Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для учащихся 1 класса
рабочая программа по теме
Программа театрального кружка "Теремок" содержит пояснительную записку, учебно-тематический план 1, 2, 3 года обучения, краткое содержание тем курса, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Программа расчитана на детей 7-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №____от «____» __________августа 2011 г. | «Согласовано» Председатель профкома МОУ « СОШ №2» ________/ Кученкова Т. А. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №2» _________/ И. В. Зябликова Приказ №___от «___» ___________2011 г. |
Дополнительная образовательная программа
театрального кружка «Теремок»
для учащихся 1 класса
срок реализации 1 год
Программа разработана:
Просвирниной Натальей Петровной
учителем 1 квалификационной категории
Петровск
2011/2012 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Волшебный мир театра»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Задачи:
. развивать интерес к сценическому искусству;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· снимать зажатость и скованность;
· активизировать познавательный интерес;
· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
· развивать чувство ритма и координацию движения;
· развивать речевое дыхание и артикуляцию;
· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
· пополнять словарный запас;
· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
· познакомить детей с театральной терминологией;
· познакомить детей с видами театрального искусства;
· познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
· воспитывать культуру поведения в театре;
Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
· развивать чуткость к сценическому искусству;
· воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
· развивать умение владеть своим телом;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
· развивать воображение и веру в сценический вымысел;
· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;
· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.
Цель третьего года обучения: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.
Задачи:
- совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;
- познакомить с основами гримировального искусства;
- сформировать навыки импровизационного общения, импровизированного конферанса;
- познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;
- помочь избавиться от штампов общения;
- воспитывать чувства сопереживания;
- формировать эстетический вкус;
- создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;
- научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;
- научить на практике изготовлению реквизита, декораций;
- обучить основам создания сценического образа с помощью грима;
- сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой.
Программа предназначена для детей 7 -10 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года.
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия, а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
Прогноз результативности
Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.
К концу первого года занятий ребёнок:
Знает:
- что такое театр;
- чем отличается театр от других видов искусств
- с чего зародился театр
- какие виды театров существуют
- кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Имеет понятия:
- об элементарных технических средствах сцены
- об оформлении сцены
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:
- направлять свою фантазию по заданному руслу
- образно мыслить
- концентрировать внимание
- ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
- общения с партнером
- элементарного актёрского мастерства
- образного восприятия окружающего мира
- адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
- коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
В конце второго года занятий ребенок
Знает:
- что такое выразительные средства.
- Фрагмент как составная часть сюжета.
- действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
Умеет:
- применять выразительные средства для выражения характера сцены.
- фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
- определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
- понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
Имеет понятие:
- о рождении сюжета произведения.
- о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
- о сверхзадаче и морали в произведении.
Имеет навыки:
- свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
- Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
- анализировать последовательность поступков.
- простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
В конце третьего года обучения воспитанники должны знать:
- историю театра
- жанры театра;
- виды искусства;
- основные театральные понятия;
- основы гримировального искусства
- основы создания сценической постановки;
- основы создания сценического образа с помощью грима;
- штампы общения;
- стили речи;
должны:
- освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;
- освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;
- уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
- уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;
- владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,
- иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление
- владеть своим телом как инструментом самовыражения;
- уметь работать над «белыми стихами»;
- владеть импровизационным конферансом;
- использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;
- уметь моделировать и разрешать жизненные ситуации;
- уметь реализовать себя в создании сценической постановки;
- изготовлять реквизит и декорации;
- владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки;
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план I года обучения.
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | 3 | 3 | - |
2. | Театральная игра | 13 | 1 | 12 |
3. | Культура и техника речи | 9 | 1 | 8 |
4. | Ритмопластика | 6 | - | 6 |
5. | Основы театральной культуры | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
Учебно-тематический план II года обучения.
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Театральная игра | 5 | 1 | 4 |
3. | Культура и техника речи | 3 | 1 | 2 |
4. | Ритмопластика | 4 | 1 | 3 |
5. | Основы театральной культуры | 2 | 1 | 1 |
6. | Работа над спектаклем | 18 | 3 | 15 |
Итого: | 34 | 9 | 27 |
Учебно-тематический план III года обучения
N п\п | Содержание работы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | 2 | 2 | - |
3. | Театральный словарь | 3 | 3 | - |
3. | Сценическая речь | 2 | 1 | 1 |
4. | Пластика | 2 | - | 2 |
5. | Работа над спектаклем | 25 | 3 | 22 |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Содержание дополнительной образовательной программы.
1 год обучения
№ п/п | Перечень разделов и тем | Краткое содержание тем |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие. |
|
2. | Театральная игра. | Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. |
3. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. |
4. | Ритмопластика. | Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. |
