Программа театрального кружка "Росток"
рабочая программа (3 класс)
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование
театрального творчества школьников. Ведение кружка “ Росток ” в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа театрального кружка | 292.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа театрального кружка «Росток»
(7-11 лет)
Руководитель: Штоколова Анна Анатольевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование
театрального творчества школьников. Ведение кружка “ Росток ” в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на
воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя,
повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его
произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и
средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.
Программа кружка предназначена для детей 7-11 лет. Кружок «Росток» проводится еженедельно в течение 40 минут. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Основные цели кружка «Росток» следующие: - приобщение учащихся к театральному искусству; обогащение духовных потребностей ребенка;
. развитие его творческой активности. Основные задачи кружка «Росток» следующие:
. пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
. освоить необходимые навыки актерской техники;
. развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;
. развить природные детские способности ребят: фантазию, воображение, внимание, контактность.
Тематическое планирование театрального кружка «Росток»
Содержание работы театрального кружка «Росток»
Занятия в кружке «Росток» ведутся по программе, включающей несколько разделов. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком».
Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.
В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
1. Тема «Пластичность» (4 часа).
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
2. Тема «Речевая гимнастика» (5 часов).
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
3. Тема «Развитие речи» (6 часов)
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4. Тема «Фольклор» (4 часа).
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
5. Тема «Театр» (4 часа).
Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка спектакля.
6. Тема «Творчество» (5 часов).
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Постановка спектакля» (4 часа).
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
2. Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
3. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждогоперсонажа.
4. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
5. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
6. Повторное обращение к тексту пьесы.
7. Генеральные репетиции, выступление.
8. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации.
Ожидаемые результаты:
К концу года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, способность бережного отношения к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Литература:
1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.
3. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
4. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». No11/1997.
5. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.
6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
7. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа театрального кружка "Капельки солнца"
Мои дети с удовольствием посещали театральный кружок «Капельки солнца», который я вела по разработанной мною программе. В этом маленьком школьном театре, дети сочиняли и импровизировали роли. Сами изг...
интегрированная программа театральной студии "Мини-театр"
Цель программы: развитие личности ребёнка путём интеграции содержания предмета "Литературное чтение " с содержанием занятий театральной студии.Задачи программы:-формирование духовно-ценностных ориента...
Программа Театрального Кружка "Мир фантазий"
Данная программа расчитана для детей 7 -11 лет. Я уже успешно иду по этой программе с детьми 1 класса. Дети очень заинтересованы театральными постановками, благодаря данной программе на всех без исклю...
Проект Программа театрального кружка
Внеурочная деятельность...
Программа театрально-фольклорного кружка "Ладушки" (1-ый год)
Отработав в школе 25 лет, я и не предполагала, что класс, который я набрала в 2010 году, поможет мне воплотить в жизнь давнюю мечту: организация школьного театра. 2010 год. Вновь беру первоклашек! Кто...
Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для учащихся 1 класса
Программа театрального кружка "Теремок" содержит пояснительную записку, учебно-тематический план 1, 2, 3 года обучения, краткое содержание тем курса, методическое обеспечение дополнительной образовате...
образовательная программа театрального творчества
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чародеи" (3 года обучения)...