Исследовательская работа ученицы 1 класса.Устаревшие слова
творческая работа учащихся (1 класс)
Ученик, который желает учиться и развиваться, всегда стремится узнать что-то новое и полезное для себя. Особенно важным считается словарный запас, как показатель эрудированности, он всегда сможет помочь в любой ситуации. Сегодня я расскажу вам об устаревших словах в русском языке – архаизмах и историзмах. Актуальность моей работы заключается в том, что в современном мире устаревшие слова не используются или заменены другими словами. На уроках в школе и дома при внеклассном чтении я столкнулась с проблемой. При прочтении, сказок А. С. Пушкина я встречала устаревшие слова, но не знала их значение. Для того, чтобы точно понять мысль, которую хотел донести автор, обязательно нужно быть в курсе значения этих слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhadaeva_a._gbou_gimnaziya_no1_issledovatelskaya_rabota.docx | 45.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия №1 им. Н.И. Ферапонтова
День науки
Исследовательская работа
Устаревшие слова в русском языке
Автор:
Жадаева Александра Максимовна,
Обучающаяся 1 «В» класса
ГБОУ гимназии №1
г.о. Новокуйбышевск
Научный руководитель:
Полозова Ирина Валентиновна
учитель начальных классов
ГБОУ гимназии №1
г.о. Новокуйбышевск
Новокуйбышевск 2019г.
Оглавление
Введение | 3 |
| 4 |
| 4 |
| 6 |
| 6 |
Список используемой литературы | 7 |
Приложение | 8 |
ВВЕДЕНИЕ
Ученик, который желает учиться и развиваться, всегда стремится узнать что-то новое и полезное для себя. Особенно важным считается словарный запас, как показатель эрудированности, он всегда сможет помочь в любой ситуации. Сегодня я расскажу вам об устаревших словах в русском языке – архаизмах и историзмах. Актуальность моей работы заключается в том, что в современном мире устаревшие слова не используются или заменены другими словами. На уроках в школе и дома при внеклассном чтении я столкнулась с проблемой. При прочтении, сказок А. С. Пушкина я встречала устаревшие слова, но не знала их значение. Для того, чтобы точно понять мысль, которую хотел донести автор, обязательно нужно быть в курсе значения этих слов.
Цель: Изучить значение устаревших слов (архаизмы, историзмы)
Задачи:
- Изучить литературные источники по данной теме.
- Изучить значение устаревших слов.
- Провести опрос моих сверстников.
- Посетить библиотеки по теме моего исследования.
Гипотеза: предположим, что современное поколение моих сверстников не знают о существовании устаревших слов
Объект исследования: устаревшие слова (архаизмы, историзмы)
Предмет исследования: изучение устаревших слов (архаизмы, историзмы)
Метод исследования: изучение и обобщение литературных источников, теоретический анализ изученных материалов, проведение опроса.
- Архаизм и историзм
Архаизм и историзм — это устаревшие слова русского языка.
Архаизм и историзм относятся к пассивной лексике. (Пассивная лексика — слова, покидающие нас и забытые. Активная лексика – словарный запас, используемый в повседневной жизни. )
Архаизм - это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми словами.
Историзм - это слова, которые были известны лишь нашим предкам и вышли из употребления.
Архаизм, в отличие от историзмов, в современном языке имеют синонимы.[1]
По плану моей работы я посетила читальный зал городской библиотеки им. Пушкина г. Новокуйбышевска, изучила книги представленные на слайде.
Словарей устаревших слов в их фондах не оказалось.
Но я не остановилась в своем исследовании и посетила Самарскую областную универсальную научную библиотеку. В электронных каталогах я нашла нужные словари по теме моего исследования. Заказала нужные мне книги и в читальном зале областной библиотеки я изучила представленную на слайде литературу.
- Анализ сказок А.С. Пушкина
Обьектом моего исследования стали устаревшие слова из прочитанных мною сказок А.С. Пушкина «Сказка о золотом Петушке»[2] и «Сказка о рыбаке и рыбке»[3].
В детской библиотеке я взяла сказки А.С. Пушкина и нашла в них устаревшие слова. С помощью словарей устаревших слов изучила значения и разделила их на архаизмы и историзмы:
Сказка о рыбаке и рыбке | |||
Архаизмы[4] | Историзмы[5] | ||
старче | старик | светелка | небольшая светлая комната в верхней части дома |
вздурилась | обезумела | столбовая дворянка | дворянский род |
осердилася | разозлилась | душегрейка | верхняя теплая одежда, обычно без рукавов |
заморские вины | находящиеся за границей государства или привезенные оттуда | кичка | старинный русский праздничный головной убор замужней женщины |
в-зашеи затолкали | грубо вытолкнули | ||
в Окияне море | Океане | ||
Сказка о золотом петушке | |||
Архаизмы | Историзмы[6] | ||
инда | даже | сила бранная | немирная сила сила войны, битва |
иль | или | латы | металлические доспехи, броня |
вОйска Идут день и ночь Идут с моря | несовременные ударения | рать | войско |
осьмой | нет буквы «В» | воеводы | военачальник |
без шеломов | без шлемов | колесница | большая двухколесная повозка с конем |
яство | угощенье |
- Опрос
Выполняя поставленную задачу я провела опрос среди учеников моей гимназии.
