«Вечные ценности искусства и творчества. Миф о силе искусства «Орфей и Эвридика»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
1 | Тип урока: | Урок рефлексии |
2 | Класс: | 3 «е» |
3 | Тема: | «Вечные ценности искусства и творчества. Миф о силе искусства «Орфей и Эвридика» |
4 | Образовательная программа, автор | УМК «РО система Занкова», В.ЮСвиридова. |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: | Раздел: «Пересоздаём мир в творчестве» |
6 | Цели урока: | Содержательная цель:продолжение знакомства обучающихся с жанром древней литературы мифом «Орфей и Эвридика» Деятельностная цель: показать взаимосвязь видов художественного творчества, развитие и обогащение лексики учащихся. |
7 | Планируемые результаты: | Личностные:интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев мифа; Метапредметные:активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; Предметные:формировать умение выполнять литературный анализ текста, который направлен на углубление понимания его смысла;понимание основных закономерностей музыкального искусства (опера, увертюра); |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке: | Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный
|
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования: | Системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке: | Оценка учителя, взаимооценка, самооценка |
11 | Средства: | учебник В.Ю Свиридова, компьютер, проектор, презентация, фрагменты оперы. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
1 | Тип урока: | Урок рефлексии |
2 | Класс: | 3 «е» |
3 | Тема: | «Вечные ценности искусства и творчества. Миф о силе искусства «Орфей и Эвридика» |
4 | Образовательная программа, автор | УМК «РО система Занкова», В.ЮСвиридова. |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: | Раздел: «Пересоздаём мир в творчестве» |
6 | Цели урока: | Содержательная цель:продолжение знакомства обучающихся с жанром древней литературы мифом «Орфей и Эвридика» Деятельностная цель: показать взаимосвязь видов художественного творчества, развитие и обогащение лексики учащихся. |
7 | Планируемые результаты: | Личностные:интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев мифа; Метапредметные:активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; Предметные:формировать умение выполнять литературный анализ текста, который направлен на углубление понимания его смысла;понимание основных закономерностей музыкального искусства (опера, увертюра); |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке: | Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования: | Системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке: | Оценка учителя, взаимооценка, самооценка |
11 | Средства: | учебник В.Ю Свиридова, компьютер, проектор, презентация, фрагменты оперы. |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание, время этапа |
Мотивационный этап | Здравствуйте! Садитесь. -Сегодня мы легенду древнюю узнаем, И воплощение легенды в музыке познаем. -Послушайте внимательно и скажите о чём говорится в тексте: Древние сказания, которые рассказывают про происхождение человека и вселенной, про тайны смерти и рождения, про чудеса мира и подвиги, про любовные переживания героев, богов и царей. -Что это? -Ребята, как вы думаете является ли мифвечной ценностью искусства и творчества? - У нас возникли разногласия и в конце урока мы решим эту проблему | Приветствие учителя Миф Да, нет | |
Актуализация знаний и осуществление первичного действия | -В литературе и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия жанров. Разделите на группы (жанры литературы и жанры музыки). Сказка, увертюра, рассказ, соната, былина, повесть, симфония, басня, романс, миф, опера, роман -А теперь проверим по слайду -В паре, где нет ошибок, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. | Литература: Музыка: Сказка увертюра Рассказ соната Былина симфония Повесть романс Басня опера Миф Роман | Работа в парах, распределяют жанры по группам |
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения | Легенды ,сказки, эпосы,баллады- Кто с детства их услышать не хотел А на земле пленительной Эллады Народ издревле тяготел Истории оглядывая рифы, Стремясь узреть грядущее в судьбе Великие певцы слагали мифы О мире ,о богах и о себе. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с мифами Древней Греции ,будем учиться понимать их, видеть внутреннее переживания и душевные ощущения героев. -Дома вы дочитали историю Орфея и Эвридики. К какому литературному жанру относится это произведение? - Вспомните, что такое миф? С какими мифами вы знакомы? -Сюжеты мифов о богах и героях создавались на протяжении тысячелетий и отражали этапы развития общества – от изобретения человеком орудий труда и приручения домашних животных до реальных исторических событий, подлинность которых подтверждается археологическими раскопками. -А что такое подлинность? | Миф – это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. о Геракле, Одиссее, Минотавре и т.д. свойство по значению прилагательного подлинный то, что характеризует оригинал; то же, что достоверность | Звучит музыка «Арго» |
