Факультатив "О ценностях вечных и человечных"
план-конспект занятия (1 класс)
Направление программы духовно – нравственное. В младшем школьном возрасте происходит интенсивный процесс социализации, усвоение нравственных норм. Ребёнок открыт ко всему новому, способен проникнуться и самоопределиться с ценностями. При успешном и планомерном учебо-воспитательном процессе возможно достичь основной цели стандартов «нового поколения» - воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 45.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
К учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Клетская средняя общеобразовательная школа»
Клетского муниципального района Волгоградской области
На 2014-2015 учебный год
(дополнительное образование детей)
Учебный план на 2014-2015 учебный год разработан в соответствии со статьёй 32 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом школы, программой деятельности МБОУ «Клетская СОШ».
Данный документ составлен согласно рекомендациям Волгоградского методического центра дополнительного образования и рассчитан на один учебный год.
Учебный план является модифицированной разработкой, содержит модули, способствующие использованию данного документа в указанном образовательном учреждении.
В учебном плане отражена работа и особенности деятельности школы в части дополнительного образования обучающихся, учтены интересы школьников, родителей и учителей в развитии творческой активности детей и направленности деятельности специалистов, разработавших учебные образовательные программы.
Учитывая запросы окружающего социума, Учебный план отражает специфику школы, как многопрофильного учреждения, постоянно обновляющего содержание имеющихся образовательных направлений, в переходе на разноуровневое образование.
Основными инвариантными модулями Учебного плана являются:
Актуальность программы обусловлена решением задачи гуманизации образования. Общечеловеческие ценности (духовные, нравственные) не могут быть привнесены кем-то извне, это результат активной деятельности самого человека. Приобщать детей к духовно-нравственному началу необходимо с младенчества в семье, в детском саду, в школе. Только тесное сотрудничество с семьёй и непрерывный процесс способны сформировать социокультурные основы личности, основы самоопределения и самоутверждения.
Направление программы духовно – нравственное. В младшем школьном возрасте происходит интенсивный процесс социализации, усвоение нравственных норм. Ребёнок открыт ко всему новому, способен проникнуться и самоопределиться с ценностями. При успешном и планомерном учебо-воспитательном процессе возможно достичь основной цели стандартов «нового поколения» - воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Реализация программы «О ценностях вечных и человечных» осуществляется на основе использования активных форм воспитания и обучения.
- Тренинги – как шаг к приобретению опыта и развитию способностей, а так же развитию коммуникативных умений. Содержательный аспект тренинга заложен в использовании информация позитивного характера и ориентирован на добро.
- Проектно-исследовательская деятельность способствует познавательной активности, креативности, творчеству, выбору способа действия, самоанализу. Необходимо учитывать возрастные особенности. Так проектная деятельность осуществляется в виде решения творческих заданий. Исследовательская деятельность осуществляется путём привлечения и использование различных источников информации (энциклопедии, музеи, интернет, встречи с интересными людьми, фото- и видеодокументы).
Реализует программу Цымлова М.А. – учитель начальных классов.
Возраст обучающихся - 7-8 лет (1-ый класс). Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, личностные потребности, формирующие активную гражданскую позицию в обществе.
Организация занятий.
- Программа предусматривает 1 год обучения и рассчитана на 15 учебных часов. Продолжительность занятий в
1 классе составляет 40 минут.
- Для реализации программы в полном объёме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденного материала.
Методы и формы обучения.
Для реализации программы используются следующие методы обучения: диалог, беседа, игры, групповая работа, метод проектирования и исследования.
Формы организации деятельности: конкурсы, презентации, выставки, сочинения, экскурсии, тренинги.
Межпредметные связи.
Данный курс интегрируется с такими предметами учебного плана как «Литературное чтение», «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология».
Каждое занятие несёт не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность в основе которой заложена тесная связь с семейным воспитанием и включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности.
Цель программы:
- приобщение к истокам общечеловеческих ценностей (уважение, сострадание, честь, справедливость, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм);
- развитие исторического мышления и целостного восприятия окружающего мира
Основные задачи программы.
