34 ч)
Методы и приемы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут.
Рекомендуемая модель занятия:
«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).
Разминка (3-5 минут).
Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут).
Материал, включенный в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в первом классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включен зрительный диктант.
В разделе «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Весёлая переменка (3-5 минут).
Логические, поисковые и творческие задания (10-15 минут).
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребенка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребенок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать (5 минут)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
III КЛАСС (34 ч)
3 класс (34 занятия)
Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей – смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствие материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный
вес заданий на развитие мышления заметно возрастет, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приемы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
На каждое занятие по РПС в третьем классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятия такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2минуты).
«РАЗМИНКА» (3-5 минут)
ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ,-ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (10минут).
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2минуты).
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10минут).
На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-посковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (2-3 минуты)
РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ (10-15 минут).
Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
IV КЛАСС (34ч)
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвертый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание- к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую проводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других – растерянность при встрече с задачей, имею
щей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у детей.
Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут.
Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в 3 классе.
МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА (2минуты)
РАЗМИНКА (3-5минут)
ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (10минут)
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2минуты)
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10минут)
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (2-3минуты)
РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ (10-15минут)
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:
- Степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивает положительные результаты занятий;
- Результаты выполнения заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Требования к подготовке учащихся
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень.
Календарно-тематическое планирование для первого класса
«Умники и умницы» авт. О.А.Холодова
(31 часа , 1 час в неделю)
№ п.п | Название темы, раздела | Количество часов | Планируемые результаты | Дата | |
план | факт | ||||
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | Обнаруживает уровень познавательных процессов. Умеет выполнять графический диктант. | ||
2. | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 | Умеет концентрировать внимание. Умеет выполнять графический диктант. | ||
3. | Тренировка внимания. Развития мышления. Графический диктант. | 1 | Развивает уровень внимания и мышления. Умеет выполнять графический диктант. | ||
4, 5. | Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 2 | Развивает слуховую и зрительную память, мышление. Умеет выполнять графический диктант. | ||
6. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Развивает аналитические способности. Совершенствует мыслительные операции. Умеет выполнять графический диктант. | |||
7. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Совершенствует воображение. Умеет выполнять задание по перекладыванию спичек; рисует по образцу. | ||
8. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Развивает логическое мышление. Совершенствует мыслительные операции. Умеет выполнять графический диктант | ||
9. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет концентрировать внимание. Умеет выполнять графический диктант | ||
10. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания на тренировку внимания, мышления. Умеет выполнять графический диктант | ||
11. | Развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания на развитие памяти и мышления. Умеет выполнять графический диктант | ||
12. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания на развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций. Умеет выполнять графический диктант. | ||
13. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Умеет выполнять задание на совершенствование воображения; задание по перекладыванию спичек; рисовать по образцу. | ||
14. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задание на развитие мышления; совершенствование мыслительных операций. Умеет выполнять графический диктант. | ||
15. | Развитие и тренировка концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания на тренировку и концентрацию внимания, мышления. Умеет выполнять графический диктант. | ||
16. | Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания на тренировку слуховой и зрительной памяти, развитие мышления. Умеет выполнять графический диктант. | ||
17. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания на развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций. Умеет выполнять графический диктант. | ||
18. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Умеет выполнять задания для развития воображения; задания по перекладыванию спичек; рисовать по образцу. | ||
19. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания для развития логического мышления, совершенствования мыслительных операций. Умеет выполнять графический диктант. | ||
20. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания для концентрации внимания, развития мышления. Умеет выполнять графический диктант. | ||
21. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания на тренировку внимания, развитие мышления. Умеет выполнять графический диктант. | ||
22. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания для развития слуховой памяти, развития мышления. Умеет выполнять графический диктант. | ||
23. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания для развития зрительной памяти, развития мышления. Умеет выполнять графический диктант. | ||
24. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнят задания для развития аналитических способностей, совершенствования мыслительных операций. Умеет выполнять графический диктант. | ||
25. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Умеет выполнять задания для совершенствования воображения, перекладыванию спичек; рисовать по образцу. | ||
26. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Выполняет задания по развитию логического мышления, совершенствованию мыслительных операций. Умеет выполнять графический диктант. | ||
27. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания для концентрации внимания, развития мышления. Умеет выполнять графический диктант. | ||
28. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | 1 | Умеет выполнять задания для тренировки внимания, развития мышления. Умеет выполнять графические диктанты. | ||
29. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания для тренировки слуховой памяти, развития мышления. Умеет выполнять графические диктанты. | ||
30. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Умеет выполнять задания для тренировки зрительной памяти, развития мышления. Умеет выполнять графические диктанты. | ||
31. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Выполняет задания на развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций. Умеет выполнять графические диктанты. | ||
32. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Выполняет задания на развитие логического мышления, совершенствование мыслительных операций. Умеет выполнять графические диктанты | ||
33. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | Показывает уровень развития познавательных способностей на конец учебного года. |
Календарно-тематическое планирование по курсу: « РПС. Умники и умницы.» во 2 классе