5. | Основы театральной культуры. | Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре |
2 год обучения
№ п/п | Перечень разделов и тем | Краткое содержание тем |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие. |
|
2. | Театральная игра. | Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников. |
3. | Культура и техника речи. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок. |
4. | Ритмопластика. | Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа. |
5. | Основы театральной культуры. | Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре. |
6. | Работа над спектаклем. | Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели:
2 этап - Репетиционный Цели:
3 этап - Завершающий Цели:
4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям. |
3 год обучения.
№ п/п | Перечень разделов и тем | Краткое содержание тем |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие. |
|
2. | Театральный словарь. | Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре. |
3. | Сценическая речь. | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над стихотворением, басней. |
4. | Пластика. | Система упражнений включают в себя: ∙ яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом ∙ упражнения направленные на координацию движений и равновесие ∙ упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа |
5. | Работа над спектаклем. | Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели: 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
2 этап - Репетиционный Цели:
3 этап - Завершающий Цели:
4 этап - Генеральная репетиция Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать. 5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
1 год обучения.
№ | Наименование тем. | Форма занятия. | Приемы и методы организации занятий. | Форма подведения итогов. |
1 | Здравствуй, театр! | игра-знакомство | беседа с элеметами игры | рисунок «Театр» |
2 | Диагностика творческих способностей воспитанников. | инсценировка знакомых сказок | диагностический игровой | творческая работа |
3 | Игры на развитие произвольного внимания. | игра | игровой | награждение |
4 | Игры на развитие воображения. | игра | игровой | участие в сценке |
5 | Игры на развитие памяти и внимания. | игра | игровой | награждение самых |
6 | Игры на развитие наблюдательности. | игра | игровой | награждение |
7 | Игры на развитие памяти. | игра | игровой | награждение |
8 | Этюды на выразительность жестов. | творческая мастерская | упражнения | участие в сценке |
9 | Этюды с воображаемыми предметами. | творческая мастерская | упражнения | участие в сценке |
10 | Этюды с заданными обстоятельствами | творческая мастерская | упражнения | участие в сценке |
11 | Этюды на эмоции и вежливое поведение. | творческая мастерская | упражнения | участие в сценке |
12 | Импровизация игр-драматизаций. | творческая мастерская | упражнения | участие в сценке |
13 | Культура и техника речи. Работа над спектаклем «Рождественская сказка» | беседа творческая мастерская | упражнения поисковый | корректировка сценария |
14 | Артикуляционная гимнастика. Работа над спектаклем «Рождественская сказка» | игра творческая мастерская | упражнения поисковый | корректировка сценария |
15 | Дыхательные упражнения. Работа над спектаклем «Рождественская сказка» | игра творческая мастерская | упражнения поисковый | корректировка сценария |
16 | Речь в движении. Работа над спектаклем «Рождественская сказка» | творческая мастерская | упражнения поисковый | корректировка сценария |
17 | Премьера спектакля «Рождественская сказка» для родителей. | творческий отчет | спектакль | |
18 | Премьера спектакля «Рождественская сказка» для 2 классов. | творческий отчет | спектакль | |
19 | Коллективное сочинение сказок. | творческая мастерская | поисковый | сказка |
20 | Диалог и монолог. | беседа с элементами игры | поисковый | участие в сценке |
21 | Работа над стихотворением и басней. | творческая мастерская | поисковый | выступление |
22 | Работа над стихотворением и басней. | творческая мастерская | поисковый | выступление |
23 | Ритмопластика. | беседа-игра | игровой | творческое выступление |
24 | Игры на создание образов с помощью жестов и мимики. | игра | игровой | творческое выступление |
25 | Игры на развитие чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений. | игра | игровой | творческое выступление |
26 | Игры на развитие воображения детей, способности к пластической импровизации. | игра | игровой | творческое выступление |
27 | Музыкальные игры и упражнения. Работа над новым театрализованным представлением «В гостях у сказки» | игра творческая мастерская | игровой поисковый | поощрение внесение изменений в сценарий |
28 | Ритмические игры и упражнения. Работа над новым театрализованным представлением «В гостях у сказки» | игра творческая мастерская | игровой поисковый | поощрение внесение изменений в сценарий |
29 | Пластические игры и упражнения. Работа над новым театрализованным представлением «В гостях у сказки» | игра творческая мастерская | игровой поисковый | поощрение внесение изменений в сценарий |
30 | Работа над новым театрализованным представлением «В гостях у сказки» | творческая мастерская | поисковый | внесение изменений в сценарий |
31 | Премьера театрализованного представления «В гостях у сказки» с приглашением родителей. | творческий отчет | спектакль | |
32 | Правила поведения в театре. | беседа | иллюстративный | составление памятки |
33 | Архитектура и фасад зданий театра. | беседа-лекция | иллюстративный | |
34 | Заключительное занятие. Викторина «Что я знаю о театре?» | викторина | игровой | награждение |
Литература
- Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
- Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
- Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
- Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
- Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
- Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
- Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
- Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
- Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
- Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
- Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка"Добродея"
Пояснительная записка, цель, задачи, формы и методы работы, ожидаемый результат,планирование....
Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».
Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...
Дополнительная образовательная программа кружка «Милосердия»
Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в педагогике .воспитание призвано развивать,укрекплять и поддерживать в детях гуманное,...

Дополнительная образовательная программа кружка "Здравствуй, театр!"
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением сл...

Дополнительная образовательная программа кружка "Мир из бумаги"
Дополнителтная образовательная программа кружка "Мир из бумаги"Срок реализации 2 годаВозрастная категория обучающихся: с 8 лет...

Дополнительная образовательная программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)
Программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасн...
Дополнительная образовательная программа кружка "Я-гражданин России"
кружок Я- гражданин России...