- Образовательные:
- формирование у детей понятий: человеческие ценности, культура народа, Родина, государство, гражданин,
общество, место и роль человека в обществе, правил поведения в обществе;
- знакомство с историей семьи, родного края, Отечества;
- демонстрация связи между природой и обществом.
- Развивающие:
- формирование у младших школьников умения учиться- самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания, сравнивать, обобщать, классифицировать, научиться управлять своей деятельностью.
- развивать эрудицию и общую культуру.
- Воспитательные:
- формирование позитивного взгляда на мир, основанного на нравственных, эстетических, духовных и
патриотических чувствах.
Тематическое планирование по курсу «О ценностях вечных и человечных»
№ | №п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечания |
1 | 1 | Недаром меня так нарекли. Развивающий тренинг «Имя и доброе качество» | 1 | 15.09.2014 г. | Творческое задание- вензель с автопортретом |
2 | 2 | Родной очаг: моя семья, мой род. Работа в паре, развивающий тренинг «За что я благодарен своим родителям». |
1 | 29.09.2014 г. | Составление «Родового дерева» |
3 | 3 | Родной очаг: мой дом - моя крепость. История в архитектуре. Развивающий тренинг «Мой дом». | 1 | 13.10.2014 г. | Разработка правил общения в группе |
4 | 4 5 | Моя школа – сердце станицы. Презентация об истории Клетской школы, групповая работа. Школьная страна: фдаг, герб, гимн. Развивающий тренинг «Моя школа» | 2 | 27.10.2014 г. 10.11.2014.г. | Сообщения (по группам): флаг, герб, гимн |
5 | 6 | Станица моя древняя: образование, название, герб. Экскурсия в библиотеку. | 1 | 17.11.2014 г. | Работа над проектом |
6 | 7 8 | Моя малая родина – казачий край». Экскурсия в музей. Как маленькие казачата жили: чему учились и чем дорожили.Тренинг «Казаки». | 2 | 1.12.2014 г. 15.12.2014.г. | «Моя малая родина» |
7 | 9 | История моей станицы в названиях улиц. Исследовательская работа в группах | 1 | 22.12.2014 г. | Проектная деятельность. |
8 | 10 | Их имена прославили станицу. Встреча с интересными людьми. | 1 | 19.01.2015 г. | Конкурс рисунков «Станица будущего» |
9 | 11 | Где родился, там и пригодился. Мудрость народа в пословицах. Работа в группах | 1 | 16.02.2015 г. | Конкурс «Знаток пословиц» |
10 | 12 | Береги честь с молоду! О вере, чести и достоинстве. Беседа, практическая работа. | 1 | 02.03.2015 г. | Работа с таблицами личностного роста |
11 | 13 | Я - гражданин России. А что это значит?
| 1 | 13.04.2014 г. | |
12 | 14 15 | Богатство страны – достойные люди: защитники земли русской. Богатство страны – достойные люди: защитники Отечества. | 2 | 27.04.2015 г. 11.05.2015 г. | Конкурс рисунков «Защитники Отечества» |
13 | 16 | Что мне дороже всего. Итоговое занятие. Оценивающий тренинг | 1 | 18.05.2015 г. | Контрольный тест |
Основные понятия курса.
Право, Отечество, малая родина, герб, гимн, флаг, закон, гражданин, род, поколение, старина, традиции, казаки, заповеди, уважение, дружба, честь, совесть, взаимопомощь, добро, зло, закон, жадность, защита, уважение, независимость, история, культура.
- Вензель – сочетание начальных букв имени и фамилии, или имени и отчества в виде вязи.
- Взаимопомощь – помощь друг другу.
- Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
- Гимн –торжественная песня, принчтая как символ государства.
- Государственные символы – герб, гимн, флаг государства.
- Гражданин – человек, который связан с определённым государством: признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.
- Добро – нечто положительное, полезное, противоположное злу.
- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Жадность - настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.
- Закон – обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.
- Заповеди – религиозно-нравственное предписание; правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-либо.
- Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.
- Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру.
- История- совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.
- Казак – член военно-земледельческой общины вольных поселенцев, свободный ни от кого не зависящий человек.
- Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
- Независимость – самостоятельность, свобода.
- Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, история и культура.