Опрос проводила в два этапа:
- среди начальной школы (выборочно 2-4 классы)
- среди старшеклассников (выборочно 8,9,11 классы)
На текущий момент в опросе приняли участие около 100 учеников. Вопросы и результаты опроса представлены на слайде.
Вопросы:
- Известно ли Вам, что такое архаизм?
- Известно ли Вам, что такое историзм?
Опрос показал, что большинство опрошенных в начальной школе не знают информации об устаревших словах, в опросе старшеклассников большинство знают, но есть кто не знает ПРИЛОЖЕНИЕ.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение моей работы я делаю следующие выводы, что ученики начальных классов мало знают о значении устаревших слов, что подтверждает актуальность моей работы.
При общении современное поколение в основном используют Mesenger с новым сленгом.
Становится понятно, что из поколения в поколение теряются ценности устаревших слов и русский язык обновляется, но свою историю мы должны и обязаны помнить.
Гипотеза подтвердилась!
Цель исследования достигнута.
Поставленные задачи выполнены.
Список используемой литературы
- Мокиенко В.М. Словарь крылатых выражений Пушкина.-СПБ.: издательство СПБГУ. Фолио-Пресс, 1999.-752с.
- Пушкин А.С. «Сказка о золотом Петушке», ТОО РИО Издательство «Самовар», 1996г., с.3-32
- Пушкин А.С. « Сказка о рыбаке и рыбке», ТОО Издательство «Наташа», 1996г., с.31
- Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка.М.:Просвещение.Учебное пособие, 1996.-608с.
- Смирнов И. Словарь архаизмов.- М.:Терра-Книжный клуб, 2001.-424с.
- Ткаченко Н.Г. Словарь устаревших слов.-М.:Рольф, 1997.-272с.
- Учим.guru//Разбираемся в словах русского языка..[Электронный ресурс]. – режим доступа:https://uchim.guru/russkij-yazyk/chem-arhaizmy-otlichayutsya-ot-istorizmov.html (дата обращения 10.03.2019).
ПРИЛОЖЕНИЕ
[1]Учим.guru//Разбираемся в словах русского языка..[Электронный ресурс]. – режим доступа:https://uchim.guru/russkij-yazyk/chem-arhaizmy-otlichayutsya-ot-istorizmov.html (дата обращения 10.03.2019).
[2] А.С. Пушкин «Сказка о золотом Петушке», ТОО РИО Издательство «Самовар», 1996г., с.3-32
[3] А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке», ТОО Издательство «Наташа», 1996г., с.31
[4] Смирнов И. Словарь архаизмов.- М.:Терра-Книжный клуб, 2001.-424с.
[5] Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка.М.:Просвещение.Учебное пособие, 1996.-608с.
[6] Ткаченко Н.Г. Словарь устаревших слов.-М.:Рольф, 1997.-272с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа ученицы 2А класса Анисимовой Юлии. "Необычные насекомые. Пчела медоносная."
Исследовательская работа. "Необычные насекомые. Пчела медоносная." Данная работа выполнена ученицей 2 класса . Здесь показаны интересные факты из жизни пчёл ,материал подобран из сети интернет и лично...
Исследовательская работа ученицы 4 класса Черновой Виктории "Чай который мы пьем" 2011
Исследование чая...
Научно-исследовательская работа ученицы 2 класса. Обрядовая кукла.
Исследовательская работа по теме "Обрядовая кукла"...
Научно-исследовательская работа ученицы 2 класса. Вредная привычка школьников.
Исследовательская работа....
Исследовательская работа ученицы 4 класса. На тему: Умножение чисел решётчатым методом.
Исследовательская работа ученицы 4 класса. На тему: Умножение чисел решётчатым методом....
Исследовательская работа ученицы 4 класса Аристовой Галины.
Эту исследовательскую работу готовила ученица 4 класса Аристова Галина. Девочка самостоятельно проводила опыты, наблюдения, сама фиксировала данные....
Сложные слова в названиях городов Челябинской области Исследовательская работа ученицы 3 В класса Екимовой Татьяны Руководитель Комиссарова Елена Александровна
Многие названия городов Челябинской области являются сложными словами. Это обусловлено географическим, историческим, экономическим или социальным положением города.В названии любого города мира ...