Программа театрально-фольклорного кружка "Ладушки" (1-ый год)
рабочая программа (2 класс) по теме
Отработав в школе 25 лет, я и не предполагала, что класс, который я набрала в 2010 году, поможет мне воплотить в жизнь давнюю мечту: организация школьного театра. 2010 год. Вновь беру первоклашек! Кто же мог подумать тогда, что учиться будут не только они. Учиться придется и мне. Детки оказались очень активными. Весь первый год я посвятила только им. Все праздники были только для них: «Посвящение в первоклассники», «Мои любимые игрушки», «Прощай, азбука». 2011 год. Через год детки выросли, стали самостоятельными. Но активность их не пропала. Что же делать? Нужно направить её в нужное русло. И было решено на базе моего класса (2 класс) организовать театральный кружок «Ладушки». Каково было мое удивление, когда все 20 человек изъявили желание посещать этот кружок. Весь класс хотел участвовать в спектаклях. Была разработана программа и тематическое планирование на один год. Ребята с огромным желанием принимали участие. Мы подготовили и провели «Праздник урожая», где каждый ребенок был задействован. В нашей школе существует много традиций. Одна из них проводить день открытых дверей на праздник «День матери». За этот праздник отвечаю я. И тут родилась идея, подготовить кукольный спектакль и включить его в сценарий праздника. Дети были рады! Гости в восторге! Театр живет! И вот в апреле мы узнаем о городском фестивале «Чукоккола». Предложила детям принять участие. Согласны были все. Но конкурс-то городской! Пришлось проводить отбор лучших. Участвовали в двух номинациях: конкурс чтецов и конкурс театрализаций. На заключительным празднике для нас было неожиданным, что 2 место в конкурсе чтецов заняла моя ученица , а коллектив «Ладушки» стал дипломантом конкурса. Первый раз – и такой успех! Благодаря моему упорству, желанию детей, поддержке администрации школы, а самое главное – поддержке со стороны родителей, наш театр будет жить!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Основная общеобразовательная школа № 15» г. Миасса
456305, ул. Осипенко, 2; Телефон: (3513) 56-65-93;
E-mail: s15_miass_edu@mail.ru
Согласовано__________2010г. Утверждаю_____________2010г.
Заместитель директора по ВР Директор МОУ «ООШ №15»
_____________ Н.В.Яхутина __________________Е.А.Чешуина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
театрально-фольклорного кружка «Ладушки»
на 2011-2012 учебный год
Автор: Голдина лилия Вильевна
учитель начальных классов
высшей категории
МКОУ «ООШ №15»
г. Миасса
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.
Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.
Образовательная программа «Ладушки» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.
Народное театральное искусство отличается оригинальными условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям.
Актуальность программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:
- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.
- в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;
- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;
- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края и театральные постановки.
Задачи:
образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,
- обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства
Предполагаемые результаты реализации программы
учащиеся должны знать:
- основные праздники народного календаря;
- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки, скоморошины;
учащиеся должны уметь:
- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;
- выразительно декламировать;
- играть на простейших музыкальных инструментах;
- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.
Проверить результаты обучения позволяют текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации учащихся. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.
Учебно-тематический план занятий по программе «Ладушки»
Рассчитан на 34 учебных часов (1 час в неделю)
1-й год обучения
№ п/п | Тема | Всего |
1. | Введение | 1 |
2. | «Приметы и календарь» | 2 |
3. | «Осень, осень, в гости просим» | 5 |
4. | «Хрустальный звон зимы» | 8 |
5. | «Февраль – вьюговей» | 5 |
6. | «Весна – всему году ключ» | 6 |
7. | Май – лошадку запрягай» | 6 |
8. | Заключение | 1 |
| Итого | 34 |
Содержание программы
1. Введение (1 ч)
Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.
2. «Приметы и календарь» (2 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.
Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.
3. «Осень, осень, в гости просим» (5 ч)
Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь - «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.
Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.
Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.
Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»
Театрализация: праздник «Господин урожай»
4. «Хрустальный звон зимы» (8 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь - «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь - «Рождество», «Крещение», синичкины именины.
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик и дерево», игра «Пошел козел в огород».
Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»
Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.
Театрализация: «Святочные вечера».
5. «Февраль - вьюговей» (5ч)
Народный календарь: продолжение знакомства с зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).
Устный фольклор: колядки, былички, загадки.
Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».
Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».
Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».
6. «Весна - всему году ключ» (6 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март - «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички.
Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.
Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».
Театрализация: праздник «Веселые потешки»
7. «Май – лошадку запрягай» (6 ч)
Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.
Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».
Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».
8. Заключение (1 ч)
Посиделки. Исполнение любимых песен, игр, хороводов.
Поурочное планирование материала
№ | Тема | Количество часов | Понятия, деятельность | Примечание |
1 | Введение | 1 | Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала. | |
2 | Приметы и календарь | 2 | теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях | |
«Осень, осень, в гости просим» (5 ч) | ||||
3 | Праздники и приметы сентября Песни во славу осени | 2 | осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки | |
4 | День Сергия Радонежского | 1 | Приметы, загадки про капусту | |
5 | Покров-батюшка землю кроет то листиком, то снежком. | 1 | посиделки | |
6 | Праздник «Вот какой огород» | 1 | Провели открытое занятие для учителей школы | |
«Хрустальный звон зимы» (8 ч) | ||||
7 | Какие имена – такие и праздники Ноябрь – ворота зимы. | 3 | Кукольный спектакль | «Подарок для мамы» (на День Матери) |
8 | Синичкины именины | 2 | Изготовление кормушек | |
9 | Январь – зимы государь | 2 | Зимние посиделки, игры | |
12 | «Святочные вечера» | 1 | Беседа о святках | |
«Февраль - вьюговей» (5ч) | ||||
13 | Власьевская неделя | 3 | Понятия: «зимник, студень, стужайло, снежань», приметы | |
14 | Февральские былички | 1 | ||
15 | Масленица | 1 | Рассказ о Масленице | |
«Весна - всему году ключ» (6 ч) | ||||
16 | «Сороки» (ожидание весны) | 2 | Понятия «протальник, зимобор, водотёк». Весеннее новогодье. Закличка весны. | Приняли участие в городском конкурсе театрализаций (дипломанты) |
17 | Благовещенье – третья встреча весны. | 1 | Разучивание народных игр «Как на улице воробышек гуляет» | |
18 | «Вербное воскресенье» | 1 | Игра «Вербохлест» | |
19 | Пасха | 1 | Игры «Катание яиц» | |
20 | «Веселые потешки» | 1 | праздник | |
«Май – лошадку запрягай» (6 ч) | ||||
21 | Май - «Зеленая неделя» | 2 | Обряд «Завивание березки» | |
22 | Егорьев день, Никола весенний. | 3 | Приметы, игры | |
23 | «Весенний Никола гонит всех на поле». | 1 | Праздник | |
Заключение (1 ч) |
Используемая литература
- Агапова, И.А. Праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.
- Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006. – 160 с.
- Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997. – 192с.: илл.
- Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном у...

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Комментарии
Спасибо!