- Обязанность- круг действий, возложенных на кого-либо, обязательных для выполнения.
- Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
- Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.
- Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе.
- Род – поколение людей, происходящих от одного предка.
- Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой является.
- Старина – давнее, давно минувшее время.
- Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
- Уважение – почтительное отношение , основанное на признании чьих-либо достоинств.
- Флаг – прикреплённое к древу или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
- Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы; незапятнанная репутация, доброе имя.
Рабочая программа по курсу «О ценностях вечных и человечных»
16 часов
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия (форма и вид де-ти уч-ся, форма занятий) | Элементы содержания. Цели. | Требования к уровню подготовки уч-ся (результативность) | Вид контроля. Измерители. | Элементы дополнит. содержания |
1 | 15.09.14г. | Недаром меня так нарекли. Развивающий тренинг «Имя и доброе качество» | 1 | Введение новых знаний. Развивающий тренинг. | Раскрыть значение и обозначение имени для человека; познакомиться с историей возникновения имён. Построение межличностных отношений в классе. | Соблюдение правил позитивного общения, осмысление связи человека с именем. | Фронтальный, индивидуальный, творческая работа. | Имя, смысл имени, родовое имя, месяцеслов, именины, вензель. |
2 | 29.09.14г. | Родной очаг: моя семья, мой род. Развивающий тренинг «За что я благодарен своим родителям». | 1 | Введение новых знаний. Развивающий тренинг. Работа в парах. | Знакомство с родом в 2-х плоскостях. Прочувствовать сопричастность к роду и приятие себя, как продолжателя рода. | Понимание и принятие общечеловеческих принципов взаимоотношений в своей семье и в классной семье: жить в согласии и заботиться друг о друге. | Фронтальный, индивидуальный, творческая работа | Семья, согласие, родословная, почитание, добрая молва, предки, потомки, поколения память роде |
3 | 13.10.14г. | Родной очаг: мой дом - моя крепость. История в архитектуре. Развивающий тренинг «Мой дом». | 1 | Решение частной задачи, презентация | Овладение умениями поиска и передачи новых знаний. Представление о доме, как о связи с историей человечества и душевной связи человека. | Соблюдение правил проведения презентаций. Восприятие своего дома уютным, крепким жилищем и местом душевного покоя с доброй атмосферой. | Индивидуальный. Презентация «родового дерева». Групповой. | Родительский дом, святыни и реликвии дома, домашние праздники. |
4 | 27.10.14г. 10.11.14г. | Моя школа – сердце станицы. Школьная страна: фдаг, герб, гимн. Развивающий тренинг «Моя школа» | 2 | Введение новых знаний. Презентация о Клетской школе, групповая работа. Тренинг «Моя школа» | Познакомить с авторами флага, герба и гимна; Определиться со значением школы в жизни человека. | Мобилизация учащихся на принятие и присвоение таких понятий как: школьное братство, школьная семья. | Групповой, подготовка сообщений по группам: флаг, герб, гимн | Школьное братство, флаг, герб, гимн, устав, традиции. |
5 | 17.11.14г. | Станица моя древняя: образование, название, герб. Экскурсия в библиотеку. | 1 | Введение новых знаний. Экскурсия | Расширение исторических знаний детей; воспитание уважения к прошлому своего народа и к малой родине. | Знать историю образования и происхождение названия станицы. | Фронтальный | Символика на гербе, версии о происхождении названия. |
6 | 01.12.14г. 15.12.14г. | Моя малая родина – казачий край». Экскурсия в музей. Как маленькие казачата жили: чему учились и чем дорожили. Тренинг «Казаки». | 2 | Введение новых знаний. Экскурсия. Решение частной задачи. Презентация. | Расширение знаний о традициях, устое казаков. Знакомство с жизнью и воспитанием маленьких казачат | Знать основные заповеди казаков, традиции, жизненный уклад. Сравнить жизнь сверстников –казачат с современной жизнью. | Фронтальный. Индивидуальный Презентация проекта «Моя малая родина» | Заповеди казаков, служению Отечеству, отношения в семье, моральные принципы. |
7 | 22.12.14г. | История моей станицы в названиях улиц. | 1 | Решение частной задачи Исследова- тельская работа в группах. Презентация. | Узнать об истории нашей станицы по названиям улиц. | Знать историю названия улицы на которой живёшь. | Фронтальный. Групповой. Презентация исследователь- ской работы по группам. | Временные отрезки: старина, ВОВ, новое время. |
8 | 19.01.15 г | Их имена прославили станицу.