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии) | Объясните значение слов, с помощью карточек. Харон Тэнара (пещера), Кифара -Какие чувства у вас вызвал этот миф, эта история? - Что больше всего взволновало вас в этом произведении? -Что показалось наиболее удивительным? -Главный герой – Орфей. Он счастлив? -Что сделало его несчастным? -Как переживал свое горе Орфей? -Как воздействовала музыка Орфея на окружающий мир (природу, зверей, птиц)? | перевозчик душ умерших через подземные реки к вратам Аида. мыс Тэнара находится на юге Греции. музыкальный инструмент древних греков, похожий на лиру. Ответы детей -Нет -Смерть жены -Пришёл в отчаяние, не мог примириться с этой утратой, долго оплакивал | |
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы | А сейчас давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы. Он инструментальный, но в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка. - Какие чувства у вас вызывает эта музыка? -Какой характер она передает? -Орфей отправляется на поиски Эвридики. Где он ищет свою жену? -Соглашается ли Харон перевезти Орфея на другой берег Стикса? - Почему все – таки перевозчик мертвых соглашается и нарушает закон? _Как звучит музыка Орфея? Найдите в тексте прилагательные, наречия, глаголы, которые описывают, говорят, как звучит музыка. - Зачем Орфей пришел в царство Аида? - Сбылась ли мечта Орфея? - Кому понравилась концовка мифа? -Как бы вам хотелось, чтобы миф закончился? | Слушают фрагмент из оперы -Он отправляется в мрачное царство Аида -Нет -Музыка очаровала Харона - -Чтобы упросить его владыку вернуть ему жену -Нет | |
Обобщение выявленных затруднений | -В опере Глюка так и произошло.После того, как Орфей оглянулся, и Эвридика исчезла, Боги, видя отчаяние Орфея, позволили им обоим вернуться на землю. В финале Орфей, Эвридика и Амур славят мудрость богов и силу любви. - Проверим ваше домашнее задание -Кто скажет что задавали на прошлом уроке? -Кто хочет прочитать свой миф? | -Придумать и написать свой миф | |
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу | -А теперь выполните тест самостоятельно 1. Кем был Орфей? • Путешественником • Певцом • Скульптором 2. Откуда родом был Орфей • Фивы • Афины • Фракия 3. Отчего умерла Эвридика? • От руки бога • Упала с обрыва • От укуса змеи 4. Куда отправился Орфей, чтобы найти Эвридику • В плавание • В царство Аида • На Олимп 5. Почему обитатели подземного мира посочувствовали Орфею? • Из-за его слез • Из-за его игры на кифаре • Из-за его убедительных речей 6. Какое условие должен был выполнить Орфей, чтобы вернуться с Эвридикой? • Не оглядываться на нее • Не играть на лире • Не прикасаться к ней 7. Почему Эвридика вернулась в подземное царство? • Она разлюбила Орфея • Орфей не выполнил условие • Боги обманули его -Проверим по слайду. 8. Перевозчик душ умерших
- Поднимите руку у кого нет ошибок | Певцом Фракия От укуса змеи В царство Аида Из-за его игры на кифаре Не оглядываться на неё Орфей не выполнил условие Харон | |
Включение в систему знаний и умений | -Соберите пазлы, фрагменты из мифа, работая в группах - Что у вас получилось? -Какой фрагмент мифа? | ||
Осуществление рефлексии | -Сегодня мы с вами обращались к мифу и к опере об Орфее и Эвридики и увидели, что литература и музыка рассказали эту историю своими выразительными средствами. И миф, и опера живут много лет. Почему? Продолжите фразу: Я смог … Мне захотелось … Домашнее задание:нарисовать героев мифа | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфей и Эвридика
Конспект по литературному чтению в 4 классе по УМК "Гармония"...
Тест для 3 классапо программе Е.Д.Критская. Тема "Оперы "Руслан и Людмила", "Орфей и Эвридика", "Снегурочка"
Тест для 3 класса разработан с целью проверки знаний по пройденным операм М.И. Глинки "Руслан и Людмила", К.В. Глюка "Орфей и Эвридика", Н.С. Римского-Корсакова "Снегурочка"...
Вечные ценности- родительское собрание
Выступление на родительском собрании " Вечные ценности"...
Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака", в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет"
Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака", в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет", 4 класс, система Л.В.Занкова...
Конспект урока " Путешествие в музыкальный театр."Орфей и Эвридика"" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 3 класс
Конспект урока " Путешествие в музыкальный театр"Орфей и Эвридика" "по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 3 класс, раздел "В музыкальном театре"...
Технологическая карта урока "К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»"
Материал подойдет для проведения урока музыки в 3 классе по теме "К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»"...
Методическая разработка на тему "Опера Орфей и Эвридика"
В презентации указаны фрагменты из оперы "Орфей и Эвридика"...