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Планируемые результаты | Дата | |
План | Факт | ||||
1 четверть (9ч) | |||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления в начале года | 1 | Обнаруживает уровень развития познавательных способностей в начале года. | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет задания на концентрацию внимания, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет выполнять задание на развитие внимания, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет слушать и выполняет задания на развитие слуховой памяти, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет видеть и выполнять задания на развитие зрительной памяти, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет логические задания. Умеет находить закономерности. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | Умеет выполнять задания на развитие воображения, наглядно-образного мышления. Умеет решать ребусы. Выполняет задания по перекладыванию спичек. | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет задания на быстроту реакции, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет задания, концентрирующие внимание; задания на совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
2 четверть (7 ч) | |||||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет выполнять задания на внимание, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет слушать и выполнять задания на развитие слуховой памяти, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет задания на развитие зрительной памяти, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет логически мыслить, находить закономерности. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | Выполняет задания на совершенствование воображения, наглядно-образного мышления. Умеет решать ребусы. | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет задания на быстроту реакции, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет задания на концентрацию внимания, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
3 четверть (10ч) | |||||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет выполнять задания на тренировку внимания, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет слушать и выполнять задания на тренировку памяти, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет видеть и выполнять задания на развитие памяти, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет логические задания. Находит закономерности. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | Выполняет задания на развитие воображения, наглядно-образного мышления. Умеет решать ребусы. | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет задания на быстроту реакции, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет концентрировать внимание, выполняет задания на совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет задания на тренировку внимания, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет слушать и выполняет задания на тренировку памяти, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет видеть и выполнять задания на развитие зрительной памяти, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
4 четверть (8ч) | |||||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет мыслить логически, находить закономерности. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | Выполняет задания на воображение, развитие наглядно-образного мышления. Умеет решать ребусы. | ||
29 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет выполнять задания на быстроту реакции, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет концентрировать внимание, выполнять задания на совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет задания на тренировку внимания, совершенствование мыслительных операций. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
32 | Тренировка слуховой и зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Умеет видеть и слышать при выполнении заданий для слуховой и зрительной памяти. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
33 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | Выполняет задание на логику, находит закономерности. Умеет анализировать и рассуждать. | ||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления в конце года | 1 | Показывает уровень развития всех познавательных способностей в конце года. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
3 г класс 2018-2019г.
№ занятия | Тема занятия. Развиваемые способности | Дата | |
план | факт | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | ||
2 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
3 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
4 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
5 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
6 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | ||
7 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
8 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
9 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
10 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
11 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
12 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | ||
13 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
14 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
15 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
16 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
17 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
18 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | ||
19 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
20 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
21 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
22 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
23 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
24 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | ||
25 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
26 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
27 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
28 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
29 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||
30 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | ||
31 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец года. | ||
32 | Конкурс эрудитов(параллель 3 классов) | ||
33 | Анализ результатов конкура. Решение логических задач. |
Тематическое планирование "Умники и умницы"
в 4 классе
Ме-сяц | № заня-тия | Тема | Дата | Факт |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | Входной тест. | ||
2 | Повторение основных мыслительных операций. | |||
3 | Причинно- следственные цепочки. | |||
4 | Интегрированный: логика в окружающем мире. | |||
О К Т Я Б Р Ь | 5 | Интегрированный: логика в русском языке. | ||
6 | Виды отношений между понятиями. | |||
7 | Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | |||
Н О Я Б Р Ь | 8 | Понятие о графах. | ||
9 | Рефлексивность отношений. | |||
10 | Симметричность отношений. | |||
11 | Тест « Отношения между понятиями». | |||
Д Е К А Б Р Ь | 12 | Классификация. | ||
13 | Язык и логика. Фразеологизмы. | |||
14 | Язык и логика. Образность и меткость речи. | |||
15 | Язык и логика. Речевые ошибки. | |||
Я Н В А Р Ь | 16 | Язык и логика. Пословицы. | ||
17 | Тест «Язык и логика» | |||
18 | Работа над ошибками. | |||
Ф Е В Р А Л Ь | 19 | Логические связки «или», «и». | ||
20 | Логическая связка «если…, то» | |||
21 | Логические возможности. | |||
22 | Ситуативная связь между понятиями. | |||
М А Р Т | 23 | Оценка ситуации с разных сторон. | ||
24 | Образное сравнение. | |||
25 | Синонимы. Многозначность. | |||
26 | Антонимы. | |||
27 | Тест. «Языковая логика». | |||
А П Р Е Л Ь | 28 | Работа над ошибками. | ||
29 | Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | |||
30 | Рассуждения. | |||
31 | Выводы в рассуждениях. | |||
33 | Юмор и логика. | |||
34 | Конкурс эрудитов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс
Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на 2019-2020 учебный год 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей» для третье...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс
Рабочая программа курса "Умники и умницы» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенкова и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
Рабочая программа составлена составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «36 занятий...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы", 4 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...