| 1 | Встреча с интересными людьми. | Знакомство с людьми, прославившими станицу своими делами. | Развивать чувство сопричастности к событиям и людям, живущим рядом с тобой. | Фронтальный. Индивидуальный Кнкурс рисунков «Станица будущего» | Сопричаст- ность, общество |
9 | 16.02.15г. | Где родился, там и пригодился. Мудрость народа в пословицах. | 1 | Решение частной задачи групповая работа конкурс | Расширение знаний о народном творчестве. | Знать и уметь применять в жизненных ситуациях пословицы и поговорки. | Групповой Индивидуальный конкурс «Знатоки пословиц» | Пословицы и поговорки по разелам |
10 | 02.03.15 г | Береги честь с молоду! О вере, чести и достоинстве. | 1 | Введение новых знаний. Беседа, практическая работа | Осмысление и присвоение моральных человеческих качеств на примерах героев из художествен- ной литературы | Определить для себя моральные качества и пути достижения | Индивидуальный. Работа с таблицами личностного роста | Вера, честь, достоинство, мораль |
11 | 13.04.14г. | Я - гражданин России. А что это значит? | 1 | Комбинированное | Введение понятий: государство, гражданин, законы, права, обязанности. Заочное путешествие по городам России. Освоение новых знаний в нестандартных ситуациях. | Знать обязанности, права, законы; знаковые города: Санкт Петербург, Севастополь, Екатеринбург, Волгоград. | Текущий | Государство, гражданин, законы |
12 | 27.04.15 г 11.05.15 г | Богатство страны – достойные люди: защитники земли русской. Богатство страны – достойные люди: защитники Отечества. | 2 | Решение частной задачи. Работа в группах. Конкурс. | Создать условие для понимания исторических событий на основе произведений живописи, музыки и литературы. Воспитание патриотизма на основе доблестных примеров исторических личностей государства. | Знать защитников Отечества: былинных богатырей, воинов, народных героев, освободителей во время ВОВ. | Групповой Индивидуальный Конкурс рисунков «Защитники Отечества» | Богатыри Отечественная война народ-освободитель |
13 | 18.05.15г. | Что мне дороже всего. Итоговое занятие. Оценивающий тренинг | 1 | Контроль, проверка, оценка знаний Оцениваю щий тренинг «Вечные ценности» | Обобщить, оценить, полученные знания, умения и навыки. | Знать основные понятия курса, уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях. | Контрольный тест | Составить карту-маршрут занятий кружка во 2 классе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичная лекция «Ценим более всего: В человеке – человечность, В мире знаний - бесконечность…»
По официальным данным в России 1,5 млн. детей имеют отклонение в развитии. Около 30% из них могли бы учиться в массовых школах несмотря на страшный медицинский диагноз. В США, Европе, Кан...
Вечные ценности- родительское собрание
Выступление на родительском собрании " Вечные ценности"...
Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака", в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет"
Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака", в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет", 4 класс, система Л.В.Занкова...
Консультация для родителей "Любимые сказки, вечные ценности"
Материал будет полезен родителям для обсуждения с ребенком прочитанного на примере сказки Г.Х. Андерсена "Дюймовочка"....
«Вечные ценности искусства и творчества. Миф о силе искусства «Орфей и Эвридика»
1Тип урока:Урок рефлексии2Класс:3 «е»3Тема:«Вечные ценности искусства и творчества. Миф о силе искусства «Орфей и Эвридика»4Образовательная программа, авторУМК «РО ...
Вкладка к журналу "Начальная школа" 2017 №4 Практика пособие для учителя. Разработка урока по ОРКСЭ "Вечные ценности"
В сборнике представлены материалы к урокам в соответствии с требованиями ФГОС...
"Вечные ценности"
Внеклассное мероприятие дает учащимся понятие о ценностях семьи...